ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-16021/2020
06 мая 2021 года 15АП-4472/2021
Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»: представитель ФИО1, по доверенности от 10.02.2021, паспорт;
от АО «Кубанские магистральные сети»: представитель ФИО2, по доверенности от 18.05.2020, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.02.2021 по делу № А32-16021/2020
по заявлению публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Сочинский Национальный Парк» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьих лиц: акционерного общества «Кубанские магистральные сети»
(ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – заявитель, ПАО «ФСК ЕЭС», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действия федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский Национальный Парк» в части предъявления требований, изложенных в письме от 12.03.2020 № 01-13/764, о получении ПАО «ФСК ЕЭС» проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, а также требований о предоставлении правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых планируется проведение работ по расчистке просек ВЛ от древесно-кустарниковой растительности и подаче лесной декларации; об обязании ФГБУ «Сочинский Национальный Парк» выдать ПАО «ФСК ЕЭС» разрешение на пребывание на территории ФГБУ «Сочинский Национальный Парк» персонала ПАО «ФСК ЕЭС» сроком на 12 месяцев (с момента вступления решения в законную силу) для выполнения работ по расчистке ВЛ 220 кВ Шепси - Дагомыс от древесно-кустарниковой растительности ручным способом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: акционерное общество «Кубанские магистральные сети», Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2021 ходатайство заявителя о приобщении в материалы дела дополнительных документов – удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований – отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования в полном объеме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу АО «Кубанские магистральные сети» просит решение суда отменить, принять новый судебный акт и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования ПАО «ФСК ЕЭС» в полном объеме.
От ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» поступили пояснения к апелляционной жалобе.
Суд, совещаясь на месте, приобщил пояснения к апелляционной жалобе к материалам дела.
В судебном заседании представители ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и АО «Кубанские магистральные сети» доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ПАО «ФСК ЕЭС» на основании договора использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 №ДИ-73/107/30-49 владеет ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс (далее - линия электропередачи) и осуществляет ее эксплуатацию.
Приказом Минпромэнерго РФ от 23.11.2005 № 325 «Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети» ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» включена в перечень объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Часть линии электропередачи размещена на территории Сочинского национального парка.
ПАО «ФСК ЕЭС» письмом от 04.03.2020 № М5/2/938 направило информацию в ФГБУ «Сочинский национальный парк» о проведении работ на территории Сочинского национального парка в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейного объекта в охранной зоне ВЛ 220 кВ Шепси -Дагомыс и заявление о выдаче разрешения на пребывание персонала.
ФГБУ «Сочинский национальный парк» приняло решение, направленное письмом от 12.03.2020 № 01-13/764, об отказе в выдаче разрешения на пребывание персонала, в связи с непредоставлением правоустанавливающих документов на земельные участки, проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, и лесной декларации.
Не согласившись с указанным ответом, ПАО «ФСК ЕЭС» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях ранее был определен в главе 15 Лесного кодекса Российской Федерации, которая утратила силу с 01.07.2019, в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий».
Федеральным законом № 538-ФЗ от 27.12.2018 введена в Лесной кодекс Российской Федерации глава 17 «Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов» (статьи 110 - 119).
Согласно статье 112 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных лесных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан (пункт 2 названной статьи).
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В пункте 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не распространяются на случаи размещения линейных объектов. При этом не допускается размещение линейных объектов в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, запрещает размещение таких линейных объектов.
Сочинский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 05.05.1983 № 214.
Границы национального парка утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2013 № 534.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 № 411 «Об утверждении положения о Сочинском национальном парке» установлено, что границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.
На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров, объектов, связанных с функционированием национального парка, а также в случаях, предусмотренных настоящим Положением; заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд) и др. (пункт 9 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2013 № 411 «Об утверждении положения о сочинском национальном парке»).
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение вынесено без учета Положения о Сочинском национальном парке, утвержденного приказом Минприроды России от 27.09.2013 № 411 и статьи 8.3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», со ссылками на подпункт 21 пункта 9, пункт 10.4 Положения и статью 8.3 Закона № 201-ФЗ из которых следует, что осуществление рубок в охранной зоне ЛЭП не противоречит режиму защитных лесов и режиму зоны хозяйственного назначения национального парка судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку ни оспариваемое письмо, ни обжалуемое решение выводов о том, что осуществление соответствующих рубок противоречит режиму защитных лесов или режиму национального парка, не содержат.
В соответствии с пунктами 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181, лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не дал оценку представленному обществом проекту освоения лесов, а также ссылки общества на то, что оно представляло в материалы дела проект освоения лесов на земельные участки, предоставленные по соглашениям об установлении сервитута, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, учел, что обществом не представлено доказательств самостоятельного согласования с Минприроды России соответствующей деятельности на территории национального парка до подачи заявления от 04.03.2020 директору ФГБУ «Сочинский Национальный Парк».
Согласно части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, Минприроды России является уполномоченным органом на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на территории Сочинского национального парка.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядка его разработки.
Согласно пункту 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 513 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (далее - Порядок).
Как следует из пункта 3 Порядка целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 10 Порядка).
До издания Порядка действовал Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденный приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, содержащий аналогичные нормы.
Из изложенного следует, что использование лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, получившего положительной заключение Минприроды России, не допускается.
Таким образом, сам по себе факт наличия проекта освоения лесов не свидетельствует о том, что обществом соблюдены требования лесного законодательства.
В статьях 9, 15, 21, 24, 27, 29 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлены ограничения на размещение линейных объектов в границах зон природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, за исключением случаев, когда международными договорами установлены иные правила (статья 37).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной названным Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Судом первой инстанции установлено, что на территории ФГБУ «Сочинский национальный парк» размещена ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс, принадлежащая
АО «КМС» (далее - Сетевая организация) на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2008 № 23 АД 657231.
На земельные участки, принадлежащие ФГБУ «Сочинский национальный парк», на которых расположена ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс, установлено обременение в виде охранной зоны № 23.49.2.69.
Эксплуатацию ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс осуществляет ПАО «ФСК ЕЭС» на основании договора использования объектов электросетевого хозяйства от 30.12.2005 №ДИ-73/107/30-49, заключенного с Сетевой организацией. Эксплуатация ВЛ включает в себя выполнение технического обслуживания, диагностики и ремонтов в соответствии с установленными планами-графиками, выполнение мероприятий по повышению надёжности работы ВЛ (расчистка и разрубка трасс, прокладка минерализованных полос и т.д.), аварийно-восстановительные работы.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В пункте 6 статьи 15 Федерального закона «Об особо охраняемых территориях» предусмотрено, что пребывание на территориях национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки, допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» осуществление рекреационной деятельности на территории национальных парков допускается в специальной рекреационной зоне, а также в зоне охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2056-р от 31.12.2008 Сочинский национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.
В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» министерство осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Согласно подпункту 5.16 Положения о Министерстве природы России, утвержденного постановлением Правительства от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и охранных зон.
Как установлено в статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с пунктами 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181, лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии со статьей 89 Лесного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Данная законодательная норма обусловлена особым природоохранным статусом особо охраняемых природных территорий и направлена на недопущение использование лесов с ущербом для природных комплексов в целом.
Таким образом, федеральным законодательством установлен разрешительный режим пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков.
В соответствии с пунктом 6 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством.
Довод апелляционной жалобы о том, что для осуществления испрашиваемых рубок в охранной зоне ЛЭП не требуется оформление права на земельный участок, расположенный под линией электропередач, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.
Как следует из части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации содержит нормы, направленные на регулирование постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, ограниченного пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренды лесного участка и безвозмездного пользования лесным участком.
Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 2 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение.
Соответственно, размещение линейных объектов на землях, находящихся в государственной собственности и переданных на праве постоянного (бессрочного) пользования государственным учреждениям в силу статей 39.23, 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации предполагает оформление правоотношений путем заключения соглашения об установлении сервитута при наличии согласия уполномоченного органа власти.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявитель указывает на то, что у суда первой инстанции имелись доказательства наличия у общества соглашений о сервитуте на спорные земельные участки.
В апелляционной жалобе общество указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что в отношении земельных участков, на которых размещена ВЛ 220 кВ «Шепси-Дагомыс» между Обществом и Учреждением были заключены соглашения об установлении сервитута от 28.11.2013 № 4-143/1 (далее - Соглашение № 1), № 4-144/1 (далее - Соглашение
№ 2), № 4-145/1 (далее - Соглашение № 3) и от 04.02.2014 № 4-151/1 (далее - Соглашение № 4) с условием о последующей пролонгации.
В соответствии с Соглашением № 1 Обществу предоставлен на праве ограниченного пользования земельный участок площадью 76,46 га для реконструкции ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс на период с 28.11.2013 по 27.11.2014.
В соответствии с Соглашением № 2 Обществу предоставлен на праве ограниченного пользования земельный участок площадью 31,58 га для реконструкции В Л 220 кВ Шепси-Дагомыс на период с 28.11.2013 по 27.11.2014.
