ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-5638/2017 от 17.05.2017 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-24514/2016

22 мая 2017 года                                                                                 15АП-5638/2017

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2017 года .

Полный текст постановления изготовлен 22  мая 2017 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
Н.П. Струкачевой,

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области: представитель Кравцов А.Д. по доверенности от 29.12.2016, № 65, удостоверение;

остальные участники процесса своих представителей в судебное заседание не направили, уведомлены надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.03.2017 по делу № А53-24514/2016, принятое судьей Колесник И.В.,
по заявлению Администрации города Волгодонска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма"Глобал", общества с ограниченной ответственностью "ГрозСтрой", общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", Правительства Ростовской области
о признании незаконным решения; о признании недействительным предписания,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Волгодонска (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, Ростовское УФАС) о признании недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области от 22.08.2016 по делам № 1618/03, 1620/03 в части признания жалобы ООО «Юридическая фирма Глобал» частично обоснованной; в части признания жалобы ООО «ГрозСтрой» обоснованной; в части признания заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предписания № 698/03 от 22.08.2016 (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО «Юридическая фирма Глобал», ООО «ГрозСтрой», ООО «РТС-Тендер», Правительство Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2017 признаны недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ростовской области от 22.08.2016 по делам № 1618/03, 1620/03 в части признания жалобы ООО «Юридическая фирма Глобал» частично обоснованной; в части признания жалобы ООО «ГрозСтрой» обоснованной в части требований о признании незаконными требований заказчика о необходимости указания в первой части заявки сведений о документе, подтверждающем качество товара, маркировке товара; в части признания заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и предписание
№ 698/03 от 22.08.2016. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение в удовлетворенной части и в этой части принять новый судебный акт, которым отказать заказчику в удовлетворении заявленных требований. В остальной части оставить решение без изменения. Управление полагает, чтонормами закона не предусмотрено представление участником закупки в составе заявки на участие в аукционе сведений о содержании документа о качестве, маркировки товара.Представление сведений о содержании документа о качестве, маркировке товара в первой части аукционной заявки нормами Закона также не предусмотрено, что видно из п.3 ч.3 ст.66 Закона.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация города Волгодонска, ООО "Юридическая фирма "Глобал", ООО "ГрозСтрой", ООО "РТС-тендер", Правительство Ростовской области представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии с ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, а также при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

 В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку стороны не представили возражений в отношении проверки законности и обоснованности решения в обжалуемой части, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части в силу части 5 статьи 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 01.08.2016 в единой информационной системе Заказчиком (Администрацией города Волгодонска) размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0158300039816000143 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство дошкольной образовательной организации на 120 мест по пер. Некрасова, д.1 в г.Волгодонске». Согласно извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 126 097 900 руб. Дата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе - 17.08.2016 в 08-00.

В Ростовское УФАС поступили жалобы ООО «Юридическое агентство Глобал» (вх.№ 12471 от 16.08.2016) и ООО «ГрозСтрой» (вх.№ 12522 от 17.08.2016) на действия Заказчика (Администрации города Волгодонска) при проведении электронного аукциона № 0158300039816000143 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство дошкольной образовательной организации на 120 мест по пер. Некрасова, д.1 в г.Волгодонске» (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) в части установления Заказчиком избыточных, излишне детализированных требований к товарам и материалам при описании объекта закупки.

Рассмотрев вышеуказанные жалобы комиссия Управления вынесла решение от 22.08.2016 по делам № 1618/03, 1620/03, согласно которого жалоба ООО «Юридическое агентство Глобал» признана частично обоснованной; жалоба ООО «ГрозСтрой» признана обоснованной; заказчик признан нарушившим ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона.

22.08.2016 Комиссия Управления выдала Администрации города Волгодонска предписание № 698/03, которым обязало Заказчика в срок до 20.09.2016 отменить протокол № 1; внести изменения в документацию об аукционе; продлить срок подачи заявок на участие в названном аукционе по правилам ч. 6 ст. 65 Закона.

