ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-3671/2021 от 13.07.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-37831/2020

14 июля 2022 года                                                                                 15АП-3671/2021

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания

ФИО1,

при участии:

от АО ИФ «Орион-Хит»: представитель ФИО2 по доверенности от 19.01.2022, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества инженерная фирма «Орион-Хит»

на решение Арбитражного суда Ростовской области

от 05.02.2021 по делу № А53-37831/2020

по заявлению акционерного общества инженерная фирма «Орион-Хит»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество Инженерная фирма «Орион-Хит» (далее – заявитель,
АО ИФ «Орион-Хит», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области (далее – административный орган, управление) от 28.10.2020 № 061/08/19.5-342/2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, АО ИФ «Орион-Хит» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу управление просит отказать в удовлетворении требований, изложенных в жалобе.

Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года приостанавливалось производство по делу № А53-37831/2020 до вступления в законную силу решения суда по делу № А53-448/2020, в рамках которого обществом оспаривается решение, которым АО ИФ «Орион-ХИТ» признано нарушившим часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и предписание об устранении выявленных нарушений от 31.10.2019 №762/06, в рамках настоящего дела рассматривается заявление АО ИФ «Орион-Хит» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 28.10.2020 № 061/08/19.5-342/2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для привлечения общества к административной ответственности являлось неисполнение в установленный срок предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 31.10.2019 № 762/06.

Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2022 года возобновлено производство по апелляционной жалобе.

Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 04.07.2022 в связи с отсутствием судьи Ефимовой О.Ю. ввиду нахождения в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.

В судебном заседании 06.07.2022 в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14 час. 20 мин. 13.07.2022.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После объявленного перерыва представитель АО ИФ «Орион-Хит» доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, УФАС России по РО в отношении АО ИФ «Орион-Хит» возбуждено дело о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа на основании приказа Ростовского УФАС России от 10.07.2017 №268 по результатам проверки (акт проверки от 26.05.2017 №58-дсп), при проведении которой выявлены признаки нарушения АО ИФ «Орион-Хит» части 3 статьи 8 Федерального закона №275-ФЗ.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия УФАС России по РО 31.10.2019 вынесла решение по делу №1495/06, которым АО ИФ «Орион-Хит» признано нарушившим часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон №275-ФЗ), решено выдать предписание об устранении выявленных нарушений и передать материалы дела №1495/06 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

31.10.2019 Комиссия УФАС России по РО выдала АО ИФ «Орион-Хит» предписание №762/06, которым обязала в срок до 15.01.2020 произвести перерасчет основных экономических показателей нормативов (ОЭН) на 2017 год с учетом решения по делу №1495/06 от 30.10.2019 и исходя из экономически обоснованного размера запланированной основной заработной платы основных исполнителей на 2017 год; исключить факты расчета ОЭН исходя из экономически необоснованного размера заработной платы основных исполнителей.

Неисполнение предписания от 31.10.2019 №762/06 послужило основанием для составления 26.02.2020 протокола об административном правонарушении по части 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего уведомления.

28.10.2020 и.о. руководителя УФАС России по РО, в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего уведомления, вынес постановление №061/08/19.5-342/2020, которым АО ИФ «Орион-Хит» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, АО ИФ «Орион-Хит» обратилось в суд с заявлением.

В соответствии с частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 15.2 Закона о ГОЗ предписание, выданное контролирующим органом исполнителю государственного оборонного заказа, является обязательным для исполнения.

Согласно статье 15.25 названного Закона предписание по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа подлежит немедленному исполнению в срок, установленный в предписании. Контроль за исполнением предписания осуществляет контролирующий орган. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа понимается уклонение от исполнения предписания или частичное его исполнение в установленный в предписании срок. Неисполнение в срок предписания является нарушением законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В рамках дела № А53-448/2020 АО ИФ «Орион-ХИТ» оспаривалось решение о признании нарушившим часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и предписание об устранении выявленных нарушений от 31.10.2019 №762/06, в рамках настоящего дела рассматривается заявление АО ИФ «Орион-Хит» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 28.10.2020 № 061/08/19.5-342/2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанием для привлечения общества к административной ответственности являлось неисполнение в установленный срок предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 31.10.2019 № 762/06.

Однако,  решением по делу № А53-448/2020, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции и постановлением суда кассационной инстанции от 07 июля 2022 года признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31.10.2019 по делу №1495/06 и недействительным предписание от 31.10.2019 №762/06.

В рамках указанного дела судами сделан вывод о том, что при вынесении оспариваемого решения у антимонопольного органа были все необходимые документы, как представленные обществом, так и его контрагентами, следовательно управление имело возможность произвести все необходимые расчеты. Судом кассационной инстанции признаны правильными выводы судебных инстанций о том, что общество не выполняло действий, влекущих за собой необоснованное завышение цены продукции, и при использовании при расчете цены продукции по государственному оборонному заказу завышенного, не отвечающего критериям обоснованности и документального подтверждения базового экономического норматива накладных расходов, не допускало.

Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

По смыслу названной нормы преюдиция распространяется на содержащуюся во вступившем в законную силу судебном акте констатацию тех или иных обстоятельств, которые входили в предмет доказывания по ранее рассмотренному делу.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности; наделение судебных решений, вступивших в законную силу, свойством преюдициальности - сфера дискреции федерального законодателя, который мог бы прибегнуть и к другим способам обеспечения непротиворечивости обязательных судебных актов в правовой системе, но не вправе не установить те или иные правовые институты, необходимые для достижения данной цели; введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой; такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения.

В данном случае вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.12.2021 по делу № А53-448/2020 имеет преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, установленные в рамках этого дела фактические обстоятельства и выводы суда повторному доказыванию не подлежат.

Таким образом, поскольку предписание Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 31.10.2019 № 762/06, послужившее основанием для привлечения к административной ответственности в рамках настоящего дела, признано судом недействительным, следовательно, оснований для привлечения общества к административной ответственности за неисполнение незаконного предписания не имеется.

В соответствии с ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения от 05.02.2021 и принятия нового судебного акта, которым признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 28.10.2020 № 061/08/19.5-342/2020 о привлечении АО ИФ «Орион-Хит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.02.2021 по делу
№ А53-37831/2020 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы Ростовской области от 28.10.2020 № 061/08/19.5-342/2020 о привлечении АО ИФ «Орион-Хит» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере
300 000 руб.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                               М.В. Соловьева

Судьи                                                                                             И.Н. Глазунова

                                                                                                        С.В. Пименов