ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-5973/2022 от 11.05.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

2315/2022-44939(1)



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений) 

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону дело № А32-8229/2021  11 мая 2022 года 15АП-5973/2022 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года. 

Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Матиняном С.А. 

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства  природных ресурсов Краснодарского края 

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.02.2022 по делу № А32-8229/2021
по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Мергель»
(ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее – истец,  министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к  обществу с ограниченной ответственностью «Мергель» (далее – ответчик,  ООО «Мергель», общество) об обязании ООО «Мергель» за счет собственных средств  провести в соответствии с согласованным проектом лесовосстановления работы на  площади 5,4077 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава  лесных участков, предназначенных для компенсационного лесовосстановления,  информация о которых размещена на официальном сайте министерства природных  ресурсов Краснодарского края (с учетом уточнений первоначально заявленных  требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ). 

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 в  удовлетворении исковых требований отказано. 

Не согласившись с указанным судебным актом, министерство обжаловало его в  порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В  апелляционной жалобе министерство просит решение арбитражного суда первой 


[A1] инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению заявителя, вывод суда  о неприменимости к спорным правоотношениям положений статьи 63.1 Лесного  кодекса сделан при неправильном применении норм материального права.  Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной  кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее - Закон N 303-ФЗ) установлено, что положения частей 3 - 5.7 и  8 статьи 63.1 Лесного кодекса распространяются на правоотношения, возникшие до  дня вступления в силу данного Закона. Приказом Министерства природных ресурсов и  экологии Российской Федерации от 04.12.2020 N 1014 утверждены Правила  лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта  лесовосстановления и внесения в него изменений (далее - приказ N 1014, Правила  N 1014), пунктом 14 которых на лиц, указанных в подпункте «в» пункта 6 этих  Правил, возложена обязанность выполнять работы по лесовосстановлению. 

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить  без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в  судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для  рассмотрения жалобы в их отсутствие. 

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется  Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной  жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на  нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии  оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между  Министерством природных ресурсов Краснодарского края (арендодатель) и  ООО «Мергель» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 16.03.2018  N 9/18. 

Согласно пункту 1 договора арендодатель на основании приказа Министерства  природных ресурсов Краснодарского края от 13.03.2018 «О предоставлении обществу  с ограниченной ответственностью «Мергель» в аренду лесной участок из состава  земель лесного фонда, площадью 8,4000 га, в Крымском лесничестве. Нижне- Баканском участковом лесничестве, с целью выполнения работ по геологическому  изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых» обязуется  предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной  участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2  договора (далее - лесной участок). 

В силу пункта 2 договора обществу предоставлен во временное пользование  лесной участок площадью 8,4000 га; местоположение: Краснодарский край,  муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне- Баканское участковое лесничество, квартал 56А части выдела в 1.5, 22, 26, выдел 16,  квартал 57А часть выдела 2; кадастровый номер 23:15:0000000:1315, номер учетной  записи в государственном лесном реестре 002062-2017-1 1. 

Между сторонами также заключен договор аренды лесного участка  от 16.03.2018 N 10/18, согласно которому арендодатель на основании приказа  Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 13.03.2018 «О  предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Мергель» в аренду 


[A2] лесных участков из состава земель лесного фонда, площадью 8,5940 га, в Крымском  лесничестве, Нижне-Баканском участковом лесничестве, с целью выполнения работ по  геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых»  обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование  лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в  пункте 2 договора. 

В силу пункта 2 договора обществу предоставлены во временное пользование  лесные участки общей площадью 8,5940 га; местоположение: Краснодарский край,  муниципальное образование Крымский район, Крымское лесничество, Нижне- Баканское участковое лесничество: квартал 49А части выделов 20,46, кадастровый  номер 23:15:0000000:1313, учетной записи в государственном лесном реестре 020642017-11; квартал 49А части выделов 20,46, выдел 43, квартал 56А части выделов  14,15,26, квартал 57А часть выдела 1, Кадастровый номер 23:15:0000000:1314, номер  учетной записи в государственном лесном реестре 02065-2017-11. 

Согласно акту приема-передачи лесных участков от 16.03.2018 ответчику  предоставлен в пользование лесной участок площадью 8,5940 га, местоположением:  Краснодарский край, муниципальное образование Крымский район, Крымское  лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для выполнения работ по  геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых,  заготовки древесины. 

Согласно акту приема-передачи лесных участков от 16.03.2018 ответчику  предоставлен в пользование два лесных участка площадью 1 0453 га и 7,5487 га,  местоположением: Краснодарский край, муниципальное образование Крымский  район, Крымское лесничество, Нижне-Баканское участковое лесничество, для  выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений  полезных ископаемых, заготовки древесины. 

Как указывает министерство, в соответствии с представленными обществом  декларациями в 2019 году на лесных участках, предоставленных ответчику в аренду,  осуществлена рубка лесных насаждений на площади 5,4077 га. 

Из искового заявления следует, что ответчик, в нарушение пункта 1 статьи 63.1  Лесного кодекса Российской Федерации, а также пункта 11 Правил выполнения работ  по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в  соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами,  обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения  лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 07.05.2019 N 566 (далее - Правила N 566) не обратился в министерство с  заявлением о проведении мероприятий по компенсационному лесовосстановлению  или лесоразведению на землях лесного фонда Краснодарского края и не приступил к  проектированию данных работ на площади 5,4077 га. 

В адрес общества была направлена претензия от 13.07.2020 N 202-06.3-10- 17821/20 об устранении выявленных нарушений в срок до 10.08.2020. Претензия  обществом не исполнена в добровольном порядке. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с  настоящим исковым заявлением. 

В соответствии с абзацем 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем  присуждения к исполнению обязанности в натуре. 

Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)  определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их  многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а 


[A3] также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с  соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При  освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация  использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и  лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите,  воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов  животного мира, водных объектов. 

Федеральным законом от 19.07.2018 N 212-ФЗ «О внесении изменений в  Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения»  (далее - Закон N 212-ФЗ) ЛК РФ дополнен статьей 63.1. 

В силу части 1 данной статьи лица, использующие леса в соответствии со  статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по  лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего  субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных  насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для  обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для  эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению  недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не  позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с  проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. 

Закон N 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019.

В соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ постановлением Правительством  Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 утверждены Правила выполнения работ по  лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в  соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами,  обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения  лесного участка (далее - Правила N 566). 

Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или  лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, настоящими Правилами,  правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62  ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2  статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения,  которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ  соответственно. 

В пункте 5 Правил N 566 установлено, что лица, осуществляющие рубку  лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или  лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах  территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной  площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня  окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного  кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных  насаждений (далее - лесная декларация). 

В соответствии с пунктом 10 Правил N 566 лица, осуществляющие рубку  лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об  изменении целевого назначения лесного участка, вправе выбирать земли,  предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, на которых могут  проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, с учетом  приоритета, установленного настоящим пунктом. 


[A4] В пункте 11 Правил N 566 предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку  лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об  изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней  со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об  изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН в  соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной  регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) направить в уполномоченный  орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или  лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию: наименование -  для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального  предпринимателя; адрес (местонахождение) - для юридического лица, место  жительства - для индивидуального предпринимателя; контактный телефон;  идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом  органе; основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения  в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в  Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для  индивидуального предпринимателя; сведения о лесной декларации, в соответствии с  которой осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида  разрешенного использования земельного участка; сведения о выбранных землях, на  которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению. 

В силу пункта 12 Правил N 566 уполномоченный орган в течение 10 рабочих  дней со дня поступления заявления обязан его рассмотреть и направить лицу,  подавшему заявление, уведомление о согласовании выбранных земель для проведения  работ по лесовосстановлению или лесоразведению либо об отказе в согласовании  выбранных земель с указанием оснований, предусмотренных подпунктами «а» - «в»  пункта 13 настоящих Правил. Заявления рассматриваются уполномоченным органом в  порядке их поступления. 

Статьей 89.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, на  которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность по выполнению  работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления. 

Состав проекта лесовосстановления, порядок его разработки и внесения в него  изменений установлены приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 «Об  утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления,  порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» (далее  - Правила лесовосстановления). 

В соответствии с пунктом 3 Правил проект лесовосстановления  разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом Российской  Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора  аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в  постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества  (лесопарка), проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра,  документов территориального планирования. 

Согласно пунктам 5 - 7 Правил проект лесовосстановления подлежит  согласованию с уполномоченным органом государственной власти. 

Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты  гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к  отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона  распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в  случаях, когда это прямо предусмотрено законом. 


[A5] Исходя из пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации  закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем  те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на  отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо  установлено. 

Законом N 212-ФЗ не предусмотрено, что его действие распространяется на  отношения, возникшие до введения его в действие, в связи с чем статья 63.1 ЛК РФ  может быть применена только к отношениям, возникшим (договорам, заключенным)  после 01.01.2019. 

Как следует из материалов дела, договоры аренды лесного участка N 9/18,   № 10/18 заключены 16.03.2018. На момент заключения договоров аренды лесного  участка ни законодательством Российской Федерации, ни проектом освоения лесов не  было предусмотрено обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению. 

При этом в рамках договоров аренды лесного участка от 16.03.2018 N 9/18 и   № 10/18 сроком действия до 19.06.2037 (пункт 23 договоров), общество обязано в  течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды представить арендодателю  проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы; не позднее чем за  шесть месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и  представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения  государственной экспертизы: не позднее чем за один месяц до начала  лесовосстановительных работ представлять арендодателю проекты лесовосстановния,  а также информацию и документы, подтверждающие (удостоверяющие) качество  посевного и посадочного материала и его происхождение (подпункты «г», «з» пункта  12 договора). 

Согласно представленному в материалы дела письму общества от 20.04.2021  N 15, проекты рекультивации земель были предоставлены в министерство в  установленный срок, что последним не оспаривается. 

В материалы дела представлен проект искусственного лесовосстановления на  лесном участке площадью 5,6 га, расположенном в Краснодарском лесничестве,  Каневском участковом лесничестве, квартала 4А, выдел 11. Заказчиком работ является  ООО «Мергель». 

Довод истца о том, что представление данного проекта является признание  обществом обязанности по проведению работ лесовосстановлению, правомерно  отклонен судом первой инстанции ввиду того, что в рассматриваемом случае  выполнение указанных работ является правом общества. 

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что  поскольку правоотношения между сторонами возникли до вступления в силу Закона  N 212-ФЗ, которым Лесной кодекс Российской Федерации дополнен в числе прочего  статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, положения указанной нормы в  рассматриваемом случае применению не подлежат. 

Правила N 566, устанавливающие порядок выполнения работ по  лесовосстановлению или лесоразведению, лицами, использующими леса в  соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади,  равной площади вырубаемых лесных насаждений, и лицами, обратившимися с  ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в  том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на  площади, равной площади такого земельного участка, действуют с 21.05.2019.  Указанные Правила N 566 начали действовать за пределами периода осуществления  рубок, отраженных в поданных ответчиком лесных декларациях. 

Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-


[A6] Кавказского округа от 02 февраля 2022 года по делу N А32-48977/2020. 

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит  правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований  министерства об обязании разработать и согласовать с министерством природных  ресурсов Краснодарского края проект лесовосстановления; провести в соответствии с  согласованным проектом лесовосстановления работы по лесовосстановлению. 

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой  инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают  правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить  основанием для отмены обжалуемого судебного акта. 

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а  содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и  имеющимся в деле доказательствам. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для  безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.02.2022 по делу   № А32-8229/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без  удовлетворения. 

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в  законную силу со дня его принятия. 

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке,  определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа. 

Председательствующий Н.В. Нарышкина 

Судьи Р.Р. Илюшин 

 Н.Н. Мисник