ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-25782/2014
14 мая 2015 года 15АП-3333/2015
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2015 года .
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от ООО "СтавЭКО-сервис": Беседин С.А., паспорт:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтавЭКО-сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.01.2015 по делу № А32-25782/2014, принятое судьей Погореловым И.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтавЭКО-сервис"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СтавЭКО-сервис» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2014 № 05-99-26/1-ФР-4 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений а также оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного. Также суд отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что срок на обращение в суд обществом не пропущен. Общество также указало, что на спорном земельном участке осуществляет деятельность по рекультивации, а не по накоплению и размещению опасных отходов. Кроме того согласно Решению Славянского районного суда Краснодарского края от 07.05.2013 по делу № 2-249/13, судом было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № 23:27:0801000:281 захламления нет, участок очищен и земля используется для выращивания сельскохозяйственных культур. Также общество указало на то, что поскольку на смежных земельных участках ранее неоднократно фиксировались несанкционированные свалки, общество предполагает, что пробы административным органом были взяты не с земельного участка с кадастровым № 23:27:0801000:281.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "СтавЭКО-сервис" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме и ранее заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Управления.
Суд, протокольным определением отказал в удовлетворении ранее заявленного обществом ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представленные доказательства не были предметом исследования судом первой инстанции. Представители общества не обосновали невозможность их предоставления суду первой инстанции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов делаопределением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 28.05.2014 № 05-99-26/1-ФР-1 управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и провело административное расследование.
В уведомлении (извещении) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 11.06.2014 № 05/5089 административный орган известил заявителя о необходимости явки законного представителя общества 25.06.2014 в 16 часов 00 минут в управление для составления протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное уведомление направлено заявителю посредством факсимильной связи и вручено адресату 11.06.2014 № 46/6-2014.
25 июня 2014 года управление, в присутствии представителя общества по доверенности от 22.05.2014 Беседина С.А., составило в отношении заявителя протокол 05-99-26/1-ФР-2 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручена ему под роспись.
Определением от 25.06.2014 № 05-99-26/1-ФР-3 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено на 30.06.2014 на 15 часов 30 минут. Определение вручено 25.06.2014 представителю Беседину С.А. под роспись.
30 июня 2014 года административный орган, в отсутствии законного представителя общества, вынес постановление 05-99-26/1-ФР-4, в котором заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50 тыс. рублей.
Согласно постановлению 25.06.2014 в 15 часов 30 минут установлено, что общество на территории Краснодарского края занимается приемкой опасных отходов производства, образованных при бурении скважин на нефть и газ.
В соответствии с Уставом основным видом деятельности общества является удаление и обработка твердых отходов: сбор мусора, хлама, отбросов и отходов, сбор и удаление строительного мусора, уничтожение отходов методом сжигания или другими способами, измельчение отходов, свалку отходов на земле или воде, захоронение или запахивание отходов, обработка и уничтожение опасных отходов, включая зачистку загрязненной почвы; сбор и переработка отходов и вторичных ресурсов; уборка территории и аналогичная деятельность.
Общество заключило с ООО «Газпром добыча Краснодар» договор подряда № 01/ГРР-БУР/0665 на оказание услуг по утилизации отходов бурения при строительстве разведочной скважины № 23 Песчаного месторождения.
Общество владеет лицензией № 02600087 от 11.07.2012 на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов III-IV класса опасности (далее - лицензия № 02600087 от 11.07.2012). Лицензия выдана Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю. Место осуществление лицензируемого вида деятельности согласно лицензии, является Ставропольский край, г. Ставрополь, Михайловское шоссе, 4, производственная площадка общества.
Согласно условиям договора подряда № 01/ГРР-БУР/0665 ООО «Газпром добыча Краснодар» поручает, а общество обязуется выполнить работы по транспортированию, обезвреживанию и утилизации отходов бурения (отработанный буровой раствор, буровые сточные воды, буровой шлам) образованных при строительстве разведочной скважины № 23 Песчаного месторождения. При выполнении работ отходы бурения передаются в собственность общества и считаются собственностью с момента их погрузки на автотранспорт заявителя.
