ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-23171/2021 от 28.12.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-32354/2021

28 декабря 2021 года                                                                         15АП-23171/2021

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Илюшина Р.Р.,

судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Неплюевой А.М.,

в отсутствие участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону

на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25.11.2021 по делу № А53-32354/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик «Галактика»

к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону

о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Галактика» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным решения от 29.06.2021
№59-34-2/24656 об отказе во внесении изменений в разрешение от 25.12.2017
№61-310-664404-2017 на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта» на земельном участке с кадастровым номером КН: 61:44:0000000:693, расположенном по ул. Штахановского, 24/2 в городе Ростове-на-Дону (далее - объект), и об обязании департамента внести испрашиваемые заявителем изменения в указанное разрешение.

Решением суда от 25.11.2021 требования заявителя удовлетворены.

Департамент обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы заинтересованное лицо приводит доводы о законности отказа во внесении изменений в разрешение на строительство объекта, ссылаясь на несоответствие представленных обществом документов требованиям части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с:

- расположением площадок благоустройства, в том числе машино-мест, предусмотренных для объекта, за границами земельного участка;

- отсутствием в составе исходных данных раздела проекта «Пояснительная записка» технических условий на подключение объекта к сетям ливневой канализации Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону;

- несоответствием раздела проекта «Схема планировочной организации земельного участка» требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, а также иным представленным разделам проектной документации. 

В отзыве на апелляционную жалобу общество полагало решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы – не соответствующими нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам и материалам дела, ссылаясь на необходимость внесения изменений в разрешение на строительство по объективным обстоятельствам, соответствие представленной документации требованиям 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебное заседание лица,  участвующие в деле, явку представителей не обеспечили,  о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 06.12.2004 №1995 Благотворительному фонду «Согласие» (фонд) предварительно согласовано место размещения многоэтажного жилого дома с объектом соцкультбыта и подземной автостоянкой на земельном участке площадью 0,2600 га., утвержден акт от 20.05.2004 № 4126 выбора земельного участка по ул. Штахановского в городе Ростове-на-Дону.

27.06.2006  Комитетом по архитектуре и градостроительства города Ростова-на-Дону БФ «Согласие» выдано архитектурно-планировочное задание №307-А (АПЗ) на разработку рабочего проекта строительства многоэтажного жилого дома с объектом соцкультбыта и подземной автостоянкой по улице Штахановского.

Постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 28.02.2007 №210 фонду предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 0, 2600 га для строительства многоквартирного дома, в связи с чем заключен договор аренды земельного участка от 23.08.2007 №30043 в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:44:00 00 00:0693 по ул. Штахановского, 24 в городе Ростове-на-Дону на срок по 28.02.2010. Земельный участок передан арендатору по акту от 23.08.2007.

В соответствии с полученным АПЗ, постановлениями мэра города от 06.12.2004 и от 28.02.2007 по заказу БФ «Согласие» архитектурной мастерской ИП ФИО1 была разработана проектная документация на строительство
24-х этажного жилого дома с подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта по ул. Штахановского в городе Ростове-на-Дону, в отношении которой застройщиком БФ «Согласие» 20.07.2007 года получено положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Ростовской области
№1167-2007/3945.1-2006.

09.04.2008 Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону БФ «Согласие» выдано разрешение № RU61310000-6644-1 на строительство 24-х этажного жилого дома с подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта по ул. Штахановского, 24/2 в г. Ростове-на-Дону, имеющего следующие показатели: 24 этажа, 252 квартиры, общая площадь квартир – 21 698,0 кв. м, общая площадь подземной автостоянки 996,0 кв. м, 36 м/мест, общая площадь помещений соцкультбыта – 1245,0 кв. м, строительный объем –
101 400 м3 .

01.09.2010 Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону БФ «Согласие» выдано разрешение № RU61310000-6644-2 на строительство того же объекта - 24-х этажного жилого дома с подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта по ул. Штахановского, 24/2 в городе Ростове-на-Дону.

На основании постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 18.05.2012 № 371 тот же земельный участок предоставлен по договору аренды земельного участка от 29.12.2012 № 34484 фонду в аренду на срок с даты регистрации договора по 28.02.2015 г. Целью аренды также указано строительство многоквартирного дома с объектом соцкультбыта и подземной автостоянкой.

09.01.2014 Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону фонду выдано разрешение на строительство многоквартирного дома № RU61310000-66-44-3 сроком действия до 09.01.2016 с аналогичными показателями.

В связи с нарушениями со стороны БФ «Согласие» условий договора о своевременном внесении арендных платежей за пользование земельным участком, предоставленным для строительства, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону 12.05.2014 направил в адрес арендатора уведомление № 12199/15 об одностороннем отказе от исполнения договора аренды от 29.12.2012 № 34484.

Решением от 21.07.2015  по делу №А53-7542/2015, оставленным без изменения вышестоящими инстанциями, суд обязал БФ «Согласие» освободить и передать ДИЗО земельный участок площадью 2 600 м2 , с кадастровым номером 61:44:0000000:693, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону,
ул. Штахановского, 24.

Постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 23.05.2017 №430 принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для строительства многоквартирных жилых домов, в том числе со встроенными и (или) встроенно-пристроенными объектами общественного назначения и (или) культурного, бытового обслуживания с обременением на создаваемый объект (многоквартирный дом) правами третьих лиц - граждан, с которыми заключены договоры долевого участия в строительстве с прежним застройщиком.

07.07.2017 года по результатам проведённого аукциона (протокол подведения итогов (рассмотрения заявок на участие в аукционе) от 23.06.2017 №1/487 Д-5) между Департаментом имущественно-земельных отношений города (арендодатель) и ООО СЗ «Галактика» (арендатор) заключён договор аренды №37187 земельного участка с кадастровым номером 61:44:0000000: 693, площадью 2 600 м2 , расположенного по ул. Штахановского, 24/2 в г. Ростове-на-Дону.

Согласно п. 1.2. указанного договора аренды земельный участок обременён ипотекой в силу закона: участники долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома.

25.12.2017 Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону на основании градостроительного плана земельного участка от 07.09.2016 № RU61310000-0920160412600724 и проектной документации, изначально разработанной ИП ФИО1, получившей положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по РО от 20.07.2007,
ООО СЗ «Галактика»  выдано разрешение № 61-310-664404-2017 на строительство многоэтажного жилого дома с подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта по ул. Штахановского, 24 в г. Ростове-на-Дону со следующими показателями: 24 этажа, общая площадь – 25 518,0 кв. м, площадь застройки – 1 350, 0 кв. м, строительный объем – 101 400 м3 , в том числе подземной части – 4 600,0 м3 , количество квартир - 252, общая площадь квартир – 21 698,0 кв. м, площадь офисных помещений – 1245,0 кв. м, площадь автостоянки - 996,0 кв. м, вместимость автостоянки - 36 м/мест.

Срок действия разрешения на строительство (с учётом изменений, внесённых 03.02.2021) – до 25.02.2027 года.

На основании задания застройщика, результатов новых инженерных изысканий, технических условий и градостроительного плана земельного участка от 07.09.2016 № RU61310000-0920160412600724, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства, проектной организацией
ООО «СК «Стройтрест» выполнена корректировка проектной документации на строительство указанного многоквартирного дома.

В отношении откорректированной проектной документации получено положительное заключение экспертизы ООО «Единый центр строительства» от 03.11.2020 года № 61-2-3-3-0191-20.

24.06.2021 ООО СЗ «Галактика» обратилось через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону» в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство от 25.12.2017 № 61-310-664404-2017 в соответствии с показателями многоквартирного дома, определенными в откорректированной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы от 03.11.2020 года № 61-2-3-3-0191-20 (24 этажа, общая площадь – 29 315,59 кв. м, площадь застройки – 1 481, 0 кв. м, строительный объем – 90 226,2 м3 , в том числе подземной части – 5 475,6 м3 , количество квартир - 326, общая площадь квартир – 17 372,04 кв. м, площадь офисных помещений – 243,36 кв. м, площадь автостоянки - 1065,81 кв. м, вместимость автостоянки - 36 м/мест.

К указанному заявлению были приложены документы, необходимые для рассмотрения вопроса о внесении изменений в разрешение на строительство, а именно: копия разрешения на строительство, проектная документация, пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, схема, отображающая архитектурные решения, проект организации строительства объекта капитального строительства; положительное заключение негосударственной экспертизы.

По итогам рассмотрения заявления общества Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону принято решение от 29.06.2021
№59-34-2/24656 об отказе ООО СЗ «Галактика» во внесении изменений в разрешение от 25.12.2017 №61-310-664404-2017 на строительство объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и помещениями соцкультбыта» на земельном участке КН: 61:44:0000000:693, расположенном по ул. Штахановского, 24/2 в городе
Ростове-на-Дону.

Решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство со ссылками на части 21.14, 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ было мотивировано расположением площадок благоустройства, в том числе машино-мест, для нужд многоквартирного дома за границами земельного участка, отсутствием в составе исходных данных раздела «Пояснительная записка» технических условий Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону на подключение объекта к сетям ливневой канализации, несоответствием раздела «Схема планировочной организации земельного участка» требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию» и иным представленным разделам проектной документации.

Ссылаясь на данные обстоятельства, общество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив наличие объективных обстоятельств для корректировки проектной документации на строительство объекта, представление в департамент заявления и документов, соответствующих по форме и содержанию действующему законодательству, необходимых для внесения изменений в действующее разрешение на строительство объекта, пришел к выводу о том, что данные обстоятельства являются основанием для признания отказа заинтересованного лица во внесении изменений в разрешение на строительство объекта недействительным и понуждения департамента внести в разрешение на строительство объекта изменения, испрашиваемые обществом.

С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

В силу положений статей 40, 41, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 8, частей 1, 4 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства; разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

К заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прикладывает документы, перечисленные в части 7 статьи 51 Кодекса.

Частью 10 статьи 51 Кодекса установлен запрет на истребование у заявителя иных документов для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 указанной статьи документов.

Согласно части 19 той же статьи Кодекса разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Из положений частей 1.2., 6, 7 статьи 52 Кодекса следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.

Порядок внесения изменений в разрешение на строительство объекта капитального строительства урегулирован частями 21.14, 21.15 статьи 51 Кодекса Российской Федерации.

Частью 21.14 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство принимает решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. Для рассмотрения вопроса о внесении изменений в разрешение на строительство, не связанных исключительно с продлением срока его действия, необходимы документы, предусмотренные частью 7 статьи ст. 51 Кодекса (правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, материалы, содержащиеся в утвержденной проектной документации (пояснительная записка), схема планировочной организации земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства, проект организации строительства объекта капитального строительства),  положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства).

Деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления основана на принципе законности. Следовательно, при принятии решений уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой в пределах своих полномочий, реализация органами местного самоуправления соответствующих полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Выдача разрешений на строительство включена в перечень типовых услуг, оказываемых, в частности органами местного самоуправления.

Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

По смыслу положений статьи 51 Кодекса публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (внесении изменений в разрешение на строительство) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство приведен в части 21.15 статьи 51 Кодекса, к которым применительно к рассматриваемому делу можно отнести отсутствие предусмотренных законом документов, несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка или несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство.

Из материалов дела следует, что на строительство спорного объекта неоднократно выдавались разрешения на строительство, последнее из которых было выдано департаментом обществу 25.12.2017 (№ 61-310-664404-2017) сроком действия до 25 февраля 2027 года на основании градостроительного плана земельного участка от 07.09.2016 №RU61310000-0920160412600724 и проектной документации, разработанной ИП ФИО1, получившей положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по РО от 20.07.2007.

Впоследствии обществом в связи с истечением сроков действия ранее полученных технических условий и результатов инженерно-геологических изысканий, изменениями требований в сфере пожарной безопасности застройщиком и установлением технических ошибок в проектной документации была выявлена объективная невозможность строительства объекта без корректировки проектной документации, разработанной в 2006-2007 годах, и внесения соответствующих изменений в действующее разрешение на строительство, в связи с чем проектной организацией ООО «СК «Стройтрест» по заданию общества была выполнена корректировка проектной документации на строительство объекта.

Разделы проектной документации, в которые были внесены изменения, и суть произведенных корректировок проектной документации отражены в представленной в материалы дела справке проектной организации
ООО «СК «Стройтрест».

В частности, в соответствии с п. 6.9 СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» для обеспечения норм эвакуации была произведена перепланировка технических помещений подвала с устройством выхода из них в общий коридор и далее на лестницу. Для обеспечения требований п. 5.1.24 СП 113.13330.2016 «Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99» изменен уклон пандуса при въезде в парковку (с 13% на 5%). В целях обеспечения соответствия п. 7.11.10 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» шахта дымоудаления была перенесена из квартир в общий коридор. Согласно п.п. 4.2.5., 4.4.7. СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» были осуществлены перепланировка воздушной зоны незадымляемой лестничной клетки Н1, устройство окна площадью остекления 1,2 кв. м, увеличение дверных проемов в соответствии с шириной лестничного марша.

Внесение указанных изменений в проектную документацию повлекло изменение некоторых планировочных решений, разукрупнение части квартир. Одновременно при изменении проектной документации было осуществлено исправление ранее допущенных ошибок при определении технико-экономических показателей объекта и их приведение в соответствие с действующими требованиями.

По откорректированной (измененной) проектной документации получено Положительное заключение экспертизы ООО «Единый центр строительства» от 03 ноября 2020 года №61-2-3-3-0191-20 (Заключение).

Поскольку изменения, внесённые в проектную документацию объекта, затронули технико-экономические показатели объекта, указанные в разрешении на его строительство, возникла необходимость внесения изменений в ранее выданное разрешение на строительство.

При этом из сопоставления соответствующих технико-экономических показателей объекта следует, что:

- количество этажей (24) осталось без изменений (п. 2 таблицы п. 2.1.3. стр. 4 Положительного заключения экспертизы от 03.11.2020);

- изменение площади застройки с 1350 кв.м на 1481 кв. м обусловлена ошибочным определением данного показателя в проекте 2006 г. (площадь застройки была определена без учета входной группы с юго-западной стороны здания) при неизменности размеров здания в осях (46,82 х 46,82 и в Положительном заключении Главгосэкспертизы России от 20.07.2007 (стр. 5), и в Положительном заключении экспертизы от 03.11.2020 (стр. 27) наличием изменений площади входных групп в части обеспечения доступа маломобильных групп населения (устройство пандусов);

- уменьшение строительного объема здания вызвано исключением межэтажной антресоли на 1-м этаже, сокращением количества и площади офисов на 1 этаже и расположением вместо них части квартир, что повлекло уменьшение высоты данного этажа;

- изменение общей площади здания с 25518 кв. м на 29315,59 кв. м обусловлено тем, что в разрешении на строительство от 25.12.2017 г. значение указанного показателя было приведено в размере общей (суммарной) площади всех помещений здания по их внутренним проектным размерам, тогда как в откорректированной проектной документации общая площадь здания рассчитана согласно СП 54.13330 «ЗДАНИЯ ЖИЛЫЕ МНОГОКВАРТИРНЫЕ». Приложение А, согласно положениям которого (п.п. 1.2., 1.3.) площадь здания (площадь жилого здания) определяют как сумму площадей всех этажей. При этом площадь этажа измеряется между внутренними поверхностями наружных стен на уровне пола (без учета плинтусов).

- уменьшение общей площади квартир с 21 698 кв. м до 17 372,04 кв. м вызвано тем, что в разрешении на строительство от 25.12.2017 г. значение указанного показателя было приведено согласно сведениям об общей площади всех помещений жилых этажей (п. 4.2. Положительного заключении Главгосэкспертизы России от 20.07.2007 (стр. 26), включающей как площадь квартир, так и внеквартирных помещений (коридоров, холлов, тамбуров, лестничных клеток и т.д.), а в измененной проектной документации указана площадь именно квартир, которая расчетно сопоставима со значением данного показателя в предыдущем проекте.

- количество квартир приведено в соответствие с вновь принятыми планировочными решениями (с учетом разукрупнении квартир, изменения проектных решений инженерных систем, расположения квартир вместо части офисных помещений на 1 этаже, в связи с чем, общая площадь офисных помещений с 1245 кв. м уменьшилось до 243,36 кв. м);

- расчетная площадь автостоянки с 996 кв. м изменилась на 1065,81 кв. м в связи с включением в ее площадь ранее предусмотренных помещений, предназначенных исключительно для обслуживания данной автостоянки (электрощитовой, кладовой уборочного инвентаря, помещение охраны, санузел, служебные помещения) при неизменности показателя вместимости автостоянки (36 машиномест) (п. 15 таблицы п. 2.1.3. стр. 5 Положительного заключения экспертизы от 03.11.2020).

