ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-703/19 от 15.03.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-28933/2018

23 марта 2019 года                                                                             15АП-703/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей  Гуденица Т.Г.,  Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 12.02.2019, ФИО2 на основании выписки из ЕГРЮЛ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018 по делу № А32-28933/2018 (судья Погорелов И.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рубикон» (ОГРН <***>/ ИНН <***>),

к администрации муниципального образования город Краснодар

о признании недействительным и отмене акта проверки и предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рубикон» (далее – общество, ООО УК «Рубикон», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар  (далее – администрация, административный орган) о признании недействительными и отмене акта проверки и предписания от 25.06.2018 № 193/341-р.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018 предписание администрации муниципального образования город Краснодар
от 25.06.2018 № 193/341-р, вынесенное в отношении ООО «УК «Рубикон», признано незаконным и отменено полностью, как несоответствующее Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В части оспаривания акта проверки от 25.06.2018 № 193/341-р производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент проведения внеплановой документарной проверки сведения о наличии нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, с пояснением порядка расчёта за потреблённые коммунальные ресурсы, способе подключения нежилых помещений к общедомовым приборам учёта тепловой энергии по отоплению, холодной воды (до/после общедомовых приборов учёта), а также копии договоров на поставку коммунальных ресурсов, заключённых собственниками нежилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающими организациями ООО УК «Рубикон» не представлены, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. Представлен технический паспорт 2015 г., по состоянию на 2018 г. данные не актуализированы, применение иной площади, не соответствующей технической документации, недопустимо. Независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.  Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в Правилах № 354 не предусмотрено.  Из письменного пояснения от 09.06.2018 № 3015 по порядку начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на примере квартир № 27, 284, следует, что ООО УК «Рубикон» производит расчёт исходя из фактической стоимости изготовления 1 куб.м. горячей воды без учёта утверждённого норматива. Указанные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции не исследованы, не приняты во внимание при вынесении решения.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО УК «Рубикон» указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании представители общества не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения администрации муниципального образования город Краснодар от 23.05.2018 N 341-р администрация провела внеплановую документарную проверку
ООО «Управляющая компания «РЕГИОН» (предыдущее название общества) для рассмотрения вопроса о правомерности начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям в многоквартирном доме N 11 по ул. им. Петра Метальникова в городе Краснодаре (далее - МКД) за расчетные периоды октябрь 2017 года - март 2018 года.

При проверке были изучены письменные пояснения; копия договора на оказание услуги по управлению многоквартирным домом от 01.04.2016 N 27 (далее - договор управления); копия технического паспорта, отражающего площадь МКД, общую площадь жилых, нежилых помещений; копия договора поставки тепловой энергии от 18.03.2016 N 9; копия акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за состояние участка тепловой сети к МКД; копии актов ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, общедомового прибора учета тепловой энергии по ГВС, общедомовых приборов учета; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.12.2015 N RU 23306000-3527-В-2015; сведения об объемах потребления коммунальных ресурсов, учтенных общедомовыми приборами учета; копии платежных документов за расчетные периоды октябрь 2017 года - март 2018 года по квартирам N 27, 284.

В ходе проверки установлено, что в МКД имеются жилые и нежилые помещения, информация о заключении договоров собственников нежилых помещений с ресурсоснабжающими организациями отсутствует. В отдельных нежилых помещениях установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии проектной документацией не предусмотрена, жилые помещения в МКД полностью оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, однако некоторые (8 шт.) вышли из строя.

Управление МКД осуществляется обществом в соответствии с заключенным с собственниками помещений в МКД договором управления от 01.04.2016 N 27 и на основании лицензии от 22.05.2015 N 357 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению потребителям в МКД предоставляются управляющей компанией на основании договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом общество самостоятельно производит коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества в МКД (индивидуальный тепловой пункт).

В ходе проверки администрацией установлено, что согласно техническому паспорту площадь жилых и нежилых помещений составляет 16 664,1 кв. м, однако управляющая компания производила начисления платы за периоды октябрь - декабрь 2017 года из расчета площади жилых и нежилых помещений 16 672,3 кв. м, за периоды январь - март 2018 года из расчета площади 15 583,3 кв. м. В части услуги горячего водоснабжения общество производило расчет платы за указанную услугу коммунальную услугу расчетным путем исходя из фактической стоимости изготовления 1 куб. м, горячей воды, без учета утвержденного Приказом РЭК от 18.05.2017 N 2/2017-нп норматива.

По результатам проверки составлен акт проверки от 25.06.2018 N 193/341-р и выдано предписание от 25.06.2018 N 193/341-р, которым на управляющую организацию возложена обязанность произвести следующие действия:

- расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителя в МКД осуществлять в соответствии с данными, содержащимися в техническом паспорте;

- произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителя собственникам помещений в МКД, за период с октября 2017 по март 2018 в соответствии с требованиями пункта 54 Правил N 354, распределив объем коммунального ресурса на площадь жилых и нежилых помещений 16664,1 кв. м согласно информации, отраженной в техническом паспорте;

- расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению производить в соответствии с пунктом 54 формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 и нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденным органом государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

- произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в МКД с октября 2017 года;

- излишне начисленную потребителям плату за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению зачесть потребителям в счет будущих платежей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению;

- обеспечить исполнение пунктов 6, 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Полагая вышеуказанные акт проверки и предписание недействительными, общество обжаловало их в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

В силу части 1 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

В силу Закона Краснодарского края от 6 декабря 2017 года N 3700-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления муниципальных образований, в т.ч. город Краснодар, наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения внеплановых проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (за исключением требований, установленных к определению размера и внесению платы за коммунальные услуги) (подпункт «з» пункта 1 статьи 1 Закона).

Между тем, содержащееся в предписании гражданско-правовое требование, связанное с возвратом полученных обществом денежных средств, не может быть облачено в форму предписания государственного органа, носящего обязательный характер.

Следовательно, у инспекции отсутствовали полномочия на вынесение оспариваемого предписания в части обязания осуществить перерасчет.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2015 № 305-КГ14-2126, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2019 по делу А32-8215/2018.

Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).

В части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии регулируются Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).

Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам (абз. 4 пункта 54 Правил N 354).

Арифметическая правильность расчета стоимости услуги по отоплению администрацией не оспорена.

Согласно представленным обществом пояснениям в августе 2016 года общая площадь МКД учитываемая в расчете, уменьшилась до 16663,60 кв. м в связи с уменьшением площади жилых помещений N 216 и 217. В декабре 2016 года площадь составила 16662,20 кв. м в связи с уменьшением площади жилого помещения N 157. В июне 2017 года из-за увеличения площади жилых помещений N 199 и N 200 площадь изменилась до 16672,20 кв. м, в ноябре 2017 года - до 16672,30 кв. м (увеличение площади жилого помещения N 1). Данные факты подтверждаются представленными в материалы дела фотоматериалами и актами осмотра, документально администрацией не опровергнуты.

Согласно представленным первичным документам (выпискам из ЕГРН, актам приема-передачи объектов долевого строительства, экспликациям к поэтажному плану строений, акту межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда о принятии работ по перепланировке и переустройству от 26.05.2016 № 949-03/П, техническому паспорту жилого помещения № 157 в доме № 11 по
ул. им. Петра Метальникова,  постановлению администрации муниципального образования город Краснодар о переводе жилого помещения в нежилое и согласовании перепланировки и переустройства от 20.07.2015 № 3099, определению мирового судьи судебного участка № 49 Прикубанского внутригородского округа от 25.07.2016) по лицевому счету <***> площадь помещения № 79, указанная в техническом паспорте как 56 кв. м, изменилась и стала 58,8 кв. м; по лицевому счету № <***> площадь помещения № 157, указанная в техническом паспорте как 43,6 кв. м, изменилась и стала 42,2 кв. м; по лицевому счету № <***> площадь помещения № 198, указанная в тех. паспорте дома как 62,40 кв. м., изменилась и стала 72,60 кв. м; по лицевому счету № <***> на настоящее время площадь объединенных, перепланированных помещений № 199 и 200, указанная в тех. паспорте дома как два отдельных помещений и в сумме площадей 83 кв. м., изменилась и стала 93 кв. м; по лицевому счету № <***> площадь помещения № 203, указанная в техническом паспорте как 63 кв. м, изменилась и стала 68,8. На настоящее время общая площадь всех жилых и нежилых помещений в связи с законными перепланировками помещений изменилась и стала равняться 16691,50 кв. м.

