ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-883/2020
19 июня 2020 года 15АП-5920/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,
при участии:
от АО «Краснодаргоргаз»: представитель по доверенности от 25.12.2019
№ 1121/2019/354 ФИО2, паспорт; представитель по доверенности от 06.02.2020 № 1121/2020/363 ФИО3, паспорт;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель по доверенности от 18.05.2020 № 26 ФИО4, паспорт;
от ФИО5: представитель по доверенности от 14.12.2019 ФИО6, удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Краснодаргоргаз»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.03.2020 по делу № А32-883/2020
по заявлению акционерного общества «Краснодаргоргаз» (ОГРН <***>,
ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии третьего лица: ФИО5
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности; о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Краснодаргоргаз» (далее – заявитель,
АО «Краснодаргоргаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) от 24.12.2019 № 023/04/9.21-3181/2019, недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением по делу № 023/04/9.21-3181/2019.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО5
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 ходатайство заявителя об отложении судебного разбирательства оставлено без удовлетворения. В удовлетворении требований АО «Краснодаргоргаз» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24.12.19 № 023/04/9.21-3181/2019 о привлечении АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в виде штрафа 600 000 руб., а также о признании недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением по делу № 023/04/9.21-3181/2019 от 24.12.2019 отказано. Решение мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Краснодаргоргаз» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что письмо от 17.10.2019 № 1103/4804 является мотивированным отказом от заключения договора с заявителем и разъясняет порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, а также на то, что судом первой инстанции не исследован довод общества о том, что есть действующие технические условия, которые исполняются заказчиком -
ФИО7, что первый этап строительства газопровода уже выполнен, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 28.05.2019 и ведется строительство 2 этапа газопровода. Также в апелляционной жалобе общество указывает, что у управления отсутствовали правовые основания для квалификации вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В письменных пояснениях к апелляционной жалобе общество указывает, что в оспариваемом постановлении не указаны обстоятельства, установленные управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании исследования и оценки которых оно пришло к выводу о том, что направленный обществом ФИО5 отказ в выдачи технических условий, изложенный в письме от 17.10.2019 № 1103/4804, является немотивированным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО5 просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ФИО5 поступило заявление о фальсификации писем, назначении экспертизы давности документов.
От АО «Краснодаргоргаз» поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы.
Судом удовлетворено ходатайство АО «Краснодаргоргаз» об участии в онлайн судебном заседании.
Судебные заседания проводились с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель ФИО5 поддержала заявление о фальсификации, назначении экспертизы давности документов, просила приобщить выписку из ЕГРЮЛ на потребительское общество «Тихая поляна», а также заявление о переоформлении технических условий. Пояснила, что ранее эти документы в суд первой инстанции не представлялись, заявление о фальсификации в суде первой инстанции не заявлялось.
Представитель АО «Краснодаргоргаз» возражал против приобщения дополнительных документов.
Представитель АО «Краснодаргоргаз» пояснила, что документы, представленные вместе с письменными пояснениями от 02.06.2020, представлялись в суд первой инстанции и ходатайство об их приобщении судом первой инстанции отклонено, ходатайствовала о приобщении документов, приложенных к апелляционной жалобе.
Представитель ФИО5 возражала против приобщения, поскольку копии документов не заверены надлежащим образом, поддержала ходатайство о назначении экспертизы давности письма от 19.11.2019.
Представитель АО «Краснодаргоргаз» возражала против назначения экспертизы.
Представитель АО «Краснодаргоргаз» поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель ФИО5 возражала по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 04.06.2020 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10.06.2020 до 16 час. 30 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
После перерыва от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы.
Судом удовлетворено ходатайство Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю об участи в онлайн судебном заседании.
Также от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило дополнение к отзыву, в котором управление просит отказать АО «Краснодаргоргаз» в удовлетворении требований об отмене решения суда, к дополнению приложен скриншот публичной кадастровой карты, содержащей информацию о расстоянии от Объекта ФИО5 до сети газораспределения АО «Краснодаргоргаз» (116 м).
Суд протокольным определением приобщил скриншот публичной кадастровой карты, содержащей информацию о расстоянии от Объекта
ФИО5 до сети газораспределения АО «Краснодаргоргаз» (116 м) к материалам дела.
Представитель АО «Краснодаргоргаз» поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивала на приобщении документов, приложенных к апелляционной жалобе в полном объеме.
