ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-5210/17 от 26.04.2017 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А53-30901/2016

03 мая 2017 года 15АП-5210/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2017 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
 ФИО1,

при участии:

от ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону": представитель по доверенности от ФИО2, паспорт;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель по доверенности от 09.01.2017 № 01 ФИО3, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
 на решение Арбитражного суда Ростовской области
 от 13.03.2017 по делу № А53-30901/2016, принятое судьей Маковкиной И.В.,
 по заявлению публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону"
 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
 о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" (далее – заявитель, ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – управление, антимонопольный орган) от 11.10.2016 № 833/02 о привлечении к административной ответственности части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением к административной ответственности в пределах срока давности привлечения, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, признать постановление незаконным и отменить. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что п. 3 Правил подключения установлены все возможные этапы подключения, но при этом Правилами подключения допускается отсутствие отдельных этапов при осуществлении подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения, таких как: подача заявления о подключении, минуя подачу запроса о предоставлении технических условий (п. 38 Правил подключения); выдача только технических условий на присоединение без заключения договора о подключении (п. 34 Правил подключения) при подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения основного абонента, а также на то, что общество не может быть исполнителем по договору о подключении объекта капитального строительства к сетям основного абонента.

В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области просил приобщить к делу письмо Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24.04.2017.

Судебная коллегия приобщила указанные документы к материалам дела, учитывая разъяснения п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 № 36, согласно которому принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств, при наличии к тому оснований, предусмотренных в ч. 2 ст. 268 Кодекса, может в силу ч. 3 ст. 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.

Представитель ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области установило в действиях ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

В управление поступило обращение НП «ГазЮрСервис» в интересах ФИО4 по вопросу правомерности действий ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» по отказу (уклонению) от заключения договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>. При рассмотрении указанного дела в адрес управления поступили также жалобы, поданные в интересах ФИО5 и ФИО6 по аналогичным обстоятельствам.

ФИО5 подал заявление о заключении договора о подключении на газификацию жилого дома, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, СНТ «Братство» 516.

Заявление о заключении договора о подключении на газификацию жилого дома, расположенного по адресу: <...>, подано ФИО6

ФИО4, обратившемуся с заявлением о заключении договора подключения объекта капитального строительства к газораспределительной сети, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» выданы технические условия от 25.11.2015 № 2239 на газификацию принадлежащего ему объекта. Согласие основного абонента на подключение к сетям газораспределения ФИО4 получено.

ФИО5 и ФИО6 в ответ на заявление о подключении общество сообщило, что договор о подключении не может быть заключен ввиду того, что сети, к которым планируется подключить объекты, не находятся на балансе ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», со ссылкой на письмо ФАС России от 15.10.2015 № 56690/15.

По мнению административного органа, законных оснований для отказа (уклонения) ФИО4, ФИО5, ФИО6 от заключения договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения объектов капитального строительства, у общества не имелось, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По факту нарушения составлен протокол об административном правонарушении от 25.05.2016 № 833/02.

Постановлением от 11.10.2016 № 833/02 ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Объективную сторону правонарушения образуют, в том числе, действия субъекта по нарушению правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения либо правил подключения (технологического присоединения) к системам водоснабжения и водоотведения, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства или о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения или системам водоснабжения и водоотведения и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее - Правила № 1314).

Согласно п. 3 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

Таким образом, выдача технических условий и заключение договора о подключении представляют собой различные этапы подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

В соответствии с п. 34 Правил № 1314 в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

Требование о получении согласия основного абонента на подключение к сетям газораспределения может быть заявлено на стадии выдачи технических условий на подключение.

Пунктом 59 Правил № 1314 установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Из содержания п. 62 Правил № 1314 следует, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.

Пунктом 69 Правил № 1314 установлено, что к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, прилагаются следующие документы:

а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями,
 эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если
 заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта
 индивидуального жилищного строительства);

в) копия документа, подтверждающего право, собственности или иное,
 предусмотренное законом, основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя;

г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя);

д) копии заключений газотранспортной организации и газораспределительной организации, сеть газораспределения которой технологически связана с сетью газораспределения исполнителя (при наличии такой сети), о наличии или об отсутствии технической возможности подключения (в случае, когда максимальный часовой расход газа превышает 300 куб. метров);

е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).

В соответствии с п. 71 Правил № 1314, в случае, если заявитель ранее не получал технические условия, к заявке о подключении (технологическом присоединении) дополнительно к документам, указанным в пункте 69 Правил, прилагаются следующие документы:

а) ситуационный план расположения земельного участка с привязкой к территории населенного пункта;

б) копия документа, подтверждающего право собственности или иное
 предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или)
 земельный участок;

в) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров).

Согласно п. 73 Правил № 1314 в случае если заявитель представил сведения и документы не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

Однако, как указывает управление, документы в порядке, предусмотренном
 п. 73 Правил № 1314, заявителям не направлялись.

Пунктом 74 Правил № 1314 предусмотрено, что при представлении заявителем сведений и документов в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2-х экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки), позволяющим подтвердить получение заявителем проекта договора о подключении.

В случае если заявителю ранее выдавались технические условия, вместе с проектом договора о подключении ему направляются технические условия, дополненные информацией, указанной в пункте 37 настоящих Правил.

Таким образом, законных оснований для отказа (уклонения) ФИО4 ФИО5, ФИО6 от заключения договора на технологическое присоединение к сетям газораспределения объектов капитального строительства у общества не имелось.

Довод общества о том, что оно не является исполнителем в рамках действия Правил № 1314, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Управлением в ходе рассмотрения дела установлено, что недалеко от участка заявителя проходит газопровод низкого давления, построенный на основании технических условий, выданных ООО «Корад».

ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» были выданы
 ООО «Корад» технические условия на присоединение к распределительному газопроводу системы газопотребления индивидуальной жилой застройки в п. Российский.

Впоследствии ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и
 ООО «Корад» заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт газового хозяйства.

В соответствии с Правилами № 1314 для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю), при этом на основании п. 2 Правил исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Пунктом 3 Правил поставки газа в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, установлено, что газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям.

В подпункте «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, определено, что газораспределительная организация - это специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация -собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других, предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Согласно п. 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870, эксплуатационная организация - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию сети газораспределения и сети газопотребления и (или) оказывающее услуги по их техническому обслуживанию и ремонту на законных основаниях.

На основании изложенных норм права газораспределительная организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения на законных основаниях, к которой планируется подключение, является исполнителем по смыслу п. 2 Правил № 1314.

С учетом положений подпункта «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317, пункта 2 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, пункта 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, управление пришло к верному выводу о том, что в рассматриваемом случае ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» является исполнителем в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 2 Правил
 № 1314.

На основании изложенного, следует, что газораспределительная организация, оказывающая услуги по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения на законных основаниях, к которой планируется подключение, является исполнителем по смыслу п. 2 Правил 1314.

Таким образом, в силу п.2 Правил 1314, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в отношении рассматриваемых сетей является исполнителем, так как осуществляет техническое обслуживание и аварийное обеспечение объектов газоснабжения на основании договоров, заключенных с ООО «Корад».

Следовательно, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» является организацией, которая обязана заключить договор на подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 № 304-КГ16-17889.

Приведенное в апелляционной жалобе обществом соотношении понятий "эксплуатация" и "техническое обслуживание" является неверным, поскольку в соответствии с п.5.1.1 ТОСТ Р 54983-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" утвержденным Приказом Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст, при технической эксплуатации сетей газораспределения должны выполняться следующие виды работ: ввод в эксплуатацию законченных строительством газопроводов, пунктов редуцирования газа, средств электрохимической защиты от коррозии стальных подземных газопроводов (средств ЭХЗ), средств автоматизированной системы управления технологическим процессом (средств АСУ ТП); мониторинг технического состояния газопроводов и пунктов редуцирования газа, включая проверку состояния охранных зон, технический осмотр, техническое обследование, оценку технического состояния, техническое диагностирование; техническое обслуживание газопроводов,  пунктов редуцирования газа, средств ЭХЗ и АСУ ТП; текущий и капитальный ремонты газопроводов,   пунктов редуцирования газа, средств ЭХЗ и АСУ ТП; проверка наличия и удаление конденсата из конденсатосборников и гидрозатворов; контроль интенсивности запаха газа в конечных точках сети газораспределения; контроль давления газа в сети газораспределения; контроль и управление режимами сетей газораспределения; аварийно-диспетчерское обслуживание объектов сетей газораспределения; утилизация (ликвидация) и консервация газопроводов и пунктов редуцирования газа при выводе их из эксплуатации.

Тем самым техническое обслуживание газопроводов, как и текущий и капитальный ремонт газопроводов входит в понятие "техническая эксплуатация сетей".

Таким образом, в рассматриваемом случае термины "техническая эксплуатация" и "эксплуатация" в своем смысловом значении тождественны.
ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" на основании договора на техническое обслуживание газовых сетей осуществляет эксплуатацию сетей и является эксплуатационной организацией для сетей ООО "Корад".

Довод общества о том, что государственному регулированию не подлежит плата за подключение объектов капитального строительства к сетям третьих лиц (основной абонент) отклоняется судом апелляционной инстанции на 2016 год действовали тарифы, установленные Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2015 82/2 и Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2015 82/14. Если мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов, то применим тариф согласно Постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2015 82/2- 28648,95 руб. Если строительство газопровода не выполнялось, необходимо применить стандартизированную тарифную ставку (С8) в размере 14892,00 руб. без учета НДС, установленную Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2015 82/14, а именно за фактическое подключение к сетям основного абонента.

Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1203 внесены изменения в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Пунктом 83 Правил 1314 (в новой редакции), установлено, что одним из существенных условий договора о подключении, является перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, исполнитель включает в договор о подключении условия о выполнении мероприятий по фактическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя к сети газораспределения.

Следовательно, за выполнение мероприятий по фактическому присоединению газоиспользующего оборудования заявителя к сети газораспределения и установлена стандартизированная ставка С8, в соответствии с  Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28.12.2015 82/14.

Из содержания статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Процесс транспортировки газа неразрьвзно связан с процессом технологического присоединения к газораспределительной сети.

Следовательно, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка транспортировки газа, в связи с чем, не составляет самостоятельного товарного рынка.

На основании вышеизложенного следует, что услуга по технологическому присоединению осуществляется субъектом естественной монополии, и обязанность ее выполнения не может быть перевозложена на сторонние организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства того, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Апелляционный суд считает, что нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснения, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2017 по делу
 № А53-30901/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.

Председательствующий М.В. Соловьева

Судьи Г.А. Сурмалян

С.С. Филимонова