Кроме того, согласно доводам общества в спорном МКД не отапливаются помещения подвала, принадлежащие на праве собственности гр. ФИО3 (помещения N 3, 4, 5, 6, 7, 9, 20) и ООО «СКМегаполис» (помещения N 10, 12, 13, 14, 19) общей площадью 1089 кв. м, которая не подлежит учету при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению. В связи с этим указанная площадь не учитывается в расчетах за коммунальную услугу по отоплению с января 2018 года. Наличие указанных неотапливаемых помещений в МКД и отсутствие оснований для учета их площади при расчете платы за отопление (в том числе нет врезок, подводок к отопительным приборам, радиаторов отопления и пр.).

Через подвальное помещение проходят теплоизолированные общедомовые сети теплоснабжения, а именно, по потолку проложены теплоизолированные трубопроводы общедомовой разводки системы отопления, а также проходит общая внутридомовая теплоизолированная магистральная труба отопления с момента введения дома в эксплуатацию (2015 г.) и по настоящее время. Внутренняя разводка трубопроводов системы отопления, а также отопительные приборы (радиаторы, конвекторы и пр.) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии в подвальном помещении отсутствуют; проектной документацией не предусмотрена система отопления, помещение подвала является неотапливаемым, что также подтверждается представленной схемой сетей теплоснабжения МКД. В связи с отсутствием отопительных приборов в помещении подвала его неотапливаемая площадь размером 1089 кв. м, отраженная в техническом паспорте дома, не может суммироваться для расчетов коммунальной услуги по отоплению с площадью отапливаемых жилых и нежилых помещений в МКД.

Согласно пункту 4.5 приложения № Б Свода правил по проектированию и строительству СП 23-101-2004 под отапливаемым подвалом понимается подвал, в котором предусматриваются отопительные приборы для поддержания заданной температуры, соответственно, вышеуказанная площадь подвала в МКД не должна учитываться в составе отапливаемого объема здания.

Вместе с тем администрация достоверность представленных заявителем доказательств не опровергла, доказательств, подтверждающих несоответствие сведений, находящихся в распоряжении управляющей организации, не представила. Административный орган нормативно не обосновал недопустимость применения тех документов, которые использовала управляющая компания, а также обязательность применения именно сведений технического паспорта, на чем настаивает надзорный орган в акте проверки и оспариваемом предписании.

Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).

Пунктом 1.5.2 Правил по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, установленных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», предусмотрено, что техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.

Между тем, конкретных сроков внесения изменений в техническую документацию законодательством не установлено.

Ссылка жалобы на письмо Минрегиона России от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 не опровергает вышеуказанного вывода суда, поскольку данное письмо не является нормативно-правовым актом, носит рекомендательный характер, а содержащийся в нем перечень документов для определения площади помещения не является исчерпывающим.

Т.о., вывод административного органа о неверном применении обществом актуальных данных об общей площади жилых и нежилых помещений при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению необоснован.

Начисление коммунальной услуги «отопление» собственникам помещений в многоквартирном доме с применением общей площади жилых и нежилых помещений, равной 1664, 1 кв.м, отраженной в техническом паспорте дома, является необоснованным, поскольку общая отапливаемая площадь жилых и нежилых помещений, применяемая в расчетах по отоплению в многоквартирном доме с февраля 2019 года в связи с актуализацией сведений о площадях помещений в МКД, составляет 15602, 50 кв.м.

В части установленной оспоренным предписанием обязанности производить расчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 54, формулами 20, 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 и нормативом расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребителям в МКД с октября 2017 года, судом установлено следующее.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011
N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).

Согласно пункту 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.

В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом с установленным общедомовым прибором учета тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. Жилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды. Следовательно, в рассматриваемом случае в доме применяется закрытая система горячего водоснабжения.

Наличие индивидуального теплового пункта в МКД подтверждается технической документацией, а именно разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки № 199-33-08-Дпост от 06.04.2016, актом осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей № 199-33-07-Дпост от 06.04.2016, техническими условиями № 40 на теплоснабжение объекта.

Согласно правовой позиции, сформированной Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), и изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, положениями Правил N 354 определено, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от показаний коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Согласно пункту 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 как сумма двух составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.

В соответствии с формулами 20 и 20 (1) при расчете платы используются следующие показатели:

объем потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета;

тариф на холодную воду, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

объем коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома;

норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный в установленном порядке;

тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 приложения N 2 к Правилам как сумма двух составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.

Объем коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется по показаниям общедомового прибора учета.

При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения.

Приказом Региональной энергетической комиссией Департаментом цен и тарифов Краснодарского края N 2/2017-нп от 18.05.2017 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые применяются на территории Краснодарского края с 01.06.2017.

Таким образом, расчет платы за горячее водоснабжение при самостоятельном производстве горячей воды необходимо производить в соответствии с пунктом 54 Правил N 354 с учетом установленного норматива.

При проведении проверки администрация сделала вывод, что начисление платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению общество производило расчетным путем на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, исходя из фактического объема потребления холодной воды для приготовления горячей воды и фактического количества тепловой энергии, использованной для нагрева.

Вместе с тем, при проведении проверки общество предоставляло пояснения о порядке расчета стоимости коммунальной услуги по горячему водоснабжению на примере квартиры N 27 спорного МКД. Из приведенных пояснений следует, что при расчете стоимости общество учитывало объем потребленного ресурса - холодной воды (2,33 м3), тарифы на холодную воду (36,26 руб.) и на коммунальный ресурс (2177,64 руб.), объем тепловой энергии (на входе) на подогрев воды (37,281 Гкал), количество тепловой энергии (на выходе), равного произведению объема ресурса (453 м3) и утвержденного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (0,059 Гкал). Расчет общества подтверждается сведениями, отраженными в счете и счете-квитанции за услуги за октябрь 2017 года по квартире N 27 МКД, представленной в материалы дела.

Администрацией достоверность представленного заявителем расчета не опровергнута, доказательств, подтверждающих несоответствие сведений, отраженных в представленных в материалы дела документах (в т.ч. счетах-квитанциях), не представлено, в связи с чем суд судом перовой инстанции спорное предписание в указанной части правомерно признано несоответствующим закону.

С учетом изложенных обстоятельств требования предписания в части обязанности зачета излишне начисленной потребителям платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению в счет будущих платежей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и обеспечения исполнения пунктов 6, 7 статьи 157 ЖК РФ также не основаны на законе и нарушают интересы заявителя.

На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно признал предписание администрации недействительным.

В части требований общества о признании недействительным акта проверки от 25.06.2018 N 193/341-р производство обоснованно прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности.

Под ненормативным актом, который может быть оспорен в арбитражном суде, понимается индивидуальный акт, адресованный одному или нескольким лицам, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, а также действия (бездействие), нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, носит властно-распорядительный характер.

Акты проверки не устанавливают, не изменяют и не отменяют права и обязанности общества, не влекут правовых последствий, а оформляют в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по установлению и выявлению всех обстоятельств по возбужденному делу, являются промежуточным документом для принятия государственными органами в дальнейшем итоговых решений.

Акт проверки носит информационный характер, не устанавливает для заявителя обязательных для исполнения предписаний, не содержит указаний на совершение каких-либо действий, не препятствуют осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности.

Т.о., акт проверки не является ненормативным правовым актом и не подлежит обжалованию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Учитывая изложенное, производство по делу в указанной части правомерно прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

При этом право заявителя на судебную защиту не нарушено, поскольку общество обратилось в суд с настоящим заявлением по оспариванию предписания, вынесенного инспекцией на основании акта проверки.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2018 по делу
№ А32-28933/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             Т.Г. Гуденица

                                                                                                        С.С. Филимонова