Суд, совещаясь на месте, отказал АО «Краснодаргоргаз» в удовлетворении ходатайства о приобщении документов, приложенных к апелляционной жалобе и пояснениях к апелляционной жалобе, поскольку они не представлялись антимонопольному органу при рассмотрении административного дела и суду первой инстанции. Документы, приложенные к апелляционной жалобе в полном объеме, подлежат возврату обществу.
В нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательств невозможности представления указанных документов административному органу при составлении протокола, невозможности представления указанных документов в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также отказал в приобщении документов, приложенных к пояснениям к апелляционной жалобе общества: Копия письма от 23.03.2020 №07; Копия письма от 27.03.2020 № 1103/1063; Копия письма от 21.04.2020 АО «Краснодаргоргаз; Копия письма от 21.04.2020 ООО «УК «Тихая Поляна»; Копия договора на выполнение работ от 14.04.2020 № 20/014-СМР; Копия договора дарения от 30.05.2019; Копия заявления об отказе от дара от 12.02.2020 поступили в суд апелляционной инстанции в электронном виде, суд оставил их в материалах дела, но не будет учитывать в качестве доказательств по делу.
Суд апелляционной инстанции также отказывает в приобщении документов, приложенных к отзыву на апелляционную жалобу ФИО5: заявление в горгаз о переоформлении технических условий, выписка из ЕГРН от 17.01.2020, технические условия № 24/1334 от 28.02.2014. Документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу в полном объеме, подлежат возврату ФИО5
Представитель ФИО5 не поддержала ходатайства о фальсификации и назначении экспертизы.
Представитель АО «Краснодаргоргаз» пояснила, что выдача технических условий невозможна в связи с отсутствием газораспределительных сетей.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ФИО5 возражала по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило заявление ФИО5 (вх. от 11.11.2019 № 13137) на действия
АО «Краснодаргоргаз».
В ходе рассмотрения вышеуказанного обращения, управлением установлено, что 07.10.2019 ФИО5 обратилась в АО «Краснодаргоргаз» (вх. № 115240) с запросом о выдаче технических условий (далее – ТУ) на подключение (технологическое присоединение) объекта, расположенного по адресу: <...> (далее - объект) к сетям газораспределения.
Из обращения следует, что по результатам рассмотрения запроса о выдаче ТУ в адрес заявителя со стороны АО «Краснодаргоргаз» письмом от 17.10.2019
№ 11.1/1103/4804 предоставлен отказ от заключения договора об осуществлении технологического присоединения, в виду выдачи собственникам земельных участков в районе жилой застройки «Тихая поляна» (г. Краснодар, почтовое отделение № 53 п. Колосистый) ТУ на строительство газопроводов низкого давления Де 315 мм по ул. им. Писателя ФИО8 и Де 225мм, Де 160мм, Де 110 мм в границах застройки. В связи с чем, вопрос о подключении объекта может быть рассмотрен после завершения строительства и ввода в эксплуатацию сетей газораспределения в жилой застройке «Тихая поляна».
В свою очередь, ФИО5 в обращении указывала на наличие газопровода низкого давления на ул. Кельтской, с расстоянием до объекта заявителя - 116 м.
АО «Краснодаргоргаз» учитывая дату регистрации запроса о выдаче ТУ от 07.10.2019 года должно было в срок до 21.10.2019, то есть в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить заявителю технические условия.
Управление пришло к выводу о несоблюдении обществом порядка рассмотрения запроса на выдачу ТУ, предусмотренного пунктом 13 Правил
№ 1314.
Должностным лицом управления 10.12.2019, в отсутствии законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, оставлен протокол об административном правонарушении № 023/04/9.21-3181/2019, в котором действия АО «Краснодаргоргаз» квалифицированы по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Копия протокола направлена в адрес заявителя по почте.
Заместителем руководителя управления 24.12.2019, в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении № 023/04/9.21-3181/2019, по результатам которого вынесено постановление о привлечении
АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме
600 000 рублей. Копия постановления направлена в адрес заявителя по почте.
Также в отношении общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ от 24.12.2019.
Не согласившись с постановлением административного органа и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Порядок рассмотрения запроса на выдачу ТУ для подключения объектов капитального строительства к сети газораспределения регламентируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).
