ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-6029/20 от 04.06.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-42762/2019

14 июня 2020 года                                                                              15АП-6029/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РИФ»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 17.02.2020 по делу № А32-42762/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «РИФ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Краснодарской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконными решения по классификации товара,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РИФ" (далее – заявитель, ООО "Торговый дом "РИФ", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконными решения № 081-17/19 от 22.08.2019, вынесенное Краснодарской таможней и решения по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ-103090930-19/000009 зарегистрированного в ДТ 10309093/250219/0001336 вынесенное Крымским таможенным постом Краснодарской таможни 31.05.2019г., признав в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, Примечаниями к товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС, что классификация товара, "запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества... " возможна исключительно в товарной подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Торговый дом "РИФ", обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, удовлетворив требования заявителя в полном объеме. В апелляционной жалобе общество указывает, что в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ОПИ № 1-6, Примечаниями к XVI разделу, Примечаниями к 84 группе ТН ВЭД ЕАЭС, Примечаниями к товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС классификация товара «запорно-пусковое устройство (далее - ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ...» возможна исключительно в товарной подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Общество также ссылается на то, что при проведении судебного заседания от 13.02.2020 года - путем видеоконференцсвязи, не предоставил в прениях слово истцу, хотя представитель истца просил об этом, вместо этого, суд, нарушив процессуальные нормы права, удалился в совещательную комнату и вынес решение по делу, что также грубо нарушило права истца в рамках арбитражного процесса.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

От ООО «ТД «РИФ» и Краснодарской таможни поступили ходатайства об отложении судебного заседания, в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.

Суд протокольным определением отказал в удовлетворении ходатайств
ООО «ТД «РИФ» и Краснодарской таможни об отложении судебного заседания, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела. Кроме того, суд апелляционной инстанции не обязывал явкой представителя.

Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.

В соответствии с частью 1 статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле, должны быть ими обоснованы.

Судом установлено, что ходатайство не обосновано заявителем. В ходатайстве не приведены обстоятельства, связанные с необходимостью личного участия представителя в судебном заседании при рассмотрении жалобы.

В силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, специальный порядок представления которых установлен частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайство не содержит указаний на необходимость представления новых доказательств с учетом требований ч. 2 ст. 268 АПК РФ.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело по письменным доказательствам, собранным судом первой инстанции.

Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.

В рассматриваемом случае стороны имели реальную возможность представить суду все необходимые доказательства и пояснения в электронном виде.

Участие в судебном заседании возможно было посредством проведения судебных онлайн-заседаний с использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» после подачи ходатайства об участии в судебном онлайн-заседании.

Довод общества о неполучении отзыва таможни судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку отзыв таможней на апелляционную жалобу не представлялся. С 13.05.2020 в суде апелляционной инстанции лицам, участвующим в деле, в целях реализации права на ознакомление с материалами дела предоставляется посредством использования сервиса «Мой арбитр» доступ к следующим документам и материалам: поступившим в электронном виде через систему «Мой арбитр»; поступившим на бумажном носителе и отсканированным работниками отдела делопроизводства суда; аудиозаписям судебных заседаний. Для реализации права на ознакомление с материалами дела лицам, участвующим в деле, необходимо направить ходатайство об ознакомлении с материалами дела в электронном виде. Подача такого ходатайства возможна только с использованием электронного сервиса «Мой арбитр» при корректном заполнении раздела «Вид обращения». В случае положительного разрешения ходатайства, пользователю будет направлено уведомление о результате согласования, содержащее в себе код доступа к материалам дела на сайте http://kad.arbitr.ru/. Доступ к материалам дела в электронном виде предоставляется на 24 часа с момента согласования ходатайства судьей. Инструкция подачи ходатайства и получения доступа к материалам дела расположена по адресу https://my.arbitr.ru/#help/4/54.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением № 081-17/19 от 22.08.2019 Краснодарской таможней было признано законным решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ -103090930-19/000009, зарегистрированного в ДТ № 10309093/250219/0001336, вынесенное Крымским таможенным постом Краснодарской таможни от 31.05.2019 года и жалоба ООО «ТД «РИФ» оставлена без удовлетворения.

ООО «ТД «РИФ» считает Решение № 081-17/19 от 22.08.2019, вынесенное Краснодарской таможней незаконным (недействительным) и подлежащим отмене.

ООО «ТД «РИФ» ввезло по Контракту № YS15112018 (согласно Спецификации) товары из КНР.

25.02.2018 в ОТО и ТК №2 Крымского таможенного поста Краснодарской таможни (код поста 10309093) ООО «ТД «РИФ» была подана и зарегистрирована Декларация на товары (далее - ДТ) № 10309093/250219/0001336, при подаче которой заявитель предоставил (в электронном виде) фотографии, чертежи на товары содержащие описание, назначение и характеристики ввозимых товаров, позволяющие однозначно классифицировать товары в соответствии с Товарной Номенклатурой Внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Товаром №1 по ДТ 10309093/250219/0001336 было продекларировано «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ...», классификационный код товара №1 - 8424 90 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

26.02.2019г. должностным лицом ОТО и ТК №2 Крымского таможенного поста было принято решение о назначении таможенной экспертизы №10309093/260219/ДВ/000003 в отношении товара №1, заявленного в
ДТ № 10309093/250219/0001336 «запорно-пусковое устройство (далее - ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества...».

В соответствии с вышеуказанным решением, о проведении таможенной экспертизы в период с 05.03.2019 по 02.04.2019г. была произведена первичная таможенная экспертиза, о чём свидетельствует заключение таможенных экспертов от 02.04.2019г. № 12406004/0007370.

В соответствии с п.5.1 заключения таможенных экспертов (далее ЗТЭ) от 02.04.2019г. №12406004/0007370 «На основании проведённых исследований и идентификации товара установлено, что товар №1 заявленный в
ДТ № 10309093/250219/0001336 как запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества из порошкового переносного огнетушителя ... » идентифицирован таможенными экспертами как запорно-пусковое устройство огнетушителя.

В соответствии с пунктом 6.1 ЗТЭ «Товар №1, заявленный по ДТ 10309093/250219/0001336, идентифицирован как запорно-пусковое устройство для огнетушителя, клапан».

Таким образом, товар - «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества из порошкового переносного огнетушителя ...»  идентифицирован таможенными экспертами как сборочная единица огнетушителя.

31.05.2019 должностным лицом ОТО и ТК №2 Крымского таможенного поста ФИО2 было принято решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС регистрационный номер РКТ-103090930-19/000009 в соответствии с которым, товар №1 «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ...» по ДТ 10309093/250219/0001336 классифицирован в товарной подсубпозиции 8481 80 790 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

ООО «ТД «РИФ» выполнило требование таможенного органа, осуществив корректировку классификационного кода товара №1 и соответствующую доплату таможенных платежей.

Однако, ООО «Торговый дом «РИФ» считает, что Решение о классификации товара №1, декларированного по ДТ № 10309093/250219/0001336, вынесенное должностным лицом ОТО и ТК №2 Крымского таможенного поста, не соответствует действующему таможенному законодательству, Основным Правилам Интерпретации ВЭД ТН ВЭД ЕАЭС поскольку Решением Комиссии Евразийского экономического сообщества от 16.07.2012 № 54 (в ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского Экономического Союза и Единого таможенного тарифа Евразийского Экономического Союза» утвержден и введен в действие Единый таможенный тариф Евразийского Экономического Союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные Правила Интерпретации (далее ОПИ).

ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. Кроме того, ОПИ 1 -5 регламентируют последовательность определения четырехзначного кода товара, то есть определяют правила отнесения товара к той или иной товарной позиции. По условиям Гармонизированной системы ОПИ 6 применяется после того, как определен четырехзначный код товара, и определяет дальнейшую процедуру классификации товара, так как данное Правило осуществляет дальнейшую детализацию/товара в субпозициях и подсубпозициях.

Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Причём, применять Основные правила интерпретации можно только последовательно, переходя от ОПИ 1 к ОПИ 2, от ОПИ 2 к ОПИ 3 и так далее до ОПИ 6.

В соответствии с ОПИ №1 вышеприведённый товар должен быть классифицирован в XVI разделе 84 группы ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, из технической документации следует, что товар представляет собой «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ... » - часть огнетушителя - «Механического устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства». Товарная позиция 8424.

При классификации товара следует учитывать примечания, как к разделу, так и к группе. Примечания к разделу относятся ко всем группам, входящим в данный раздел.

Следовательно, в силу ОПИ №1 возможно однозначно отнести огнетушители и их части только к одной товарной позиции и следовательно классификация может быть однозначно осуществлена в товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС.

Исходя из Заключения таможенных экспертов следует, что товар является запорно-пусковым устройством огнетушителя- его неотъемлемой частью.

При этом, огнетушители однозначно и чётко поименованы в товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС «Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства».

В соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС все виды огнетушителей (заряженные, не заряженные, переносные, стационарные, перевозные и т.д.) классифицируются в товарной подсубпозиции 8424 10 ООО О ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с Примечаниями к товарной подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС «При условии соблюдения общих положений, относящихся к классификации частей (см. общие положения к разделу XVI), в данную товарную позицию включаются части устройств и аппаратов данной товарной позиции. Таким образом, части, входящие в данную товарную позицию, включают, inter alia, резервуары для распылителей, распылительные форсунки, трубки и головки турбулентных распылителей, кроме тех видов, которые включаются в товарную позицию 8481».

Исходя из общих положений, относящихся к классификации частей следует, что: (II) ЧАСТИ ( примечание 2 к данному разделу)

В общем, части, пригодные для использования исключительно или главным образом в конкретных машинах или аппаратах (включая машины и аппараты товарной позиции 8479 или 8543) или в группах машин или аппаратов той же товарной позиции, включаются в ту же товарную позицию, что и машины или аппараты, кроме исключений, указанных в пункте (1) выше.

Из данного Примечания следует, что «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ...» однозначно является частью огнетушителя и соответственно пригодно для использования исключительно в конкретной машине -огнетушителе.

Данный факт подтверждается также технической документацией, чертежами, фотографиями, информацией производителя, заключением таможенных экспертов от 02.04.2019г. №12406004/0007370.

Следовательно, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ОПИ № 1 -6, Примечаниями к XVI разделу, Примечаниями к 84 группе ТН ВЭД ЕАЭС, Примечаниями к товарной позиции 8424 ТН ВЭД ЕАЭС классификация товара «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ...» возможна исключительно в товарной подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Изложенные обстоятельства, послужили основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в период подачи декларации) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 2 статьи 150 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК  ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3 статьи 179 ТК ТС).

Пунктом 1 статьи 181 ТК ТС установлено, что при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

В декларации на товары, в том числе указываются основные сведения о товарах, включающие наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и другие сведения (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).

Классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В соответствии со статьей 51 ТК ТС товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

В силу нормы статьи 105 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 -ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов деятельности, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, утверждаемая Комиссией Таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010
№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары подлежат классификации при декларировании в случаях, когда в таможенной декларации или иных документах, представляемых таможенным органам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом требуется указание кода товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Согласно части 2 статьи 77 ТК ТС для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза, если иное не предусмотрено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации.

На основании пункта 2 и пункта 3 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.

В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров (пункт 3 статьи 52 ТК ТС).

Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, классификация товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации, являющихся неотъемлемой частью Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждены и введены в действие с 23.08.2012 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым предусмотрены Основные правила интерпретации (ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее - Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей применения ОПИ также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правила 1 и 6 ОПИ).

В соответствии с Правилами 1 и 2 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ТС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное.

Подпункт (а) Правила 3 ОПИ ТН ВЭД ТС предусматривает, что в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение следует отдавать той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

В силу Правила 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное. Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.

Учитывая изложенное, для целей классификации товара используются тексты товарных позиций, дающие наиболее полное описание товара и отражающие наиболее полным образом его физические, химические особенности и область применения. При этом для целей правильного классифицирования товаров используются примечания к разделам или группам.

При рассмотрении дела  установлено, что ООО «ТД РИФ» на основании контракта № YS15112018 (согласно Спецификации) ввезло из КНР на территорию РФ товар, задекларированный на Крымском таможенном посту Краснодарской таможни по ДТ № 10309202/261018/0004304, а именно:

Товар «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) для огнетушителя -сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества (далее ОТВ) из порошкового переносного огнетушителя. ЗПУ обеспечивает возможность неоднократно прерывать и возобновлять подачу ОТВ на очаг горения. Состоит из корпуса, штока, пружины, штуцера, рукоятки, рычага, заклепки, держателя чеки, чеки, резинового кольца, прокладки, клапана, кольца штока, щелевого распылителя. При приведении в действие рычаг оказывает давление на шток с клапаном, который открывает отверстие под прокладкой, ОТВ из корпуса баллона через щелевой распылитель поступает на очаг горения, при прерывании подачи ОТВ рычаг возвращается в исходное положение, шток с клапаном перекрывают отверстие под прокладкой. Производитель ZHEJIANG YUANSHI TRADING CO., LTD. Модель 39X31X18 Артикул ОП-4 ...»

Товар был задекларирован ООО «Торговый дом «РИФ» как товар № 1 по ДТ № 10309093/250219/0001336 в подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе таможенного оформления, 26.02.2019 должностным лицом ОТО и ТК №2 Крымского таможенного поста, в соответствии с 601 мерой ПР
№ 20/10309/26022019/21704, было принято решение о назначении таможенной экспертизы №10309093/260219/ДВ/000003 в отношении товара №1, заявленного в ДТ № 10309093/250219/0001336 «запорно-пусковое устройство (далее ЗПУ) сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества ...», в связи с чем, в период с 05.03.2019 по 02.04.2019г. была произведена первичная таможенная экспертиза, о чём составлено заключение таможенных экспертов от 02.04.2019г. № 12406004/0007370.

В ходе проведенного исследования эксперт установил, что объект исследования содержит следующие элементы: металлический корпус с врезанными резьбами и отверстиями различного диаметра, рукоятку, рычаг, металлическую чеку, пластмассовую переходную муфту, пружину, шток с двумя резиновыми прокладками, уплотнительное кольцо. Также было установлено, что в объекте исследования пропускное отверстие открывается от приложения механического воздействия - силы нажатия рукой человека на рычаг при вытащенной чеки из рукоятки. Габаритные размеры объекта исследования, форма, принцип работы, внешний вид, длина и конструкция рукоятки, а также набор деталей соответствуют описанию принципа работы и внешнему виду запорно-пускового устройства огнетушителя. Иллюстрации запорно-пускового устройства огнетушителя приведены в приложении №2 к заключению таможенных экспертов.

Согласно предоставленным на исследование материалам и образцам, а также информации, научно-технической, нормативно-технической и справочной литературой, сведениям, предоставленным общедоступными источниками информации используемых экспертом, при проведении экспертизы было установлено, что запорно-пусковое устройство огнетушителя представляет собой запорный клапан ввиду идентичности принципа работы и набора оборудования - при нажатии рычага шток внутри корпуса устройства движется вниз (не вращается) параллельно потоку рабочей среды, давит на пружину, сжимая её и тем самым открывая отверстие (седло), через которое рабочая среда выходит под углом из устройства. После прекращения воздействия на рычаг, пружина возвращает шток на место, и отверстие (седло) закрывается нижним уплотнительным кольцом штока.

Таким образом, на основании проведенных исследований и идентификации товара экспертом было установлено, что Товар №1, заявленный по
ДТ № 10309093/250219/0001336 как «Запорно-пусковое устройство (далее - ЗПУ) для огнетушителя - сборочная единица, служащая для прерывания и возобновления подачи огнетушащего вещества из порошкового переносного огнетушителя...» идентифицирован экспертом как запорно-пусковое устройство огнетушителя, которое представляет собой запорный клапан ввиду особенностей конструктивного исполнения (запирающий элемент - шток перемещается параллельно потоку рабочей среды, присутствуют уплотнительные кольца на штоке, идентичен принцип работы).

Материал корпуса исследованного образца изготовлен из медно-цинкового сплава (латуни).

Согласно терминам и определениям п. 4.5 экспертного заключения таможенных экспертов, образцы Товара № 1, заявленного по
ДТ № 10309093/250219/0001336, не содержат в своем составе манометра для измерения рабочего давления в баллоне, распыляющего и/или разбрызгивающего устройства среды баллона, а содержат отверстия с резьбами для их будущего закрепления.

Таким образом, согласно заключения таможенного эксперта от 02.04.2019
№ 12406004/0007330 товар № 1, задекларированный по
ДТ № 10309093/250219/0001336, идентифицирован как запорно-пусковое устройство для огнетушителя, является запорным клапаном ввиду особенностей конструктивного исполнения и принципа работы, материал корпуса изготовлен из медно-цинкового сплава (латуни), не имеет в своем составе распыляющего и/или разбрызгивающего устройства.

В соответствии с правилом 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД: "Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства пользования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями».

Классификация частей устройств 84, 85 групп ТН ВЭД ЕАЭС регламентируется примечанием 2 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС:

При условии соблюдения положений примечания 1 к данному разделу, примечания 1 к группе 84 и примечания 1 к группе 85, части машин (кроме частей изделий товарной позиции 8484, 8544, 8545, 8546 или 8547) должны классифицироваться согласно следующим правилам:

(а) части, которые являются товарами, включенными в какую-либо из товарных позиций группы 84 или 85 (кроме товарных позиций 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8487, 8503, 8522, 8529, 8538 и 8548), во всех случаях должны классифицироваться в предусмотренных для них товарных позициях.

(б)       другие части, предназначенные для использования исключительно или главным образом с одним типом машин или с рядом машин той же товарной позиции включая машины товарной позиции 8479 или 8543), должны классифицироваться вместе с этими машинами или в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно. Однако части, которые равно пригодны для использования главным образом с товарами товарных позиций 8517 и 8525 - 8528, классифицируются в товарной позиции 8517.

(в) все прочие части классифицируются в товарной позиции 8409, 8431, 8448, 8466, 8473, 8503, 8522, 8529 или 8538 соответственно или, помимо этого, в товарной позиции 8487 или 8548.

Согласно Заключению таможенного эксперта рассматриваемый товар является частью огнетушителя, функционально представляет собой запорный клапан, материал корпуса которого изготовлен из медно-цинкового сплава (латуни), не имеет в своем составе распыляющего и/или разбрызгивающего устройства.

В соответствии с примечанием 2а к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС данный товар следует классифицировать в товарной позиции 8481 ТН ВЭД ЕАЭС: «Краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны: », так как он описан в указанной товарной позиции.

Согласно Основному правилу интерпретации 6 рассматриваемый товар следует классифицировать в подсубпозиции 8481 80 790 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Учитывая изложенное, в совокупности с результатами экспертизы, суд  первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ОТО и ТК № 2 Крымского таможенного поста было принято правильное решение о классификации товара № 1, задекларированного по ДТ № 10309093/250219/0001336 подсубпозиции 8481 80 790 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Апелляционной коллегией не принимается довод заявителя о том, что рассматриваемый товар «запорно-пусковое устройство для огнетушителя» необходимо классифицировать в подсубпозиции 8424 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства, части), в связи с применением обществом при классификации указанного выше примечания 2а к делу XVI ТН ВЭД ЕАЭС.

При наличии в составе товара «запорно-пускового устройства для огнетушителя» распыляющего и/или разбрызгивающего устройства в соответствии с примечания 2а к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС его следует классифицировать в подсубпозиции 8424 89 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

На основании изложенного, суд  первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что решение № 081-17/19 от 22.08.2019, вынесенное Краснодарской таможней и решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС № РКТ - 103090930-19/000009, зарегистрированного в ДТ № 10309093/250219/0001336, вынесенное Крымским таможенным постом Краснодарской таможни от 31.05.2019 года является законным и обоснованным, в связи с чем, в удовлетворении требований заявителя правомерно отказано.

Довод общества о том, что при проведении судебного заседания от 13.02.2020 года путем видеоконференцсвязи суд не предоставил в прениях слово истцу, не может свидетельствовать о незаконности или необоснованности судебного акта, поскольку данное процессуальное нарушение не отнесено законом к числу безусловных оснований, влекущих за собой отмену судебного акта в любом случае. Утверждая о нарушении его права выступить в судебных прениях истец не привел обстоятельств каким образом данное процессуальное нарушение повлияло на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно доводов истца и ответчика, которые свободно высказывались ими в процессе судебного разбирательства.

Учитывая изложенное, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия не усматривает.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 по делу
№ А32-42762/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               О.Ю. Ефимова

                                                                                                               С.В. Пименов