ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-2289/19 от 15.03.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-36844/2018

19 марта 2019 года                                                                             15АП-2289/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ильиной М.В.,

судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от заинтересованного лица - Вальц Д.Э. по доверенности от 17.11.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 09.01.2019 по делу № А32-36844/2018,

принятое в составе судьи Бондаренко И.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг» (ОГРН 1022302393079, ИНН 2315098635)

к Новороссийской таможне

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг» (далее  - общество, ООО «Новотранс Юг») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее – таможенный орган) от 23.08.2018 по делу об административном правонарушении № 10317000-626/2018 о привлечении
ООО «Новотранс Юг» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 680 447,14 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2019 постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении № 10317000-626/2018 от 23.08.2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Новотранс Юг» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания признано незаконным и отменено, сумма штрафа уменьшена до 510 335,35 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Новотранс Юг» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения. Заявление классификационного кода было осуществлено декларантом путем буквального толкования описания товарной позиции 8528 72 200, что не запрещено правилами интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС.Согласно пункту 28 описи документов к ДТ
№ 10317110/290417/0009710 лицом, декларирующим товары, была представлена техническая документация на товары, руководство по эксплуатации. В технической документации на товары, в руководстве по эксплуатации было указано, что товар обладает функцией как видеозаписи так и видеовоспроизведения. Содержание технической документации впоследствии было изучено экспертом и нашло свое отражение в экспертном заключении, в котором указано, что в результате исключительно визуального осмотра товара и чтения инструкции (эксперт не включал телевизор, не записывал и не воспроизводил записи) он установил, что согласно инструкции предусмотрена запись видеосигнала и воспроизведение с флеш-накопителя. То есть, товар включал в свой состав аппаратуру, обладающую одновременно и функцией видеозаписи и видеовоспроизведения. Описание позиции 8528 72200 содержит союз или «аппаратура, включающая в свой состав видеозаписывающую или видеовоспроизводящую аппаратуру». В данном случае союз или использован в значении либо, а не в значении и (или). Соответственно, буквальное толкование описания товарной позиции 8528 72 200 позволяет сделать вывод о том, что в данную позицию могут быть включены товары, в которых имеется либо только видеозаписывающая, либо только видеовоспроизводящая аппаратура. Учитывая, что в состав товара входит и видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура, он не подпадает под описание товарной позиции 8528 72 200 и не может быть туда включен, а соответственно не подлежат начислению таможенные платежи, установленные применительно к коду 8528 72 2001. Описание позиции 8528 72 200 содержит неясность, заявление кода 8528 72 400 0 не противоречит буквальному трактованию описания данной товарной позиции и свидетельствует об отсутствии значительного ущерба охраняемым интересам государства, поскольку декларирование было осуществленного без нарушения установленного порядка путем буквального толкования описания товарной позиции.
Таможенным органом неверно определен код ТН ВЭД ЕАЭС товара использованный для исчисления неуплаченных таможенных платежей, поскольку товар не имеет в своем составе ни жидкокристаллического, ни плазменного дисплея, наличие которых является обязательным для отнесения товара в товарную позицию 8528 72 200 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указала, что о недостаточной степени заботливости и осмотрительности таможенного представителя свидетельствует решение произвести предварительное таможенное декларирование товаров, которые ранее им не декларировались, до фактического прибытия товаров на таможенную территорию, не имея возможности произвести осмотр товаров, привлечь экспертов для уточнения сведений о декларируемых товарах, отобрать пробы и образцы, провести исследования товаров. При этом, вышеуказанные права таможенному представителю ООО «Новотранс Юг» для возможности исполнения возложенных законом обязанностей предоставлены как по закону (п. 1 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза), так и по договору (пп. 1.1.1.; 1.1.2. п. 1 договора № 32/ТБ от 01.04.2015). Предварительное декларирование позволяет ускорить процесс таможенного декларирования товаров, однако не исключает обязанность по соблюдению таможенного законодательства и не устраняет наступление негативных последствий в случае нарушения лицом установленных таможенным законодательством норм и правил, в случае заявления им в предварительной таможенной декларации сведений, не соответствующих фактическим данным. Кроме того, таможенный представитель при подаче предварительной таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению достоверных сведений, необходимых для таможенного декларирования, при фактическом отсутствии товаров. В этом случае лицо должно предвидеть возможность наступления последствий в виде несоответствия заявленных в ДТ сведений о качественных характеристиках товара фактически ввезенному товару и принять меры, исключающие наступление таких последствий. Об отсутствии возможности, в том числе технической, осуществить осмотр и отбор проб и образцов товара, лицу также должно быть известно заранее и в этом случае оно вправе воспользоваться декларированием в обычном режиме и не принимать тем самым риски, связанные с невозможностью осуществления действий, предусмотренных п. 1 ст. 