Согласно п. 6 Правил № 1314, Заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
В соответствии с п. 7 Правил № 1314, запрос о предоставлении технических условий должен содержать:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименования заявителя, его организационно-правовую форму, местонахождение и почтовый адрес (для юридического лица) либо фамилию, имя, отчество, местожительство и почтовый адрес (для физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации);
в) планируемую величину максимального часового расхода газа (мощности) отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек;
г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
д) информацию о включении присоединяемого объекта сети газораспределения в программу газификации или о наличии права собственности на реконструируемые объекты сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.
К запросу о предоставлении технических условий прилагаются следующие документы:
а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается (будет располагаться) принадлежащий заявителю объект капитального строительства (далее - земельный участок), а в случае отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок при осуществлении строительства, реконструкции в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве - копия схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, за исключением случаев предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения;
б) ситуационный план;
в) расчет планируемого максимального часового расхода газа (не требуется в случае планируемого максимального часового расхода газа не более 5 куб. метров);
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если запрос о предоставлении технических условий подается представителем заявителя);
д) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом право на объект капитального строительства, в случае если завершено строительство указанного объекта;
е) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил;
ж) документы, предусмотренные пунктом 47 настоящих Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности;
и) документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения (п. 8 Правил № 1314).
В случае если заявитель не обладает информацией о планируемой величине максимального часового расхода газа, указанная информация уточняется с участием сотрудников исполнителя при подаче запроса о предоставлении технических условий либо при его формировании без взимания платы при максимальном часовом расходе газа не более 5 куб. метров и за плату при максимальном часовом расходе газа более 5 куб. метров (п. 9 Правил № 1314).
В соответствии с п. 12 Правил № 1314, в случае предоставления заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не в полном объеме, а также в случае поступления запроса о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого запрещена законодательством Российской Федерации, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления запроса о предоставлении технических условий возвращает ему указанный запрос с приложенными к нему документами без рассмотрения.
Отказ исполнителя принять к рассмотрению от заявителя запрос о предоставлении технических условий в отношении объекта капитального строительства, газификация которого допускается законодательством Российской Федерации, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, не допускается.
На основании п. 13 Правил № 1314, при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
В соответствии с п. 74(1) Правил №1314, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.
Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно п. 14 Правил № 1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Согласно п. 15 Правил № 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.
В соответствии с требованием п. 15 Правил № 1314 отказ в предоставлении технических условий должен быть мотивирован.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отказ, направленный
АО «Краснодаргоргаз» в адрес Заявителя письмом 17.10.2019 № 1103/4804 в заключении договора об осуществлении технологического присоединения не соответствует требованиям Правил подключения № 1314.
Из материалов дела следует, что ООО «УК «Тихая Поляна» письмом от 19.12.2019 № 180п/2019 (вх. от 24.12.2019 № 15412) представило пояснения, из которых следует, что ООО «УК «Тихая Поляна» не осуществляет газификацию жилой застройки «Тихая Поляна», расположенной по адресу: г. Краснодар, почтовое отделение № 53 поселка Колосистого, заявку на подключение не подавало, ТУ и проектная документация не выдавалась. Отсутствует переписка с
АО «Краснодаргоргаз» по вопросу заключения договора о подключении и выдачи ТУ на подключение к газораспределительным сетям жилой застройки «Тихая Поляна» (л.д.71 т.1).
АО «Краснодаргоргаз» не представило запрошенные документы, а именно: техническую документацию по газификации жилой застройки «Тихая Поляна».
АО «Краснодаргоргаз», учитывая дату регистрации Запроса о выдаче ТУ от 07.10.2019 должно было в срок до 21.10.2019, то есть в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий определить и предоставить Заявителю технические условия.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что в действиях АО «Краснодаргоргаз» по несоблюдению порядка рассмотрения запроса на выдачу ТУ, предусмотренного п. 13 Правил № 1314, содержится нарушение ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод апелляционной жалобы АО «Краснодаргоргаз» о том, что ранее ФИО7 выданы ТУ от 23.12.2016 № 05.2/7437 на газификацию земельных участков, в связи с чем, подключение Объекта ФИО5 будет возможно после выполнения ФИО7 указанных ТУ, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку ФИО5 обратилась в АО «Краснодаргоргаз» с запросом о выдаче ТУ на подключение Объекта, расположенного по адресу: <...> с кад. № 23:43:0107001:1700. В ТУ от 23.12.2016 № 05.2/7437, выданных ФИО7, в перечне подключаемых объектов, отсутствует земельный участок с кад. № 23:43:0107001:1700 (ФИО5).
Факт нахождения указанного газопровода на балансе АО «Краснодаргоргаз» подтверждается также выданными АО «Краснодаргоргаз» ТУ от 27.09.2019
№ 11.1/4466 на подключение Объекта ФИО9, расположенного по адресу: ул. Им. Писателя ФИО8/пр. 5-й им. Писателя ФИО8, 32/2 (соседняя улица с пр. 3-м им. Писателя ФИО8), ТУ от 30.10.2019 № 1103/5037 на подключение Объекта ФИО10„ расположенного по адресу: ул. Им. Писателя ФИО8, 12.
В пункте 6 «точка подключения» вышеуказанных ТУ от 27.09.2019
№ 11.1/4466, от 30.10.2019 № 1103/5037 указанно, что подключение осуществляется к подземному газопроводу низкого давления диаметром 315 мм, проходящему по ул. Им. Писателя ФИО8.
Согласно п. 25 Правил № 1314 Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).
Кроме того, Правила № 1314 регулируют отношения между владельцем земельного участка и газораспределительной организацией, связанные с подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Из Правил № 1314 следует, что с заявлением на выдачу технических условий и подключение объекта к сетям газораспределения, может обратиться только владелец земельного участка, который обязан подтвердить свои права на земельный участок копиями правоустанавливающих документов.
Таким образом, Правила № 1314 предусматривают право ФИО5 на обращение в АО «Краснодаргоргаз» с индивидуальной заявкой на подключение непосредственно своего объекта к сети газораспределения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что довод АО «Краснодаргоргаз» о том, что Объект ФИО5 может быть подключен только после выполнения ФИО7. ТУ от 23.12.2016
№ 05.2/7437, ставит подключение объекта ФИО5 в зависимость от выполнения ТУ третьими лицами, что не соответствует требованиям Правил
№ 1314.
АО «Краснодаргоргаз» является субъектом естественных монополий по виду деятельности услуг по транспортировке природного газа по трубопроводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, общество, как профессиональный участник рынка, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы не нарушать требования, предусмотренные действующим законодательством. При осуществлении предпринимательской деятельности физические и юридические лица должны осознавать возможность несения риска наступления последствий совершения или несовершения ими каких-либо действий, обязаны соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от них в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Довод общества об отсутствии у управления правовых оснований для квалификации вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку ранее АО «Краснодаргоргаз» привлекалось к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ по делу об административном правонарушении № 276А/2018. Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2018 по делу № А32-35328/2018 в удовлетворении требований АО «Краснодаргоргаз» отказано, постановление по делу № 276А/2018 признано законным. Указанное Решение АО «Краснодаргоргаз» не обжаловало, вступило в законную силу 05.11.2018.
Антимонопольный орган в отзыве от 03.06.2020 № 16839/6 указал, что платежным поручением № 328, АО «Краснодаргоргаз» исполнило постановление по делу об административном правонарушении № 276А/2018 в полном объеме 15.01.2019, что не оспаривается обществом.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания (то есть с 05.11.2018) до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (то есть до 15.01.2020).
В соответствии с ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Следовательно, АО «Краснодаргоргаз» считается подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения по делу № 276А/2018 (А32-35328/2018) в период с 05.11.2018 по 15.01.2020.
В соответствии с постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 023/04/9.21-3181/2019 от 24.12.2019 (исх.
№ 33841/6), установлено время совершения правонарушения 21.10.2019 - дата неисполнения АО «Краснодаргоргаз» мероприятий по подключению (технологическому присоединению) Объекта Заявителя к сетям газораспределения в рамках заключенного договора о подключении.
Судебная коллегия приходит к выводу, что АО «Краснодаргоргаз», будучи подвергнутым административному наказанию (с 05.11.2018 по 15.01.2020), совершило повторное правонарушение (21.10.2019), ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вышеприведенная квалификация повторности также подтверждается п. 56 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018).
Срок давности привлечения АО «Краснодаргоргаз» к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановления не истек.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, на внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица в соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, вынесшему представление.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», предусмотренные статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, если они внесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обжалуются вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемое представление вынесено управлением в порядке части 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Поскольку событие вмененного обществу правонарушения и вина общества в совершении допущенного им правонарушения является доказанной, то административный орган в пределах своих полномочий правомерно выдал обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
При этом заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое представление не соответствуют закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 161, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.03.2020 по делу
№ А32-883/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов