ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-4272/19 от 26.04.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-33317/2018

08 мая 2019 года                                                                                 15АП-4272/2019

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ильиной М.В.,

судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

ФИО1 лично,

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 26.02.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.02.2019 по делу № А32-33317/2018 (судья Шепель А.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район о признании незаконным решения от 14.06.2018 № 2159/18-01-04 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: железобетонного декоративного забора с световым панно, по адресу: <...>; обязании Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район выдать разрешение на установку рекламной конструкции: железобетонного декоративного забора с световым панно, по адресу: <...>.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2019 решение Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район от 14.06.2018
№ 2159/18-01-04 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: железобетонного декоративного забора с световым панно по адресу: <...>, признано незаконным. Суд обязал Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешение на установку рекламной конструкции: железобетонного декоративного забора с световым панно, по адресу: <...>.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что 21.05.2018 в соответствии с п. 13 ст. 19 Федерального закона
№ 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекла­ме» управление направило запрос о согласовании размещения рекламной конструкции. Управление архитектуры администрации муниципального образования Славянский район 28.05.2018 предоставило ответ, в соответствии с которым согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной кон­струкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником зе­мельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Забор, ограждающий земельный участок, не является недвижимым имуществом, поскольку его перемещение не влечет несоразмерный ущерб для его назначения. В связи с этим размещение рекламной конструкции (панель на заборе) по адресу: <...>, не согласовывается. Под объектами капитального строительства в силу п. 10 ст. 1 ГрК РФ понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением вре­менных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Из этого перечисления следует, что критерием, исключающим отнесение того или иного объекта к объектам капитального строительства, является временный характер использования объекта. Неотъемле­мым признаком здания, сооружения в соответствии с п. 1 ст. 130 Граждан­ского кодекса как объекта недвижимого имущества является то, что переме­щение таких объектов, включая здания, строения, сооружения, объекты неза­вершенного строительства, без несоразмерного ущерба их назначению не­возможно. Следовательно, такие объекты, как железобетонные заборы, ре­кламные конструкции и им подобные, не могут классифицироваться как объ­екты капитального строительства, поскольку являются временными построй­ками и сооружениями, могут быть перемещены и демонтированы без какого-либо ущерба их назначению. Эти объекты не имеют самостоятельного значе­ния, поэтому их рассматривают как принадлежность вещи или как вспомога­тельную (составную) часть недвижимой вещи. В то же время ограждения относятся к принадлежностям главной вещи (земельного участка), так как предназначены для ее обслуживания (как устройства для защиты, предупреждения проникновения и т.п.), и сами по себе самостоятельными объектами гражданских прав не являются (статья 135 Гражданского кодекса). Согласно письму Федеральной антимонопольной службы «О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 19.09.2018
№ РП/75002/18 к иным техническим средствам стабильного территориального размещения следует относить любые конструкции, пред­назначенные для распространения рекламы, которые размещены стационар­но, прочно связаны с землей, зданиями, строениями и сооружениями (т.е. объектами недвижимого имущества) и не предназначены для перемещения. С учетом вышесказанного и сложившейся судебной практикой забор не является объектом недвижимости (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.12.2018
по делу № А32-8396/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2017 по делу № А63-2170/2016, постановление Ар­битражного суда Поволжского округа от 08.08.2017 по делу № А65-2394/2014). Судом не учтено, что в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерально­го закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присо­единяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным соб­ственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заявителем представлен договор аренды имущества от 11 апреля 2018 года, согласно которому арендодатель ФИО3, ФИО4 и ФИО5 передали ФИО1 во владение и пользование сроком на 10 лет следующее имущество: забор по всей длине, находящийся по адресу: <...>
, для размещения рекламы. В п. 1.2 вышеуказанного договора стороны указали, что арендуемое имущество принадлежит сторонам на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию № 22441 от 13.05.1995. Согласно выпискам из ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:48:0203045:32, расположенный по адресу: <...>­, не зарегистриро­вано.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представил суду дополнительный документ.

Индивидуальный предприниматель не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 15.05.2018 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился к Управлению по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции - железобетонного декоративного забора с световым панно по адресу: <...>.

Письмом от 14.06.2018 № 2159/18-01-04 заинтересованное лицо отказало заявителю в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Отказ мотивирован тем, что установка рекламной конструкции не согласовывается на заборе, так как забор не является недвижимым имуществом, а также в случае установки рекламной конструкции будут нарушены требования, утвержденные в ГОСТе Р 52044-2003.

Полагая вышеуказанный отказ незаконным, индивидуальный предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

В силу приведенных норм установка рекламной конструкции осуществляется с использованием принадлежащих собственникам (иным законным владельцам) земельного участка, зданий, строений, сооружений (с размещением ее не только на конструктивных элементах указанных объектов, но и вне их), а также остановочных пунктах движения общественного транспорта. Таким образом, под наружным размещением рекламных конструкций понимается их размещение вне помещений - на улице, вдоль проезжей части дорог, на остановках общественного транспорта, на внешней стороне стен зданий и сооружений, в том числе на заборах и ограждениях.

В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Частью 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлены основания, по которым орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа принимает решение об отказе в выдаче разрешения.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

Исходя из вышеприведенной нормы, отнесение ограждения (забора), на котором предполагается размещение рекламной конструкции, к объектам движимого имущества, не препятствует использованию его для размещения рекламной конструкции.

Пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции принимается в случае нарушения требований, установленных  частями 5.1, 5.6, 5.7  данной статьи.

Поскольку оспариваемый отказ управления в выдаче разрешения не был мотивирован ни одним из нарушений, содержащихся в части 15 статьи 19 и названных пунктах статьи 19 Закона N 38-ФЗ, вывод суда об удовлетворении требования о признании его незаконным является обоснованным.

Т.о., требование заявителя в части признания решения Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район от 14.06.2018
№ 2159/18-01-04 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: железобетонного декоративного забора с световым панно по адресу: <...>, незаконным правомерно удовлетворено судом первой инстанции.

Суду апелляционной инстанции представлен акт осмотра от 04.04.2019 забора, расположенного по адресу: <...>, согласно которому в случае установки рекламных конструкций на вышеуказанном заборе будут нарушены требования ГОСТ Р 52044-2003, так как рекламная конструкция будет размещена в границах коридора безопасности.

Указанное нарушение требований ГОСТ Р 52044-2003 не указано в оспариваемом отказе управления как основание для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.

Нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (пункт 3 части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995
N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация и осуществление федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения относится к ведению Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716, установлено, что федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

Согласно пункту 3.17 ГОСТ Р 52044-2003 коридор безопасности - это земельные участки (независимо от категории земель), включающие в себя территорию, прилегающую к проезжим частям дорог в населенных пунктах, на которых в целях обеспечения безопасности дорожного движения запрещается устанавливать рекламные конструкции.

Нарушения вышеуказанных требований ГОСТ Р 52044-2003 подлежат исследованию управлением при повторном рассмотрении заявления индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

При изложенных обстоятельствах восстановление нарушенных прав предпринимателя возможно путем повторного рассмотрения управлением заявления, поскольку в силу статьи 19 Закона № 38-ФЗ проверка комплектности и содержания представленных документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления, а суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).

В рассматриваемом случае достаточным способом восстановления нарушенного незаконным отказом в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции будет обязание управления повторно рассмотреть заявление предпринимателя о выдаче разрешения на строительство с учетом того, что отказ поименованным в письме от 14.06.2018 № 2159/18-01-04, незаконен.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав предпринимателя путем выдачи предпринимателю разрешения на установку рекламной конструкции подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2019 по делу
№ А32-33317/2018 в части обязания Управления по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 разрешение на установку рекламной конструкции: железобетонного декоративного забора с световым панно, по адресу: <...>
, отменить, в указанной части принять новый судебный акт.

Обязать Управление по муниципальному имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования Славянский район повторно рассмотреть в установленном действующим законодательством порядке заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции железобетонного декоративного забора с световым панно, по адресу: <...>
.

В остальной части решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2019 по делу  № А32-33317/2018 оставить без изменения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             М.В. Соловьева

                                                                                                        С.С. Филимонова