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ст. 187 Таможенного кодекса Таможенного союза), до подачи предварительной декларации. Неиспользование данной возможности и выявление в последующем факта недостоверного декларирования товаров не устраняет ответственности указанного лица. О необходимости предварительного осмотра товара свидетельствует тот факт, что согласно информации в инструкции по эксплуатации, которая прилагалась к поставляемому товару, имелась информация о том, что конструктивным исполнением телевизоров NORD STAR моделей NSTV-32 и NSTV-40 предусмотрены запись видеосигнала, транслируемого по антенному кабелю, подсоединенному к антенному гнезду телевизоров, на USB-флеш накопитель, и воспроизведение медиа-файлов (графических, аудио- и видео), а также текстовых файлов USB-флеш накопителя). Кроме того согласно акту таможенного досмотра № 10317100/050517/001224, а также показаниям свидетеля Марчука В.А. конструктивной особенностью товаров №№1,2. заявленных по ПТД № 10317110/290417/0009710 являлось, в том числе, наличие технического отверстия для подключения кабеля: USB. На момент заполнения и подачи ПТД № 10317110/290417/0009710 в распоряжении таможенного представителя имелась предоставленная ООО «Прайм Групп» инструкция по эксплуатации (техническая документация) на товары «LED телевизоры», содержащая достаточные сведения о декларируемых товарах, позволяющих достоверно отнести декларируемый товар в соответствующей подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС. Однако согласно показаниям свидетеля Костяевой М.А. причиной заявления при декларировании товаров №№ 1,2 в ПТД №10317110/290417/0009710 недостоверных сведений классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, послуживших основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, является недостаточное изучение характеристик (конструктивных особенностей) указанных товаров, понимание технической документации, представленной при таможенном декларировании указанных товаров. С учетом вышеизложенного, у таможенного представителя ООО «Новотранс Юг» имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры, а именно: имея в своем распоряжении на момент заполнения и подачи ПТД № 10317110/290417/0009710 документы, содержащие достаточные сведения о качественных характеристиках (конструктивных особенностях) товаров, могло и должно достоверно заявить достоверные (полные) сведения о декларируемых товаров, в том числе о классификационном коде ТН ВЭД ЕАЭС. Кроме того, общество должно было обладать полной информацией о декларируемых товарах, могло и должно было принять исчерпывающие меры, направленные на получение от продавца/изготовителя, либо от получателя декларируемого товара полной, достоверной и документально подтвержденной информацией о качественных характеристиках товаров. Кроме того ООО «Новотранс Юг» не воспользовалось своим правом, предусмотренным ст. 24 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (на дату совершения данного правонарушения аналогичные положения содержались ст. 54 Таможенного кодекса Таможенного союза), а именно не обратилось в таможенный орган с целью получения предварительного решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Более того, общество могло обратиться в таможенный орган за получением консультации в порядке ст. 359 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (на дату совершения данного правонарушения аналогичные положения содержались в ст. 11 Таможенного кодекса Таможенного союза) по вопросу описания и классификации ввозимых товаров. Имея правовую и фактическую возможность, ООО «Новотранс Юг» не приняты достаточные меры для соблюдения требований действующего таможенного законодательства, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности. При этом,
ООО «Новотранс Юг», включенному на момент подачи в таможенный орган ПТД № 10317110/290417/0009710 в Реестр таможенных представителей (свидетельство 0776/00 от 15.12.2016), осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе, должно быть известно об установленных таможенных законодательством нормах, регламентирующих порядок декларирования товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В судебном заседании представитель Новороссийской таможни не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.12.2016 между компанией «Джинпин Текнолоджи (Гонконг) Кампани Лимитед», Гонконг (поставщик) и ООО «Прайм Групп», Россия (покупатель) был заключен внешнеэкономический контракт N PG-101/2016, в соответствии с которым поставщик обязуется производить, продавать и поставлять покупателю, а покупатель обязуется заказывать, принимать и оплачивать товары, изготовленные поставщиком (согласно пункту 1.2) и доставленные на условиях FOB Джухаи (Incoterms 2010) - в порт назначения Новороссийск.

01.04.2015 между таможенным представителем ООО «Новотранс Юг» и
ООО «Прайм Групп» (заказчик, представляемый) был заключен договор N 32/ТБ, предметом которого является деятельность таможенного представителя: от имени и по поручению заказчика за вознаграждение и в силу полномочия, основанного на данном договоре, производить при таможенном оформлении операции (осуществлять деятельность в сфере таможенного дела), необходимые для помещения товаров и (или) транспортных средств заказчика под определенную таможенную процедуру, выбранную заказчиком.

Во исполнение указанного внешнеторгового контракта 01.05.2017 в порт Новороссийск прибыл т/х «MILANO», на борту которого, в том числе, находился контейнер N ZCSU8610503 с товаром - «LED телевизоры» в количестве 944 грузовых места, общим весом брутто 6896,16 кг, согласно коносаменту
N ZIMUHKG001533194 от 23.03.2017. Отправителем товара является компания «JINPIN TECHNOLOGY (HONG KONG) COMPANY LIMITED», Гонконг, получателем товара - ООО «Прайм Групп», Россия. 01.05.2017 товар выгружен и помещен на временное хранение в зону таможенного контроля ПАО «НМТН» с регистрацией ДО-1 N 10317100/020517/0010936.

29.04.2017 в целях помещения вышеуказанного товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» с использованием электронной формы декларирования специалистом по таможенному оформлению
ООО «Новотранс Юг» Костяевой М.А., действующей на основании доверенности от 20.12.2016 N 254, в ОТО и ТК Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни, подана предварительная декларация на товары (далее - ПТД), которой присвоен регистрационный номер
N 10317110/290417/0009710, в которой задекларированы товары двух наименований, с заявлением следующих сведений о товарах:

товар N 1 «LED телевизоры артикул NSTV - 3210», материал корпуса; пластик, цвет: черный, диагональ: 32 дюйма, комплектация: - телевизор со шнуром питания в сборе - 1 шт., - батарейки размера AAA - 2 шт., - пульт ДУ - 1 шт., - ножки - 2 шт., - инструкция по эксплуатации - 1 шт., - цветная индивидуальная упаковка - 1 шт., всего: 480 шт., 480 коробок: - 480 шт. серийные номера: 321000010317-321012000317, изготовитель: JINPINTECHNOLOGY (HONGLONG) COMPANYLIMITED, товарный знак: NORDSTAR, марка: NSTV-3210, модель: NSTV-3210, в количестве 480 грузовых места, весом брутто 2817,600 кг, весом нетто 2817,600 кг, заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 8528 72 400 0, таможенная стоимость 3206939,44 рублей;

товар N 2 «LED телевизоры артикул NSTV - 4010», материал корпуса: пластик, цвет: черный, диагональ: 40 дюймов, комплектация: - телевизор со шнуром питания: в сборе - 1 шт., - батарейки размера AAA - 2 шт., - пульт ДУ - 1 шт., - ножки - 2 шт., - инструкция по эксплуатации - 1 шт., - цветная индивидуальная упаковка - 1 шт., всего: 464 шт., 464 коробок: - 464 шт. серийные номера: 401000010317-401007840317, изготовитель: JINPIN TECHNOLOGY (HONGLONG) COMPANY LIMITED, товарный знак: NORDSTAR, марка: NSTV-4010, модель: NSTV-4010, в количестве 464 грузовых места, весом брутто 4078,560 кг, весом нетто 4078,560 кг, заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 8528 72 400 0, таможенная стоимость 4649910,43 рублей.

В соответствии поручением на досмотр N 10317100/030517/001224 должностным лицом Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни принято решение о проведении таможенного досмотра товара, задекларированного по ПТД N 10317110/290417/0009710.

05.05.2017 в результате проведенного таможенного контроля в форме таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10317100/050517/001224) вышеуказанного товара, прибывшего в порт Новороссийск на т/х «MILANO», находящегося в контейнере N ZCSU8610503, должностным лицом отдела таможенного досмотра Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни установлено, что в досматриваемом контейнере находятся товары, заявленные в ПТД.

10.05.2017 в ходе таможенного оформления и таможенного контроля должностным лицом Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни в отношении товаров, заявленных в ПТД
N 10317110/290417/0009710, было принято решение о назначении таможенной экспертизы N 10317100/100517/ДВ/000120.

Таможенным органом были отобраны пробы товаров NN 1, 2 (акт отбора проб и образцов N 10317100/100517/000037), которые были направлены в ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону для проведения таможенной экспертизы, с целью выяснения наличия в составе LED-телевизоров (артикулы NSTV-3210, NSTV-4010) видеозаписывающей либо видеовоспроизводящей аппаратуры.

10.05.2017 выпуск товаров NN 1, 2, заявленных по ПТД
N 10317110/290417/0009710, Новороссийским юго-восточным таможенным постом был разрешен в соответствии с заявленной таможенной процедурой при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.

В соответствии с заключением таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 22.05.2017 N 12406004/0017314 установлено, что конструктивным исполнением телевизоров NORD STAR моделей NSTV-32 и NSTV-40 (товары NN 1,2, заявленные в ПТД N 10317110/290417/0009710), предусмотрены запись видеосигнала, транслируемого по антенному кабелю, подсоединенному к антенному гнезду телевизоров, на USB-флеш накопитель, и воспроизведение медиа-файлов (графических, аудио- и видео), а также текстовых файлов USB-флеш накопителя.

31.05.2017 Новороссийской таможней приняты:

решение N РКТ-10317000-17/000195 о классификации товара N 1, заявленного по ДТ N 10317110/290417/0009710, в товарной субпозиции 8528 72 200 1 ТН ВЭД ЕАЭС, с определением следующего наименования и описания товара, необходимых для классификации: «LED телевизоры артикул NSTV - 3210». Материал корпуса: пластик, цвет: черный, диагональ: 32 дюйма. Комплектация: - телевизор со шнуром питания в сборе - 1 шт., - батарейки размера ААА - 2 шт., - пульт ДУ - 1 шт., - ножки - 2 шт., - инструкция по эксплуатации - 1 шт., - цветная индивидуальная упаковка - 1 шт. Конструктивным исполнением телевизоров предусмотрены запись видеосигнала, транслируемого по антенному кабелю, подсоединенному к антенному гнезду телевизоров, на USB-флеш накопитель, и воспроизведение медиа-файлов (графических, аудио и видео), а также текстовых файлов USB-флеш накопителя»;

решение N РКТ-10317090-17/000196 о классификации товара N 2, заявленного по ДТ N 10317110/290417/0009710 в товарной субпозиции 8528 72 200 1 ТН ВЭД ЕАЭС, с определением следующего наименования и описания товара, необходимых для классификации: «LED телевизоры артикул NSTV - 4010». Материал корпуса: пластик, цвет: черный, диагональ: 32 дюйма. Комплектация: - телевизор со шнуром питания в сборе - 1 шт., - батарейки размера ААА-2 шт., - пульт ДУ - 1 шт., - ножки - 2 шт., - инструкция по эксплуатации - 1 шт., - цветная индивидуальная упаковка - 1 шт. Конструктивным исполнением телевизоров предусмотрены запись видеосигнала, транслируемого по антенному кабелю, подсоединенному к антенному гнезду телевизоров, на USB-флеш накопитель, и воспроизведение медиа-файлов (графических, аудио и видео), а также текстовых файлов USB-флеш накопителя».

Указанные решения приняты в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 и 6 ТН ВЭД ЕАЭС на основе заключения таможенного эксперта ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 22.05.2017 N 12406004/0017314.

Согласно информации, представленной служебной запиской отдела таможенных процедур и таможенного контроля Новороссийской таможни от 25.07.2018 N 08-11/1096, сведения о товарах N 1, N 2, необходимые для классификации, содержатся в решениях по классификации от 31.05.2017 N РКТ-10317100-17/000195, N РКТ-10317100-17/000196, в том числе, указана техническая характеристика товара «конструктивным исполнением телевизоров предусмотрена запись видеосигнала, антенному кабелю, подсоединенному к антенному гнезду телевизоров, на USB-флеш накопитель, и воспроизведение медиа-файлов (графических, аудио- и видео), а также текстовых файлов с USB-флеш накопителя.

На основании вышеизложенного таможенный орган пришел к выводу о том, что декларантом (таможенным представителем) в 31 графе ПТД
N 10317110/290417/0009710 не в полном объеме указаны технические характеристики товаров N 1, N 2.

Согласно произведенному отделом таможенных платежей Новороссийской таможни расчету таможенных платежей по ПТД N 10317110/290417/0009710, представленного служебной запиской от 03.08.2018 N 13-09/4283, общий размер занижения подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров NN 1, 2, заявленных по ПТД N 10317110/290417/0009710, составил 1 020 670, 71 рублей. Подлежащие уплате таможенные пошлины, налоги взысканы на основании решения о зачете денежного залога N 10317000/070717/ЗДзО-3204/-/ПС.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения 01.08.2018 Новороссийской таможней определения о возбуждении дела об административном правонарушении N 10317000-626/2018, предусмотренном частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

17.08.2018 Новороссийской таможней в отношении ООО «Новотранс Юг» был составлен протокол об административном правонарушении по делу
N 10317000-626/2018 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

23.08.2018 таможенным органом в отношении заявителя было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10317000-626/2018 о привлечении ООО «Новотранс Юг» к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 680 447,14 рублей.

Не согласившись с постановлением Новороссийской таможни от 23.08.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10317000-626/2018, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании его незаконным и отмене в части назначенного административного наказания.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений.

Субъектами правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.

В момент подачи декларации действовал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Пунктом 4 статьи 105 ТК ЕАЭС определено, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего. Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Таким образом, ошибка в классификации товара для таможенных целей, не сопряженная с недостоверным декларированием его количественных характеристик, не может служить основанием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

При этом из содержания положений частей 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ следует, что законодатель рассматривает недекларирование товара в качестве правонарушения, имеющего значительно большую общественную опасность для сферы таможенного дела, в сравнении с недостоверным декларированием товаров, что находит отражение в несопоставимости размеров санкций, установленных данными нормами. При этом состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, является формальным, в то время как ответственность по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ наступает только при условии, что недостоверное декларирование товара привело к неблагоприятным последствиям - неуплате таможенных пошлин.

Судом установлено и материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что указание юридическим лицом неполных сведений о качественных характеристиках (конструктивных особенностях) товаров NN 1, 2 по ПТД N 10317110/290417/0009710, а именно: не указано, что конструктивным исполнением телевизоров NORD STAR моделей NSTV-32 и NSTV-40 предусмотрены запись видеосигнала, транслируемого но антенному кабелю, подсоединенному к антенному гнезду телевизоров, на USB-флеш накопитель, и воспроизведение медиа-файлов (графических, аудио- и видео), а также текстовых файлов USB-флеш накопителя, послужило основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пункту 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о качественных характеристиках товаров при условии полного декларирования этих товаров по количественным характеристикам подлежит квалификации по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Таким образом, заявление в таможенной декларации неполных сведений о товарах, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данным товарам, и послужившее в связи с этим основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Обязанность лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений следует из общего принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 16 и 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств в материалы дела представлено не было.

На основании вышеизложенного, с учетом конкретных обстоятельств по рассматриваемому делу, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности события административного правонарушения и вины заявителя в совершении вмененного правонарушения и наличия оснований для его привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней не пропущен.

Основания для применения положений ст. ст. 2.9, 4.1.1 КоАП РФ, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ отсутствуют.

Учитывая отсутствие в материалах дела об административном правонарушении отягчающих вину общества обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Новороссийской таможни от 23.08.2018 по делу об административном правонарушении N 10317000-626/2018 в части назначенного административного штрафа в размере 680 447,14 рублей, снизив размер административного штрафа до одной второй от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, что составляет
510 335,35 рублей.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение  Арбитражного суда Краснодарского края от 09.01.2019 по делу
№ А32-36844/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             Т.Г. Гуденица

С.С. Филимонова