ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-6728/2021 от 03.08.2021 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-48791/2020

06 августа 2021 года                                                                          15АП-6728/2021

Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .

Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2021 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Барановой Ю.И.,

судей Величко М.Г., Ереминой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

при участии:

от истца - представитель ФИО2 по доверенности

от 30.06.2021, паспорт;
от ответчиков - представители не явились, извещены;
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - представитель ФИО3 по доверенности от 15.12.2020 (посредством онлайн-связи);
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом - представитель не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 24.02.2021 по делу № А32-48791/2020

по иску ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства"

к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края

о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, реестровой ошибкой, установлении границ участка,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с иском о признании сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, реестровой ошибкой, указав, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633 и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:47:0107002:60 (ЕЗП 23:47:0000000:43)

Уточненные координаты, м

X

Y

449381.75

1278160.65

449386.71

1278167.24

449378.99

1278173.05

449378.70

1278173.83

449378.92

1278174.68

449381.62

1278178.32

449368.62

1278186.96

449367.49

1278186.25

449365.22

1278185.97

449362.60

1278186.54

449352.33

1278193.12

449347.08

1278185.97

449356.01

1278178.60

449357.22

1278176.12

449357.36

1278173.79

449356.72

1278170.95

449352.63

1278164.96

449354.84

1278162.72

449346.65

1278151.37

449316.07

1278111.33

449291.33

1278075.03

449219.92

1277973.02

449202.93

1277950.95

449192.93

1277935.95

449169.06

1277900.74

449146.04

1277882.50

449146.81

1277882.39

449147.17

1277880.95

449130.96

1277862.76

449037.94

1277754.33

449036.59

1277753.61

449034.51

1277753.70

449032.17

1277754.24

449029.38

1277755.77

449027.68

1277757.33

449025.60

1277754.68

449020.86

1277759.86

449015.15

1277753.61

449022.09

1277746.94

449024.25

1277743.43

449024.79

1277741.18

449024.43

1277740.01

449015.60

1277730.19

448951.39

1277654.10

448942.03

1277643.20

448879.80

1277577.01

448878.54

1277577.55

448875.29

1277580.60

448873.70

1277578.80

448871.45

1277581.48

448867.10

1277576.65

448872.14

1277571.34

448873.58

1277569.08

448873.76

1277566.65

448848.55

1277538.72

448697.05

1277379.95

448694.98

1277377.76

448711.02

1277365.52

448762.17

1277424.11

448778.42

1277442.46

448815.19

1277483.94

448815.17

1277483.96

448878.40

1277549.09

448994.37

1277681.85

449026.53

1277717.91

449054.78

1277749.45

449084.59

1277782.72

449115.02

1277817.38

449160.55

1277869.76

449187.57

1277902.86

449210.92

1277936.18

449218.24

1277940.76

449222.72

1277947.32

449225.24

1277955.46

449245.31

1277985.05

449247.53

1277986.84

449248.98

1277987.84

449250.32

1277987.50

449256.59

1277982.71

449263.36

1277991.96

449256.01

1277997.58

449255.65

1277999.07

449255.94

1278000.55

449284.63

1278039.16

449314.03

1278083.23

449372.12

1278165.05

449373.39

1278165.47

449374.31

1278165.33

449381.75

1278160.65

Решением от 24.02.2021 суд удовлетворил требования истца.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявители указали на незаконность решения, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.

 В обоснование доводов жалобы Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского указывают на то, что имеется спор о праве в отношении имеющего съезда, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, в результате удовлетворении иска меняется площадь дороги, принадлежащей краю.

В судебное заседание ответчики и третье лицо, надлежащим образом уведомленное  о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца заявил ходатайство о приобщении дополнительных материалов по делу: технического паспорта автомобильной дороги «Подъезд к ж/д станции Гайдук».

Также в материалы дела представлена справка кадастрового инженера от 02.08.2021 и схема пересечения оси дорог.

Через канцелярию суда от Министерства транспорта и дорожного хозяйства поступили дополнительные материалы по делу: технический паспорт автомобильной дороги «Подъезд к ж/д станции Гайдук», линейный график дороги, ведомость наличия и технического состояния съездов на автомобильной дороге «Подъезд к ж/д станции Гайдук».

В судебном заседании апелляционного суда стороны поддержали ранее заявленные позиции, разъяснили содержание предоставленных материалов по делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:633, площадью 151 438 +/- 136 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ФАД М-25 "Новороссийск-Керченский пролив" (на Симферополь) км 0+00-км 33+900, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, запись государственной регистрации права от 09.01.2013 N 23-23-21/2009/2012-909 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:633). Участок поставлен на кадастровый учет 06.12.2011.

Указанный земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:633 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор "Черноморье", запись государственной регистрации права от 13.01.2016 N 23-23/021-23/001/607/2015-229/1.

ФКУ Упрдор "Черноморье" проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск - Керчь".

Согласно заключения кадастрового инженера от 18.06.2020, выполненного ООО "ГЕО Инвест-Информ", в ходе проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633, выявлена реестровая ошибка местоположения границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:3946, 23:47:0000000:43, 23:47:0107002:516, 23:47:0107010:745, 23:47:0108001:891, 23:47:0108008:26, 23:47:0108017:6, 23:47:0117016:154, 23:47:0117016:155, 23:47:0117016:78, 23:47:0119055:1295, 23:47:0119055:1297, 23:47:0119055:1365, 23:47:0119055:1376, 23:47:0119055:15, 23:47:0119055:1786, 23:47:0119055:20, 23:47:0119055:2379, 23:47:0119055:335, 23:47:0119055:336, 23:47:0119055:341, 23:47:0117016:148, 23:47:0117016:144, 23:47:0117016:145, 23:47:0119055:343.

Реестровая ошибка возникла в связи с неверным определением на местности местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:3946, 23:47:0000000:43, 23:47:0107002:516, 23:47:0107010:745, 23:47:0108001:891, 23:47:0108008:26, 23:47:0108017:6, 23:47:0117016:154, 23:47:0117016:155, 23:47:0117016:78, 23:47:0119055:1295, 23:47:0119055:1297, 23:47:0119055:1365, 23:47:0119055:1376, 23:47:0119055:15, 23:47:0119055:1786, 23:47:0119055:20, 23:47:0119055:2379, 23:47:0119055:335, 23:47:0119055:336, 23:47:0119055:341, 23:47:0117016:148, 23:47:0117016:144, 23:47:0117016:145, 23:47:0119055:343.

Согласно техническому паспорту дороги федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь), в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь), а именно: на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0000000:3946 - откос, труба, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0000000:43, - съезд, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0107002:516 - остановка, откосы, тротуар, дорожный знак, труба, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0107010:745 - автобусная остановка, тротуар, дородный знак, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0108001:891 - дорожные знаки, тротуар, остановочный павильон, конструкция перильного типа, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0108008:26 - тротуар, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0108017:6 - тротуар, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117016:154 - дорожный знак, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117016:155 - дорожный знак, край дороги, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117016:78 - дорожные указатели, откос, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:1295 - откос, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:1297 - откосы, труба, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:1365 - съезд, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:1376 - откос, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:15 - дорожное полотно, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:1786 - откос, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:20 - дорожное полотно, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:2379 - откос, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:335 - дорожный знак, откос, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:336 - откос, опора освещения, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:341 - дорожный знак, откос, съезд, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117016:148 - канава, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117016:144 - канава, опора освещения, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0117016:145 - откос, канава, дорожное освещение, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:47:0119055:343 - дорожные указатели, откос, труба.

Кроме того, при определении границы земельного участка была допущена ошибка, в результате которой площадь земельного участка, занятого автомобильной дорогой и ее конструктивными элементами отличается от фактической площади, рассчитанной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", и составляет 163 491 кв. м. Таким образом, площадь уточняемого земельного участка согласно сведений ЕГРН 151 438 кв. м, с учетом размещения дорожных инженерных устройств и их конструктивных элементов, а также норм отвода земель, увеличивается на 12 053 кв. м и составляет 163 491 кв. м.

Согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 23.06.2014 № Д23и-2144 для одновременного внесения изменений в ЕГРН в связи с исправлением ошибки в местоположении границы внесенных смежных земельных участков, с КН 23:47:0000000:3946, 23:47:0000000:43, 23:47:0107002:516, 23:47:0107010:745, 23:47:0108001:891, 23:47:0108008:26, 23:47:0108017:6, 23:47:0117016:154, 23:47:0117016:155, 23:47:0117016:78, 23:47:0119055:1295, 23:47:0119055:1297, 23:47:0119055:1365, 23:47:0119055:1376, 23:47:0119055:15, 23:47:0119055:1786, 23:47:0119055:20, 23:47:0119055:2379, 23:47:0119055:335, 23:47:0119055:336, 23:47:0119055:341, 23:47:0117016:148, 23:47:0117016:144, 23:47:0117016:145, 23:47:0119055:343 по части границ должна быть проведена процедура согласования местоположения границ с заинтересованными лицами.

Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:43, площадью 23 745 +/- 108 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г.Новороссийск, автодорога: "Подъезд к ж/д, с/т Гайдук", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - под автодорогой, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю, запись государственной регистрации права от 27.07.2011 N 23-23-21/116/2011-401 (далее - земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:43).

Земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:43 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГКУ КК "Краснодаравтодор", запись государственной регистрации права от 27.03.2019 N 23:47:0000000:43-23/021/2019-1.

В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 внесены в Единый государственный реестр недвижимости с достаточной точностью, (что подтверждается сведениями ЕГРН), письмом от 28.01.2020 года ФКУ Упрдор "Черноморье", в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке, направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:633, 23:47:0000000:43 в адрес ответчика. Указанное письмо было вручено нарочно ответчику 29.01.2020 года.

Письмом от 25.02.2020 года N 52-7378/20-37-05 ответчик в согласовании границ земельных участков отказал.

В связи с тем, что департамент имущественных отношений Краснодарского края отказался согласовать местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:633, 23:47:0000000:43, ФКУ Упрдор "Черноморье" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, представив в обоснование иска экспертное заключение от 19.06.2020, выполненное
ООО "ГЕО Инвест-Информ" и межевой план от 18.06.2020, подготовленный кадастровым инженером ФИО4.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Границы земельного участка под автомобильной дорогой определяются в соответствии с нормами отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.09.2009 N 717. Кроме того, в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границами земельного участка считаются границы, закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ такого земельного участка.

Согласно техническому паспорту федерального значения М-25 Новороссийск-Керченский пролив (на Симферополь), в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь).

Таким образом, границы земельного участка под автомобильной дорогой фактически закреплены на местности объектами искусственного происхождения.

В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право землепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости. Данная правовая позиция корреспондирует сложившейся судебной практике (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу
N А32-37208/2016).

Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 N 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются принадлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.

В данном случае истцом заявлено требование о признании реестровой ошибкой сведений о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633.

В связи с изложенным, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о регистрации, Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме, который включает в себя реестр объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

В силу п. 1 ст. 1 Закона о регистрации данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о регистрации - ЕГРН это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона о регистрации, под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Исходя из положений ч. 6 ст. 72 Закона о регистрации с 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Статьей 61 Закона о регистрации предусмотрен порядок исправления технических и реестровых ошибок, содержащихся в ЕГРН.

В силу п. 3 ст. 61 Закона о регистрации воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Нормой части 4 статьи 61 Закона о регистрации установлено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона о регистрации государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В соответствии со ст. 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете, в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (пункт 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Таким образом, как было указано выше, в соответствии со ст. 43 Закона о регистрации предусмотрено одновременное внесение сведений об уточнении местоположения всех границ смежных земельных участков.

Как указал Верховный Суд РФ в определении от 06 февраля 2017 года по делу N 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.

Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости)".

Такой подход согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11, в соответствии с которой резолютивная часть решения суда по любому делу, связанному с образованием и/или изменением границ земельных участков, должна содержать их уникальные характеристики, подлежащие внесению в кадастр недвижимости.

Вместе с тем внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установленных на основании судебного акта границах земельного участка истца будет невозможно без исключения или исправления содержащихся в реестре ошибочных сведений о местоположении границ смежного земельного участка ответчика, поскольку возникнет пересечение границ этих участков.

Из содержания ч. 7 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости" следует, что исправление реестровой ошибки сводится к внесению изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади земельного участка.

В данном случае истцом заявлены требования о признании сведений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, реестровой ошибкой в сведениях о местоположении части границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:0401000:53, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633, и указании, что решение по настоящему делу является основанием для исправления реестровой ошибки и осуществления управлением Росреестра по Краснодарскому краю учета изменений в местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 в следующих координатах:

Сведения о характерных точках границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером 23:47:0107002:60 (ЕЗП 23:47:0000000:43)

Уточненные координаты. м

X

Y

449381.75

1278160.65

449386.71

1278167.24

449378.99

1278173.05

449378.70

1278173.83

449378.92

1278174.68

449381.62

1278178.32

449368.62

1278186.96

449367.49

1278186.25

449365.22

1278185.97

449362.60

1278186.54

449352.33

1278193.12

449347.08

1278185.97

449356.01

1278178.60

449357.22

1278176.12

449357.36

1278173.79

449356.72

1278170.95

449352.63

1278164.96

449354.84

1278162.72

449346.65

1278151.37

449316.07

1278111.33

449291.33

1278075.03

449219.92

1277973.02

449202.93

1277950.95

449192.93

1277935.95

449169.06

1277900.74

449146.04

1277882.50

449146.81

1277882.39

449147.17

1277880.95

449130.96

1277862.76

449037.94

1277754.33

449036.59

1277753.61

449034.51

1277753.70

449032.17

1277754.24

449029.38

1277755.77

449027.68

1277757.33

449025.60

1277754.68

449020.86

1277759.86

449015.15

1277753.61

449022.09

1277746.94

449024.25

1277743.43

449024.79

1277741.18

449024.43

1277740.01

449015.60

1277730.19

448951.39

1277654.10

448942.03

1277643.20

448879.80

1277577.01

448878.54

1277577.55

448875.29

1277580.60

448873.70

1277578.80

448871.45

1277581.48

448867.10

1277576.65

448872.14

1277571.34

448873.58

1277569.08

448873.76

1277566.65

448848.55

1277538.72

448697.05

1277379.95

448694.98

1277377.76

448711.02

1277365.52

448762.17

1277424.11

448778.42

1277442.46

448815.19

1277483.94

448815.17

1277483.96

448878.40

1277549.09

448994.37

1277681.85

449026.53

1277717.91

449054.78

1277749.45

449084.59

1277782.72

449115.02

1277817.38

449160.55

1277869.76

449187.57

1277902.86

449210.92

1277936.18

449218.24

1277940.76

449222.72

1277947.32

449225.24

1277955.46

449245.31

1277985.05

449247.53

1277986.84

449248.98

1277987.84

449250.32

1277987.50

449256.59

1277982.71

449263.36

1277991.96

449256.01

1277997.58

449255.65

1277999.07

449255.94

1278000.55

449284.63

1278039.16

449314.03

1278083.23

449372.12

1278165.05

449373.39

1278165.47

449374.31

1278165.33

449381.75

1278160.65

Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" даны разъяснения, согласно которым иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Пересечение границ земельного участка означает, что одна и та же часть земной по­верхности входит в границы нескольких земельных участков. Устранение пересечения путём исправления реестровой ошибки возможно только тогда, когда отсутствует спор о праве или границах, а имеет место лишь несоответствие сведений о границах, содержащихся в ЕГРН, действительному местоположению земельного участка.

Доводы ответчиков о наличии между сторонами спора о праве не находят своего подтверждения и опровергаются материалами дела.

Согласно справке кадастрового инженера от 19.06.2020 года N 15/190620, уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:633 по части границ н88-н89 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:47:0107002:60 (ЕЗП 23:47:0000000:43). Часть границы н88-н89 является общей только для двух участков - 23:47:0000000:633 и 23:47:0107002:60 (ЕЗП 23:47:0000000:43), соответственно данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками.

Следовательно, права иных землепользователей настоящим решением не затрагиваются.

Также, в соответствии со справкой кадастрового инженера ФИО4
N 01/020821 от 02.08.2021 земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:43 предназначен для размещения автомобильной дороги «Подъезд к ж/д, с/т Гайдук». Согласно техническому паспорту автомобильной дороги регионального значения «Подъезд к ж/д, с/т Гайдук» начало дороги установлено как пересечение оси данной дороги с осью ФАД г. Новороссийск - Керченский пролив, км 7-8. Начало участка обслуживания, км 0+045. Также в материалы дела представлена схема пересечения оси дорог.

Вместе с тем, автомобильная дорога регионального значения «Подъезд к ж/д, с/т Гайдук» внесена в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером 23:47:0000000:921 на км 0 + 016 м.

Таким образом, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в отношении границ данного сооружения имеются признаки наличия реестровой ошибки. Следовательно, исправление реестровой ошибки местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633 с одновременным исправлением местоположения границ смежного земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, не приводит к появлению новой реестровой ошибки в сведениях об автомобильной дороге регионального значения «Подъезд к ж/д, с/т Гайдук».

Кадастровые работы осуществляются на основании заключенного договора (контракта). Договором (контрактом) предусматривается объем подлежащих выполнению кадастровых работ. Действующим контрактом на исправление границ земельных участков под автомобильными дорогами не предусмотрены работы по исправлению сведений ЕГРН о сооружениях.

Нормами Федеральных законов «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ предусмотрено исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков в соответствии с межевым планом, а исправление границ зданий, строений, сооружений, помещении, машино-мест, объектов незавершенного строительства - на основании технического плана. Исправление местоположения границ земельных участков осуществляется на основании межевого плана, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 г. №921. Работы по исправлению сведений о зданиях, строениях, сооружениях осуществляется на основании технического плана, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 г. №953.

Подача заявлений об исправлении ошибок в сведениях о земельных участках и сооружениях осуществляется отдельно.

Согласно ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ расположение сооружения (автомобильной дороги) в границах земельного участка, не предназначенного для его размещения, не является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета.

Таким образом, кадастровым инженером указано, что исправление сведений о земельном участке и сооружении являются отдельными процедурами, осуществляемыми на основании отличных друг от друга документов. Производство работ по исправлению местоположения сооружения и земельного участка одновременно не представляется возможным.

Согласно экспертному заключению от 19.06.2020 года ООО "ГЕО Инвест-Информ" в границах земельного участка 23:37:0401000:53, внесенных в ЕГРН, выявлены дорожные инженерные устройства и элементы автомобильной дороги
А-290 "Новороссийск-Керчь", а именно съезд. Экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 выявленных при производстве работ.

Исправление реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 целесообразно произвести одновременно с исправлением сведений о местоположении границ земельного участка под автомобильной дорогой с кадастровым номером 23:47:0000000:633, согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Указанное исправление реестровых ошибок возможно либо на основании личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей в акте согласования местоположения границ, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.

Также экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633, в соответствии с которым надлежит установить смежные границы указанных земельных участков.

В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633 отсутствует спор о праве либо о фактических границах, требования истца направлены исключительно на обеспечение устранения в ЕГРН недостоверных сведений в отношении указанного земельного участка. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 года № 504
«О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объек­тов» к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железно­дорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, ав­тобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и ве­лосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.

Таким образом, съезд с автомобильной дороги - неотъемлемая составная часть авто­мобильной дороги.

В силу вытекающего из сути недвижимых вещей принципа единства правовой судьбы земельного участка и расположенного на нем здания, строения исключительное право зем­лепользования должно принадлежать тому лицу, чей объект ранее возведен на участке, а не тому, кто впоследствии приобрел титул на участок с размещенным на нем чужим объектом недвижимости.

Кроме того, согласно правовой позиции Минэкономразвития России, выраженной в письме от 17.10.2014 года № 22780-ИМ/Д23, если на земельном участке располагаются при­надлежащие третьим лицам объекты недвижимости при выполнении кадастровых работ по уточнению границы такого земельного участка необходимо исключать из состава указанного земельного участка части, занятые соответствующими объектами недвижимости.

Таким образом, заявляя о том, что между сторонами имеется спор о праве, Департамент имущественных отношений Краснодарского края не подтверждает никакими доказательствами свои права на объект недвижимости, распо­лагающийся на спорной части земельного участка.

Заявляя о правопритязаниях, Департамент имущественных отношений Краснодарского края не освобождается от доказывания легитимных оснований обладания имуществом. Само по себе формальное соблюде­ние требований к сделке по оформлению права собственности на объект гражданского обо­рота (постановка на государственный кадастровый учет) не свидетельствуют о правомерно­сти требований (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А32-25333/2017 от 23.03.2020).

Факт оформления земельного участка под недвижимым имуществом, ответчику не принадлежавшем, не порождает возникновение у него прав и обязанностей в отношении такого имущества.

На основании пункта 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (ред. от 24.12.1993) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 5 раздела IV приложения 1 к Постановлению к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

Согласно сведениям ЕГРН (выписка от 18.06.2019 года N 23/236/002/2019-5164) год завершения строительства автомобильной дороги - 1950.

Поскольку Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не содержал специальных норм о моменте возникновения прав на вновь созданную недвижимость, право собственности на вновь созданные до введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации объекты возникало с момента их создания, независимо от какой-либо регистрации.

Для устранения реестровой ошибки в орган регистрации одновременно с заявлением предоставляется документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки. Так, к указанным документам относятся: межевой план, технический план, акт обследования и иные документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета с описанием в чем именно заключается реестровая ошибка.

Истцом направлены ответчику – департаменту помимо акта согласования границ спорного земельного участка - документ, подтверждающий наличие реестровой ошибки - межевой план.

В разделе заключении кадастрового инженера (лист N 148 МП), направленного ответчику межевого плана, указано, что реестровая ошибка заключается в неверном определении ответчиком местоположения своих границ на местности.

Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда о том, что факт постановки земельного участка ответчика на кадастровый учет и государственной регистрации на него права не подтверждает наличие/отсутствие реестровых ошибок в сведениях о местоположении его границах.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государствен­ного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления го­сударственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом тре­бований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином госу­дарственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при та­ком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре не­движимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, ука­занная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

Суд учитывает, что в настоящем случае площадь земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 изменяется на 172 кв.м., что составляет 0,715 % от общей площади земель­ного участка в 23 745 кв.м. Минимальный размер земельных участков не установлен (дейст­вие градостроительных регламентов распространяется только на земельные участки из кате­гории земель населенных пунктов).

Согласно части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В силу части 1 статьи 3 того же федерального закона государственный кадастровый учет осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Таким образом, государственный кадастровый учет объектов недвижимости является исключительной компетенцией уполномоченного органа государственной власти. Данная деятельность носит публичный характер.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

ГК РФ устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта ошибок при определении границ.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

Таким образом, наличие в ЕГРН сведений об установленных смежных границах не отвечает принципам единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории Российской Федерации, общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно отмечено, что настоящее исковое заявление направлено на исключение из ЕГРН недостоверных сведений об объектах недвижимости, не отвечающим частям 1 и 7 статьи 1 и статьи 8 Феде­рального закона № 218-ФЗ и нарушающим права истца.

С учетом выводов заключений экспертной организации ООО «ГЕО Инвест-Информ», нахождение в государственном кадастре сведений о неверно определенных границах проти­воречит нормам действующего законодательства, принципам достоверности ведения кадаст­рового учета и нарушает права и интересы истца.

При таких обстоятельствах, исковые требования законно и обоснованно удовлетворены судом.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2021 по делу № А32-53642/2020.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Несогласие заявителей жалоб с произведенной судом первой инстанции оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права.

Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.

В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края  от 24.02.2021 по делу
№А32-48791/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           Ю.И. Баранова

Судьи                                                                                             М.Г. Величко

О.А. Еремина