В соответствии с лицензией № 02600087 от 11.07.2012 общество осуществлять работы в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе с отходом - «отходы при добыче нефти и газа (код отхода 3410000000000)- IV класса опасности».
Согласно представленных паспортов на опасные отходы ООО «Газпром добыча Краснодар» (заказчик по договору № 01/ГРР-БУР/0665) предприятием передаются на обезвреживание, утилизацию следующие отходы: 3410000000000 отход при добыче нефти и газа (отработанный буровой раствор) является отходом IV класса опасности; 3410000000000 отход при добыче нефти и газа (буровые сточные воды) является отходом IV класса опасности; 3410000000000 отход при добыче нефти и газа (выбуренный шлам) является отходом IV класса опасности.
Таким образом, заявитель на основании договора подряда заключенного с ООО «Газпром добыча Краснодар» принимает в собственность образованные при бурении следующие отходы - отработанный буровой раствор, буровые сточные воды, выбуренный шлам, все отходы отнесены к IV классу опасности для окружающей среды.
В лицензии № 02600087 от 11.07.2012 указано, что общество должно осуществлять деятельность по месту: 355035, Российская Федерация, Ставропольский край, г. Ставрополь, Михайловское Шоссе, 4.
Установлено, что общество в период действия договорных отношений с ООО «Газпром добыча Краснодар» принял от последнего в собственность следующее количество опасных отходов: в ноябре 2013 года - 497 куб. м отходов бурения, в декабре 2013 года - 513 куб. м отходов от бурения, в январе-феврале 2014 года - 461 куб. м отходов от бурения, в марте 2014 года - 759 куб. м отходов от бурения, данные подтверждаются актами приема-передачи оказанных услуг по договору подряда № 01/ГРР-БУР/0665. Также представлены талоны справки о сдаче отходов с буровой площадки скважины № 23 Песчаная, где указаны ежедневные объемы отходов образованных при бурении скважин, а также государственные регистрационные номера автомобилей осуществляющих сбор и транспортировку отходов.
Принятые опасные отходы бурения отработанный буровой раствор, буровые сточные воды, выбуренный шлам - IV класса опасности для окружающей среды транспортируются на земельный участок в Славянском районе, хутор Бараниковский, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - предназначенные для сельскохозяйственного производства, площадью 125 388 кв. м, кадастровый номер 23:27:0801000:281. Земельный участок принадлежит на праве собственности (договор купли-продажи земельного участка от 18.09.2012) гражданке Курковой Н.Г.
Общество представило договор о проведении работ по техническому этапу рекультивации земель от 15.07.2013 № 263, заключенный заявителем с собственником земельного участка - гражданкой Курковой Н.Г. Согласно предмету договора общество обязуется выполнить комплекс работ по рекультивации нарушенных земель площадью 6,3 га на земельном участке Курковой Н.Г. общая площадь которого 12,5 га. Представило проект рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 23:27:0801000:281 территориально около автодороги на х. Губернский (относится к хутору Бараниковский, Славянского района).
В соответствии с проектом рекультивации установлено, что площадь, подлежащая рекультивации составляет 6,3 га, рекультивации подлежат три участка площадями 3,5 га, 0,34 га, 2,46 га, которые представлены выположенной низиной территорией с выраженным микрорельефом в виде незначительных понижений и повышений, образованных вследствие разработки глины прежним владельцем.
В соответствии с нормами действующего законодательства рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления, возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Представленный обществом проект рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером 23:27:0801000:281 территориально около автодороги: на х. Губернский (относится к хутору Бараниковский, Славянского района) не имеет заключения экологической государственной экспертизы. В виду чего использование опасных отходов образованных при бурении скважин не может быть использовано в целях рекультивации нарушенных земель на указанном участке.
Также в ходе проведения административного расследования в отношении общества установлено, что ранее в 2012 году по указанному земельному участку проводилась проверка прокуратуры Славянского района с привлечением специалистов Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, проверкой было установлено размещение твердо-бытовых отходов (ТБО) площадью 0,21 га по данному земельному участку. Участок на тот период принадлежал ЗАО Агропромышленная фирма «Кубань».
По состоянию на момент составления протокола об административном правонарушении твердо-бытовые отходы (ТБО) размещены на территории настоящего земельного участка, о чем свидетельствуют фотоматериалы. Представление Славянской межрайонной прокуратуры не исполнено. Земельный участок ЗАО Агропромышленная фирма «Кубань» передан (договор купли-продажи) в собственность гражданке Курковой Н.Г.
В рамках рейдовых мероприятий по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды по выявлению мест несанкционированного размещения отходов, образующихся при бурении скважин, а также нефтесодержащих отходов на территории Славянского района Краснодарского края по маршруту от ст. Петровской до 40-км трассы Славянск-Ачуево при проведении обследования земельного участка, расположенного в Хуторе Бараниковский Славянского района, дорога на х. Губернаторский, 1,5 км от трассы ст. Петровская-г. Славянск-на-Кубани, 21.03.2014 выявлены места несанкционированного накопления отходов - «пастообразного серого вещества» (земельный участок с GPS-координатами N 45° 19*45.2"; Е 37°59'35.5"; N 45°19'45Л"; Е 37°59'36.4"; N 45°19'46.1"; Е 37"59'40.2") и выявлены места несанкционированного накопления отходов - «плотного вещества серого цвета» на территории почвенного покрова (земельный участок с GPS-координатами N 45° 19*45.5"; Е 37°59'30.8N 45° 19*44.7'*; Е 37° 59*35.6") с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и с нарушений требований Земельного кодекса Российской Федерации.
Установленные места временного накопления опасных отходов образованных при бурении скважин на газ и нефть, являются следствием производственной деятельности заявителя на территории Краснодарского края.
В целях определения собственника земельного участка, на котором осуществляется деятельность по размещению отходов производства, направлен запрос в администрацию Славянского района.
В соответствии с письмом администрации Славянского района установлено, что земельный участок согласно вышеуказанным GPS-координатам принадлежит на праве собственности гражданке Курковой Н. Г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 18.09.2012. Земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства, площадью 125 388 кв. м, кадастровый номер 23:27:0801000:281.
21 марта 2014 года с 11 часов 00 минут по 11 часов 45 минут государственными инспекторами управления совместно со специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Славянского отдела, двумя понятыми произведен обход территории несанкционированного накопления отхода - «пастообразного серого вещества», размещаемого на почвенном покрове и с помощью прибора GPS МАР 78 инвентарный № Kr1010425054 произведен замер площади загрязненной территории почвенного покрова.
Специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Славянского отдела произведен отбор проб отходов «пастообразного серого вещества» на определение компонентного состава, плотности и класса опасности для окружающей среды (протокол отбора проб отхода от 21.03.2014 № 59 «Ф»).
Также, специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Славянского отдела произведен отбор проб почвы в точке № 2 (GPS-координаты N 45° 19'44.7"; Е 37° 59'35.6"), объединенная проба из 10 точек, на определение содержания нефтепродуктов в почве и произведен отбор проб почвы фоновой точки № 1 (GPS-координаты N 45° 19'46Л"; Е 37° 5940.2"), объединенная из 5 точек (протокол отбора проб почвы от 21.03.2014 № 60 «Ф»).
В соответствии с протоколом испытаний (измерений) проб отхода № 67 - 68 от 01.04.2014, а также с протоколом биотестирования проб отхода № 67 - 68 от 04.04.2014, отход «пастообразного серого вещества» отнесен к отходу IV класса опасности для окружающей среды.
Согласно показаниям GPS МАР 78 инвентарный № Кг1010425054 площадь территории в первой точке отбора, загрязненная отходом «пастообразным серым веществом» составила 8008 кв. м, средняя высота отхода «пастообразного серого вещества» в первой точке отбора составила 0,2 м (GPS-координаты N 45° 1945.2"; Е 37° 59'35.5"), площадь территории во второй точке отбора, загрязненная отходом «пастообразным серым веществом» составила 1117,1 кв. м, средняя высота отхода «пастообразного серого вещества» во второй точке отбора составила 0,4 м (GPS-координаты N 45° 1945.1"; Е 37° 59'36.4"). Площадь территории, на которой отбиралась почва на содержание нефтепродуктов на загрязнение составляет 1768 кв. м.
Таким образом, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:27:0801000:281 общей площадью 12,5 га, выявлены участки размерами 8008 кв. м и 1117,1 кв. м, общая площадь загрязненного земельного участка в результате размещения отхода «пастообразным серым веществом» составляет 10 893,1 кв. м.
21 марта 2014 года с 11 часов 30 минут по 11 часов 50 минут государственными инспекторами управления совместно со специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Славянского отдела и двумя понятыми произведен обход территории несанкционированного накопления отхода - «плотного вещества серого цвета», размещаемого на почвенном покрове и с помощью прибора GPS МАР 78 инвентарный № Кг1010425054 произведен замер площади загрязненной территории почвенного покрова.
Специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Славянского отдела произведен отбор проб отходов - «плотного вещества серого цвета» на определение компонентного состава, плотности и класса опасности (протокол отбора проб отхода от 21.03.2014 № 61 «Ф»).
Также, специалистом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» Славянского отдела произведен отбор проб почвы в точке № 3 (GPS-координаты N 45° 19'45.1"; Е 37° 59'29.9"), объединенная из 10 точек, на определение содержания нефтепродуктов в почве и произведен отбор проб почвы фоновой точки № 1 (GPS-координаты N 45° 19'46.1"; Е 37° 5940.2"), объединенная из 5 точек (протокол отбора проб почвы от 21.03.2014 № 60 «Ф»).
В соответствии с протоколом испытаний (измерений) проб отхода № 69 - 71 от 01.04.2014, а также с протоколом биотестирования проб отхода № 72 от 04.04.2014, отход «пастообразного серого вещества» отнесен к отходу IV класса опасности для окружающей среды.
Согласно показаниям GPS МАР 78 инвентарный № Кг1010425054 площадь территории, загрязненная отходом - «плотным веществом серого цвета» составила 644 кв. м, средняя высота размещаемого отхода - «плотного вещества серого цвета» составила 2 м (GPS-координаты N 45° 19'45.5'Е 37° 59'30.8"). Площадь территории, на которой отбиралась почва на содержание нефтепродуктов на загрязнение, составляет 200 кв. м.
Таким образом, на территории земельного участка с кадастровым номером 23:27:0801000:281 общей площадью 12,5 га, также зафиксированы участки площадью 644 кв. м и 200 кв. м загрязненные отходами от бурения скважины. Общая площадь загрязненного земельного участка в результате размещения отхода «пастообразным серым веществом» составляет 844 кв. м.
В экспертном заключении ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» указано, что, согласно выводам по результатам аналитического контроля: при проведении испытаний (измерений) проб почвы установлено, что концентрация нефтепродуктов в пробе № 70 (точка № 2 N 45° 19'44.7"; Е 37° 59'35.6'') превышает фоновый показатель пробы № 69 (точка № 1 фон N 45° 19'46.1'Е 37°59'40.2") в 3,43 раза и в 1,92 раза превышает значения ПДК, а в пробе № 71 (точка № 3 N 45° 19'45.1"; Е 37° 59'29.9") превышает фоновый показатель пробы 69 (точка № 1 фон N 45° 19'46.1"; Е 37° 59'40.2"), в 2,89 раза и в 1,62 раза значение ПДК.
Отход «пастообразное серое вещество» (проба № 67) имеющий состав: нефтепродукты - 1,90%; минеральные составляющие - 63,49%; вода - 34,61% - отнесен к отходу IV класса опасности для окружающей среды.
Отход «пастообразное серое вещество» (проба № 68) имеющий состав: нефтепродукты - 2,1%; минеральные составляющие - 67,49%; вода - 30,41% - отнесен к отходу IV класса опасности для окружающей среды.
Отход «пастообразное серое вещество» (проба № 72) имеющий состав: нефтепродукты - 0,02%; минеральные составляющие - 87,65%; вода - 12,33% - отнесен к отходу IV класса опасности для окружающей среды.
Таким образом, установлено что общество, в соответствии с заключенным договором подряда с ООО «Газпром добыча Краснодар», осуществляет приемку отходов образованных при бурении скважины - отработанный буровой раствор, буровые сточные воды, выбуренный шлам - IV класса опасности, которые по составу соответствует отходам, отобранным в ходе проведения рейдовых мероприятий и представляют собой отход IV класса опасности для окружающей среды.
Учитывая тот факт, что местом осуществления деятельности по обезвреживанию отходов является Ставропольский край, г. Ставрополь, шоссе Михайловское 4, (производственная площадка), а также те обстоятельства, что общество принимает отходы в собственность от ООО «Газпром добыча Краснодар» и везет их на земельный участок, расположенный в Славянском районе, х. Бараниковский с кадастровым номером 23:27:0801000:281, принадлежащий на праве собственности гражданке Курковой Н.Г., после чего размещает его на указанном земельном участке, вследствие чего произошло уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель, что является противоправными действиями общества, которые образуют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и заключаются в пренебрежительном отношении лица, к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Также в соответствии с письмом администрации муниципального образования Славянского района № 1669/14-18-17 от 11.06.2014 указано, что территория муниципального образования Славянского района относится к западной почвенно-климатической зоне Краснодарского края. По данным «Кубаньгипрозем» толщина гумусного горизонта (плодородного слоя почв) составляет до 80 см.
Общество осуществляет фактическое размещение опасных отходов производства таких как: отходы бурения отработанный буровой раствор, буровые сточные воды, выбуренный шлам - являющиеся отходом IV класса опасности для окружающей среды, которые приняты от ООО «Газпром добыча Краснодар» и транспортированы на земельный участок в Славянском районе, хутора Бараниковский, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - предназначенные для сельскохозяйственного производства, площадью 125 388 кв. м, с кадастровый номер 23:27:0801000:281.
Места временного накопления (размещение) отходов бурения на указанном земельном участке не оборудованы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Действиями общества нарушены статьи 22, 24 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 12, 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации и СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Поэтому в предмет доказывания по рассматриваемом делу входит факт наступления последствий в виде порчи земель.
При производстве по делу о совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого определена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, подлежит доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия, которые привели к порче земли. Кроме того, подлежит доказыванию причинная связь между действиями и (бездействием) и наступлений вредных последствий.
Данный вывод согласуется с выводами ФАС СКО, изложенными в постановлении от 24.12.10 N А53-11767/2010.
Согласно положениям ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности, является одними из целей охраны земель.
В ст. 13 ЗК РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов видно, и обществом документально не опровергнуто, что общество на основании договора подряда, заключенного с ООО «Газпром добыча Краснодар», принимает в собственность образованные при бурении следующие отходы -отработанный буровой раствор, буровые сточные воды, выбуренный шлам (IV класс опасности для окружающей среды). Факт приема обществом и объем принятых отходов бурения подтверждается актами приема-передачи оказанных услуг по договору подряда № 01/ГРР-БУР/0665, талонами-справками о сдаче отходов с буровой площадки скважины № 23 Песчаная, с указанием в них объемов и государственных регистрационных номеров автомобилей, осуществляющих сбор и транспортировку отходов.
Принятые опасные отходы IV класса опасности транспортировались на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:27:0801000:281, расположенный в Славянском районе Краснодарского края, хуторе Бараниковском. Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе договором о проведении работ по техническому этапу рекультивации земель от 15.07.2013 № 263, заключенным обществом и Курковой Н.Г. (собственником земельного участка), протоколом об административном правонарушении, актом натурного обследования территории № 1 от 21.03.2014, актом обследования территории от 20.05.2014 № 3, содержащем объяснения водителя общества.
Состав размещенных отходов «пастообразное серое вещество» и класс их опасности подтверждается представленным в материалы дела экспертным заключением ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» по результатам проведения испытаний (измерений) проб почвы № 67, 68, 70 и 72.
Таким образом, учитывая тот факт, что местом осуществления деятельности по обезвреживанию отходов является Ставропольский край, г. Ставрополь, шоссе Михайловское 4 (производственная площадка), а также те обстоятельства, что общество принимает отходы в собственность от ООО «Газпром добыча Краснодар» и везет их на земельный участок, расположенный в Славянском районе, х. Бараниковский с кадастровым номером 23:27:0801000:281, принадлежащий на праве собственности гражданке Курковой Н.Г., после чего размещает его на указанном земельном участке, происходит уничтожение плодородного слоя почвы, а ровно порча земель.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что на спорном земельном участке размещались отходы иным лицом.
Из материалов дела видно, что на территории рассматриваемого земельного участка ранее уже фиксировалось размещение отходов производства и потребления (отход ТФБ), соответственно территория земельного участка в размере 0,21 га также загрязнена. Вместе с тем, при рассмотрении административного дела загрязнение указанной территории обществу не вменялось.
При административном расследовании были произведены отборы проб отходов - «плотного вещества серого цвета» на определение компонентного состава, плотности и класса опасности (протокол отбора проб отхода от 21.03.2014 № 61 «Ф»), и отборы проб почвы.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что поскольку на смежных земельных участках ранее неоднократно фиксировались несанкционированные свалки, общество предполагает, что пробы административным органом были взяты не с земельного участка с кадастровым № 23:27:0801000:281.
В протоколах отборов проб конкретно указаны точки с координатами, где был осуществлен отбор проб, следовательно, доводы общества о том, что были взяты пробы с иного земельного участка, не подтверждаются материалами дела.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы об отсутствии состава правонарушения на основании постановления Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27.10.2014г. и Решения Славянского районного суда Краснодарского края, так как они относятся к иному временному периоду, а также с учетом имеющихся, проведенных экспертиз в рамках настоящего административного производства, результаты которых подтвердили наличие загрязнения отходами от бурения скважины.
Доказательства принятия обществом всех необходимых мер, направленных на недопущение выявленного правонарушения, либо свидетельствующие о наличии объективной невозможности соблюдения законодательства об охране почв, общество не представило.
Учитывая вышеизложенное суд апелляционной инстанции, считает, что вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается названными выше доказательствами.
Выводы о наличии в действиях общества события и состава вмененного ему административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "СтавЭКО-сервис" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях общества малозначительности рассматриваемого правонарушения, доказательств исключительности правонарушения в деле не имеется.
Также судом при рассмотрении дела было рассмотрено ходатайство общества о восстановлении срока на обращение в суд. Заявитель указывал, что обжалуемое постановление от 30.06.2014 получено 11.07.2014, в суд обратился 22.07.2014.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 3 статьи 113 АПК РФ в процессуальные сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Согласно части 4 статьи 113 АПК РФ течение процессуального срока начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока. Согласно части 3 статьи 114 АПК РФ процессуальный срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока.
Из материалов дела видно, что постановление № 05-99-26/1-ФР-4 вынесено административным органом 30.06.2014, получено обществом 11.07.2014, о чем свидетельствует почтовая отметка (т.д. 1 л.д. 20). Следовательно, последний день для обжалования постановления является 25.07.2014. Вместе с тем на заявлении общества о признании незаконным постановления стоит штамп канцелярии суда, согласно которому жалоба поступила в суд 22.07.2014, т.е. без пропуска установленного законом срока.
Таким образом, вывод суда о пропуске ООО «СтавЭКО-сервис» срока на обращение в суд, является ошибочным.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым изменить решение суда от 30.01.2015, исключив из резолютивной части решения, пункт один об отказе в удовлетворении ходатайства общества о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
В оставшейся части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Апелляционная жалоба общества в части обжалования постановления отклоняется, поскольку доводы, приведенные в ней, не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "СтавЭКО-сервис" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и соответственно, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы ООО "СтавЭКО-сервис" была представлена электронная копия платежного поручения № 13 от 09.02.2015г.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены ст. 333.18 главы 25.3. НК РФ: факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платёжным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.05.2005 г. № 91 доказательством уплаты госпошлины в безналичной форме является платёжное поручение, на котором проставлены дата списания денежных средств со счёта плательщика, а также штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Из смысла указанных норм следует, что все документы об уплате госпошлины представляются в суд только в подлинном экземпляре, поскольку платёжный документ относится к конкретному делу, подлежащему рассмотрению.
В судебном заседании общество представило подлинное платежное поручение № 13 от 09.02.2015 по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает необходимым выдать обществу справку на возврат уплаченной госпошлины из федерального бюджета в сумме 1500руб., поскольку действующим законодательством не предусмотрена оплата госпошлины по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2015 по делу № А32-25782/2014 - изменить.
Исключить из резолютивной части решения пункт 1.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи Н.Н. Смотрова
С.С. Филимонова