ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-22217/13 от 27.02.2014 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-29449/2012

06 марта 2014 года 15АП-22217/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,

судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережным А.А.,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью "Ростэк-Тагаз": представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424280);

от общества с ограниченной ответственностью "Интертехника ЮГ": представитель Костин В.С., паспорт, по доверенности № б/н от 21.01.2014;

от Таганрогской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424372);

от Файзуллаева Г.Н.: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424303);

от Кернешела В.В.: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424310);

от ЧП "МС-транс": представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424327);

от Кушнира А.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424334);

от индивидуального предпринимателя Царев Юрий Николаевич: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424341);

от общества с ограниченной ответственностью "Экотек": представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424358);

от: общества с ограниченной ответственностью «Аквилон»: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 34400270424365);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростэк-Тагаз"

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 22.11.2013 по делу № А53-29449/2012

по иску общества с ограниченной ответственностью "Ростэк-Тагаз"

(ИНН 6154568676, ОГРН 1106154004483)

к обществу с ограниченной ответственностью "Интертехника ЮГ"

(ИНН 6119009107, ОГРН 1066119007350)

при участии третьих лиц - Таганрогская таможня; Файзуллаев Г.Н.; Кернешел В.В.; ЧП "МС-транс"; Кушнир А.А.; индивидуальный предприниматель Царев Юрий Николаевич; общество с ограниченной ответственностью "Экотек"; общество с ограниченной ответственностью «Аквилон»

о взыскании 245 200 руб.,

принятое в составе судьи Лусегеновой З.С.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ростэк-Тагаз» (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Интертехника Юг» (далее - ответчик) о взыскании 245 200,00 руб. неосновательного обогащения.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2013 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Ростэк-Тагаз» обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба по существу принятого судебного акта мотивирована следующими доводами: несостоятельна ссылка суда первой инстанции на факт перевозки спорных товаров под таможенной процедурой таможенного транзита и установленную таможенным законодательством ответственность перевозчика за перемещение товаров под данной таможенной процедурой. Суд упустил из внимания то обстоятельство, что спорный период пользования прилегающей территорией склада определен истцом как период после завершения процедуру таможенного транзита. Вывод суда о том, что спорные услуги являются услугами охраняемой автостоянки не является значимым для настоящего дела. При вынесении решения суд оставил без какой-либо оценки доводы истца, касающиеся правомерности предъявления требований именно к ответчику как к собственнику и декларанту спорного товара. Судом самостоятельно определялись экспертная организация и перечень вопросов экспертам. При таких обстоятельствах истец полагает, что суду, по смыслу ст. 109 АПК РФ, указанные расходы истца надлежало отнести на счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании 27.02.2014 истец и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили.

В связи с изложенным апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца и третьих лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «РОСТЭК-ТАГАЗ» является владельцем склада временного хранения, что подтверждается выданным 10.06.2011 Таганрогской таможней свидетельством о включении в Реестр владельцев складов временного хранения № 10319/100043.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Таможенного кодекса Таможенного союза условием включения юридического лица в реестр владельцев складов временного хранения является нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве склада временного хранения отвечающих требованиям, установленным законодательством государств – членов таможенного союза.

В силу статьи 71 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одним из указанных требований является наличие прилегающей к помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, охраняемой территории с твердым покрытием (асфальтовое, бетонное либо иное покрытие подобного рода), оборудованной для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, в том числе транспортных средств, перевозящих товары по территории Российской Федерации, в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.

В целях соблюдения вышеуказанного условия включения в реестр владельцев складов временного хранения ООО «РОСТЭК-ТАГАЗ» был заключен договор аренды от 18.03.2011 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Таганрог, ул. Чучева, 11.

Как указывает истец, в период с сентября 2011 по декабрь 2011, ответчик использовал прилегающую территорию склада ООО «РОСТЭК-ТАГАЗ» для завершения таможенной процедуры таможенного транзита путем размещения указанной территории склада транспортных средств, перевозящих товары, принадлежащие ООО «Интертехника Юг».

Ссылаясь на то, что в период с сентября по декабрь 2011, ответчик неосновательно пользовался услугами истца по хранению своего груза на охраняемой стоянке, принадлежавшей ООО "РОСТЭК-Регион", последний обратился в арбитражный суд с иском.

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 10.04.2013, в рамках настоящего дела, по ходатайству сторон, была назначена судебная финансово-экономическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз и консультаций».

На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:

- определить размер обоснованных тарифов для склада общества с ограниченной ответственностью «РОСТЭК-ТАГАЗ», в период времени сентябрь-декабрь 2011, с учетом уровня рентабельности 30%, исходя из расчета стоимости предоставляемой услуги за один час;

- определить размер обоснованных тарифов для склада общества с ограниченной ответственностью «РОСТЭК-ТАГАЗ», в период времени сентябрь-декабрь 2011, с учетом уровня рентабельности 30%, исходя из расчета стоимости предоставляемой услуги за одни сутки.

В соответствии с представленном в материалы дела экспертным заключением общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз и консультаций», поступило экспертное заключение № 058-2013 от 25.07.2013, эксперты пришли к следующим выводам:

- размер обоснованных тарифов для склада общества с ограниченной ответственностью «РОСТЭК-ТАГАЗ», в период времени сентябрь – декабрь 2011, с учетом уровня рентабельности 30%, за один час составляет 180,00 руб. в час – для грузового транспорта и 118,00 руб. в час – для легкового транспорта;

- размер обоснованных тарифов для склада общества с ограниченной ответственностью «РОСТЭК-ТАГАЗ», в период времени сентябрь – декабрь 2011, с учетом уровня рентабельности 30%, исходя из расчета стоимости предоставляемой услуги за одни сутки составляет 4 313,00 руб. – для грузового транспорта и 2 825,00 руб. – для легкового транспорта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» за въезд транспортного средства, перевозящего находящиеся под таможенным контролем товары, на указанную в части 2 настоящей статьи территорию и его нахождение на ней в течение времени, необходимого для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, плата не взимается.

При этом указанная норма прямых ограничений по взиманию платы за нахождение товаров на прилегающей к СВХ территории после завершения таможенных процедур не содержит.

В силу пункта 3 статьи 150 Таможенного кодекса Российской Федерации, товары, перемещаемые через границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 156 Таможенного кодекса Российской Федерации после пересечения таможенной границы, ввезенные товары должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 174 Таможенного кодекса Российской Федерации помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 202 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливлены виды таможенных процедур, одним из которых является таможенная процедура таможенного транзита.

В соответствии с частью 1 статьи 215 Таможенного кодекса Российской Федерации под таможенным транзитом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

Общие положения о таможенном транзите, условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, срок таможенного транзита, место доставки товаров, обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита, ответственность перевозчика, завершение таможенной процедуры таможенного транзита установлены статьями 215 - 220, 223 - 225, 227 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 182 Таможенного кодекса Российской Федерации при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.

Порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438 (далее - Порядок).

В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 указанной статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 215 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 186 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии со статьей 223 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись .

За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в части 1 статьи 224 Таможенного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.

Согласно статье 220 Таможенного кодекса Российской Федерации местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, допускаются с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта (статья 222 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Статьей 219 Таможенного кодекса Российской Федерации определено, что срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита.

Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц.

Установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, может быть продлен в пределах срока, установленного пунктом 2 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 225 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.

Согласно части 2 статьи 225 Таможенного кодекса Российской Федерации в месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.

Таможенный орган назначения в течение 1 (одного) часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регистрирует их подачу в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза (часть 4 статьи 255 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 255 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее двадцати четырех часов после регистрации документов путем проставления отметки на транзитной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.

Порядок оформления таможенными органами завершения таможенной процедуры таможенного транзита определяется решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с пунктами 17, 18 Порядка для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик представляет в таможенный орган назначения в соответствии со статьей 225 Таможенного кодекса Российской Федерации один лист транзитной декларации и один комплект транспортных (перевозочных) с отметками о выпуске товаров и один комплект иных документов, входящих в состав транзитной декларации, идентифицированных таможенным органом отправления.

После представления перевозчиком таможенному органу назначения документов, указанных в пункте 17 Порядка, должностное лицо таможенного органа назначения регистрирует их подачу в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. Далее таможенный орган назначения совершает необходимые действия для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, предусмотренные разделом III Порядка.

При этом в целях реализации положений Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 438, и в соответствии с частью 4 статьи 224 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" утверждены образцы журналов (приложения к Порядку), используемых в таможенных органах при совершении таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, в том числе журналы: регистрации транзитных деклараций в таможенном органе отправления (приложение № 1); учета отказов в регистрации транзитных деклараций в таможенном органе отправления (приложение № 3); регистрации подтверждений о прибытии транспортных средств (приложение № 4); учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитным декларациям (приложение № 5).

Таким образом, относимыми и допустимыми доказательствами перемещения спорных товаров под таможенной процедурой таможенного транзита являются транзитные декларации, а также утвержденные уполномоченным органом журналы таможенных органов регистрации подтверждений о прибытии транспортных средств и учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитным декларациям.

В материалы дела представлена информация о дате и времени закрытия процедуры таможенного транзита с указанием номеров транспортных средств, а так же копии журналов учета завершения таможенной процедуры таможенного транзита по книжкам МДП и журнал регистрации подтверждений о прибытии, международные контракты купли-продажи, договоры перевозки и транспортной экспедиции, декларации на товары, акты и товарно - транспортные накладные с указанием одновременного въезда транспортных средств с грузом на СВХ ООО «РОСТЭК-ТАГАЗ».

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Как следует из контракта № 677 от 12.04.2011, заключенного между ООО «Интертехника Юг» (Покупатель) и ООО «Донецкий завод газовой и электрической бытовой аппаратуры» Украина (Продавец), Продавец принял на себя обязательства передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить газовые плиты; поставка осуществляется на условиях FCA-г.Донецк.

Дополнительным соглашением №3 от22.04.2011 стороны по контракту согласовали, что местом разгрузки груза является г.Каменск-Шахтинский, Ростовская область; грузополучатель - ООО «Интертехника Юг».

Дополнительным соглашением № 21 от 20.10.2011 стороны по контракту согласовали, что место разгрузки груза указывается в CMR.

Контрактом № ТАН-111/11 от 15.11.2011 предусмотрена поставка товара на условиях FCA-г.Донецк.

Контрактом № 93ДН-11Е от 12.08.2011 предусмотрена поставка товара автомобильным транспортом, на условиях FCA-г.Донецк; при толковании договора имеют силу условия «INCOTERMS-2010».

Контрактом № 443/Р от 12.04.2011 предусмотрена поставка товара автомобильным транспортом, на условиях FCA-г.Донецк; переход права собственности на товар осуществляется по условиям поставки «INCOTERMS-2010».

Ответчик во исполнение вышеуказанных Контрактов заключил договоры перевозки грузов с третьими лицами (перевозчиками).

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами машины с грузом, предназначенным для ответчика, находились в Зоне таможенного контроля, на склад временного хранения не перемещались.

Доказательств того, что ответчик самостоятельно осуществлял перевозку спорных грузов в суд не представлено.

Как отмечалось выше, ответственным лицом за перемещение товаров под таможенной процедурой таможенного транзита является перевозчик.

Кроме того, в соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таможенным законодательством предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе процедура таможенного транзита.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что возложение на иное лицо (получателя груза, заказчика), а не на перевозчика обязанностей последнего, предусмотренных таможенным законодательством, в том числе путем взимания с последнего дополнительной платы за совершение операций, связанных с применением таможенных процедур, является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Для возникновения неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих условий: обогащения одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями.

Как указывает истец, им оказывались комплексные услуги, включая фактическое определение места размещения транспортного средства на территории, прилегающей к территории склада; проверка оснований въезда на территории, прилегающей к территории склада в связи с использованием ее исключительно по целевому назначению; фиксирование времени въезда и выезда на территорию, прилегающей к территории склада; регулировка процесса передвижения по территории, прилегающей к территории склада; оформление контрольных документов при въезде и выезде транспортного средства на территорию, прилегающую к территории склада; выпуск транспортного средства с территории, прилегающей к территории склада после прохождения необходимых таможенных процедур; регулирование процесса размещения транспортных средств на площадке.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом оценки суда первой инстанции, который в результате правильного применения норм материального права обоснованно отказал в иске.

Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2013 по делу № А53-29449/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий Н.В. Ковалева

Судьи Ю.И. Баранова

М.Г. Величко