ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-4246/2021
18 мая 2021 года 15АП-6572/2021
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества «Почта России»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.03.2021 по делу № А32-4246/2021
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (ИНН <***> ОГРН <***>)
к акционерному обществу «Почта России» (ОГРН <***>,
ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее – заявитель, Управление Роскомнадзора по Южному федеральному округу, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Почта России» (далее – АО «Почта России», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 12.01.2021
№ АП-23/4/9.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021
АО «Почта России» привлечено к административной ответственности по ч. 3
ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество «Почта России» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением, в которых просит отменить решение суда, полагает, что на момент вынесения решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности истек.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с требованиями ст. ст. 28.2, 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ведущим специалистом-экспертом отдела контроля и надзора в сфере почтовой связи ФИО1 в результате рассмотрения обращений гр. ФИО2 (вх. от 19.11.2020 № 05-18-4484/23).
11.12.2020 установлено осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом АО «Почта России» с нарушением п. 4, 5 лицензии № 162571 (предоставление услуг почтовой связи) на территории Российской Федерации, выразившееся в нарушении порядка оформления и вручения дефектного регистрируемого почтового отправления (РПО) № 80110254366626.
Так, согласно письму Департамента управления качеством АО «Почта России» от 04.12.2020 №АУП-02/9678 - Кач. вх. 35082/23 от 11.12.2020
РПО №80110254366626-посылка с объявленной ценностью (100 руб.) 12.11.2020 принята к пересылке в отделении почтовой связи (ОПС) Астрахань - 414056 Астраханского почтамта ОСП Астраханского УФПС - филиала АО «Почта России». При отправке посылки №80110254366626, претензий к ее оформлению (оклеиванию) со стороны отправителя, не предъявлялось. 16.11.2020 при поступлении отправления в адресный Восточно - Кубанский почтамт ОПС УФПС Краснодарского края в страховом участке было установлено, что указанное отправление является дефектным, как его фактическая масса не соответствует массе, указанной при его приемке. Был составлен Акт ф. 51 №3529495350449691, а почтовое отправление было направлено в адресное ОПС Родниковская - 35422 для вручения получателю. 17.11.2020 посылка №80110254366626 поступила в адресное ОПС Ролдниковская- 352422 Восточно - Кубанского почтамта с Актом ф. 51 без нарушения контрольного срока пересылки. При получении адресатом данного отправления 18.11.2020 работниками ОПС Родниковская- 352422 составлен Акт
ф. 51 №1 на вскрытие отправления, после чего адресат забрал отправление, предъявив претензию в устной форме. Работниками ОПС Родниковская- 352422 в акте ф.51 №1 претензия не зафиксирована в Акт ф.51.
Нарушение порядка вручения дефектного почтового отправления произошло по вине УФПС Краснодарского края, тем самым допущено нарушение п. 5 лицензионных условий по лицензии №162571, а именно не оказана услуга почтовой связи в соответствии с ПОУПС.
На основании изложенного, административный орган пришел к выводу, что АО «Почта России» допущено нарушение п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 № 234, пункта 8 Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, п. 5 лицензии № 162571 (предоставление услуг почтовой связи на территории Российской Федерации), п. 1 ст. 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, ст. 16, 17 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица - АО «Почта России» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
12.01.2021 заявителем, в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении заинтересованного лица, был составлен протокол об административном правонарушении №АП-23/4/9 о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что в силу ст. 26.2 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», допускает применение указанного Протокола в качестве доказательства совершения лицом, в отношении которого он был составлен, административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в соответствии с п. 3 ст. 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исходя из диспозиции данной нормы, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
То есть, объективная сторона данного правонарушения образуется в результате совершения лицензиатом конкретных действий по осуществлению этой лицензируемой деятельности.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 разъяснено, что при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует иметь в виду, что согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положением о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых обязательно при ее осуществлении.
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 36 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», установлено, что в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
АО «Почта России» осуществляет деятельность в соответствии с лицензией на оказание услуг почтовой связи № 162571 от 11.04.2018, которая выдана Федеральной службой по надзору в сфере, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 -ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, договором, а также руководствоваться при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи (связанные с этим расходы несут операторы связи).
В силу пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 № 234 Операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в
установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
д) соблюдать тайну связи.
Согласно п. 8 Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 02.02.2011
№ 3.2.2-05/2-нд, при поступлении дефектного почтового отправления, работники объекта почтовой связи выписывают извещение ф. 22 с информацией о поступлении почтового отправления в дефектном состоянии, за получением которого необходимо обратиться в объект почтовой связи.
