ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-42585/2018
05 августа 2019 года 15АП-2549/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя ФИО1 ФИО2 по доверенности от 24.12.2018, заинтересованного лица ФИО3 по доверенности от 24.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2018 по делу № А32-42585/2018 (судья Семушин А.В.)
по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
к заинтересованному лицу департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
третье лицо: СПК «1-ый Винодельческий кооператив»,
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО4, индивидуальный предприниматель глава ФИО13 Витаутович, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО6, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО1, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО7, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО8, индивидуальный предприниматель ФИО9, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО10, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО11, индивидуальный предприниматель глава КФХ ФИО12 (далее – заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании решений департамента об отказе ИП главе КФХ ФИО4 от 18.05.2018, ИП главе КФХ ФИО8 от 18.05.2018, ИП ФИО6 от 18.05.2018, ИП ФИО9 от 07.05.2018, ИП ФИО7 от 18.05.2018, ИП главе КФХ ФИО1 от 18.05.2018, ИП главе КФХ ФИО5 08.05.2018, ИП главе КФХ ФИО11 от 08.05.2018, ИП главе КФХ ФИО10, от 18.05.2018 и ИП главе КФХ ФИО12 от 08.05.2018 в согласовании границ вновь образуемых земельных участков, распложенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского – незаконными, обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края устранить допущенные нарушения, путем согласования ИП главе КФХ ФИО4, ИП главе КФХ ФИО8, ИП ФИО6 от, ИП ФИО9 ИП ФИО7, ИП главе КФХ ФИО1, ИП главе КФХ ФИО5, ИП главе КФХ ФИО11, ИП главе КФХ ФИО10, ИП главе КФХ ФИО12 границ, вновь образуемых земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- заявителями пропущен срок обжалования спорных отказов департамента;
- заявителями избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права;
- заявление не содержало ссылок на статью 39.15 ЗК РФ, однако суд, нарушив принцип состязательности, по собственной инициативе применил данную норму;
- суд первой инстанции по результатам исследования представленных заявителем схем земельного участка пришел к неверным выводам;
- судом не учтено, что на момент обращения заявителей в департамент арбитражным судом рассматривался спор о границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0601000:11;
- суд первой инстанции не дал оценку доводу департамента о резервации земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:71;
- судом необоснованно отклонено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Заявители с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражении, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В составе суда произведена замена судьи Гуденица Т.Г. на судью
Ильину М.В. ввиду прекращения полномочий судьи Гуденица Т.Г. в связи с ее заявлением об отставке.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу, иные участвующие в деле лица явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в апреле 2018 года ИП глава КФХ ФИО4, ИП глава КФХ ФИО8, ИП ФИО6, ИП ФИО9, ИП ФИО7, ИП глава КФХ ФИО1, ИП глава КФХ ФИО5, ИП глава КФХ ФИО10, ИП глава КФХ ФИО11, ИП глава КФХ ФИО12 обратились в департамент с заявлениями о согласовании границ вновь образуемых земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского.
В мае 2018 года на вышеназванные заявления от департамента получены отказы в согласовании границ вновь образуемых земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского.
В своих отказах департамент указывает, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0604000:4 является предметом судебного спора, поэтому рассмотреть вышеуказанные заявления не предоставляется возможным до разрешения по существу спора в судебном порядке.
Заявители, полагая указанные отказы в согласовании границ вновь образуемых земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского, незаконными и необоснованными, обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который его принял. Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц), является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 кодекса).
В силу п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996
№ 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу п. 1 ст. 77 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ.
Статьей 39.6 ЗК РФ определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Пунктом 1 ст. 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Подпунктом 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ возможность получения в собственность или аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельхозугодий, находящихся в публичной собственности крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации возможна только в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен статьей 39.14 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка урегулирован нормами статьи 39.15 Земельного кодекса.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ.
В силу п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Так, судом установлено, к заявлению заявителей о предварительном согласовании предоставления земельного участка были приложены следующие документы:
- к заявлению главы КФХ ФИО10: акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия свидетельства о государственной регистрации КФХ, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению КФХ ФИО8: акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению главы КФХ ФИО11 акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению индивидуального предпринимателя ФИО6 акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению главы КФХ ФИО1 акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению индивидуального предпринимателя ФИО7 акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению главы КФХ ФИО4 акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации КФХ, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению главы КФХ ФИО12 акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации КФХ, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению главы КФХ ФИО5: акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта;
- к заявлению индивидуального предпринимателя ФИО9: акты согласования местоположения границ земельного участка в количестве 3 шт., схема расположения земельного участка в количестве 3 шт., электронный носитель информации, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о государственной регистрации ИП, копия выписки из ОГРНИП, копия паспорта.
Таким образом, судом установлено, что с заявлениями о предварительном согласовании заявители предоставили все необходимые и достаточные документы, предусмотренные п. 1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего кодекса.
В материалах дела имеются отказы департамента от 08.05.2018 № 52-20964/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО11, от 18.05.2018 № 52-22396/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО4, от 08.05.2018 № 52-20953/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО5, от 18.05.2018 № 52-22400/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка индивидуальному предпринимателю ФИО6, от 18.05.2018 № 52-22393/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО1, от 18.05.2018 № 52-22402/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО8, от 18.05.2018 № 52-22398/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО7, от 17.05.2018 № 52-22336/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО9, от 18.05.2018 № 52- 22402/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО8, от 18.05.2018 № 52-22406/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО10, от 08.05.2018 № 52-20906/18-32-12 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка ФИО12
Вышеуказанные отказы в предоставлении земельных участков в аренду мотивированы наличием судебного спора в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4.
Согласно п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Вместе с тем, вышеуказанные отказы не содержат данных, в каких судах рассматривается спор и является ли вообще земельный участок с кадастровым номером 23:37:0604000:4 предметом такого спора.
В случае если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ).
Таким образом, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ (под. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом для его предоставления без проведения торгов (п. 4), для проведения аукциона (п. 5), в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды или безвозмездного пользования (п. 6), для последующего изъятия образуемого земельного участка (п. 7).
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является не только этапом образования земельного участка, но и этапом предоставления этого земельного участка заявителю в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, при наличии исключительного права, предусмотренного п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого участка, в ней указывается площадь образуемого участка (ст. 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с под. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка предоставляется заявителем, если участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Так, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» установлено следующее.
Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить (п.3). В случае если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления такому гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п.5).
В схеме расположения земельного участка приводятся:
- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация) (п. 6).
Так, согласно заключению кадастрового инженера в ходе проведения кадастровых работ на земельном участке с кадастровым номером 23:37:0604000:4, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, с/о Гостагаевский, установлены границы вновь образуемых земельных участков:
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 59987 кв.м. ФИО9;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 150000 кв.м. ФИО1;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 142100 кв.м. ФИО4;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 169603 кв.м. ФИО8;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 142766 кв.м. ФИО5;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 116195 кв.м. С.Т.ВБ.;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 131999 кв.м. ФИО7;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 60001 кв.м. ФИО10;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 144367 кв.м. ФИО12;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 151041 кв.м. ФИО11
В результате осмотра на местности установлено, что на вышеуказанных земельных участках:
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 59987 кв.м. ФИО9;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 150000 кв.м. ФИО1;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 1421000 кв.м. ФИО4;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 169603 кв.м. ФИО8;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 142766 кв.м. ФИО5;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 116195 кв.м. ФИО6;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 131999 кв.м. ФИО7;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 60001 кв.м. ФИО10;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 144367 кв.м. ФИО12;
- 23:37:0604000:4:ЗУ1 общей площадью 151041 кв.м. ФИО11 отсутствуют объекты капитального строительства, линии электропередач и иные инженерные коммуникации.
С учетом вышеизложенного судом установлено, что разработка схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории выполнена в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762.
В текстовой части отображены условные кадастровые номера образуемых земельных участков, их площадь, координаты поворотных точек образуемых участков, в графической части отображено местоположение образуемых земельных участков.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью государственного органа.
При этом распоряжение о выдаче подобной схемы не выступает в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, а является лишь первоначальным элементом для дальнейшей процедуры оформления земельно-правовых отношений.
Таким образом, утверждение схемы само по себе автоматически не влечет предоставления земельного участка в собственность или аренду лицу, за ней обратившимся, то есть, не влечет ни изменения, ни ограничения чьих-либо прав.
При этом основания к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, отсутствовали.
Доводы заинтересованного лица о том, что имеется судебный спор в отношении земельного участка, отклонены судом первой инстанции, так как такое основание отсутствует в действующем законодательстве. Кроме того, согласно пояснениям третьего лица, формируемый земельный участки сформирован с учетом спора о границах СПК «1-ый Винодельческий кооператив».
Земельный участок, в границах которого заявитель просит сформировать земельный участок и ввести его в экономический оборот, имеет свой кадастровый номер и является фактически самостоятельным земельным участком.
В связи с этим доводы департамента о резервации земельного участка с кадастровым номером 23:37:0000000:71 отклоняются судебной коллегией как не влияющие на законность и обоснованность обжалуемого решения.
На основании изложенного суд квалифицировал указанные решения департамента как фактический отказ во введении в экономический оборот земельных участков, формируемых за счет заинтересованных лиц – КФХ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования о признании незаконными решений департамента об отказе ИП главе КФХ ФИО4 от 18.05.2018, ИП главе КФХ ФИО8 от 18.05.2018, ИП главе КФХ ФИО1 от 18.05.2018, ИП главе КФХ ФИО5 08.05.2018, ИП главе КФХ ФИО11 от 08.05.2018, ИП главе КФХ ФИО10, от 18.05.2018 и ИП главе КФХ ФИО12 от 08.05.2018 в согласовании границ вновь образуемых земельных участков, распложенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными с возложением обязанности устранить допущенное нарушение.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
Суд обязал департамент устранить допущенные нарушения путем согласования ИП главе КФХ ФИО4, ИП главе КФХ ФИО8, ИП главе КФХ ФИО1, ИП главе КФХ ФИО5, ИП главе КФХ ФИО11, ИП главе КФХ ФИО10, ИП главе КФХ ФИО12 границ вновь образуемых земельных участков, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского.
В удовлетворении требований заявителей ФИО6, ФИО7, ФИО9 суд первой инстанции отказал по следующим основаниям.
Указанные заявители обратились в департамент имущественных отношений Краснодарского края в порядке под. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, земельный участок испрашивается заинтересованными лицами для сельскохозяйственного использования.
Пунктом 5 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 1 ст. 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства на основании соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
В силу ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную или иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Согласно ст. 5 Закона № 74-ФЗ КФХ считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является Федеральная налоговая служба (постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506).
Вместе с тем, исходя из содержания заявлений заявителей, следуют ссылки на положения под. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ согласно которому, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
При этом из выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей не следует, что заявители ФИО6, ФИО7, ФИО9 зарегистрированы в качестве главы КФХ, следовательно вышеуказанные положения не распространяются на данные правоотношения.
Таким образом, при обращении с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО6, ФИО7, ФИО9 не подтвердили наличие оснований для реализации соответствующей процедуры.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования ФИО6, ФИО7, ФИО9 необходимо оставить без удовлетворения.
Довод апеллянта о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Краснодарскому краю, отклоняется судебной коллегией, поскольку целью участия третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора является предотвращение неблагоприятных последствий для них в будущем, а их интерес в деле носит как процессуальный, так и материально-правовой характер.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что судебный акт повлияет на права или обязанности по отношению к одной из сторон в рамках настоящего спора.
Ссылка апеллянта на пропуск срока на обжалование действий (бездействий) департамента была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена ввиду следующего.
В соответствии с положениями п. 1 и 4 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу ст. 198 АПК РФ три месяца следует рассчитывать с момента, когда лицу стало известно о том, что его права нарушены.
Если лицо узнает о факте нарушения его прав из направленного ему письма, требования, уведомления и иного акта ненормативного характера, то такой акт ненормативного характера, как и действия (бездействие), являющиеся основанием для его вынесения, нарушает права лица, следовательно, срок следует рассчитывать с момента получения письма, требования, уведомления или иного акта ненормативного характера.
Представитель заявителей пояснил, что отказы департамента имущественных отношений не получены, в судебном заседании заинтересованному лицу было предложено представить реестр отправки почтовой корреспонденции с целью отслеживания получения писем, однако данные доказательства в материалы дела представлены не были.
Кроме того, ИП главы КФХ ФИО10 и ИП главы КФХ ФИО12 об отказах в согласовании границ земельного участка узнали лишь в судебном заседании.
Вместе с тем, обязанность доказывания обстоятельств возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Ввиду вышеизложенного доводы заинтересованного лица о пропуске срока на обжалование действий (бездействий) не приняты судом первой инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2018 по делу
№ А32-42585/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи М.В. Ильина
М.В. Соловьева