АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар | Дело № А53-28540/2015 | 14 сентября 2016 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Волкова Я.Е. и Мещерина А.И., при ведении протокола судебного заседания помощником председательствующего Маяцкой К.А., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (судья Соловьева М.В.), от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Феникс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО1 (доверенность от 29.04.2016), от органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации Пешковского сельского поселения Азовского района Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 01.08.2016), комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) – ФИО2 (доверенность от 16.11.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Феникс» на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2016 (судья Пипник Т.Д.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу № А53-28540/2015, установил следующее.
ООО «Феникс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Пешковского сельского поселения Азовского района Ростовской области (далее – администрация), комитету имущественных отношений Азовского района Ростовской области (далее – комитет) со следующими требованиями:
– признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок заявления общества от 16.07.2015 о предоставлении в собственность земельного участка;
– обязать администрацию в течение двух недель со дня вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка площадью 600 га с кадастровым номером 61:01:0600011:112, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его обществу.
Заявление мотивировано тем, что бездействие в предоставлении в собственность обществу за плату участка с кадастровым номером 61:01:0600011:112 не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), нормам Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ). Бездействие уполномоченного органа нарушает также права общества в сфере предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что по договору от 11.07.2008 № 12/14 обществу передан в аренду земельный участок площадью 600 га с кадастровым номером 61:01:0600011:112, расположенный по адресу: в 2200 м по направлению на север от ориентира с. Кугей (Кугейская падь). Участок предоставлен для сельскохозяйственного использования (пастбище), срок аренды установлен с 11.07.2008 по 11.07.2057. Общество обратилось в администрацию с заявлением от 11.07.2015 № 12 о приобретении земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600011:112 в собственность за плату на основании статьи 10 Закона № 101-ФЗ. Не получив ответа на заявление, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями. Судебные инстанции установили, что в приложенном обществом заявлению о выкупе земельного участка кадастровом паспорте от 07.07.2015 указано на пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600011:112 с границами ряда других земельных участков. В письме от 14.08.2015 № 864 администрация предложила обществу явиться для разъяснения процедуры предоставления участка. Письмо получено 18.08.2015, что подтверждается отметкой о вручении ФИО3 Вместе с тем, указанное письмо не содержит вывода по существу заявления (решение по существу вопроса о выкупе участка не принято), что свидетельствует о бездействии со стороны администрации. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрация направила обществу письмо от 11.02.2016 № 153 с указанием на необходимость исправления кадастровых ошибок как основание к отказу в выкупе земельного участка. При проверке доводов заявителя о незаконности бездействия уполномоченного органа судебные инстанции руководствовались положениями Земельного кодекса и нормами Закона № 101-ФЗ. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600011:112 передан в аренду обществу по договору от 11.07.2008 № 12/14 как пастбище, однако используется им для выращивания подсолнечника и озимой пшеницы. Площадь участка 300 га засеяна озимой пшеницей, на оставшейся площади видны пожнивные остатки подсолнечника (акт обследования участка от 10.02.2016). Изменения в договор аренды участка не внесены, процедура отнесения земельного участка к категории пашни (из пастбищ) не завершена. Сведения о выращиваемой сельскохозяйственной продукции и об урожайности ежегодно в администрацию не предоставлялись. Поэтому судебные инстанции пришли к выводу, что обществом не соблюдены установленные подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и статьей 10 Закона № 101-ФЗ условия предоставления земельного участка в части надлежащего его использования. Обществом также допускалась просрочка во внесении арендных платежей. Доказательства, опровергающие обстоятельства ненадлежащего использования испрашиваемого заявителем в собственность участка, обществом суду не представлены. Поэтому бездействие администрации и комитета в предоставлении обществу спорного земельного участка не может быть признано незаконным (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – Кодекс), что влечет отказ в удовлетворении требований.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба (дополнения к ней) мотивирована следующим. Указывая на недопустимость выкупа земельного участка обществом как арендатором, суды сослались на наличие у администрации непреодолимого препятствия к принятию решения о выкупе, так как этим затрагиваются права смежных землепользователей. Судебными инстанциями не дана оценка доводам заявителя о том, что пересечение границ заявленного к выкупу земельного участка границами ряда земельный участков (представляют собой линию электропередач) не препятствуют его выкупу в силу прямого указания закона. В дело представлен кадастровый паспорт от 01.02.2016 № 99/2016/1948376, в котором отсутствуют сведения о пересечениях испрашиваемого в собственность участка с другими земельными участками. Но указано на ограничение прав на земельный участок, предусмотренное статьями 56. 56.1 Земельного кодекса. Аналогичная информация об ограничениях содержится также в кадастровом паспорте от 24.02.2016. Расположение на земельном участке линии электропередачи не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Права смежных землепользователей не могут быть нарушены выкупом данного участка в связи с отсутствием таковых. Суд необоснованно указал на пересечение границ спорного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600011:139. Вывод суда о том, что указанные обстоятельства являются основанием для отказа обществу в выкупе участка, противоречат нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике. В соответствии с данными государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) испрашиваемый участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому сельскохозяйственное использование включает в себя растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства. Согласно паспорту муниципального образования «Пешковское сельское поселение» Азовского муниципального района на 2015 год основным видом деятельности общества является растениеводство. Таким образом, по смыслу норм федерального законодательства для получения права на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общество (арендатор) должно использовать такой участок для сельскохозяйственного производства и не допускать деградации, загрязнения, захламления земель, отравления, порчи, уничтожения плодородного слоя почвы и иного негативного (вредного) воздействия в процессе хозяйственной деятельности. Вопрос об изменении одного вида сельскохозяйственных угодий на другой решается посредством уточнения полномочий органов власти по определению использования сельскохозяйственных угодий как земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. На территории Азовского района не установлен порядок изменения одного вида сельскохозяйственных угодий на другой. На территории Ростовской области такой порядок установлен постановлением Администрации Семикаракорского района от 01.06.2010 № 861, которым утвержден Порядок изменения вида сельскохозяйственных угодий на территории района. Испрашиваемый участок первоначально предоставлен обществу на основании постановления Главы Азовского района Ростовской области от 29.12.2001 № 1286 из земель запаса. Во исполнение указанного постановления заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 14.02.2002 № 12. Согласно пункту 2.4. договора в аренду переданы нарушенные земли, требующие рекультивации. Во исполнение условий договора от 14.02.2002 № 12 общество обратилось в администрацию за разрешением на проведение работ по рекультивации и обустройству земельного участка. Приказом управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Азовского района от 01.08.2003 № 10 создана комиссия для дачи заключения о необходимости проведения рекультивационных и иных видов работ на участке площадью 600 га, предоставленных в аренду обществу. Актом от 27.08.2003 комиссия установила, что для перевода земельных участков из категории пастбищ в категорию пашни необходимо разработать систему земледелия и провести комплекс агротехнических рекультивационных мероприятий, которые общество провело в 2003 году. Начальником управления сельского хозяйства и руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Азовскому району согласовано заключение о трансформации земель участков пастбищ в пашню. Однако процедура перевода не завершена. Поскольку фактическая процедура перевода соответствует порядку, закрепленному в постановлении администрации Семикаракорского района от 01.06.2010 № 861, следует применять аналогию закона. Основания для отказа в изменении вида сельскохозяйственных угодий отсутствуют. Администрации известно, что общество с 2003 года использует земельный участок как пашню. Вместе с тем, участок вновь (по результатам публичных процедур) был передан в аренду обществу по договору от 11.07.2008 №12/14 сроком на 49 лет. Указание в пункте 1.1 договора (пастбище) при реальном использовании земли в качестве пашни не может свидетельствовать о ненадлежащем использовании земельного участка. Из всех видов сельскохозяйственных угодий самым пригодным и эффективным является пашня. Проведенные обществом работы по рекультивации улучшили качество земли, что свидетельствует об отсутствии признаков ненадлежащего использования, установленных земельным законодательством. На протяжении восьми лет администрация не воспользовалась своим правом, закрепленным в пункте 4.1.1, на расторжение с обществом договора по данному основанию. Судом не указано, какими доказательствами заявитель должен был доказать надлежащее использование земельного участка. Обязанность сельхозпроизводителя предоставлять в администрацию сведения о выращиваемой сельскохозяйственной продукции и об урожайности законом не установлена. Не содержит закон и перечня документов, прилагаемых к заявлению о выкупе, и которые подтверждают добросовестность арендатора.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель администрации (также представляющий интересы комитета) возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие судебных выводов нормам действующего законодательства и представленным в дело документам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы (дополнения), выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола о результатах аукциона от 11.07.2008 № 68 и распоряжения от 11.07.2008 комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 11.07.2008 № 12/14 аренды земельного участка площадью 600 га (пастбище) с кадастровым номером 61:01:0600011:112, расположенного по адресу: в 2200 м по направлению на север от ориентира с. Кугей (Кугейская падь). Участок передан по акту для использования в целях ведения сельскохозяйственного производства (пункт 1.1). Срок аренды установлен с 11.07.2008 по 11.07.2057 (пункт 2.1). Договор зарегистрирован в установленном порядке (т. 1, л. д. 23 – 30).
По сведениям ГКН (кадастровый паспорт от 07.07.2015 № 61/001/15-649480) участок с кадастровым номером 61:01:0600011:112 поставлен на учет 14.09.2004, имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, сведения о правах отсутствуют. Граница земельного участка пересекает границы других участков (т. 1, л. д. 31 – 33).
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 11.07.2015 № 12 о приобретении земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600011:112 в собственность за плату на основании статьи 10 Закона № 101-ФЗ. К заявлению приложены документы, в том числе кадастровый паспорт от 07.07.2015 № 61/001/15-649480. Заявление получено администрацией 16.07.2015, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции на заявлении (т. 1, л. д. 22).
Не получив ответа на заявление, и полагая, что бездействие уполномоченного органа, выразившееся в непредоставлении земельного участка в собственность за плату, противоречит положениям Закона № 101-Фз, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом № 101-ФЗ.
В части 1 статьи 1 Закона № 101-ФЗ закреплено, что отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются данным Законом.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 10 Закона № 101-ФЗ, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам на торгах (конкурсах, аукционах).
В пункте 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения общества с заявлением в администрацию) закреплено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, закреплен в статье 39.17 Земельного кодекса. Сведения, которые должны содержаться в соответствующем заявлении заинтересованного (физического, юридического) лица, отражены в пункте 1 названной статьи. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 – 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если такие документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 2). В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3). В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса. По результатам указанных рассмотрения и проверки уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи земельного участка (аренды или безвозмездного пользования) в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя (подпункт 4); заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (подпункт 5); подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предоставлении участка для ведения огородничества или садоводства (подпункт 6).
Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 № 36258). Применительно к подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса в названном приказе указано, что заявителем представляются документы, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с Законом № 101-ФЗ. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (кадастровая выписка об испрашиваемом участке), выписка о правах на приобретаемый земельный участок, а также выписка о юридическом лице, являющемся заявителем, запрашиваются уполномоченным органом, посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, приведены в статье 39.16 Земельного кодекса. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если границы участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Таким образом, юридическим лицом, обратившимся в уполномоченный орган за выкупом земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса, должны быть представлены документы, подтверждающие использование им земельного участка в соответствии с Законом № 101-ФЗ. Иные документы заявитель предоставлять не обязан, но уполномоченный орган обязан принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, если его границы подлежат уточнению.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что в кадастровом паспорте от 07.07.2015, представленном обществом в администрацию вместе с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600011:112, содержится указание на пересечение его границ с границами 18 земельных участков. При рассмотрении дела в суде первой инстанции уполномоченный орган направил обществу письмо от 11.02.2016 № 153, в котором указал на необходимость исправления кадастровых ошибок как основание к отказу в выкупе испрашиваемого в собственность земельного участка (т. 2, л. <...>).
С учетом указанных обстоятельств, решение администрации об отказе в приватизации спорного земельного участка (письмо от 11.02.2016 № 153) основано на законе (пункт 24 статьи 39.16 Земельного кодекса). Последующие действия общества по уточнению содержащихся в ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 61:01:0600011:112 (исключение из ГКН сведений о пересечении границ в 2016 году) не свидетельствуют о незаконности решения уполномоченного органа. Устранение данного нарушения позволяет заинтересованному лицу повторное обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка.
Согласно статье 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 Земельного кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), – в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, учету подлежит не только правовой режим земельных участков как объектов недвижимого имущества, но и особо охраняемые законом свойства земель сельскохозяйственного назначения как основы жизни и деятельности человека, важнейшего природного ресурса, используемого в качестве средства производства в сельском хозяйстве, а также их целевое назначение.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, что общество не представило в администрацию документы, подтверждающие использование испрашиваемого земельного участка в соответствии с Законом № 101-ФЗ. Земельный участок передан в аренду обществу по договору от 11.07.2008 № 12/14 как пастбище, однако используется им для выращивания подсолнечника и озимой пшеницы. Площадь участка 300 га засеяна озимой пшеницей, на оставшейся площади видны пожнивные остатки подсолнечника, что подтверждается актом обследования участка от 10.02.2016 и обществом не оспаривается. Изменения в договор аренды земельного участка сторонами не вносились, правовых оснований для использования земельного участка, предоставленного обществу в аренду под пастбища, для посева (использования под пашни), не имеется.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций признали недоказанными обществом обстоятельства ненадлежащего использования испрашиваемого в собственность земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600011:112. Поэтому судебные инстанции отказали обществу в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Кодекса).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы общества о том, что отказ администрации в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не соответствует нормам Земельного кодекса и Закона № 101-ФЗ (имеющиеся в деле документы не свидетельствуют о ненадлежащем использовании участка), проверялся судебными инстанциями при разрешении спора. Оценив представленные в дело доказательства использования испрашиваемого в собственность земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций признали указанный довод заявителя несостоятельным.
С учетом норм части 2 статьи 287 Кодекса, у кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств, исследованных при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций.
Иные доводы, приведенные обществом в кассационной жалобе, не влияют на законность и обоснованность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 28.06.2016 № 10).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.04.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 по делу № А53-28540/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий В.Е. Епифанов
Судьи Я.Е. Волков
А.И. Мещерин