ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-6065/2022 от 17.05.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-40729/2019

18 мая 2022 года                                                                                 15АП-6065/2022

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2022 года .

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2022 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Барановой Ю.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,

при участии:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен,

от третьих лиц: не явился. извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ООО "УК Краснодарское домоуправление-21"

на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 по делу
№ А32-40729/2019 об отказе в прекращении исполнительного производства

по иску ТСН " Кубанонабережная 64"

к ООО "УК Краснодарское домоуправление-21"

при участии Главного управления ФССП по Краснодарскому краю

о передаче технической документации на многоквартирный дом,

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников недвижимости «Кубанонабережная 64» (далее – истец, ТСН «Кубанонабережная 64») обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «УК Краснодарское домоуправление-21» (далее – ответчик, ООО «УК Краснодарское домоуправление-21») об обязании передать техническую документацию на многоквартирный дом N 64 по ул. Кубанская Набережная в г. Краснодаре и иные связанные с управлением данным домом следующие документы (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, принятых определением суда от 12.11.2019 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

1. документы технического учета жилищного фонда, которые содержат сведения о состоянии общего имущества, в том числе технический план, акт технического состояния МКД и т.д. (пп. "а" п. 24 Правил содержания общего имущества);

2. документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества (пп. "б" п. 24 Правил содержания общего имущества);

3. документы на ОДПУ и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информация технического состояния (документация на водонасосную станцию и теплообменники, ОДПУ электрической энергии) (пп. "а(1)" п. 24 Правил содержания общего имущества);

4. акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов (ОИ), конструктивных частей (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей ОИ) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям (пп. "в" п. 24 Правил содержания общего имущества);

5. акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду (пп. "в(1)" п. 24 Правил содержания общего имущества);

6. инструкция по эксплуатации МКД (на бумажном и электронном носителях), включающая в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту ОИ, рекомендуемые сроки службы отдельных частей ОИ (пп. "г" п. 24 Правил содержания общего имущества, установлена Приказом Минрегиона России от 01.06.2007 N 45 "Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома";

7. журнал эксплуатации МКД (Ведение предусмотрено в ч. 5 ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ), содержащий сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений;

8. журнал учета проверок (Обязанность вести журнал учета проверок установлена ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля");

9. копия кадастрового плана (карты) земельного участка под многоквартирным домом, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (пп. "а" п. 26 Правил содержания общего имущества);

10. выписка из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом (пп. "б" п. 26 Правил содержания общего имущества);

11. документы о содержании и сфере действия сервитута, иных обременении (при наличии) - пп. "г" п. 26 Правил содержания общего имущества. К документам об обременении должен быть приложен план, заверенный в организации по государственному учету объектов недвижимого имущества (Росреестре), на котором отмечены обременения части земельного участка;

12. заверенная уполномоченным ОМСУ копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме - пп. "в" п. 26 Правил содержания общего имущества. (Форма утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения");

13. договоры об использовании общего имущества в МКД (пп. "д(2)" п. 26 Правил содержания общего имущества);

14. оригиналы решений и протоколов общего собрания собственников (ОСС) в МКД (пп. "д(3)" п. 26 Правил содержания общего имущества).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.12.2019 исковые требования товарищества собственников недвижимости «Кубанонабережная 64» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, 350063 <...>) удовлетворены частично.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного суда от 25.02.2020, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 декабря 2019 года по делу № А32- 40729/2019 оставлено без изменения.

24 ноября 2020 года истцу выдан исполнительный лист.

14.09.2021 Главное управление ФССП по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по делу А32-40729/2019.

Определением суда от 21.02.2022 в удовлетворении заявлений Главного управления ФССП по Краснодарскому краю о прекращении исполнительных производств по данному делу отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность определения, просил отменить определение суда первой инстанции.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что понятие «технический план» появилось с 01.01.2012г., тогда как многоквартирный дом по ул. Кубанская Набережная 64 был введен в эксплуатацию в 2010г. Т.е. на момент строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома законодательством не было предусмотрено изготовление технического плана, в связи с чем, указанный документ не мог быть передан лицом, осуществляющим строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирного дома управляющей компании. Заявитель указывает, что у ООО «УК «Краснодарское домоуправление- 21» отсутствует возможность передачи данного документа, так как на многоквартирный дом по
ул. Кубанская Набережная 64 технический план не изготавливался.
ЗАО «Кубаньстройпроект» согласно реестру рабочей и исполнительной документации не передавало ООО «УК Краснодарское домоуправление-21» технический план. Застройщик не заказывал изготовление технического паспорта на МКД, поскольку это не требовалось по действующему законодательству. Изготовить в настоящее время технический план на многоквартирный дом спустя 12 лет после ввода в эксплуатацию технически невозможно.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.

С момента вступления в законную силу судебный акт приобретает обязательный характер для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). С этого момента судебное решение обладает признаком исполнимости (часть 1 статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и может быть предъявлено к принудительному исполнению взыскателем.

В соответствии с частью 1 статьи 327 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнительного производства содержится в статье 43 Федерального закона N 229-ФЗ.

Согласно указанной норме исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда Федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.

Исходя из буквального толкования данной нормы прекращение исполнительного производства возможно только по основаниям, установленным статьей 43 Федерального закона N 229-ФЗ либо в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Расширительному толкованию данный перечень не подлежит.

Указанное подтверждается  правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.10.2009 N 7159/09.

При этом в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для обращения в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, лежит на заявителе.

В обоснование заявления о прекращении исполнительного производства управление сослалось на невозможность исполнить решение суда, поскольку в ходе проведения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем установлено, что технический план на многоквартирный дом по ул. Кубанская Набережная 64 не изготавливался.

По смыслу пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами (определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2016 N 18-КГ16-15 и от 16.08.2016 N 18-КГ16-82).

Суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставленное суду право прекратить исполнительное производство должно обусловливаться наличием доказательств, подтверждающих основания прекращения исполнительного производства.

Тогда как в настоящем споре таких обстоятельств в части передачи актуализированной версии технических планов судом не установлено.

Обязанность предыдущей управляющей организации по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов вновь избранной управляющей организации установлена частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности.

В таком случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09).

В данном случае в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебным приставом и должником не представлено доказательств невозможности получения технических планов в указанном порядке.

Учитывая, что в данном случае не подтверждено наличие определенного основания из перечисленных в части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве для прекращения исполнительного производства № 146067/20/23039-ИП от 30.12.2020, возбужденного на основании исполнительного листа серии ФС № 026044445 от 23.11.2020, в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя отказано законно и обоснованно.

Поддерживая указанные выводы суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что момент строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома законодательством не было предусмотрено изготовление технического плана, апелляционный суд отмечает следующее.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества).

Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, а также пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003
N 170.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 24 Правил содержания общего имущества техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.

Согласно пункту 24 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в редакции, действовавшей на момент строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:

а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;

б) документы (акты) о приемке результатов работ;

в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;

г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.

В пункте 1.5 (п.п. 1.5.1 - 1.5.3) Правил N 170 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) перечислена техническая документация долговременного хранения:

1.5.1. В состав технической документации длительного хранения входит:

план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;

проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;

акты приемки жилых домов от строительных организаций;

акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;

схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);

паспорта котельного хозяйства, котловые книги;

паспорта лифтового хозяйства;

паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;

исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

1.5.2. Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.

В определении от 07.04.2020 N 301-ЭС20-3247 по делу N А11-8345/2018 Верховный Суд РФ указал следующее. Разрешая спор, суды руководствовались статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44, 161, 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 18 - 23 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, пунктами 28, 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" и, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обязанности предприятия, осуществлявшего ранее управление спорными домами, передать обществу, выбранному собственниками помещений для управления этими домами, техническую документацию. Суды установили, что истребуемые истцом документы соответствуют документам, указанным в приведенных нормах права перечням технической документации на многоквартирный дом, связанным с управлением многоквартирным домом; обязанность ответчика передать техническую документацию на многоквартирные дома и иные связанные с управлением такими домами документы возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию многоквартирных домов, соблюдению прав собственников.

На основании изложенного апелляционный суд также приходит к выводу, что  в случае отсутствия или утраты восстановлению подлежат документы, которые подлежат постоянной актуализации и без которых нормальная эксплуатация здания невозможна или затруднительна, а также передаче подлежат документы, которые фактически были переданы управляющей организации ее предшественником и были утрачены.

В связи с изложенным, соответствующие доводы апелляционной жалобы ответчика признаются неправомерными.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

Поскольку статьей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена уплата государственной пошлины при обжаловании определения об отказе в прекращении исполнительного производства, ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" из федерального бюджета РФ подлежит возврату 3 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 по делу
№ А32-40729/2019 об отказе в прекращении исполнительного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить ООО "УК Краснодарское домоуправление-21" из федерального бюджета РФ 3 000 руб. ошибочно уплаченной государственной пошлины по платежному поручению № 160 от 18.03.2022.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия.

            Судья                                                                                                Ю.И. Баранова