Материалами дела подтверждается соответствие испрашиваемых обществом изменений в разрешение на строительство разрешенному виду использования земельного участка, условиям договора аренды земельного участка, объективная необходимость внесения изменений в проектную документацию и разрешение на строительство, надлежащее обращение общества в уполномоченный орган.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что отказ департамента во внесении испрашиваемых обществом изменений в разрешение на строительство не соответствует действующему законодательству.

Довод заинтересованного лица о законности отказа в связи с расположением площадок благоустройства, в том числе машино-мест, предусмотренных для объекта, за границами земельного участка апелляционным судом отклоняется. 

Как следует из материалов дела, действующее в настоящее время разрешение на строительство от 25.12.2017 № RU61310000-6644-2017 (со сроком действия до 25.02.2027) выдано заявителю на основании проектной документации, на основании которой в 2008 году БФ «Согласие» выдано разрешение № RU61310000-6644-1 .

В соответствии со Схемой планировочной организации земельного участка (Генеральным планом), входящим в состав проекта строительства объекта капитального строительства, выполненного ИП ФИО1 в 2006 году, получившего положительное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Ростовской области № 1167-2007/3945.1-2006 от 20.07.2007, спортивные площадки, площадки отдыха, детские площадки, а также площадки для открытых автостоянок были расположены за пределами границ земельного участка. В положительном заключении № 1167-2007/3945.1-2006 от 20.07.2007 (абз. 2 стр. 6) указано, что проектом предусмотрено устройство проезда сквозного вокруг дома с въездом и выездом с ул. Штахановского, в уширении которого предусмотрены гостевые автостоянки. На дворовой территории проектируется детская игровая площадка и за проектируемой подпорной стенкой северной части участка проектируются спортивные площадки с организацией подходов по наружным ступеням. На площадках благоустройства предусмотрена расстановка малых архитектурных форм МАФ.

На основании указанных проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы департаментом выдано разрешение от 25.12.2017 № RU61310000-6644-2017 на строительство объекта со сроком действия до 25.02.2027, при выдаче которого Департаментом архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону подтверждено соответствие проектных решений требованиям градостроительного плана земельного участка от 07.09.2016 №RU61310000-0920160412600724.

В представленной в целях внесения изменений в разрешение на строительство проектной документации раздел проекта Схема планировочной организации земельного участка, определяющий размещение площадок благоустройства, не корректиров ался.

Довод об отсутствии технических условий на подключение объекта к сетям ливневой канализации Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону опровергается материалами дела, которыми установлено, что проектная документация, представленная в департамент, содержала в составе раздела «Пояснительная записка» технические рекомендации № 275/4 от 14.06.2021 на подключение к системе ливневой канализации для объекта: «Многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой и помещения общественного назначения», выданные Департаментом автомобильных дорог и организации дорожного движения города Ростова-на-Дону» (в составе раздела «Пояснительная записка»).

Довод о несоответствии раздела проекта «Схема планировочной организации земельного участка» требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также иным представленным разделам проектной документации отклоняется апелляционным судом в силу следующего.

Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87.

Как было указано, раздел 2 проекта «Схема планировочной организации земельного участка (Генеральный план)», на основании которого выдано действующее на сегодняшний день разрешение на строительство, разработан в 2006 году и прошел государственную экспертизу в 2007 году, то есть до принятия положения о составе разделов проектной документации.

При этом, названный раздел проекта не корректировался, за внесением изменений в разрешение на строительство в соответствующей части застройщик не обращался, а соответствие данного раздела требованиям градостроительного плана земельного участка от 07.09.2016 №RU61310000-0920160412600724 проверено Департаментом при выдаче разрешения от 25.12.2017 № RU61310000-6644-2017.

Апелляционный суд отмечает, что соответствие требованиям действующего законодательства измененных разделов проектной документации подтверждается Положительным заключением экспертизы ООО «Единый центр строительства» от 03.11.2020 №61-2-3-3-0191-20. Каких-либо оснований требовать от застройщика внесения изменений в определённые разделы проектной документации при наличии действующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.11.2021 по делу №А53-32354/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                           Р.Р. Илюшин

Судьи                                                                                             Н.В. Нарышкина

Т.Р. Фахретдинов