При вручении дефектного почтового отправления, поступившего при акте, адресату предоставляется для ознакомления акт, с которым оно поступило. В случае если адресат, ознакомившись с актом, согласен получить почтовое отправление, почтовый работник вручает ему почтовое отправление в порядке, предусмотренном для вручения РПО. При этом получатель на извещении ф. 22 (сопроводительном бланке к посылке) проставляет отметку: «С актом ознакомлен. Претензий не имею» с указанием даты и подписи. Если адресат, ознакомившись с актом, требует вскрыть дефектное почтовое отправление, почтовый работник обязан вскрыть его в присутствии адресата, сличить вложение почтового отправления с описью вложения или таможенной декларацией (при их наличии). При этом вскрытие производится таким образом, чтобы элементы опечатывания на оболочке почтового отправления, а также швы на мягкой упаковке, пломбы и.д. были сохранены как вещественные доказательства. Если при этом вложение почтового отправления окажется в целости и будет соответствовать описи или таможенной декларации (при их наличии), то акт ф. 51-в не составляется.
В остальных случаях необходимо составлять акт ф. 51-в в соответствии с настоящим Порядком.
Если адресат, ознакомившись с актом, отказывается от получения дефектного почтового отправления, то он делает соответствующую отметку на извещении ф. 22. Внутреннее дефектное почтовое отправление подлежит возврату отправителю, международное дефектное почтовое отправление возвращается в ММПО, из которого оно поступило. Данные дефектные почтовые отправления возвращаются с актами, при которых они поступили и со справкой ф. 20, в которой указаны причины возврата (пункт 8.2.3 Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 02.02.2011 № 3.2.2-05/2-нд.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в нарушение п. 8 Порядка оформления и вручения дефектных почтовых отправлений работниками объекта почтовой связи не был составлен акт поступлении почтового отправления в дефектном состоянии, за получением которого необходимо обратиться в объект связи, указанный акт адресату предоставлен не был, адресат с актом не ознакомлен.
Таким образом, в действии АО «Почта России», выраженном в нарушении порядка вручения дефектных почтовых отправлений содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается обращением гр. ФИО2 (от 19.11.2020 № 05-18-4484/23), Актом ф. 51 № 1 от 17.11.2020 на вскрытие дефектного почтового отправления, а также протоколом об административном правонарушении от 12.01.2021 № АП-23/4/9.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Поскольку событие административного правонарушения и вина общества в его совершении доказаны, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно статье 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о том, что на момент вынесения решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В связи с изложенным, в данном случае, по мнению апелляционной коллегии применим общий трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности
Срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения, поскольку вменяемое предприятию правонарушение не является длящимся.
Как следует из материалов дела, согласно письму Департамента управления качеством АО «Почта России» от 04.12.2020 №АУП-02/9678 -Кач. вх. 35082/23 от 11.12.2020 РПО №80110254366626-посылка с объявленной ценностью (100 руб.) 12.11.2020 принята к пересылке в отделении почтовой связи (ОПС) Астрахань -414056 Астраханского почтамта ОСП Астраханского УФПС - филиала АО «Почта России». При отправке посылки №80110254366626, претензий к ее оформлению (оклеиванию) со стороны отправителя, не предъявлялось. 16.11.2020 при поступлении отправления в адресный Восточно - Кубанский почтамт ОПС УФПС Краснодарского края в страховом участке было установлено, что указанное отправление является дефектным, как как его фактическая масса не соответствует массе, указанной при его приемке. Был составлен Акт ф. 51 №3529495350449691, а почтовое отправление было направлено в адресное ОПС Родниковская -35422 для вручения получателю. 17.11.2020 посылка №80110254366626 поступила в адресное ОПС Ролдниковская- 352422 Восточно - кубанского почтамта с Актом ф. 51 без нарушения контрольного срока пересылки. В связи с чем, общество полагает, что исчисление срока давности следует считать с 18.11.2020г. В то же время, днем совершения административного правонарушения является 11.12.2020 г., поскольку было обнаружено осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицом АО «Почта России» с нарушением п.4, 5 лицензии № 162571 (предоставление услуг почтовой связи) на территории Российской Федерации, выразившееся в нарушении порядка оформления и вручения дефектного регистрируемого почтового отправления (РПО) № 80110254366626.
Таким образом, на дату принятия судом первой инстанции решения (10.03.2021) трехмесячный срок привлечения к административной ответственности не истек
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Юридическое лицо, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должно было быть осведомлено о том, что несоблюдение лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.
Согласно статье 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения, назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ, при этом учитывается характер совершенного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие (отягчающие) административную ответственность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно привлек
АО «Почта России» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 рублей ,с учетом определения об исправлении опечатки от 22.03.2021.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2021 по делу
№ А32-4246/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов