ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-11726/2020
26 марта 2021 года 15АП-271/2021
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от ООО «Поволжская шинная компания»: представитель ФИО1, представитель по доверенности от 06.07.2020 №145; ФИО2, представитель по доверенности от 06.07.2020 №147;
от Новороссийской таможни, посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел»: ФИО3, представить по доверенности от 28.07.2020; ФИО4, представить по доверенности от 07.12.2020; ФИО5, представить по доверенности от 17.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в режиме онлайн-заседания апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 по делу
№ А32-11726/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Новороссийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании решения,
об обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Поволжская шинная компания» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решений Новороссийской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС товаров №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 заявленных по ДТ №10317120/151219/0087578 от 01.02.2020 №РКТ10317000-20/000022, №РКТ-10317000-20/000023, №РКТ-10317000-20/000024, №РКТ10317000-20/000025, №РКТ-10317000-20/000026, №РКТ-10317000-20/000027, №РКТ-2 10317000-20/000028, №РКТ-10317000-20/000029, №РКТ-10317000-20/000030 и обязании Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество уточнило требования путём отказа от обязания Новороссийской таможни устранить допущенные нарушения. Судом первой инстанции уточнения были приняты и производство по делу в указанной части были прекращено.
Решением Краснодарского края от 09.12.2020 требования Общества были удовлетворены в полном объёме: признал незаконными решения Новороссийской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС товаров №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 заявленных по ДТ №10317120/151219/0087578 от 01.02.2020 №РКТ-10317000-20/000022, №РКТ-10317000-20/000023, №РКТ10317000-20/000024, №РКТ-10317000-20/000025, №РКТ-10317000-20/000026, №РКТ10317000-20/000027, №РКТ-10317000-20/000028, №РКТ-10317000-20/000029, №РКТ10317000-20/000030.
Решение мотивировано тем, что Новороссийская таможня не доказала законность и обоснованность принятых решений о классификации товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 20 900 0, поскольку не приняла во внимание фактическое специальное назначение ввезённого Обществом товара, а руководствовалась, в нарушение Основных правил интерпретации ТН ВЭД, лишь сведениями содержащимися в ГОСТе, которые, в силу закона, не являются классификационными критериями ТН ВЭД, неправильно применила Основные правила интерпретации ТН ВЭД, что и привело к неправомерной классификации ввезённых товаров в 4011 20 ТН ВЭД.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества. В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по существу, а также неправильно были применены нормы материального права. Суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание доводы Новороссийской таможни относительно неполноты и необъективности выводов эксперта, указанных в заключении №249-08/20С ООО «БТЭ «Эксперт» от 15.09.2020, форма которого не соответствует требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Экспертом сделан ошибочный вывод об отнесении рисунка протектора исследуемых шин к шинам повышенной проходимости. Эксперт проводит смешивание понятий «универсальной шины», в соответствии с установкой на все оси транспортного средства (рулевые и ведущие) с понятием «универсального рисунка протектора шины», характеризующим назначение и условия эксплуатации шины. Указывает о предназначении исследуемых шин для эксплуатации на дорогах определённой категории, но не приводит характеристики категорий, отражающих принадлежность автомобильной дороги к соответствующему классу и определяющие технические параметры автомобильной дороги. Эксперт не исследует маркировочные обозначения, указанные на боковинах шин, а лишь констатирует их наличие. В частности маркировку индексов скорости, что повлияло на выводы эксперта.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд удовлетворил ходатайство Новороссийской таможни об участии в деле в режиме онлайн-заседания.
В судебном заседании представители Новороссийской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объёме, подали ходатайства о приобщении к материалам дела письменных пояснений и рецензии эксперта ФИО6 Апелляционный суд приобщил письменные пояснения к материалам дела.
Представители Общества просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве, письменных пояснений. Апелляционный суд удовлетворил ходатайство.
В судебном заседании 15.03.2021 по делу был объявлен перерыв до 22.03.2021. Послед перерыва в судебное заседание явились: от ООО «Поволжская шинная компания»: представитель ФИО1, представитель по доверенности от 06.07.2020 №145; ФИО2, представитель по доверенности от 06.07.2020 №147; от Новороссийской таможни, посредством системы веб-конференции ИС «Картотека арбитражных дел»: ФИО3, представить по доверенности от 28.07.2020; ФИО4, представить по доверенности от 07.12.2020; ФИО5, представить по доверенности от 17.08.2020,
Представители Новороссийской таможни подал ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений и о вызове специалиста - эксперта ФИО6 в целях предоставления пояснений по формированию мнения эксперта при составлении заключения по предмету спора.
Представители Общества возражали против вызова специалиста, указав на достаточные доказательства в материалах дела, подали ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайства сторон о приобщении к материалам дела письменных пояснений.
Рассмотрев ходатайство о вызове специалиста, апелляционный суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку к делу эксперт ФИО6 не привлекался судом первой инстанции и не участвовал. Представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд находит достаточными.
Пояснения эксперта ФИО6 апелляционный суд находит не подлежащими приобщению к материалам дела, поскольку эксперта ФИО6 по делу №А32-11726/2020 не участвовал. Представленное пояснения даны экспертом ФИО6 не по материалам настоящего дела.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рамках контракта №643/42528086/00002 от 19.12.2018 и дополнительных соглашений к нему №1 от 06.06.2019, №2 от 19.07.2019, №2.1. от 02.07.2019г. и приложений №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 в соответствии со спецификациями №140 от 16.07.2019, коммерческими инвойсами №140 от 16.07.2019 в адрес Общества был ввезён товар по ДТ №10317120/151219/0087578:
- товар №1 - «шина пневматическая резиновая, новая для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, а также для перевозки грузов рисунок протектора шины — универсальный, состоящий из шашек или ребер размер 11R22.5, модель ВТ-310, ширина профиля 275 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1060 мм, индекс нагрузки 149/146, индекс скорости L, в количестве 200 шт, производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 1670452 рублей;
- товар №2 - «шина пневматическая резиновая, новая для транспортных средств, используемых в строительстве, а также для перевозки грузов, рисунок протектора — состоит из шашек или ребер, разделенных канавками размер 315/70R22.5, модель R-230, ширина профиля 310 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1010 мм, индекс нагрузки 152/148, индекс скорости М, ширина протектора 312 мм, в количестве 66 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 10101 руб. 96 коп.;
- товар №3 - «шина пневматическая резиновая, новая для транспортных средств, используемых в строительстве, а также для перевозки грузов, рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, размер 11R22.5, модель R-230, ширина профиля 268мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1057 мм, индекс нагрузки 149/146, индекс скорости L, ширина протектора 228 мм, в количестве 40 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 335341 руб. 63 коп.;
- товар №4 - «шина пневматическая резиновая, новая для транспортных средств, используемых в строительстве, а также для перевозки грузов, рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, размер 11R22.5, модель R-920, ширина профиля 268мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1051 мм, индекс нагрузки 149/146, индекс скорости L, в количестве 40 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 332339 руб. 02 коп.;
- товар №5 - «шина пневматическая резиновая, новая для транспортных средств, используемых в строительстве, а также для перевозки грузов, рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, размер 295/75R22.5, модель R-230, ширина профиля 292 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1041 мм, индекс нагрузки 146/143, индекс скорости М, в количестве 42 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 341389 руб. 39 коп.;
- товар №6 - «шина пневматическая резиновая новая для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, а также для перевозки грузов, рисунок протектора - универсальный, состоящий из шашек или ребер, размер 295/75R22.5, модель D-730, ширина профиля 294 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1023 мм, индекс нагрузки 146/143, индекс скорости М, в количестве 31 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 276159 руб. 54 коп.;
- товар №7 - «шина пневматическая резиновая новая для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, а также для перевозки грузов, рисунок протектора - универсальный, состоящий из шашек или ребер, размер 295/75R22.5, модель D-735, ширина профиля 294 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1023 мм, индекс нагрузки 146/143, индекс скорости М, ширина протектора 248 мм, в количестве 50 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 460790 руб. 12 коп.;
- товар №8 - «шина пневматическая резиновая, новая для транспортных средств, используемых в строительстве, а также для перевозки грузов, рисунок протектора состоит из шашек или ребер, разделенных канавками, размер 295/80R22.5, модель R-230, ширина профиля 292 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1041 мм, индекс нагрузки 152/148, индекс скорости М, в количестве 30 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 275639 руб. 71 коп.;
- товар №9 - «шина пневматическая резиновая новая для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, а также для перевозки грузов, рисунок протектора - универсальный, состоящий из шашек или ребер, размер 295/80R22.5, модель D-735, ширина профиля 295 мм, посадочный диаметр 571 мм, диаметр шины 1023 мм, индекс нагрузки 152/148, индекс скорости М, ширина в количестве 40 шт., производитель «BAYI RUBBER CO., LTD.», марка и товарный знак «BONTYRE», заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 4011 80 000 0, таможенная стоимость 415111 рублей.
Данные товары представлены к таможенному оформлению по ДТ 10317120/151219/0087578, в которой в графе 33 ДТ декларантом был заявлен код 4011 80 000 0 ТН ВЭД (Шины и покрышки пневматические резиновые новые, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности). 16.12.2019 года обществом получено требование о предоставлении электронных документов, таких как пояснение по использованию товарного знака и коносамент.
16.12.2019 Обществом получено решение о назначении таможенной экспертизы, №10317120/161219/ДВ/000501, по результатам которой в отношении товаров №1, №2, №3, №4,№ 5, №6, №7, №8, №9 заявленных по ДТ №10317120/151219/0087578 таможенным органом были приняты решения по классификации от 01.02.2020 №РКТ-10317000-20/000022, №РКТ-10317000-20/000023, №РКТ-10317000-20/000024, №РКТ-10317000-20/000025, №РКТ-10317000-20/000026, №РКТ-10317000-20/000027, №РКТ-10317000-20/000028, №РКТ-10317000-20/000029, №РКТ-10317000-20/000030, в соответствии с которыми ввезённые Обществом товары отнесены к коду ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 000 0 Шины (покрышки) пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов и выставлено требование о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров по результатам принятого решения о классификации.
Согласно части 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.
Применение Гармонизированной системы включает в себя обязательное использование ее Основных правил интерпретации ТН ВЭД, приведённых в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза, утвержденном решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 №54 (далее - Основные правила интерпретации).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определённой законодательством государств - членов таможенного союза.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации.
В частности Основные правила интерпретации 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (Основные правила интерпретации 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение), разделом 3 которого определён порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определённой классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что Основные правила интерпретации применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: Основные правила интерпретации 1 применяются в первую очередь; Основные правила интерпретации 2 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с Основными правилами интерпретации 1; Основные правила интерпретации 3 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с Основными правилами интерпретации 1 или Основные правила интерпретации 2; Основные правила интерпретации 4 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с Основными правилами интерпретации 1, Основные правила интерпретации 2 или Основные правила интерпретации 3; Основные правила интерпретации 5 применяются при необходимости после применения иных Основных правил интерпретации; Основные правила интерпретации 6 применяются при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (Основные правила интерпретации 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (Основные правила интерпретации 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, в графе 31 ДТ «грузовые места и описание товаров» в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
Согласно абзаца 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Согласно материалам дела, Обществом заявлен код товаров по ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 80 000 0 «шины и покрышки пневматические резиновые новые для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности».
Новороссийской таможней спорный товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС - 4011 20 900 0 «шины и покрышки пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов с индексом нагрузки более 121».
Основанием для принятия таможенным органом решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС товаров №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 заявленных по ДТ 10317120/151219/0087578 от 01.02.2020 послужило заключение таможенного эксперта ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г.Ростов-на-Дону от 31.01.2020 №12406004/0046463, в котором эксперт пришёл к выводу о том, что задекларированные Обществом товары предназначены для использования на грузовых механических транспортных средствах и прицепах (автомобилях, автобусах, прицепах и полуприцепах).
По ходатайству Общества, определением суда первой инстанции от 27.07.2020 для установления конструктивных особенностей и области применения шин марка Bontyre была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Бюро Технических экспертиз "ЭКСПЕРТ"» ФИО7.
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
1. Определить используются ли шины торговой марки Bontyre моделей: ВТ-310 размер 11R22.5, R-230 размер 315/70R22.5, R-230 размер 11R22.5, R-920 размер 11R22.5, R-230 размер 295/75R22.5, D-730 размер 295/75R22.5, D-735 размер 295/75R22.5, R-230 размер 295/80R22.5, D-735 размер 295/80R22.5 в строительстве?
2. Установить на каком транспортном средстве (вид транспортного средства) используются шины модели торговой марки Bontyre моделей: ВТ-310 размер 11R22.5, R230 размер 315/70R22.5, R-230 размер 11R22.5, R-920 размер 11R22.5, R-230 размер 295/75R22.5, D-730 размер 295/75R22.5, D-735 размер 295/75R22.5, R-230 размер 295/80R22.5, D-735 размер 295/80R22.5?
В заключении экспертом даны ответы на постановленные вопросы:
- по первому вопросу - Шина модели ВТ-310 размер 11R22.5 предназначена для установки на все оси транспортного средства используемого в строительстве, карьерах, стройплощадках, промышленности. Шина модели R-230 размер 315/70R22.5 предназначена для использования на рулевых осях транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. Шина модели R-230 размер 11R22.5 предназначена для использования на рулевых осях транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. Шина модели R-920 размер 11R22.5 предназначена для использования на рулевых осях транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. 10 Шина модели R-230 размер 295/75R22.5 предназначена для использования на рулевых осях транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. Шина модели D-730 размер 295/75R22.5 предназначена для установки на все оси транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. Шина модели D-735 размер 295/75R22.5 предназначена для установки на все оси транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. Шина модели R-230 размер 295/80R22.5 предназначена для использования на рулевых осях транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках. Шина модели D-735 размер 295/80R22.5 предназначена для установки на все оси транспортного средства используемого в строительстве, стройплощадках;
- по второму вопросу - шины торговой марки Bontyre моделей: ВТ-310 размер 11R22.5, D-730 размер 295/75R22.5, D-735 размер 295/75R22.5, D-735 размер 295/80R22.5 – используются на строительной спецтехнике. Шины торговой марки Bontyre моделей: R-230 размер 315/70R22.5, R-230 размер 11R22.5, R-230 размер 295/75R22.5, R-230 размер 295/80R22.5, R-920 размер 11R22.5 – используются на автобетоносмесителях, автокранах, гидроплатформах, и на иной спецтехнике.
Обстоятельств полагать, что выводы эксперта не соответствуют обстоятельствам дела и нормам, регулирующим деятельность эксперта, апелляционным судом не установлено.
В разделе «Общие положения» к группе 40 «Каучук, резина и изделия из них» Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС (Том II. Разделы VI - VIII. Группы 29 - 43), далее -Пояснения) предусмотрено, что в группе 4011 классификация шин и покрышек пневматических резиновых новых проводится по видам транспортных средств, для использования на которых указанные товары предназначены.
В товарную позицию 4011 согласно Пояснениям включены шины и покрышки пневматические резиновые, субпозиция 4011 20 - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов, субпозиция 4011 80 - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Таким образом, при проверке правильности заявленного классификационного кода необходимо принимать во внимание предназначение и функциональные данные ввозимого товара. При этом основным классификационным признаком шин резиновых в рамках товарной позиции 4011 ТН ВЭД является вид и предназначение транспорта, для которого данные шины предназначены, а также область применения данных шин.
В материалы дела также представлено письмо производителя спорных шин - BAYI RUBBER CO., LTD., поступившее Обществу 08.03.2021, согласно которому шины торговой марки Bontyre типоразмеры 11R22.5, ВТ-310 размер 11R22.5, R230, R-920 размер 11R22.5, R-230 размер 295/75R22.5, D-730 размер 295/75R22.5, D-735 размер 295/75R22.5, R-230 размер 295/80R22.5, D-735 размер 295/80R22.5, R-230 размер 315/70R22.5 специально разработаны для Общества и предназначены исключительно для строительства, горного дела и промышленности, с установкой на спецтехнику.
Доказательства того, что представленные письмо производителя шин - BAYI RUBBER CO., LTD. и его содержание содержит недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Довод таможенного органа о том, что критерием отнесения спорного товара в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД является индекс скорости, апелляционный суд находит нормативно не обоснованным, поскольку в соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС, индекс скорости не является определяющим при классификации товара в данную подсубпозицию.
Довод таможенного органа о применении спорных шин на автобусах или на моторных транспортных средствах, апелляционный суд находи не обоснованным.
Из заключения эксперта, составленного по результатам проведения судебной экспертизы по делу, установлено, что спорные шины не могут быть установлены на автобусах, поскольку при езде по дорогам с капитальным покрытием либо по дорогам с облегченным усовершенствованным покрытием такие колеса будут издавать много шума, что не допустимо при использовании на моторных транспортных средствах и автобусах, все спорные шины имеют отличительные особенности строения протектора, массивные выступы различной конфигурации, разделенные канавками, что соответствует карьерному рисунку протектора. Высокие выступающие шишки, грунтозацепы, разделенные выемками, что соответствует рисунку протектора повышенной проходимости, ГОСТ 22374-77. Все обнаруженные признаки характеризуют представленные на исследование шины как шины повышенной проходимости, предназначенных для особых условий эксплуатации — бездорожья: в строительстве, горном деле, карьерах, нефтяных месторождениях, промышленности.
Согласно представленным заводом изготовителем характеристикам спорных шин, рисунок протектора состоит из грунтозацепов различной конфигурации, разделенных выемками с камневыталкивателями обеспечивающие высокую устойчивость шины к повреждениям, т.к. камневыталкиватель - предотвращает попадание камней в канавки протектора и снижает риск повреждения каркаса. Аналогичные характеристики рисунка протектора, усматриваются и в каталоге шинной продукции. Технические характеристики завода изготовителя указывают на конструктивные особенности беговой дорожки протектора шин.
В соответствии с имеющимися в материалах дела разъяснениями органа по сертификации шин АНО «ШИНТЕСТ» (аттестат POCCRU.0001.3108491), спорные шины разработаны для эксплуатации на транспортных средствах, используемых в строительстве, горном деле, промышленности.
Судом первой инстанции верно было установлено, что вид транспортного средства определён судебным экспертом, а именно - это специальное транспортное средство: автобетоносмеситель, автокран и иная спецтехника, также определено и предназначение транспорта – для использования в строительстве.
Довод таможни о необходимости наличии на спорных шинах маркировки «Off the road» апелляционный суд находит необоснованным, поскольку маркировка, нанесённая на шины не является критерием определения при классификации товара в соответствии с Основными правилами интерпретации, также как и ГОСТы не связаны с ТН ВЭД, Пояснениями к ТН ВЭД, имеющими основное значение для определения классификации товара в целях его таможенного декларирования, а индекс скорости не является критерием для классификации товара.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Новороссийской таможней не доказана законность и обоснованность принятых решений о классификации товара задекларированного Обществом по ДТ №№10317120/151219/0087578 в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС шины (покрышки) пневматические резиновые новые для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов и выставлено требование о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товаров по результатам принятого решения о классификации. Заявленная Обществом классификация товара, задекларированного по ДТ №№10317120/151219/0087578 соответствует, как Основным правилам интерпретации ТН ВЭД, так и наиболее соответствует товаросопроводительной и эксплуатационной документации на товар, а также описанию и свойствам ввезённого товара.
С учётом изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что решения Новороссийской таможни по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС товаров №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 заявленных по ДТ №10317120/151219/0087578 от 01.02.2020 №РКТ10317000-20/000022, №РКТ-10317000-20/000023, №РКТ-10317000-20/000024, №РКТ10317000-20/000025, №РКТ-10317000-20/000026, №РКТ-10317000-20/000027, №РКТ-2 10317000-20/000028, №РКТ-10317000-20/000029, №РКТ-10317000-20/000030 не соответствуют названным выше нормам и нарушают права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционной жалобы Новороссийской таможни, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Новороссийская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2020 по делу №А32-11726/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Пименов
Судьи М.В. Соловьева
ФИО8