В соответствии с Соглашением № 3 Обществу предоставлен на праве ограниченного пользования земельный участок площадью 89,4 га для реконструкции В Л 220 кВ Шепси-Дагомыс на период с 28.11.2013 по 27.11.2014.
В соответствии с Соглашением № 4 Обществу предоставлен на праве ограниченного пользования земельный участок площадью 55,56 га для реконструкции ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс на период с 04.02.2014 по 03.02.2015.
Пунктом 2.2 соглашения предусмотрена пролонгация в соответствии с п. 2.3 соглашения.
Из п.2.3 соглашения следует, что до окончания срока действия правообладатель предоставляет на согласование праводателю проектную документацию реконструкции ВЛ220 кВ Шепси-Дагомыс.
Информацию о том, что была представлена проектная документация и срок действия установленных сервитутов продлен, материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции установлено, что 11.06.2020 в Минприроды России через официальный сайт Министерства от представителя ПАО «ФСК ЕЭС» по доверенности от 25.09.2018 № 306-18 ФИО3 поступило письмо общества от 10.06.2020 № ЦО/ВВ/395 по вопросу согласования работ по расчистке просек объекта электросетевого хозяйства.
Из имеющегося в материалах дела письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.09.2020 № 15-50/11694-ог следует, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрев обращение от 10.06.2020 № ЦО/ВВ/395 (вх. от 11.06.2020 № 18167-ОГ/50) по вопросу эксплуатации ВЛ 220 кВ Шепси-Дагомыс в границах «Сочинского национального парка» сообщило следующее: «Принимая во внимание необходимость обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства на особо охраняемых природных территориях федерального значения Минприроды России не возражает против проведения работ по содержанию линий электропередач согласно письму от 10.06.2020 № ЦО/ВВ/395 при условии соблюдения действующего законодательства. Дополнительно сообщаем, что вопросы организации работ на ООПТ (определение подъездных путей, мест стоянки техники, оформления допусков, определение метода утилизация порубочных остатков и др.) находятся в ведении федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк».
Из указанного письма следует, что министерство не возражает против проведения работ по содержанию линий электропередач при условии соблюдения действующего законодательства. В связи с чем, отсутствие возражений уполномоченного органа против проведения работ не освобождает общество от законодательно установленной процедуры обретения правовых оснований для нахождения на испрашиваемой территории.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что оспариваемый ответ федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» от 12.03.2020 № 01-13/764 был составлен ранее, чем письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.09.2020 № 15-50/11694-ог.
Учитывая требования пунктов 3, 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181, осуществление даже выборочных рубок может осуществляться только в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим согласование с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Ссылка заявителя на пояснения министерства о разрешении на проведение работ, которые даны в ходе судебного разбирательства по делу № А40-175904/2020 об оспаривании бездействия министерства, выраженного в отсутствии решения по обращению 10.06.2020 № ЦО/ВВ/395, не могут являться правовым основанием для удовлетворения требований по делу в отсутствие документальных доказательств соблюдения обществом установленного законодательством разрешительного режима пребывания хозяйствующих субъектов и ведения ими хозяйственной деятельности на территории национальных парков.
Кроме того, в рамках дела № А40-175904/2020 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, указывая на разрешение о проведении работ, ссылается также на свое письмо от 10.09.2020 № 15-50/11694-ог, которое исследовано в рамках настоящего дела.
Несовершение заявителем необходимых действий не может служить основанием для ведения публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» своей предпринимательской деятельность в ущерб природным ресурсам.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. В соответствии с названными Правилами в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (пункт 9). Пункт 10 данных Правил регламентирует порядок, сроки направления и содержание информации относительно осуществляемых рубок. При этом запрещено требовать направления иной информации, помимо указанной в данном пункте, отказ в получении направляемой информации и ее регистрации не допускаются. В защитных лесах выборочные и сплошные рубки требуют учета ограничений режима охраны соответствующей территории, установленной действующим законодательством (пункт 12 Правил). Согласно Перечню, утвержденному приказом от 10.07.2020 N 434, использование лесных участков без установления сервитута может осуществляться, в том числе для проведения выборочных и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.
С учетом изложенного заявитель не утратил возможность обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при наличии позиции Минприроды России.
Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.04.2021 по делу № А32-45767/2019.
Представленный в суд апелляционной инстанции ответ федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк» от 27.08.2020 № 01-13/ 2622 на запрос ПАО «ФСК ЕЭС» от 14.08.2020 3 Ц5/1/1384 не может быть предметом исследования, так как заявитель обжалует конкретный отказ федерального государственного бюджетного учреждения «Сочинский национальный парк», изложенный в письме от 12.03.2020 № 01-13/ 764.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.02.2021 по делу
№ А32-16021/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов