ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-50735/2021
23 августа 2022 года 15АП-6821/2022
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А.. Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Матвейчук А.Д.,
при участии:
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель ФИО1 по доверенности от 13 ноября 2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14 марта 2022 года по делу № А32-50735/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания- Краснодар" (ИНН <***>)
к ответчику: Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея и Министерства обороны Российской Федерации,
о взыскании платы за содержание нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания-Краснодар" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о взыскании платы за содержание нежилого помещения за период с 09.10.2019 по 03.05.2021 в размере 329 684 рубля 82 копейки, пени за период с 11.11.2019 по 13.10.2021 в размере 61 356 рублей 59 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 821 рубль.
Исковые требования мотивированы тем, что в многоквартирном доме № 63 по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре расположены нежилые помещения общей площадью 964, 4 кв. м, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации с 19.10.2015, что подтверждается выпиской из ЕГРН (с 15.02.2021 указанная площадь (964, 4 кв. м.) была разделена на площади 369,55 кв. м. + 251,8 кв. м. + 343,1 кв. м.).
За указанные помещения не вносилась плата на помещение и коммунальные услуги.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2022 исковые требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован неисполнением ответчиком обязанности по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного жилого дома. Возражения ответчика о том, что Теруправление Росимущества не является надлежащим ответчиком и не может в данном деле представлять интересы Российской Федерации суд первой инстанции отклонил со ссылкой на то обстоятельство, что в спорный период времени в отношении нежилого помещения отсутствовала регистрация ограниченного вещного права учреждений, относящихся к Министерству обороны Российской Федерации.
На указанное решение подана апелляционная жалоба Межрегионального территориального управления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в котором указывается на незаконность взыскания с указанного управления и повторяется аргумент о том, что в данном случае интересы Российской Федерации вправе представлять Министерство обороны Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Фактические обстоятельства дела правильно установлены судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее- ЖК РФ) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме № 63 по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, в качестве управляющей организации выбрано ООО «ГУК-Краснодар».
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Условия договора на управление многоквартирным домом устанавливаются обязательными для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
01.07.2018 г. на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 12.06.18 г., между ООО «ГУК-Краснодар» и собственниками помещений в многоквартирном доме № 63 по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре заключен договор №5737/18 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома (далее - Договор на управление).
В соответствии с условиями договора на управление ООО «ГУК-Краснодар» приступило к управлению и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома № 63 по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре.
Предметом договора на управление является, в том числе, выполнение ООО «ГУК-Краснодар» работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № 63 по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре.
Согласно п. 3.3.1, 4.6 договора на управление собственник обязуется вносить плату за содержание, текущий ремонт, коммунальные и прочие услуги ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с п. 7.2 договор управления заключается на срок 1 год. Пунктом 7.3 договора установлено, что договор считается пролонгированным на следующий год в полном объеме, если за месяц до окончания его срока действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении.
Во исполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом управляющая компания заключила договоры с ресурсоснабжающими и специализированными организациями, а также приступила к исполнению обязательств по содержанию и ремонту общего имущества.
Собственник спорного нежилого помещения не вносил плату на содержание и ремонт общего имущества пропорционально доле в праве собственности с 09.10.2019 по 03.05.2021, размер задолженности ответчика за этот период составил 329 684 рубля 82 копейки.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (кадастровый номер 23:43:0142044:4091) нежилые помещения общей площадью 964,4 кв. м., расположенные в МКД №63 по ул. 40 лет Победы с 19.10.2015 принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В период с 19.10.2015 по 09.10.2019 помещения находились на праве оперативного управления у ФГКУ «Северо-Кавказское ТУПО» Министерства обороны РФ (в соответствии с выпиской из ЕГРН о переходе прав), при этом, часть указанных помещений площадью 343,1 м2 была изъята у титульного владельца решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 по делу №А32-11920/15. (964,4 м2 - 343,1 м2 = 621,3 м2).
Помимо этого, ФГКУ «Северо-Кавказское ТУПО» Министерства обороны РФ заключило договор аренды части вышеуказанных нежилых помещений с ИП ФИО2 (40 кв. м.), которая впоследствии заключила договор на управление с ООО «ГУК-Краснодар» и обязалась вносить плату за арендуемые помещения. В связи с своевременным внесением платы за арендуемые ИП ФИО2(40 кв. м.) помещения указанная площадь исключена из расчета (964,4 м2 - 343,1 м2 - 40 кв. м.= 581,3 м2).
Впоследствии, нежилые помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091 общей площадью 964,4 кв. м., расположенные в МКД №63 по ул. 40 лет Победы 15.02.2021 разделены на следующие помещения:
Кадастровый номер 23:43:0142044:4561 общей площадью 251,8 кв. м. (согласно странице №2 выписки из ЕГРН усматривается, что указанное помещение образовано из нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091).
Кадастровый номер 23:43:0142044:4563 общей площадью 343,1 кв. м. (согласно странице №2 выписки из ЕГРН усматривается, что указанное помещение образовано из нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091).
Кадастровый номер 23:43:0142044:4562 общей площадью 369,5 кв. м. (согласно странице №2 выписки из ЕГРН усматривается, что указанное помещение образовано из нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091).
Следовательно, расчет площади нежилых помещений 964,4 кв. м. (251,8 + 343,1 + 369,5) за вычетом помещений площадью 343,1 м2 (которая изъята у титульного владельца решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2015 по делу №А32-11920/15 составила 621,3 м2).
Таким образом, в период с 01.04.2021 по 03.05.2021 площадь нежилых помещений составила 621,3 м2, и, соответственно, расчет задолженности производится с указанной площади и составляет 329 684 рубля 82 копейки.
В соответствии с предъявленной выпиской из ЕГРН, а также выпиской из ЕГРН о переходе прав (кадастровый номер 23:43:0142044:4091) нежилые помещения общей площадью 964,4 кв. м., расположенные в МКД №63 по ул. 40 лет Победы с 19.10.2015 принадлежат на праве собственности Российской Федерации, зарегистрированное право оперативного управления (закреплённое ранее за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства обороны РФ) прекращено 09.10.2019.
Впоследствии, нежилые помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091 общей площадью 964,4 кв. м., расположенные в МКД №63 по ул. 40 лет Победы 15.02.2021 (собственником которых также является Российская Федерация) разделены на следующие помещения:
Кадастровый номер 23:43:0142044:4561 общей площадью 251,8 кв. м. (согласно странице №2 выписки из ЕГРН от 07.04.2021 усматривается, что указанное помещение образовано из нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091).
Представленная ответчиком выписка из ЕГРН о переходе прав (кадастровый номер 23:43:0142044:4561 от 03.02.2022) подтверждает, что в спорный период (задолженность за период с 09.10.2019 по 03.05.2021) собственником указанных помещений также является Российская Федерация. Только 04.05.2021 помещения вновь зарегистрированы на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства обороны РФ. то есть за переделами заявленного периода.
Кадастровый номер 23:43:0142044:4563 общей площадью 343,1 кв. м. (согласно странице №2 выписки из ЕГРН от 07.04.2021 усматривается, что указанное помещение образовано из нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091).
Представленная ответчиком выписка из ЕГРН о переходе прав (кадастровый номер 23:43:0142044:4563 от 03.02.2022) подтверждает, что в спорный период (задолженность за период с 09.10.2019 по 03.05.2021) собственником указанных помещений также является Российская Федерация.
Кадастровый номер 23:43:0142044:4562 общей площадью 369,5 кв. м. (согласно странице №2 выписки из ЕГРН усматривается, что указанное помещение образовано из нежилого помещения с кадастровым номером 23:43:0142044:4091).
Представленная ответчиком выписка из ЕГРН о переходе прав (кадастровый номер 23:43:0142044:4562 от 03.02.2022) подтверждает, что в спорный период (задолженность за период с 09.10.2019 по 03.05.2021) собственником указанных помещений также является Российская Федерация. Только 04.05.2021 помещения вновь зарегистрированы на праве оперативного управления за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства обороны РФ. то есть за переделами заявленного периода.
Таким образом, право оперативного управления в отношении спорных помещений за ФГКУ «Северо-Кавказское ТУИО» Министерства обороны РФ зарегистрировано за переделами предъявляемого периода исковых требований ООО «ГУК-Краснодар», что исключает возможность удовлетворения иска за счет названного учреждения.
Следовательно, надлежащим ответчиком в данном случае будет Российская Федерация в лице соответствующего компетентного органа ( в силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем Арбитражный суд Краснодарского края, несмотря на возражения ответчика, не проверил довод относительно правомочности Теруправления Росимущества в данных правоотношениях выступать от имени Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Таким образом, Росимущество выступает от имени Российской Федерации в соответствующих имущественных отношениях по остаточному принципу ( если соответствующее полномочие по управлению федеральным имуществом не передано иному федеральному органу исполнительной власти).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
С учетом указанной нормы Арбитражный суд Краснодарского края должен был проверить компетенционный статус органа государственной власти, полномочным действовать от имени Российской Федерации.
Согласно разъяснению, данному в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 : " Неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения, оставления без движения. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде".
В связи с указанным разъяснением апелляционный суд привлек к участию в деле Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в письменных объяснениях признал факт управления спорным имуществом Министерством обороны Российской Федерации, пояснив, что в спорный период времени приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11.12.2018 № 3063 спорные помещения были закреплены за ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" Министерства обороны Российской Федерации с закреплением на праве хозяйственного ведения.
Вместе с тем, как следует из кадастровых выписок, право хозяйственного ведения в отношении ФГУП "Управление гостиничным хозяйством" зарегистрировано не было, соответственно, в силу ст.ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, не считается возникшим. Соответственно, ответчиком по требованию истца по заявленному иску является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Поскольку суд первой инстанции нарушил нормы процессуального права, рассмотрев иск к Российской Федерации, представленной неполномочным органом государственной власти, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку ответчик в лице компетентного государственного органа не был извещен о месте и времени рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Поскольку представитель Министерства обороны Российской Федерации письменно ходатайствовал о передаче дела для рассмотрения по месту нахождения Министерства (л.д.39, т.2), и поскольку у названного Министерства нет филиалов и представительств, а равно отсутствуют иные специальные основания территориальной подсудности спора Арбитражному суду Краснодарского края, дело для рассмотрения по существу следует направить в Арбитражный суд города Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2022 года по делу А32-50735/2021 отменить.
Дело передать для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий В.В. Галов
Судьи А.А. Попов
О.А. Сулименко