ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-3152/19 от 28.06.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-46095/2018

01 июля 2019 года                                                                              15АП-3152/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,

при участии:

от Администрации муниципального образования города Новороссийск:
Ефимова Е.Б. по доверенности от 27.03.2019, паспорт и Бондарь Е.А. по доверенности от 09.04.2019, паспорт;

от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края – Мажникова Н.А. по доверенности от 16.04.2019, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования города Новороссийск

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 24.01.2019 по делу № А32-46095/2018, принятое судьей Хмелевцевой А.С.,

по заявлению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края

к Администрации муниципального образования города Новороссийск

при участии третьих лиц: Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю

о взыскании необоснованно полученных средств краевого бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с Администрации муниципального образования города Новороссийск (далее – ответчик, администрация) необоснованно полученных средств краевого бюджета общей сумме 24 957 937,79 рубля.

Определениями Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2018, 04.12.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2019 с Администрации муниципального образования город Новороссийск в пользу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края взыскано 24 957 937 рублей 79 копеек субсидии.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация муниципального образования города Новороссийск обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований министерства. Жалоба мотивирована тем, что условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, были соблюдены, многоквартирный жилой дом признан в установленном порядке аварийным и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Предоставленные денежные средства были использованы по назначению на переселения аварийного дома по адресу г. Новороссийск,
ул. Суворовская, 24/26. Таким образом, оснований, предусмотренных Федеральным законом ФЗ-185, для возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда на переселение многоквартирного жилого дома, не имеется.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

От Администрации муниципального образования города Новороссийск поступили пояснения по делу и ходатайство о приобщении реестра переданных собственникам и нанимателям жилых помещений, запрашиваемого судом до отложения судебного заседания.

Суд приобщил все представленные документы к материалам дела, учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36, согласно которым принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.

В судебном заседании представители Администрации муниципального образования города Новороссийск просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 26.06.2019 объявлялся перерыв до 12 час. 55 мин. 28.06.2019.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказ руководителя Управления Федерального казначейства Краснодарского края от 30.05.2018 № 195-к/р в период с 31.05.2018 по 14.06.2018 сотрудники Управления Федерального казначейства Краснодарского края провели внеплановую выездную проверку использования средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного за 2007 – 2016 годы, в отношении Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

По результатам указанной проверки сотрудники Управления Федерального казначейства Краснодарского края составили акт от 26.06.2018 и представление от 06.08.2018 № 18-23-07/12252 о необходимости принятия мер по возврату предоставленных, в том числе муниципальному образованию город Новороссийск, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд), ввиду совершения следующий нарушений бюджетного законодательства:

В сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Краснодарского края, направленные для увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки Краснодарскому краю письмами главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2013 № 01-73/13-02 в адрес Министерства регионального развития Российской Федерации и от 28.02.2014
№ 01-100/14-02 в адрес Фонда включена недостоверная информация об отсутствии нормативных правовых актов, предусматривающих финансирование переселения аварийного жилищного фонда за счет бюджетных средств и (или) других источников. Следовательно, включение аварийных жилых домов по адресам
г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 170/1, литер «Б», д. 170/2 литер «В», д. 170/6 литер «А», ул. Красноармейская, д. 89, литеры «А»  «Б», «В», д. 89 литер «Г», «Д», д. 93 литеры «Б», «В» и г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26 в региональную адресную программу и в заявку Краснодарского края, по которой вынесено решение  от 31.07.2013 (протокол № 436) на выделение финансовой поддержки за счет средств Фонда, и использование средств Фонда на переселение данных домов является неправомерным и противоречит части 5 статьи 17 Федерального закона
№ 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Управление Федерального казначейства Краснодарского края направило письмо от 06.08.2018 № 18-23-07/12253 на имя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Кондратьева В.И. о добровольном возврате в Фонд неправомерно использованных средств Фонда.

Во исполнение представления от 06.08.2018 № 18-23-07/12252 в адрес главы муниципального образования город Новороссийск Дяченко И.А. направлено письмо от 20.09.2018 № 02-11-498/18 о возврате в краевой бюджет полученных средств субсидии из краевого бюджета на переселение граждан из многоквартирного дома в общей сумме 24 957 937,79 рубля, в том числе 9 695 238 рублей средств Фонда, 15 262 699,79 рубля средств краевого бюджета, в срок до 01.11.2018.

Согласно ответу от 01.10.2018 № 05.5.9-8075/18 глава муниципального образования город Новороссийск Дяченко И.А. отказался возвращать указанные денежные средства, сославшись на отсутствие оснований.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы представителей сторон, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования Министерства подлежат удовлетворению.

Согласно статье 1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ (далее – Закон № 185-ФЗ) названный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и регулирует отношения между Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Как следует из части 1 статьи 3 Закона № 185-ФЗ в целях настоящего Федерального закона создается государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В статье 14 Закона № 185-ФЗ установлены условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В частности, Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии: наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, – в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 11 части 1 статьи 14 Закона № 185-ФЗ).

Согласно статье 16 Закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона № 185-ФЗ под аварийным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации

Порядок распределения средств Фонда между субъектами Российской Федерации регламентируется статьей 17 Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 17 Закона № 185-ФЗ в 2013 году лимиты средств на переселение, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации, увеличиваются на сумму, равную произведению общего объема средств Фонда, указанных в части 3 настоящей статьи, и частного от деления скорректированной потребности в средствах на переселение, определяемой для соответствующего субъекта Российской Федерации по правилам, указанным в настоящей части, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи, на общую сумму скорректированных потребностей в средствах на переселение, определяемых для всех субъектов Российской Федерации по правилам, указанным в настоящей части, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Скорректированная потребность в средствах на переселение в 2013 году определяется для каждого субъекта Российской Федерации путем деления произведения общей площади аварийного жилищного фонда на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, в целях установления предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам, на значение показателя уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом, если значение показателя уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год с учетом распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации превышает единицу, для целей расчета увеличения лимита средств на переселение в соответствии с настоящей частью такое значение принимается равным единице.

Начиная с 2014 года увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В 2016 году по решению наблюдательного совета Фонда могут быть дополнительно увеличены лимиты средств на переселение, рассчитанные для субъектов Российской Федерации, выполнивших до 31.12.2015 обязательство по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принятое в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, на величину, равную прогнозному увеличению рассчитанных для указанных субъектов Российской Федерации лимитов средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2017 году, или долю такого прогнозного увеличения лимитов, которая должна быть равной для всех указанных субъектов Российской Федерации. Такое прогнозное увеличение лимитов осуществляется в зависимости от объема временно свободных средств Фонда.

В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ при расчете увеличения лимита средств на переселение в соответствии с частью 4 настоящей статьи к исчислению принимается площадь аварийного жилищного фонда, финансирование переселения граждан из которого за счет бюджетных средств и (или) иных источников в период до 01.01.2013 не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Согласно части 6 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства, представляют сведения об общей площади аварийного жилищного фонда на территориях субъектов Российской Федерации, полученные  от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных признавать в установленном Правительством Российской Федерации порядке жилые помещения непригодными для проживания, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства  (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с пунктами 3.14 и 3.15 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27.04.2007 № 390, в Краснодарском крае полномочиями по осуществлению мероприятий, направленных на получение и использование финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда, формированию и реализации адресных программ Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда был наделен Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.10.2015 № 993 «О совершенствовании деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» Департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края переименован в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. 

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края  от 28.12.2015 № 1310 утверждено Положение о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, в соответствии с пунктом 3.21 которого Министерство также осуществляет мероприятия по получению и использованию финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств Фонда, формирует, реализует и осуществляет мониторинг реализации адресных программ Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно материалам дела, во исполнение части 6 статьи 17 Федерального закона № 185-ФЗ письмом от 30.01.2013 № 01-73/13-02 за подписью главы администрации (губернатора) Краснодарского края Ткачева А.Н. в адрес министра Регионального развития Российской Федерации Слюняева И.Н. направлен реестр аварийных многоквартирных домов, находящихся на территории Краснодарского края.

В указанный реестр включены сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26, с указанием общей площади жилых помещений 1 131,4 кв.м., признанном аварийным и подлежащим сносу согласно постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.12.2011 № 5807.

Согласно уточненных сведений от 28.02.2014 № 01-100/14-02 об общей площади аварийного жилищного фонда на территории Краснодарского края изменены данные об общей площади жилых помещений в указанном многоквартирном доме – 784 м2.

Реестры находящихся на территории Краснодарского края аварийных многоквартирных домов, прилагаемые к указанным письмам главы администрации (губернатора) Краснодарского края, сформированы Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края на основании сведений об аварийных многоквартирных домах, внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в том числе администрацией муниципального образования город Новороссийск, в реестр аварийного жилищного фонда Краснодарского края, заполняемый в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ», эксплуатируемой Фондом.

В целях получения финансовой поддержки за счет средств Фонда постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 утверждена Адресная программа Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2018 годы».

Этапом 2013 года указанной адресной программы предусмотрено переселение 63 граждан из 32 жилых помещений общей площадью 784 м2 в многоквартирном доме, по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26.

Общая стоимость переселения граждан из указанного дома в соответствии с приложением № 2 «Перечень аварийных многоквартирных домов» к Адресная программа Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2018 годы» составила 47 702 835 рублей, в том числе: средства Фонда 9 695 238 рублей, средства софинансирования краевого бюджета 8 343 181 рубль, средства софинансирования местного бюджета 8 343 181 рубль, дополнительные источники финансирования в общей сумме  21 321 235 рублей, из них: средства краевого бюджета 6 919 518,79 рубля, средства местного бюджета
14 401 716,21 рубля.

Внебюджетных источников финансирования, указанного мероприятия приложением № 2 к Адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2018 годы» не предусматривалось.

Согласно приложению № 3 «Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения» к Адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2018 годы» способом переселения граждан из Многоквартирного дома являлось приобретение жилых помещений у застройщиков.

Способ переселения «Договор о развитии застроенной территории» в отношении данного многоквартирного дома не предусматривался.

Адресная программа сформирована на основании сведений об аварийных многоквартирных домах, содержащихся в муниципальных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края в департаменте жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в целях получения финансовой поддержки за счет средств Фонда и краевого бюджета на реализация таких программ.

Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 16.05.2013 № 3290 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Новороссийск с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2013 год, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу:
г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26.

На основании заявки Краснодарского края о предоставлении финансовой поддержки для выполнения мероприятий этапа 2013 года Адресной программы правлением Фонда принято решение от 31.07.2013 о предоставлении Краснодарскому краю финансовой поддержки за счет средств Фонда. В течение 2013 года средства финансовой поддержки Фонда на реализацию этапа 2013 года Адресной программы поступили на лицевой счет Департамента.

Между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Новороссийск заключено соглашение от 26.08.2013 № ПО-8 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Новороссийск на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы».

Предметом указанного соглашения является предоставление Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в 2013 году бюджету муниципального образования город Новороссийск субсидии из краевого бюджета в размере 107 893 118,07 рубля на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда этапа 2013 года адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы», указанных в приложении № 3 к адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы».

Из указанной суммы субсидии из краевого бюджета 24 957 937,79 рубля предназначались для софинансирования мероприятий по переселению граждан из спорного многоквартирного дома.

Субсидия из краевого бюджета перечислена бюджету муниципального образования город Новороссийск в полном объеме в соответствии с условиями Соглашения.

В рамках этапа 2013 года адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы» запланировано переселение граждан из 5 многоквартирных домов, находящихся на территории муниципального образования город Новороссийск, в том числе из спорного многоквартирного дома.

Показателями результативности предоставления субсидии из краевого бюджета являлись число жителей муниципального образования, которых планируется переселить из аварийного жилищного фонда, количество и общая площадь жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, которые планируется расселить (пункт 7.1 Соглашения). Значения показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета указаны в приложениях 2 – 4 к адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» (пункт 7.2 Соглашения).

Значения показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета достигнуты администрацией муниципального образования город Новороссийск в полном объеме, средства субсидии из краевого бюджета израсходованы полностью.

Данные обстоятельства послужили основанием для проведения  Управлением Федерального казначейства Краснодарского края в период с 14.05.2018 по 25.05.2018 внеплановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования город Новороссийск на предмет использования средств Фонда, направленных на предоставление финансовой поддержки для реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного за 2007 – 2016 годы.

В ходе указанной проверки установлено, что постановлением № 5740 утвержден перечень адресов зданий, строений и сооружений, планируемых к сносу, реконструкции в границах квартала, в который включен многоквартирный дом по адресу: г. Новороссийск,  ул. Суворовская, д. 24/26, а также условия проведения аукциона по продаже права развития застроенной территории в границах указанного квартала.

Так, по результатам проведенного аукциона между администрацией муниципального образования город Новороссийск и ООО «Кубаньжилстрой» заключен договор от 21.03.2012 № 2/34 о развитии застроенной территории на срок 10 лет, предусматривающий выполнение сторонами обязанностей согласно условиям договора.

Ввиду того, что ООО «Кубаньжилстрой» выполнило только одно из возложенных на него обязательств согласно договора 21.03.2012 № 2/34 – разработало проект планировки застроенной территории, Управление Федерального казначейства Краснодарского края внесло представление от 03.07.2018 № 18-23-07/10342 о принятии мер к устранению причин и условий совершения нарушения бюджетного законодательства.

Управление Федерального казначейства Краснодарского края также внесло представление от 06.08.2018 № 18-23-07/12252 о необходимости принятии мер по возврату предоставленных муниципальному образованию город Новороссийск средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства из краевого бюджета на переселение граждан из многоквартирного дома в общей сумме 24 957 937,79 рубля, в том числе 9 695 238 рублей средств Фонда, 15 262 699,79 рубля средств краевого бюджета.

Суд первой инстанции установил, что субсидии из краевого бюджета выделены муниципальному образованию город Новороссийск по «Соглашению о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Новороссийск на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы» от 26.08.2013 № ПО-8. Срок действия соглашения установлен до 31.12.2014.

По соглашению от 26.08.2013 № ПО-8 на софинансирование мероприятий по переселению выделено муниципальному образованию средств краевого бюджета всего в сумме 107 893 118,07 рублей, в том числе, средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 44 866 445,14 рублей.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что на основании недостоверной информации муниципального образования город Новороссийск Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Краснодарскому краю выделены средства на переселение многоквартирного дома по адресу г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26. Соответственно, соглашение от 26.08.2013 № ПО-8 о выделении средств краевого бюджета муниципальному образованию город Новороссийск заключено также на основании недостоверной информации.

Недостоверная информация об отсутствии обеспеченности финансированием переселения аварийного жилищного фонда за счет застройщика, заключившего договор о развитии застроенной территории, по адресу
ул. Суворовская, 24/26, площадью 784 кв.м. и включение данной площади в муниципальную адресную программу «По переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования город Новороссийск с использованием средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2013 год», утвержденную постановлением администрации от 16.05.2013 № 3290, и в «Адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013  № 615, для переселения за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, повлекло неправомерное выделение муниципальному образованию город Новороссийск средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 9 695 238 рублей.

На основании изложенного выше, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт предоставления недостоверных сведений.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.

Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

С учетом вышеприведенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования заявителя о взыскании с администрации муниципального образования город Новороссийск в пользу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края 24 957 937,79 рубля субсидии являются законными и обоснованными.

Довод администрации муниципального образования город Новороссийск о пропуске срока давности министерством был рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен.

Между тем, апелляционный суд,  повторно изучив материалы дела, пришел к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления министерства в связи со следующим.

В материалы  дела представлены  акт  внеплановой   выездной   проверки Министерства  топливно- энергетического  комплекса и  жилищно –коммунального  хозяйства Краснодарского края   за  2007-2016 годы от 26.06.2018, а также  представления  от   03.07.2018 № 18-23-07/10342,   от  06.08.2018 № 18-23-07/12252 (л.д. 95-129 т.1).      

В представлении  от 03.07.2018 № 18-23-07/10342 в адрес Главы  администрации  муниципального  образования  город  Новороссийск указано  требование  о том, что   главе  администрации  необходимо  рассмотреть  информацию  о выявленных  нарушениях, а также принять  меры к устранению причин и условий их совершения.  В обосновании  нарушении  указано:  предоставление  недостоверной  информации  об отсутствии действующих  по состоянию  на 01.01.2013 нормативных  правовых  актов, предусматривающих  финансирование переселения площади  784 кв.м. аварийного  жилого  фонда  по адресу ул. Суворовска, 24/26, за  счет внебюджетных средств рамках муниципальной адресной программы, а также включение  этой же  площади  в адресную  программу  Краснодарского края для  переселения  за счет  средств  Фонда  содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства, что повлекло неправомерное  выделение  муниципальному образованию город Новороссийск средств  Фонда.   УФК по Краснодарскому  краю  указало, что   была нарушена ч.5 ст.17 Федерального  закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ  «О   Фонде  содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства».  Судебной  коллегией установлено, что в представлении  отсутствует  указание  на  сумму нарушений  в  денежном  выражении.

 В представлении  от 06.08.2018 № 18-23-07/12252 УФК по Краснодарскому  краю   в  адрес  Министра  топливно- энергетического  комплекса и  жилищно –коммунального  хозяйства Краснодарского края  Волошина А.М.  в качестве  нарушения   указано, что  в сведениях  об общей  площади  аварийного  фонда  на  территории Краснодарского края, направленные  для  увеличений  лимитов предоставления  финансовой  поддержки    Краснодарскому  краю   письмом  главы администрации  (губернатора)      Краснодарского   края от 30.01.2013 № 01-73/13-02  в адрес министерства   регионального  развития  Российской Федерации и письма  письмом  главы администрации  (губернатора)      Краснодарского   края   от 28.02.2014 № 01-11/14-02 в адрес Фонда, включена  недостоверная   информация  об отсутствии действующих  по состоянию  на  01.01.2013 нормативных  правовых  актов, предусматривающих  финансирование  переселение  площади 1517,1 кв.м. аварийного  жилищного  фонда  за счет  бюджетных  средств и (или)  иных источников. Как указало     УФК по Краснодарскому  краю   включение  аварийных  жилых  домов по адресам: г. Краснодар, ул. Рашпилевского, д.170/1 литер «Б», д.170/2 литер «В», ,д.170/6 литер «А», ул. Красноармейская,д.89литеры «А», «Б», «В», д.89 литеры «Г» , «Д», д.93 литеры «Б», «В» и г. Новороссийск, ул. Суворовская,д.24/26 в региональную  адресную программу и в заявку Краснодарского  края, по которой  вынесено  решение  от 31.07.2013 (протокол № 436) на выделение  финансового поддержки за сет средств Фонда, и использование  средств Фонда  на переселение  данных  домов сумме  18698362,80 руб. является  неправомерным и противоречит  ч.5 ст.17     Федерального  закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ  «О   Фонде  содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту  ФЗ-185).  УФК по Краснодарскому  краю указало требование  о  необходимости  рассмотрения  информации  о выявленных  нарушениях и  принятии мер по возврату  предоставленных  средств  Государственной  корпорации -  Фонд  содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства в сумму  18698362,80 руб.  в  срок  до  08.02.2019.

Судебной  коллегией  из анализа  вышеназванных представлений  установлено, что  в представлении   в  адрес  муниципального  образования  Главы  администрации  муниципального  образования  город  Новороссийск и в адрес  Министра  топливно- энергетического  комплекса и  жилищно –коммунального  хозяйства Краснодарского края   в качестве  нарушения  указано  включение  недостоверной  информации, что  нарушило    ч.5 ст.17 Федерального  закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ  «О   Фонде  содействия реформированию  жилищно-коммунального хозяйства».  При этом,  в представлении в адрес муниципального образования  отсутствует  размер    суммы  нарушений  в  денежном  выражении.  В  представлении  в  адрес Министра  топливно- энергетического  комплекса и  жилищно –коммунального  хозяйства Краснодарского края    указан размер  нарушений  в сумме  -  18698362,80 руб.   В указанную  сумму  включены иные  дома, расположенные  в  г. Краснодаре в количестве  пяти  домов и десяти  литеров, при  этом  в  г. Новороссийске  указан  только  один  дом. 

Судом апелляционной  инстанции установлено, что  в акте  проверки  и  представлениях  отсутствует  вывод  о  нецелевом  использовании  денежных средств  бюджета и фонда.     

В  заявлении   Министерство  просит  взыскать   в  краевой  бюджет  24957937,79 руб., из них  полученных  за счет  средств  Фонда  -9695238,00 руб.

Между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и администрацией муниципального образования город Новороссийск заключено соглашение от 26.08.2013 № ПО-8 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Новороссийск на софинансирование мероприятий адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы».

Предметом указанного соглашения является предоставление Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края в 2013 году бюджету муниципального образования город Новороссийск субсидии из краевого бюджета в размере 107 893 118,07 рубля на софинансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда этапа 2013 года адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы», указанных в приложении № 3 к адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2015 годы».

Из указанной суммы субсидии из краевого бюджета 24 957 937,79 рубля предназначались для софинансирования мероприятий по переселению граждан из спорного многоквартирного дома.

В обосновании  заявленных  требований Министерство  ссылает  на нарушение  ч.5  ст.17 ФЗ-185.

Часть 5 ст. 17 Федерального закона ФЗ-185 предусматривает, чтопри расчете увеличения лимита средств на переселение,в соответствии с частью 4 настоящей статьи, к исчислению принимается площадь аварийного жилищного фонда, финансирование переселения граждан из которого за счет бюджетных средств и (или) иных источников в период до 1 января 2013 года не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 № 240-ФЗ, от 28.06.2014 № 200-ФЗ).

Часть 1 ст. 17 ФЗ-185 предусматривает, что если в случае представления субъектами Российской Федерации после 1 марта 2014 года уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, указанного в части 5 настоящей статьи, в результате чего уточненная общая площадь указанного аварийного жилищного фонда оказывается больше его общей площади, сведения о которой были представлены ранее, для целей расчета суммы увеличения лимитов уточненные сведения учитываются в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

В случае представления субъектом Российской Федерации после 1 марта 2014 года уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда,указанного в части 5 настоящей статьи, в результате чего уточненная общая площадь указанного аварийного жилищного фонда оказывается меньше его общей площади, сведения о которой по состоянию на 1 марта 2014 года были представлены ранее, размер ранее установленного лимита предоставления этому субъекту Российской Федерации финансовой поддержки уменьшается в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.06.2014 N 200-ФЗ внесены изменения в Закон о фонде содействия реформированию ЖКХ, в частности, частью 4 статьи 17 данного Закона установлено, что в 2014-2017 увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 N 147 (далее - Порядок).

Согласно названному Порядку в случае представления субъектом Российской Федерации после 01.03.2014 уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, в результате которой уточненная общая площадь аварийного фонда оказывается меньше его площади, сведения о которой были предоставлены ранее, сумма средств Фонда, которые подлежат направлению на увеличение лимита предоставления этому субъекту Российской Федерации финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, уменьшается.

Из материалов дела следует, что первоначально  сведения  об общей площади аварийного  жилищного  фонда главой Администрации (губернатором) Краснодарского  края   были направлены  в Министерство регионального  развития  Российской  Федерации 30.01.2013 № 01-73/13-02 (л.д.27 т.1).  Уточненные сведения об общей площади многоквартирных жилых домов, признанных  аварийными  до 01.01.2012, направлены  письмом  в Фонд 28.02.2014 № 01-100/14-02 (л.д.8 т.1). В этих сведениях  был указан  дом по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26.

Из представленных  документов  следует, что  после 1 марта 2014 года сведения, в том числе,  уточненные  не предоставлялись, а были внесены в программу при её формировании в 2011 году.

Наличие  Решения городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 20.09.2011 № 139 «Об утверждении муниципальной адресной программы планируемых к сносу, реконструкции многоквартирных домов в границах застроенных территорий, планируемых к развитию муниципальным образованием город Новороссийск на 2012-2015 годы», проведение  аукциона, заключение с ООО «Кубаньжилстрой» договора от 21.03.2012 № 34 о развитии застроенной территории: Набережная им. Адмирала Серебрякова — ул. Снайпера Рубахо - пр. Ленина — ул. Черняховского, в границах которой расположен дом № 24/26 по ул. Суворовской не имеет  правового  значения, так как ч.5 ст. 17 № 185-ФЗ не может быть применена к спорным отношениям, в вязи с тем, что  средства на переселение многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26, выделялись не за счет увеличения лимита средств на переселение.

 Судебная  коллегия  также  учитывает, что по состоянию на момент утверждения постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы» Застройщик не выполнял обязательства по освоению территории.

Переселение граждан из аварийного дома 24/26 по ул. Суворовская города Новороссийска ООО «Кубаньжилстрой» не осуществлялось.

В материалы   дела  представлено  уведомление Администрации муниципального образования г. Новороссийск    ООО «Кубаньжилстрой» о расторжении договора  в  одностороннем  порядке. № 08.05-1058/19 от 03.04.2019 (л.д.57 т.2). В картотеке  арбитражных  дел  имеется  дело   № А32—523/2017, в котором    рассматривается  заявление  о банкротстве  ООО «Кубаньжилстрой».

В материалы  дела  также  представлено  письмо  Фонда  в адрес  Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 06.12.2017 № КЦ-07/3492(л.д.74-75 т.2). Судебной  коллегией  установлено, что  в письме Фонд ссылается на  результаты  проверки, в  том числе, указывает   адрес: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26 и просит  губернатора провести проверку правомерности  использования  средств  фонда, принять  меры  по взысканию с застройщиков расходов, понесенных за счет бюджетных  средств, включая средства фонда.   В представленном  в материалы дела  письме  от 25.01.2018 КЦ-07/117 (л.д.76-77 т.2)  Фонд  просит  представить  скорректированные  данные  об обеспеченности  финансирования  расселения семи  аварийных многоквартирных домов, а также   в случае  необходимости внести  изменения  в  действующий  реестр аварийных  домов и в региональную  адресную программу.

Администрацией в материалы  дела  представлен реестр переданных квартир  собственникам  и нанимателям  жилых помещений, расположенных  по ул.  Суворовской 24/26,  приобретенных  за счет  бюджетных  средств, выделенных в рамках  адресной программы.      

 Министерством не отрицается, что предоставленные средства использованы по целевому назначению на переселение жителей многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.1 Федерального закона ФЗ-185, финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в Фонд субъектом РФ (далее - возврат средств Фонда) в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, в случае:

1)   неустранения субъектом РФ или муниципальным образованием
нарушений, указанных в пунктах 2-4.1 части 1 статьи 23 настоящего
Федерального закона, в течение четырех месяцев со дня принятия правлением
Фонда решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки за
счет средств Фонда;

2)        утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ;

3)предусмотренном договором, заключаемым между Фондом и субъектом РФ в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;

4)неустранения субъектом РФ или муниципальным образованием нарушения требований, установленных частью 11 статьи 16 настоящего Федерального закона, в течение четырех месяцев со дня принятия правлением Фонда решения об установлении факта указанного нарушения;

5)предусмотренном частью 6.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Следовательно, отсутствуют   основания, предусмотренные Федеральным законом ФЗ-185, для возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств Фонда на переселение многоквартирного жилого дом.

Судебная коллегия также   проанализировала, представленные  письма (06.12.2017 № КЦ-07/3492,  25.01.2018 КЦ-07/117), установила, что  Фонд указывает  на необходимость  взыскания  с  застройщиков расходов, понесенных за счет бюджетных  средств, включая средства фонда, а не с муниципальных образований.

Апелляционной  суд приходит  к выводу  об отсутствии  основания  для взыскания  средств  Фонда в размере 9695238,00 руб. 

В части взыскания  средств  краевого  бюджета в сумме  15262700,00 руб. апелляционная  жалоба    также   подлежит  удовлетворению по следующим  основаниям.

Правоотношения субъекта РФ и муниципального образования город Новороссийск регулируются статьей 139 Бюджетного кодекса РФ, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2019 годы» и Соглашением от 26.08.2013 № ПО-8.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.3.2 Соглашения от 26.08.2013 № ПО-8 средства краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, получены администрацией муниципального образования город Новороссийск в виде субсидии из бюджета субъекта РФ - Краснодарского края, вид расходов 522 «Субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», статья экономической классификации 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Условия предоставления субсидий, выделенных на софинансирование мероприятий муниципальных образований Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, определены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 (в ред. № 13 от 07.03.2013, действовавшей на момент заключения Соглашения от 26.08.2013 № ПО-8), в том числе (ст. 7.3):

1)        целевое использование бюджетных средств;

2) наличие в решении о бюджете муниципального образования -
участника Программы и (или) сводной бюджетной росписи местного
бюджета муниципального образования - участника Программы бюджетных
ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства
муниципального образования - участника Программы, в том числе
источником финансового обеспечения которого является субсидия;

3)наличие перечня аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования - участника Программы, утвержденного муниципальным правовым актом, устанавливающим расходное обязательство муниципального образования - участника Программы, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия;

4)наличие необходимых документов, подтверждающих признание до 1 января 2012 года расселяемых многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

5)        заключение соглашения между главным распорядителем средств
краевого бюджета и администрацией муниципального образования -
участника Программы о предоставлении субсидии из краевого бюджета.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615 главный распорядитель (распорядитель) средств краевого бюджета наряду с положениями, предусмотренными ч. 5 ст. 7.3.1 указанного постановления, вправе предусмотреть в соглашении о предоставлении субсидии иные условия, регулирующие порядок предоставления субсидии.

Департаментом ЖКХ Краснодарского края, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивающим мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, иных условий предоставления  субсидии,  не  предусмотренных постановлением  главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 № 615, в Соглашении не определено.

Судом  апелляционной  инстанции  установлено, что в представлении  от 03.07.2018 Управлением не указано  на   нарушения условий предоставления субсидии. В суде апелляционной инстанции представитель  заявитель  также  не указывал   на данный факт.

Судебной  коллегией  установлено, что  соглашением № ПО -8 от 26.08.2013 предусмотрено только одно основание для возврата субсидии - нецелевое использование бюджетных средств.

В  заявлении, в  отзывах  на апелляционную жалобу   Министерство ,  Управление пояснили, что  нецелевое  использование  бюджетных  средств  муниципальным образованием  не допущено.

Главой 30 Бюджетного кодекса РФ определены виды бюджетных нарушений, влекущих бесспорное взыскание средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации. К указанным нарушениям относятся нецелевое использование бюджетных средств (ст. 306.4 БК РФ), невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 БК РФ), неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 БК РФ), нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 БК РФ), нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (ст. 306.8 БК РФ).

В соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса РФ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля уполномочены направлять объектам контроля представления о возврате предоставленных средств бюджета и (или) предписания о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04.2014 № 369 «О порядке осуществления департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере» органом внутреннего государственного финансового контроля, уполномоченным на обращение в суд о возмещении ущерба, нанесенного Краснодарскому краю является департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края.

Управление Федерального казначейства в силу положений Бюджетного кодекса РФ осуществляет полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю только при санкционировании операций (ст. 269.1 БКРФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» Федеральное казначейство также осуществляет полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере и в силу пункта 68 указанного Постановления Правительства РФ уполномочено направлять представления с требованием о возврате предоставленных средств федерального бюджета и предписания с требованием о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, а также направлять в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля ущерба, причиненного Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 78 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 в случае выявления обстоятельств и фактов, свидетельствующих о признаках нарушений, относящихся к компетенции другого государственного органа (должностного лица), в данном случае департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, такие материалы направляются Федеральным казначейством для рассмотрения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции    установлено, что  истцом  в исковом заявлении о нанесении ущерба не заявлено.

Истцом  не представлено  доказательств направления органом внутреннего государственного финансового контроля Краснодарского края  в адрес администрации муниципального образования город Новороссийск предписания о возмещении ущерба, нанесенного Краснодарскому краю в сумме 24 957 937,79 руб.

Представитель министерства  в суде апелляционной инстанции  подтвердил, что предоставленные средства использованы по целевому назначению на переселение жителей многоквартирного жилого дома по адресу: г. Новороссийск, ул. Суворовская, д. 24/26.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела, в связи с чем, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований министерства.

Решение суда  первой  инстанции подлежит отмене, а апелляционная  жалоба  подлежит  удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.01.2019 по делу
№ А32-46095/2018 отменить, в удовлетворении заявления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о взыскании необоснованно полученных средств краевого бюджета отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               О.Ю. Ефимова

                                                                                                               С.С. Филимонова