Не согласившись с вынесенным решением в части и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

-нарушение оспариваемыми решением и предписанием управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

-несоответствие оспариваемых решения и предписания управления закону или иному нормативному правовому акту.

Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом № 44-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).

Оспариваемым решением антимонопольного органа заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ.

Данной нормой Закона № 44-ФЗ установлены требования к содержанию документации об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

1)наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

2)требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

3)        дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

4)дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;

5)дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;

6)информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

7)порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;

8)размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;

9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;

10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;

12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1)        описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2)        использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

3)документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

4)документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства;

6) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик (стандарт), позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Источниками для описания объекта закупки могут служить в том числе официальные источники информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, официальные источники информации иностранных государств, международных организаций или иные общедоступные издания; нормативно-технические, производственно-административные, справочно-информационные документы, технические нормы, стандарты, правила, условия и пр.

Объект закупки описывается с учетом правил, установленных ст. 33 Закона № 44-ФЗ приведенных выше.

Частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На основании части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:

1) при заключении контракта на поставку товара:

а)        согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б)        конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

2)согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;

3)при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

а)        согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;

б)        согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование  (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт (часть 4 статьи 66 Закона № 44-ФЗ).

В силу части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:

1)        наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2)        документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона
требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

3)копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

4)решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5)документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

6)документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

7)декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66Закона № 44-ФЗ).

Не принимаются  доводы  апелляционной  жалобы  Управления о том, что  Администрация  при подготовке аукционной  документации  сформулировала  требования к участникам таким образом, что  создала  препятствия  для участников, ограничив  их число, указанные  действия  нарушают  пп.1,2 ч.1 ст.64 ,чч. 3-6 ст.66, ст. 33 Закона № 44-ФЗ по следующим  основаниям.

 Изучив доводы жалобы ООО «Юридическое агентство «Глобал» и ООО «ГрозСтрой» о том, что Заказчиком необоснованно указаны требования по товару «растворы готовые цементные», в части необходимости указания в первой части заявки сведений о содержании требований о качестве данного товара, антимонопольный орган пришел к выводу об их обоснованности, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на листах 7, 8 Файла показателей Заказчик требовал к использованию «растворы готовые цементные», к которым указал требования, касающиеся функциональных, технических и качественных характеристик данного товара.

Кроме того, Заказчик, с учетом приведенных положений Инструкции, обязал участников закупки в первой части заявки указать сведения, соответствующие следующему: «Должен содержать документ о качестве, который, в том числе, должен содержать следующие данные:

-          товарный знак или наименование и адрес предприятия-изготовителя;

-          класс материалов, использованных для приготовления смеси, по удельной эффективной активности естественных радионуклидов и цифровое значение;

-марку по прочности на сжатие;

-марку по подвижности;

-вид и количество введенной добавки (% массы вяжущего);

-температуру применения, °С;

-обозначение стандарта».

При этом в этом же пункте Файла показателей установлены требования: «марки 50,100,150».

Оценив вышеуказанные обстоятельства, комиссия Управления пришла к выводу о том, что учитывая, что упаковка, этикетка, маркировка не являются показателем, характеристикой собственно товара, то есть не влияет на потребительские и функциональные свойства собственно товара, Заказчик, устанавливая требования об указании в составе первой части заявки положений, касающихся содержания документа о качестве, действовал не в соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона, что является нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.

Антимонопольный орган полагает, что данные сведения о товаре - качество поставленного товара, будет отражено в документе о качестве товара, который прибудет вместе с товаром на объект и вопросом приемки товара по качеству будет заниматься подрядчик.

Оценив вышеуказанные выводы антимонопольного органа в совокупности с материалами дела, суд первой инстанции правомерно пришел к вводу об их необоснованности, поскольку антимонопольным органом ошибочно сделан вывод о том, заказчиком предъявлены требования к упаковке, этикетке, маркировке, которые не являются показателем, характеристикой товара, то есть не влияют на потребительские и функциональные свойства собственно, поскольку, как следует из материалов дела заказчик, указывая вышеуказанные показатели, требует от участников аукциона предоставление соответствующих подтверждений о том, что те или иные характеристики и данные товара, которые необходимы заказчику для определения функциональных, технических и качественных характеристик данного товара при поставке и приемке будут соблюдены, что  не может быть  признано нарушением части 1 статьи 64 Закона.

Суд первой инстанции установил, что  все требования при описании товара заявителем взяты из ГОСТов.

Судебная коллегия  считает, что указание конкретного требования из нормативного документа исходит из потребности самого заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога» утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно пункту 13 которых в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) включается в том числе следующая информация:

а) перечень потребительских свойств и иных характеристик товаров, работ, услуг, в том числе функциональных, технических, качественных характеристик, эксплуатационных характеристик (при необходимости), позволяющих идентифицировать товар, работу, услугу, сформированный с учетом следующих сведений:

в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ);

в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений, минимальное либо максимально допустимые значения, а также неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;

в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.

Сам факт принятия данного постановления свидетельствует о наличии различных подходов, в связи с чем, именно с целью унифицировать данные требования и облегчить задачи заказчиков, указанное  постановление   принято.

Как следует из материалов дела, на листах 48 -54 Файла показателей Заказчик требовал к использованию «кабель силовой», «кабели силовые», к которым указал требования, касающиеся их функциональных, технических и качественных характеристик.

Кроме того, Заказчик, с учетом приведенных положений Инструкции, обязал участников закупки в первой части заявки указать многочисленные сведения о маркировке, в том числе сведения, соответствующие следующему:

-          цветовая маркировка должна быть сплошной или в виде продольной полосы шириной не менее 1 мм;

-допускается маркировка изолированных цифр жилами, начиная с нуля;

-маркировку цифрами производят тиснением или печатанием;

-допускается маркировка основных изолированных жил цифрами, начиная с единицы;

-маркировку цифрами выполняют печатанием; маркировка жил цифрами должна быть четкой и нестираемой;

-кабель должен иметь маркировку в виде надписи, нанесенной на поверхность Наружной оболочки;

-допускается в содержании маркировки указывать дополнительную информацию, например число и сечение жил, номинальное напряжение, длину, кодовое обозначение предприятия-изготовителя;

-маркировка в виде надписи может быть выполнена печатным способом или рельефно и должна быть нанесена через равномерные промежутки;

-маркировка, нанесенная печатным способом, должна быть четкой и прочной;

-маркировка жил цифрами должна быть четкой и нестираемой.

Проанализировав вышеуказанные требования первой части заявки, суд первой  инстанции пришел  к выводу о том, что вышеуказанные сведения о маркировке, предусмотрены ГОСТом, что свидетельствует об отсутствии со стороны заказчика установления дополнительных требований, касающихся маркировки товара.

Фактически заказчиком предъявлено требование о предоставлении определенных сопроводительных документов, подтверждающих качество товара, поставка которого будет осуществляться для строительства социально-значимого объекта, согласно которых будет возможным установить функциональные, технические и качественные характеристики данного товара при получении его и использовании сразу для строительства объекта, что также не может быть оценено как нарушение части 1 статьи 64 Закона.

Все вышеуказанные товары подлежат поставки в рамках выполнения строительно-монтажных работ по объекту «Строительство дошкольной образовательной организации на 120 мест», что само по себе предполагает наличие разумной осмотрительности со стороны заказчика, поскольку в случае поставки товара с функциональными, техническими и качественными характеристики не соответствующими требованиям, возможен высокий риск наступления неблагоприятных последствий с учетом социального назначения объекта.

Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика.

Суд  апелляционной  инстанции считает, что   в данном случае управлением не доказано, что в приведенной в документации инструкции установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Учитывая в совокупности вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательства нарушения заказчиком требований части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, которое вменяется ему антимонопольным органом.

Данная правовая позиция суда основана на практике, сформированной в рамках округа и отраженной в судебных актах по делу № А53-12531/2015, правомерность которой подтверждена вынесенным Определением Верховного Суда РФ от 17.06.2016 № 308-КГ16-5853 по делу N А53-12531/2015, в постановлении  Арбитражного  суда Северо -Кавказского  округа  от 20.04.2017 по делу № А53-19097/2016.

На основании  изложенного  отклоняются  доводы  апелляционной  жалобы  о признании  незаконным  решения  суда первой  инстанции  в части удовлетворения   требования заявителя о признании незаконным решения от 22.08.2016 по делам № 1618/03, 1620/03 в части признания жалобы ООО «Юридическая фирма Глобал» частично обоснованной; в части признания жалобы ООО «ГрозСтрой» обоснованной в части требований о признании незаконными требований заказчика о необходимости указания в первой части заявки сведений о документе, подтверждающем качество товара, маркировке товара; в части признания заказчика нарушившим ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Рассмотрев требование заявителя о признании недействительным предписания от 06.07.2016 по делу № 1285/06, суд первой инстанции  правомерно пришел к выводу об обоснованности данного требования, поскольку ввиду признания решения от 22.08.2016 по делам № 1618/03, 1620/03 незаконным в части, оспариваемое предписание № 698/03 от 22.08.2016 также подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В данном случае в оспариваемым предписанием предписано заказчику отменить протокол № 1 и внести изменения в документацию: исключить из документации об аукционе положения, обязывающие участников закупки в первой части заявки указать сведения о маркировке, содержании документа о качестве, по товарам, используемым при выполнении работ.

Продлить срок подачи заявок на участие в названном аукционе по правилам ч.6 ст. 65 Закона и продленный срок подачи заявок включить в документацию об аукционе и извещение о проведении аукциона.

Таким образом, поскольку по результатам рассмотрения дела суд признал обоснованным включение требований о качественных характеристиках товара в описание объекта закупки, требование об отмене протокола и исключить из документации об аукционе положения, обязывающие участников закупки в первой части заявки указать сведения о маркировке, содержании документа о качестве, по товарам, используемым при выполнении работ, не является правомерным.

А поскольку заказчик отказал во внесении изменений и разместил отказ с нарушением срока, то за это положена административная ответственность, предусмотренная частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не отмена протокола и исключение из документации об аукционе положений, обязывающих участников закупки в первой части заявки указать сведения о маркировке, содержании документа о качестве, по товарам, используемым при выполнении работ.

Антимонопольный орган должен выдавать предписания об устранении нарушений, то есть, применяя аналогию закона (глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), он должен восстановить субъективное публичное право, а не поставить заказчика в невыгодные материальные условия. Отмена протоколов влечет нарушение сроков размещения заказов и нарушение бюджетного законодательства, связанного с освоением выделенных средств.

Восстановление нарушенного права должно быть адекватно допущенному нарушению. Нарушение срока размещения отказа не адекватно отмене протокола. Антимонопольный орган обязал заказчика продлить срок подачи заявок на участие в названном аукционе по правилам ч.6 ст. 65 Закона и продленный срок подачи заявок включить в документацию об аукционе и извещение о проведении аукциона, но продляется срок если вносятся изменения, изменения заказчик решил не вносить.

Кроме того, разъяснить требовалось те положения, которые касались качественных характеристик товаров закупки.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционное жалобе, как основанные на неверном толковании норм антимонопольного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему  убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были  полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении в части  требований Администрации города Волгодонска.

Таким образом, основания для отмены решения суда от 02.03.2017 в обжалуемой  части   и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.03.2017 по делу
№ А53-24514/2016 в обжалуемой  части  оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               Г.А. Сурмалян

                                                                                                          С.С. Филимонова