ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-38245/2018
27 февраля 2019 года 15АП-22220/2018
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества агрофирма «Южная»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.11.2018 по делу № А32-38245/2018 , принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Лукки А.А.
по заявлению акционерного общества агрофирма «Южная»
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество агрофирма «Южная» (далее – АО агрофирма «Южная», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.06.2018 № 08-24-18/420 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей, о признании незаконным решения о рассмотрении жалобы от 08.08.2018 № АП-14/02-01.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований АО агрофирма «Южная» отказано. В удовлетворении ходатайства общества о рассмотрении дела по общим правилам искового производства отказано. Решение мотивировано наличием в деянии общества события и состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным суд не усмотрел.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО агрофирма «Южная» обжаловала принятое судом первой инстанции решение в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ссылаясь на отсутствие состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, поскольку в соответствии с требованиями пункта 5.3 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 «О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Порядок № 231) обществом в Приложении № 3 по графе 16 отражены сведения о перемещении виноматериалов в объеме 187 267 дал с ОП Тамань на ОП Курчанская, поступление которых отражено в Приложении № 4 по графе 8 «от собственного производства»; в соответствии с пунктом 6 Порядка № 231, сведения об используемом сырье отражаются в декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения № 4. В соответствии с пунктом 6.2. Порядка № 231 в графе 8 Приложения № 4 отражаются сведения об объеме поступившей продукции собственного производства, используемой для производства другой продукции, в соответствии с первичными бухгалтерскими документами; в графе 11 отражаются сведения об объеме продукции, израсходованной для производства другой спиртосодержащей продукции, в соответствии с первичными бухгалтерскими документами. В соответствии с пунктом 6.2 Порядка, обществом по графе 8 Приложения № 4 по обособленному подразделению АО агрофирма «Южная» станица Курчанская отражены сведения о поступлении виноматериалов с обособленного подразделения АО агрофирма «Южная» станица Тамань в полном объеме: за 2 квартал 2017 года в объеме 187267дал. Полагает, что отражение объема перемещения по Приложению № 3 по графе 16 с обособленного подразделения АО агрофирма «Южная» (станица Тамань) в Приложение № 3 в графу 7 (станица Курчанская), а затем с целью отракения его использования: по графе 16 Приложения № 3 с ОП АО агрофирма «Южная» (станица Курчанская) в Приложение № 4 АО агрофирма «Южная» (станица Курчанская) приведет к задвоению объемов прочего расхода по графе 16 Приложение № 3 в целом по организации. Обращает внимание суда на то, что обществом надлежаще отражен расход (перемещение) виноматериалов и по Приложению № 4, по графе 8 по ОП Курчанская их поступление (перемещение) с ОП Тамань, в полном объеме и достоверно отражены сведения об объеме виноматериалов, направленных в целом по организации в отчетном периоде на использование для собственных нужд в адрес ОП ст-ца Курчанская (187 267дал), что отражено в Приложении № 4 по ОП ст-ца Курчанская: получение данного объема по графе 8 «от собственного производства». Также общество полагает необоснованными требования в части отражения сведений о произведенной продукции в разрезе объемного содержания этилового спирта в готовой продукции (ЕГАИС и декларации), отклонения по общему объему произведенной продукции, отраженной в декларациях и зафиксированных в ЕГАИС отсутствуют. Полагает, что в декларации и не требуется отражения и разбивки одного вида продукции в зависимости от крепости, поскольку декларация - это отчетный документ, содержащий общие сведения о произведенном виде продукции в разрезе кодов вида продукции за квартал и в отличие от ЕГАИС не требующий конкретизации партии алкогольной продукции.
Относительно нарушений порядка заполнения сведений в графе 14 приложения № 3 об объеме использованного сырья на производство готовой продукции при его отклонении от сведений, размещенных в Приложении №4 в графе 11; отражению объема, произведенных виноматериалов в Приложении № 3 по факту их отгрузки на сторону, общество признает отсутствие справочных сведений о расходе сырья на произведенную продукцию, однако обращает внимание на тот факт, что в декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения № 4 сведения об использованном сырье (виноматериале) на производство виноматериалов отражены в полном объеме в соответствии с первичными документами. Просит учесть, что при допущенном отклонении сведений декларации во 2 квартале 2017 об объеме произведенной продукции, сведения о фактическом объеме произведенной продукции в полном объеме зафиксированы в ЕГАИС и отражены в Журнале учета объемов производства и оборота.
Общество также полагает, что дело незаконно рассмотрено судом первой инстанции в упрощенном порядке.
В отзыве на апелляционную жалобу управление указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Повторно исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО агрофирма «Южная» имеет лицензию на осуществление производства, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции от 06.06.2017
№ 004769РА23ППП0006654, сроком действия до 14.06.2021; места осуществления лицензируемого вида деятельности: <...> и <...> (т.1 л.д. 28, 64).
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу на основании приказов 13.03.2018 № 333 и от 06.04.2018 № 401 в отношении общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что обществом в нарушение положений части 4 статьи 14, статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 «О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей» (далее - Правила № 815), Порядка № 231 по адресу Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Тамань, ул. Карла Маркса, 158, допущено искажение информации при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а именно:
- в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2017 года (приложение № 3 к Правилам) по обособленному подразделению КНН 235232007 в графе 5 отражено производство виноматериала по коду 321 в объеме 1 514 051,4 дал, однако согласно сведениям, зафиксированным в ЕГАИС («Отчет об объемах производства по данным АСИиУ», Заявки о фиксации сведений о производстве за сутки) производство виноматериала составило 1 618 017,26 дал (отклонение 103 965,86 дал);
- в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложения № 6,7) за 2 квартал 2017 года отражено перемещение виноматериала (код 321) с обособленного подразделения АО агрофирма «Южная» (КПП 235232007, адрес осуществления деятельности: <...>) в адрес обособленного подразделения АО Агрофирма «Южная» (КПП 235232001, адрес осуществления деятельности: <...>) в объеме 187267 дал, однако в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 3) в графе 7 (прочий приход) в сведениях по обособленному подразделению АО агрофирма «Южная» (ИНН <***> КПП 235232001 по адресу осуществления деятельности обособленного подразделения: <...>) перемещение виноматериала (код 321) в объеме 187267 дал не отражено (Отклонение 187267 дал).
- данные в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2017 года (приложение № 3 к Правилам) об объеме производства спиртосодержащей продукции в разрезе объемного содержания этилового спирта (графы 3,5), а также объеме использования сырья для производства спиртосодержащей продукции (графа 14) не соответствуют сведениям зафиксированным в ЕГАИС:
Произведено во 2 квартале 2017 года | Фактический расход пищевой спиртосодержащей продукции ДЛЯ производства виноматериала | Графа 14 декларац ии№3 | ||||
Код вида | Крепость | Декларация №3 | ЕГАИС | Отклонение | ||
Сведения по обособленному подразделен Адрес: 643,353525,23, Темрюкский р-н. ию: ОАО агрофирма "Южная" ИНН/КПП: <***>/235232001 Курчанская ст-ца, Красная ул, 201. | ||||||
321 | 10,9 | 0,0 | 44440,55 | 44440,55 | 0,0 | 0,0 |
321 | 11,0 | 0,0 | 17359,02 | 17359,02 | 17370 | 0,0 |
321 | 11,1 | 177558,5 | 70991,13 | 106567,37 | 71035,7 | 0,0 |
321 | 12,0 | 0,0 | 44768,38 | 44768,38 | 38792,6 | 0,0 |
Сведения по обособленному подразделению: ОАО агрофирма "Южная" ИНН/КПП: <***>/235232007 Адрес: 643,353556,23, Темрюкский р-н, Тамань ст-ца, Карла Маркса ул, 1. | ||||||
321 | 11,0 | 0,0 | 775410,72 | 775410,72 | 413522,7 | 0,0 |
321 | 11,1 | 0,0 | 2514,79 | 2514,79 | 2516,4 | 0,0 |
321 | 11,2 | 0,0 | 33893,26 | 33893,26 | 0,0 | 0,0 |
321 | 11,3 | 0,0 | 13473,07 | 13473,07 | 0,0 | 0,0 |
321 | 11,4 | 1326784,4 | 8420 | 1318364,4 | 2701,7 | 0,0 |
321 | 11,5 | 187267 | 5352,06 | 181914,94 | 0,0 | 0,0 |
321 | 11,7 | 0,0 | 18924,34 | 18924,34 | 0,0 | 0,0 |
321 | 12,0 | 0,0 | 543836,91 | 543836,91 | 296567,1 | 0,0 |
321 | 13 | 0,0 | 216192,11 | 216192,11 | 169082,2 | 0,0 |
По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ, управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.05.2018 № 08-24-18/420 (т.1 л.д. 107-111).
Постановлением от 05.06.2018 № 08-24-18/42 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере
50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, искажение информации и нарушение порядка при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При этом, искаженными данными в смысле вмененной обществу статьи КоАП РФ следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.
В связи с чем действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая ряд ограничений и запретов, в том числе на искажение сведений при декларировании производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона № 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона; под производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд. Не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
На основании пункта 6 Правил № 815 организации, осуществляющие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Союза, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство, хранение, поставки вина, игристого вина (шампанского), представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 3.
Организации, осуществляющие закупку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом Союза, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 4 (пункт 7 Правил № 815).
В силу пунктов 9 и 10 Правил № 815 организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об использовании производственных мощностей по форме согласно приложению № 6; организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в населенных пунктах, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе отсутствует точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом "О связи"), указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, розничную продажу алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом Союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимой в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом Союза особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов, а также розничную продажу алкогольной продукции, помещаемой под таможенную процедуру беспошлинной торговли, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7.
Указанные декларации в соответствии с пунктом 15 Правил № 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании пункта 16 Правил № 815, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью
При обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации представляются до окончания квартала, следующего за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии) (пункт 20 Правил № 815).
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядок заполнения деклараций утвержден Порядком № 231.
Как следует из протокола об административном правонарушении обществу вменено отражение недостоверных сведений в графе 5 декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2 квартал 2017 года (приложение № 3 к Правилам) по обособленному подразделению КПП 235232007 (отклонение со сведениями, отраженными в ЕГАИС на 103 965, 86 дал.).
В силу пункта 5.2 Порядка № 231 в графе 5 «произведено с начала отчетного периода» указывается объем производства продукции в отчетном периоде в соответствии с первичными бухгалтерскими документами.
Апелляционная жалоба не содержит возражений в данной части.
Согласно материалам административного производства АО агрофирма «Южная» допущено нарушение, выразившееся в искажении информации при декларировании за 2 квартал 2017 года данных об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложения № 6,7), согласно которым обществом отражено перемещение виноматериала (код 321) с обособленного подразделения АО агрофирма «Южная» (КПП 235232007) в адрес обособленного подразделения АО Агрофирма «Южная» (КПП 235232001) в объеме 187267 дал, однако в декларации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Приложение № 3) в графе 7 (прочий приход) в сведениях по обособленному подразделению АО агрофирма «Южная» (КПП 235232001) перемещение виноматериала (код 321) в объеме 187267 дал не отражено.
В силу прямого указания пункта 5.2 Порядка № 231 в графе 7 «прочий приход» декларации № 3 указывается: приход продукции, не указанной в графах 5 и 6.
Согласно пунктам 8.2 и 8.4 Порядка № 231 в графе 20 «объем поставленной продукции» указывается объем продукции, поставленный (перемещенный) согласно сопроводительным документам. При наличии у организации обособленных подразделений графы раздела "Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)" декларации № 6 заполняются в соответствии с вышеуказанным порядком их заполнения. В разделе «Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)» в том числе указывается перемещение продукции обособленному подразделению организации.
Такой же порядок отражения в разделе «Сведения по обособленному подразделению (с указанием ИНН, КПП, адреса)» декларации по форме 7 сведений о перемещении продукции обособленному подразделению организации предусмотрен пунктом 9.4 Порядка заполнения деклараций.
Общество, ссылаясь на отсутствие состава по данному эпизоду, указывает, что данный виноматериал использовался в качестве сырья для производства продукции и отражается в декларации №4, отражение сведений о перемещении в графе №7 декларации №3 приведет к задвоению объемов прочего расхода по графе №16 декларации №3.
Между тем, вышеприведенными нормами установлено императивное требование в отношении порядка отражения сведений, направленное на возможность их сопоставления и проверки.
Обществом в нарушение приведенных выше норм во 2 квартале 2017 года отражено перемещение виноматериала между обособленными подразделениями, однако в графе 7 (прочий приход) перемещение не отражено. Таким образом, отражение перемещения виноматериала в графе № 11 декларации № 4 не освобождает общество от отражения перемещения в графе № 7 (прочий расход) декларации № 3 в соответствии с п. 5.3 Приказа № 231.
Отклонение составило 187 267 дал.
Довод апелляционной жалобы о том, что запрет на указание среднего показателя объемного этилового спирта не установлен, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 1.7 Порядка № 231 во всех графах декларации показатели указываются в физическом выражении декалитрах или тоннах до третьего знака после запятой. Таким образом, в декларации отражается объем этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в физическом выражении в декалитрах, при этом указывается крепость продукции применительно к каждой позиции.
Согласно пункту 5.2 Порядка № 231 в графе 3 «содержание этилового спирта» указывается объемное содержание этилового спирта в готовой продукции.
Данные об объеме производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящейся согласно Классификатору кодов продукции к одному виду алкогольной продукции, но отличающейся по содержанию этилового спирта, отражаются в разных строках декларации по форме № 3.
Указанные требования направлены на то, чтобы сведения о производстве продукции, отраженные в декларациях, совпадали со сведениями, отраженными в ЕГАИС.
Наличие графы № 3 в декларации № 3 предполагает конкретизацию алкогольной и спиртосодержащей продукции в зависимости от крепости продукции, а не заполнение усредненного показателя, как полагает общество.
Объем расхода этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции по всем кодам видов продукции отражается в графе 14 «расход этилового спирта и другой продукции на производство собственной продукции» декларации 3.
Таким образом, отражение в декларации по форме № 3 усредненных показателей крепости произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции является искажением предоставляемой информации и нарушением порядка декларирования.
Письмом от 13.04.2017 № 6961/12-01 Росалкогольрегулирование разъяснило, что с учетом требований Порядка, утвержденного приказом № 231 от 23.08.2012, отражение в декларации № 3 усредненных показателей крепости произведенной алкогольной и спиртосодержащей продукции является искажением представляемой информации.
То обстоятельство, что в ЕГАИС фиксируется, в том числе, информация о ее фактической крепости, не исключает обязанности по соблюдению установленного порядка декларирования, установленного пунктом 5.2. Приказа № 231.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.01.2018 по делу № А32-9842/2017.
В декларации об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение №4) за 2 квартал 2017 в графе 11 отражен расход виноматериала на производство пищевой спиртосодержащей продукции (купаж) в общем объеме 93 454,1 дал, что не подтверждается данными первичных документов (купажных актов), согласно которым объем спиртосодержащей продукции, направленный на купаж составил 116167,9 дал. Отклонение 22713,8 дал.
Согласно представленных обществом купажных актов установлено, что объем виноматериала, направленного на купаж составил 116167,9 дал, что не соответствует, данным отраженным обществом в декларации № 4.
Следовательно, общество предоставило в уполномоченный орган декларации, содержащие искаженную информацию.
В апелляционной жалобе общество совершение правонарушения по данному эпизоду не отрицает, поясняет, что оно совершено без умысла.
С учетом изложенного управлением верно сделан вывод о том, что обществом указаны недостоверные сведения об обороте алкогольной продукции.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе, декларацией об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (декларация № 5 корректирующая) за 3 квартал 2017 года; протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, пояснениями общества (т.1 л.д. 127-128).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имея возможность для соблюдения установленного законом запрета на искажение вносимых в декларацию данных, располагая первичными учетными документами для отражения в декларации достоверных данных, общество не приняло всех необходимых мер для соблюдения публично-правовой обязанности по представлению достоверных данных в декларации.
Довод общества о том, что АО агрофирма «Южная» не было надлежащим образом извещено о времени и месте вынесения постановления подлежит отклонению, поскольку адрес электронной почты общества af-yuzhnaya@yandex.ru указан обществом в государственном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий. По данному адресу электронной почты лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений (допустимость уведомления данным способом закреплена в ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ).
Протокол составлен в присутствии генерального директора общества.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно абзацу 3 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление № 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 Постановления № 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003
№ 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений.
Таким образом, суд первой инстанции в пределах своих полномочий, установленных арбитражным процессуальным законодательством, рассмотрел вопрос о наличии в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и пришел к выводу о невозможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, правомерно не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции подлежит отклонению довод о том, что суд первой инстанции в нарушение ч. 5 ст. 227 АПК РФ не рассмотрел ходатайство общества о рассмотрении дела в порядке общего административного производства, в связи с чем, рассмотрел данное дело в порядке упрощенного производства.
В силу абз. 2 п. 18 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названным в части первой статьи 232.2 ГПК РФ и частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть вторая статьи 232.3 ГПК РФ, часть 2 статьи 228 АПК РФ). Согласие сторон на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 постановления № 10 указанные в части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, части 5 статьи 227 АПК РФ (например, необходимость выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств), могут быть выявлены как при принятии искового заявления (заявления) к производству, так и в ходе рассмотрения этого дела.
В случае выявления таких обстоятельств суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть пятая статьи 232.2 ГПК РФ, часть 6 статьи 227 АПК РФ). Такое определение не подлежит обжалованию.
Указанное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения судом ходатайства участвующего в деле лица, указавшего на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 части четвертой статьи 232.2 ГПК РФ, пунктами 1 - 3 части 5 статьи 227 АПК РФ. Данное ходатайство может быть подано до окончания рассмотрения дела по существу.
Суд первой инстанции в ходе рассмотрения дела не установил наличие предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства.
Как видно из материалов дела, общество не заявляло ходатайство о наличии одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 АПК РФ. Кроме того, Кодекс не предусматривает обязательность перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства в случае заявления об этом лица, участвующего в деле, считающего, что данное дело должно быть рассмотрено в общем порядке, а не в порядке упрощенного производства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для вызова сторон в судебное заседание.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.11.2018 по делу
№ А32-38245/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.Ю. Ефимова