ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-7207/20 от 15.06.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-43407/2019

17 июня 2020 года                                                                              15АП-7207/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Пименова С.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания, секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о дате и времени судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2020 по делу № А32-43407/2019

по исковому заявлению Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрация Туапсинского городского поселения Туапсинского района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное казённое учреждение Туапсинского городского поселения «Управление капитального строительства» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании денежных средств в возмещение ущерба

принятое в составе судьи Гонзус И.П.

УСТАНОВИЛ:

            Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее -  Департамент) обратился с исковым заявлением к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района (далее – Администрация) о взыскании денежных средств в возмещение ущерба, причинённого Краснодарскому краю в сумме 55584444 руб. 68 копеек.

            Определением от 05.12.2019 суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Муниципальное казённое учреждение «Управление капительного строительство» администрации Туапсинского городского поселения.

            Решением Арбитражного Краснодарского края от 23.03.2020 по делу №А32-43407/2019  в удовлетворении  исковых требований Департамента было отказано.

            Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что судом первой инстанции не дана должная оценка доказательствам нарушения Администрацией Соглашений от 17.09.2014 №03-28/14-11, от 08.07.2015 №03-28/15-01 и от 10.06.2016 №ГС-2, Администрацией не достигнут показатель результативности использования субсидии в части газификации одного населённого пункта, а именно в установленные указанными соглашениями сроки газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г. Туапсе в эксплуатацию не введён, в результате улучшение условий жизни населения города за счёт обеспечения его природным газом не осуществлено, Администрацией   не   обеспечен   надлежащий   строительный   контроль (технический надзор) за ходом строительства (выполнением работ) объекта «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе», чем интересам краевого бюджета причинён реальный ущерб в результате отсутствия контроля со стороны Администрации за соблюдением строительных норм и правил при строительстве объекта в рамках муниципального контракта, качеством принимаемых работ и документов, а также неправомерного расходования Администрацией краевых средств, осуществленного в нарушение требований гражданского, градостроительного законодательства, а также законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, приведших к строительству объекта с нарушениями проектно-сметной документации, не введённого в эксплуатацию но истечении более 2 лет и не обеспечивающего его дальнейшую эксплуатацию по газоснабжению населения.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке Главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Департаментом подан дополнения к апелляционной жалобе,  которые суд приобщил к материалам дела.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Суд приобщил отзыв к материалам дела.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, о месте и времени заседания извещёны надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.

Постановлениями Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №961, от 14.10.2013 №1183, утверждена подпрограмма «Газификация Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса» (далее - Подпрограмма), которой определён порядок, условия, правовые основы предоставления местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субсидий из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств по организации газоснабжения населения (газопроводов, распределительных газопроводов).

Реализация Подпрограммы предусмотрена в один этап 2014-2017 годы - в рамках постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 №1183) и с 2016 по 2021 годы, в рамках постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №961). Координатором и ответственным за выполнение мероприятий, постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 №1183 Министерство промышленности и энергетики Краснодарского края. Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.10.2015 №961 - министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.02.2014 №92 утверждён порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Краснодарского края по вопросам местного значения в рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса» (далее - Порядок), которым установлены критерии оценки реализации Подпрограммы: ввод построенных газопроводов и количество газифицируемых населённых пунктов, протяженность построенных сетей газоснабжения (газопроводов).

Порядком определены также условиями предоставления и распределения субсидии, согласно которым субсидии предоставляются органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края на организацию газоснабжения населения (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов). Предоставление субсидий в приоритетном порядке определено на завершение начатых строительством объектов за счёт средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства краевого бюджета.

17.09.2014 между Министерством промышленности и энергетики Краснодарского края и Администрацией заключено соглашение о прядке взаимодействия по предоставлению субсидии из краевого бюджета в 2014 году, выделяемой на реализацию мероприятий подпрограммы «Газификация Краснодарского края (2014-2016 годы)» государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса» №03-28/14-11 (далее - Соглашение №03-28/14-11), предметом которого является осуществление совместных действий по предоставлению и расходованию субсидий из краевого бюджета бюджету Туапсинского городского поселения на финансирование прошедших дополнительный отбор двух инвестиционных проектов (строительство подводящих газопроводов, распределительных газопроводов) в общей сумме 63077100 руб., в том числе 49423400 руб. на реализацию инвестиционного проекта (объекта) «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе» (44481000 руб. за счёт средств краевого бюджета; 4942400 руб. за счёт средств местного бюджета).

В рамках Соглашения 03-28/14-11, Администрация приняла на себя обязательство, в частности:  газифицировать один населённый пункт посредством строительства газопровода протяжённостью 4,8 км при осуществлении надлежащего технического контроля за ходом строительства (пункт 3.2.9); участвовать в работе комиссий по приемке объекта и вводу его в эксплуатацию в установленные сроки, провести регистрацию права муниципальной собственности на завершенные строительством объекты (пункт 3.2.10); осуществить возврат полученной субсидии при несоблюдении условий соглашения (пункт 3.2.14)

Пунктом 3.2.5.1 Соглашения 03-28/14-11 установлены последствия непредставления установленных документов, неисполнения обязательств обязательства по эффективному и целевому использованию субсидий (пункт 3.2.12), значения показателей результативности предоставления субсидии (п. 3.2.13) протяжённость построенных сетей газоснабжения (км) и количество газифицируемых населённых пунктов (ед.).

Положениями пункта 4 Соглашения 03-28/14-11 определена ответственность сторон, в частности: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 4.1); в случае нецелевого и неэффективного использования средств, предоставленных в рамках настоящего соглашения, недостоверности сведений, представленных Министерству, за нарушения в реализации инвестиционных проектов, а также неисполнение других обязательств, принятых в соответствии с данным соглашением, администрация несёт ответственность согласно действующего законодательства Российской Федерации (пункт 4.2).

08.07.2015 между Министерством промышленности и энергетики Краснодарского края и Администрацией заключено соглашение о порядке взаимодействия по представлению судбсидий из краевого бюджета в 2015 году, выделяемой на реализацию мероприятий подпрограммы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетического комплекса» №03-28/15-01 (далее - Соглашение №03-28/15-01), предметом которого является осуществление совместных действий по предоставлению и расходованию субсидий из краевого бюджета бюджету Туапсинского городского поселения на финансирование прошедшего отбор инвестиционного проекта «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г. Туапсе» в общей сумме 12355800 руб., в том числе 11120200 руб. за счёт средств краевого бюджета, 1235600 руб. за счёт средств местного бюджета.

В рамках Соглашения №03-28/15-01, Администрация приняла на себя обязательство, в частности: участвовать в работе комиссий по приёмке объекта и вводу его в эксплуатацию в установленные сроки, провести регистрацию права муниципальной собственности на завершённые строительством объекты; обязалась газифицировать один населённый пункт посредством строительства газопровода протяженностью 0,51 км при осуществлении надлежащего технического контроля за ходом строительства (пункт 3.2.9); осуществить возврат полученной субсидии при несоблюдении условий настоящего соглашения (пункт 3.2.14).

Соглашением №03-28/15-01 установлены последствия непредставления установленных документов, неисполнения обязательств (пункт 3.2.5.1), обязательства по эффективному и целевому использованию субсидий (пункт 3.2.12), значения показателей результативности предоставления субсидии (пункт 3.2.13), протяжённость построенных сетей газоснабжения (км) и количество газифицируемых населённых пунктов (ед.).

Положениями пункта 4 Соглашения №03-28/15-01 определена ответственность сторон, в частности: - за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 4.1); в случае нецелевого и неэффективного использования средств, предоставленных в рамках настоящего соглашения, недостоверности сведений, представленных Министерству, за нарушения в реализации инвестиционных проектов, а также неисполнение других обязательств, принятых в соответствии с данным соглашением, администрация Туапсинского газопровода несёт ответственность согласно действующего законодательства Российской Федерации (пункт  4.2).

10.06.2016 между министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и муниципальным образованием Туапсинского городского поселения Туапсинского района оглашение №ГС-2 о предоставлении субсидий из краевого бюджета местному бюджету на софинансирование расходных обязательств органа местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края (далее - Соглашение №ГС-2), предметом которого является предоставление муниципальному образованию Туапсинское городское поседение субсидии из краевого бюджета на оплату денежных обязательств, неисполненных в 2015 году в рамках реализации мероприятия «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе» по Соглашению №3-28/15-01. Сумма субсидии, перечисляемой в бюджет муниципального образования Туапсинское городского поселения, определена в размере 11105817 руб., которая равна сумме неисполненного денежного обязательства по их предоставлению в 2015 году» (с учётом финансирования данных расходных обязательств за счет средств местного бюджета в 2015 году).

Соглашение №ГС-2 установило сроки и порядок предоставления отчётности об использовании субсидии (пункт 2.3.4), обязательства по эффективному и целевому использованию субсидии (пункты 2.3.2, 2.3.3), обязательства по достижению показателей результативности предоставления субсидии (пункт 2.3.5), установленных Соглашением №03-28/15-01.

Положениями пункта 4 Соглашения №ГС-2 определена ответственность сторон: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из соглашения, стороны обязались нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Краснодарского края (пункт 4.1); за достоверность представляемых сведений, за целевое использование субсидии возложено на муниципальное образование Туапсинское городского поселения (пункт 4.2); за несоблюдение муниципальным образованием Туапсинское городского поселения условий предоставления субсидии министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обязалось представить в министерство финансов Краснодарского края информацию об установлении указанных фактов для принятия решения о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) в установленном им порядке (пункт 4.3); за неиспользование или нецелевое использование средств краевого бюджета, предоставленных в рамках настоящего соглашения, муниципальное образование Туапсинское городское поселение обязалось нести ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 4.4); за недостижение муниципальным образованием Туапсинское городское поселение значений показателей результативности предоставления субсидии, а также эффективности ее использования - стороны пришли к согласию, что сумма субсидии подлежит взысканию в краевой бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 4.5).

Средства краевого бюджета в общей сумме 55584444 руб. 68 коп. в рамках реализации мероприятий инвестиционного проекта (объекта) «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г. Туапсе» перечислены: платёжным поручением от 24.04.2015 №224 в сумме 44480460 руб.; платёжным поручением от 20.06.2016 №775337 в сумме 3000000 руб.; платёжным поручением от 21.06.2016 №801211 в сумме 3115703 руб.; платёжным поручением от 22.07.2016 №416474 в сумме 2988092 руб.; платёжным поручением от 01.09.2016 №83906 в сумме 2000189 руб. 68 копеек.

Всего расходование бюджетных средств на оплату строительно-монтажных работ по объекту «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе» Администрацией за период 2014-2016 годы осуществлено на общую сумму 67934700 руб. 68 коп., в том числе 55584444 руб. 68 коп. средств краевого бюджета на «организацию газоснабжения населения».

Для непосредственной реализации мероприятий по выполнению строительно-монтажных работ по объекту «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП4 в г.Туапсе» 26.11.2014 между Администрацией, как заказчиком, и ООО Фирма «Жилстрой», как подрядчик, заключён муниципальный контракт №50 (далее - Контракт №50), цена которого составила 61779170 руб. (с учётом налога на добавленную стоимость), из них: 49423400 руб. в 2014 году (из   средств краевого бюджета 44481060руб., из местного бюджета 4942340 руб.); 12355770 руб. в 2015 году (из средств краевого бюджета 11120193 руб., из средств местного бюджета 1235577 руб.).

Контрактом №50, в частности, определено: цена контракта является твёрдой и определена на весь срок исполнения контракта (пункт 2.2); снижение цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных условиями контракта объёма и иных условий (пункт 2.3); начало работ - с момента подписания контракта, окончание работ - 6,5 месяцев с момента подписания контракта; расчёт за выполненные работы производятся безналичным путём на расчётный счёт подрядчика: авансовый платеж в размере 30% от стоимости контракта с момента фактического начала работ на строительной площадке, с предоставлением счёта на оплату.

Финансирование за выполненные работы по Контракту №50 производится в пределах лимита финансирования на 2014-2015 годы на условиях софинансирования в рамках Муниципальной программы «Газификация г.Туапсе на 2014-2017 годы»: в 2014 году по мере поступления средств из краевого бюджета в местный бюджет за фактически выполненные работы после подписания заказчиком акта о приёмке выполненных работ (форма №КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), счёта (счёта-фактуры), акта приёмки выполненных работ комиссией, предоставленных подрядчиком одновременно, при условии предоставления исполнительной документации по объекту, оформленной в соответствии с законодательством в срок до 25.12.2014 года); окончательный расчёт по мере поступления средств из краевого бюджета в местный бюджет после полного выполнения объемов работ, па основании актов выполненных работ и затрат по форме №КС-2, справки  по форме №КС-3 и акта приёмки законченного строительством объекта, при условии предоставления исполнительной документации по объекту, оформленной в установленном порядке, после подписания заказчиком акта выполненных работ и акта приёмки законченного строительством объекта, представленных подрядчиком одновременно.

ООО Фирма «Жилстрой» по Контракту №50 приняло на себя обязательство выполнить работы в соответствии с описанием закупки (приложение № 1), проектно-сметной документацией, данным контрактом и сроки установленные контрактом (пункт 1.3). Администрация обязана принять надлежаще выполненный и готовый объект, оплатить его в соответствии с условиями контракта (пункт 1.2); качественно выполнить все строительно-монтажные работы по объекту, в пределах твёрдой цены, в объёме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом, приложениями к нему (описанием объекта закупки, проектно-сметной документацией), и сдать объект заказчику в срок, предусмотренный настоящим контрактом; обеспечить производство работ в полном соответствии со сметной документацией и описанием объекта закупки, рабочими чертежами и действующими строительными нормами и правилами; качество выполнения всех работ в соответствии с технической документацией и действующими нормами и техническими условиями; своевременное устранение за свой счёт недостатков и дефектов, выявленных при приёмке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, который определён 60 месяцев с даты подписания акта сдачи-приёмки результатов работ по объекту; представить заказчику всю исполнительную документацию о выполненных работах по объекту в соответствии с утверждёнными формами в установленный заказчиком срок.

Согласно условиям Контракта №50 Администрация обязалась: оформить и передать подрядчику разрешения на производство работ; осуществлять строительный контроль (технический надзор) за выполнением работ на объекте, назначив своего представителя приказом; участвовать в освидетельствовании скрытых работ; осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием установленной контрактом твердой цене, а также качеством материалов и оборудования; обеспечить финансирование работ по объекту в пределах твёрдой цены контракта и фактически выделенных бюджетных ассигнований по объекту на соответствующий финансовый год; провести экспертизу результатов работ, выполненных подрядчиком, и оформить результаты в виде заключения.

Наряду с этим, Контрактом №50 определена возможность внесения изменения в проектную документацию, не меняя при этом параметров объекта, характера и объёмов работ, предусмотренных настоящим контрактом.

Пунктом 13 Контракта №50 предусмотрено: работы, подлежащие закрытию, принимаются заказчиком, при этом готовность принимаемых ответственных конструкций, скрытых работ и систем подтверждается подписанием представителем заказчика и подрядчика актов освидетельствования конструкций и скрытых работ; осуществлять сдачу, приёмку и проверку оборудования, материалов и выполнения работ на объекте; сдачу выполненных работ подрядчиком, приёмку их заказчиком оформлять актом формы №КС-2 (сдаёт подрядчик, принимает представитель заказчика, назначенный приказом и заказчик), справкой формы №КС-3 (подписывает заказчик и подрядчик).

Согласно Контракту №50, выполненные работы подписываются актом приёмки объекта приёмочной комиссией. Работы, предъявленные к выполнению, подтверждать исполнительной документацией и журналом по форме КС-6, который сдаётся заказчику.

Приказом от 06.11.2014 №113 муниципального казённого учреждения Туапсинского городского поселения «Управление капитального строительства» (далее - МКУ «УКС») определено должностное лицо, на которое были возложены обязанности по осуществлению технического надзора за выполнением работ на объекте «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП4 в г.Туапсе». 

Администрацией на основании актов о приёмке выполненных работ формы №КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы №КС-3, счетов на оплату и счетов-фактур за период с 15.12.2014 по 29.08.2016 приняты работы по Контракту №50 на общую сумму 67934700 руб. 68 коп., в том числе: 55584444 руб. 68 коп. средства краевого бюджета предусмотренные на строительно-монтажные работы в рамках соглашений о предоставлении субсидий из краевого бюджета; 6178517 руб. средства местного бюджета на строительно-монтажные работы в части софинансирования; 6171739 руб. средства местного бюджета в части мероприятий по развитию газификации. Акты выполненных работ подписаны и скреплены печатью Администрации, МКУ «УКС» (строительный контроль) и ООО Фирма «Жилстрой» без претензий по объёму, качеству и срокам выполнения работ.

26.01.2015 Администрацией принято решение о приостановке работ по Контракту №50 в связи с просрочкой исполнения своих обязательств министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, которое не исполнило обязательство, по предъявлению Администрацией форм КС-2 и КС-3, проводить оплату выполненных работ (финансирование).

15.12.2014 Администрацией представлен акт выполненных работ от 15.12.2014 №1 на оплату 49423400 руб. из них 44481060 руб. за счёт средств краевого бюджета, 4942340 руб. за счёт средств местного бюджета.

Администрацией произведена оплата по платёжному поручению от 10.12.2014 №123575 в сумме 4942340 руб. (т.2 л.д. 27).

В доказательство даты выполнения министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края обязанности по перечислению субсидий представлены платёжные поручения от 24.05.2015 №224 (т.4 л.д. 25).

30.04.2015 и 08.07.2015 работы на строительстве объекта возобновлены.

31.12.2015 Администрацией и ООО «Фирма «Жилстрой» подписали дополнительное соглашение №5 о продлении работ в рамках Контракта №50: срок исполнения работ с 26.11.2014 по 09.06.2015.

Согласно формам №КС-2 и №КС-3) от 29.08.2016 года работы по строительству объекта выполнены на100 % с просрочкой исполнения обязательств на 201 календарный день.

Объект капитального строительства сдан в эксплуатацию (акт № 1 от 22.11.2019 года), в отношении объекта произведена регистрация права собственности (выписка ЕГРН23:00:0000000:1269-23/013/2019-1 от 29.03.2019 года, документ основания – постановление от 03.09.2019 №978).

01.07.2019 Администрацией заключён договор аренды газопровода высокого давления №383/2019 (далее - Договор 383/2019) с ООО «Туапсегоргаз» (т.3 л.д. 22-28), согласно которому, Администрация передала ООО «Туапсегоргаз» газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе.

Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 270.2 Кодекса основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причинённого Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, является только неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причинённого нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба.

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеют право направлять объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2).

Как следует из материалов дела, Департамент, проведя проверку Администрации по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта - газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе. Результаты проверки зафиксированы в акте от 22.01.2018 (т.1 л.д. 22-65). 

По результатам проверки Департамент пришёл к выводу о том, что Администрацией не исполнены обязательства в рамках Соглашений №03-28/14-11, №03-28/15-01, №ГС-2 и Контракта №50, в связи с чем 19.02.2018 выдало Администрации предписание №17-029 о возмещении ущерба, нанесённого Краснодарскому краю в сумме 55584444 руб. 68 коп., в срок до 31 мая 2018 года.

Доказательства исполнения предписания Департамента от 19.02.2018 №17-029, в материалы дела не представлены.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причинённого Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причинённого Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Согласно пункту 7 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» объектами контроля в финансово-бюджетной сфере являются наряду с прочими главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

От имени казны Российской Федерации по возмещению вреда в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

На основании статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, суд первой инстанций обоснованно пришёл к верному выводу о том, иск Департамента заявлен к надлежащему ответчику - Администрации.

Как следует из материалов дела, объект строительства -  газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе, построен и передан во временное владение и пользование ООО «Туапсегоргаз».

Пунктом 1.2 Договора №3833/2019, определено, что газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе принят ООО «Туапсегоргаз» с целевым назначением - обслуживание газопровода, для надёжного и бесперебойного газоснабжения на срок до 30.06.2044 года.

Доказательства передачи объекта не отвечающего качества и требования безопасности, предъявляемым к таким объектам, в материалы дела не представлены.

Доводы Департамента о том, что Администрацией не приняты меры по осуществлению строительного контроля при возведении объекта, апелляционный суд находит нормативно не обоснованными и документально не подтверждёнными в силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 по делу №А32-21513/2017, согласно которому суд обязал ООО «СК «Жилстрой» передать Администрации исполнительную документацию по Контракту №50, произвести врезки муфтой в газопроводы в соответствии со сметным расчётом, восстановить изоляцию на месте врезки отвода на участке подземного газопровода ПК 18+79,42. Наряду с этим, с ООО «СК «Жилстрой» в пользу Администрации были взыскано пени в сумме 9790496 руб. 62 коп. и  штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту №50 в сумме 926687 руб. 55 копеек.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.11.2017 по делу №А32-21513/2017 было оставлено без изменений постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2018 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2018. 

Доказательства того, что судом первой инстанции указанным доводам Департамента не дана оценка, не подтверждается материалами дела.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что материалами дела подтверждается нарушение срока выполнения работ по строительству объекта - «Газопровод высокого давления от ГРС «Туапсе» к ГГРП 4 в г.Туапсе» допущено в виду несвоевременного перечисления денежных средств из краевого бюджета, координатором, в данном случае министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательными условиями удовлетворения требований о взыскании вреда, причинённого действиями органов государственной власти и их должностных лиц, являются противоправность соответствующих действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями.

В данном случае, судом первой инстанции обосновано сделан вывод об отсутствии причинно-следственная связи между действиями Администрации и Краснодарского края, поскольку  в силу названных обстоятельств, убытки на указанную Департаментом в исковом заявлении отсутствуют.

При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что объект построен, право собственности в отношении него зарегистрировано и объект эксплуатируется, сторонами не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, отсутствует доказательства нецелевого расходовании Администрацией средств краевого бюджета, полученных в качестве субсидий.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что  суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, Департаментом не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2020 по делу №А32-43407/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      С.В. Пименов     

Судьи                                                                                                           О.Ю. Ефимова

                                                                                                             М.В. Соловьева