ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-8057/20 от 03.07.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-47342/2019

09 июля 2020 года                                                                              15АП-8057/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.

судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
ФИО1,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Скляр Дмитрия Андреевича

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 27.02.2020 по делу № А32-47342/2019

по заявлению Администрации муниципального образования город Новороссийск

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО2

(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования город Новороссийск (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) (далее - ответчик, получатель субсидии) о взыскании субсидии в размере 500 000 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу администрации муниципального образования город Новороссийск взысканы денежные средства в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, полученные в виде субсидии.

Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель ФИО2 подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что полученные денежные средства израсходованы предпринимателем в соответствии с их целевым назначением - на возмещение понесенных в ходе реализации проекта - «Услуги по перевозке» людей» для возмещения затрат на приобретение транспортного средства – автобус марки 2227 WO. Предприниматель полагает, что цель, на которую субсидия предоставлена, достигнута, субсидия для возмещения части затрат субъекта предпринимательства была направлена по целевому назначению. Обстоятельства, подтверждающие нецелевое использование субсидии. а также выдачи субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, отсутствуют.

В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования город Новороссийск возражала на доводы апелляционной жалобы, указала на правомерность вынесенного судом первой инстанции решения, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание явку не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы, выполненного в форме электронного документа, на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации муниципальной программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Новороссийск на 2014 - 2017 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.03.2014 № 1798, принято постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 08.12.2016 № 10294 «О предоставлении денежных средств в форме субсидий индивидуальному предпринимателю ФИО2»,  заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождение нематериальных активов, приобретение прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии № 13 от 14.12.2016 между администраций муниципального образования город Новороссийск и ИП ФИО2 (далее - Договор).

Согласно условиям указанного Договора администрация муниципального образования г. Новороссийск безвозмездно предоставляет бюджетные средства в форме субсидий для возмещения части затрат ИП ФИО2, понесенных в ходе реализации проекта - «Услуги по перевозке людей», для возмещения затрат на приобретение транспортного средства - автобус марки 2227 WO.

Согласно п. 2.2 Договора субсидия предоставляется в сумме 500 000 рублей за счёт средств федерального бюджета.

Платежным поручением от 29.12.2016 № 293475 администрация перечислила ИП ФИО2 субсидию для возмещения затрат малого предпринимательства согласно договору № 13 от 14.12.2016 в размере 500 000 рублей.

Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было; данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается и под сомнение не ставится.

Проведенной отделом по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск проверкой по вопросу правомерности предоставления субсидии на погашение части затрат
ИП ФИО2 выявлены нарушения условий предоставления субсидии, а также установлен факт не предоставления ответчиком документов к отчёту о достижении плановых показателей.

При указанных обстоятельствах предпринимателю администрацией направлено письменное уведомление о возврате средств в бюджет от 06.07.2017
№ 2-05-170/17 в размере 500 000 рублей; указанным уведомлением до сведения получателя субсидии доводилось о выявленном факте нарушения условия предоставления субсидии.

Названное уведомление оставлено предпринимателем без исполнения; сумма субсидии в размере 500 000 рублей в бюджет муниципального образования не возвращена.

Названные обстоятельства явились основанием для обращения администрации в суд с настоящим заявлением, в соответствии с которым администрация просит взыскать с ИП ФИО2 субсидию в размере 500 000 руб., полученную по договору № 13 от 14.12.2016.

Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

Согласно статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно.

Однако, данное требование не действует и не применяется в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

Предоставление субсидии оформляется договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

Как установлено судом и явствует из материалов дела, 14.12.2016 между администраций муниципального образования город Новороссийск и
ИП ФИО2 заключен договор № 13 о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождение нематериальных активов, приобретение прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии (договор субсидирования).

Согласно условиям указанного Договора администрация муниципального образования г. Новороссийск безвозмездно предоставляет бюджетные средства в форме субсидий для возмещения части затрат ИП ФИО2, понесенных в ходе реализации проекта - «Услуги по перевозке людей»; предметом субсидирования для целей реализации проекта - «Услуги по перевозке людей» является автобус марки 2227 WO в количестве 1 единицы, общей стоимостью 800 000 рублей (п. 2.1 Договора).

Согласно п.2.2 Договора субсидия предоставляется в сумме 500 000 рублей за счет средств федерального бюджета.

Денежные средства в соответствии с Договором перечислены ИП ФИО2 в полном объеме, что подтверждается платежным поручением №293475 от 29.12.2016, в размере 500 000 рублей.

Согласно представленному ИП ФИО2 бизнес-плана услуги по перевозке людей проекта субъекта малого предпринимательства, вид деятельности, заявленный по ОКВЭД 49.39 - деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки; потенциальными потребителями услуг являются предприятия и организации, перевозящие своих сотрудников по работе и различного рода мероприятиям; планируется размещение рекламы в средствах массовой информации (газета, радио, телевидение, реклама в лифтах), основной упор делается на интернет; основными показателями плана является количество людей, перевозимых на приобретенном автобусе за определенный промежуток времени; если рассматривать работу по заказу, то в данном случае планируется выполнять как минимум один рейс по перевозке людей ежедневно.

Из раздела 2 указанного бизнес-плана следовало: «Суть проекта заключается в приобретении автобума на 18 мест и организации перевозки людей по заказу. В настоящее время приобретен автобус ... оформляются необходимые документы для организации перевозки людей».

Вместе с тем, в ходе проведения проверки исполнения хозяйствующими субъектами действующего налогового и иного законодательства Отделом экономической безопасности и противодействия коррупции Управления МВД России по городу Новороссийску установлено, что 10.12.2016 между
гр. ФИО2 и гр. ФИО3 заключен договор аренды автомобиля - автобус марки 2227 WO для осуществления регулярных пассажирских перевозок на территории г. Новороссийска по маршруту № 22; срок действия договора составил один год с 10.12.2016; аренда транспортных средств по классификатору ОКВЭД относится к коду 71, что не подпадает под условия п. 1.76 Порядка субсидирования, утвержденного постановлением главы администрации МО
г. Новороссийск от 17.10.2016 № 8586; письмом от 17.08.2017 № 48/4-4578сэд Управление МВД России по городу Новороссийску уведомило администрацию о необходимости принятия мер реагирования по возврату денежных средств в бюджет.

В материалы дела представлена копия договора аренды автомобиля от 10.12.2016, заключенного между арендодателем гр. ФИО2 и арендатором
гр. ФИО3, в силу которого арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование автомобиль марки 2227 WO, 2014 года выпуска, государственный номер <***>, VIN <***>, а арендатор обязуется выплачивать арендодателю арендную плату и по окончании срока аренды возвратить ему автомобиль; договор заключается на один год со дня передачи имущества арендатору; если срок договора не истек и ни одна из сторон не изъявила желания его прекратить, договор считается автоматически продлен на тот же срок на прежних условиях.

Факт заключения указанного договора с гр. ФИО3, факт передачи рассматриваемого транспортного средства указанному лицу в сроки, установленные в договоре, ответчиком признается и не оспаривается; доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.

Доказательств, свидетельствующих об оспаривании указанной сделки, признании её недействительной, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.

Апелляционной коллегией не принимается довод предпринимателя о том, что цель, на которую субсидия предоставлена, достигнута, субсидия для возмещения части затрат субъекта предпринимательства была направлена по целевому назначению, ссылка  суда  первой инстанции на  положения  ОКВЭД несостоятельна.  

На момент заключения Договора № 13 от 14.12.2016 с администрацией муниципального образования город Новороссийск на момент получения субсидии в сумме 500 000 руб. на основании платежного поручения от 29.12.2016,
ИП ФИО2 не использовал приобретенное транспортное средство автомобиль марки 2227 WO для осуществления вида деятельности, заявленного по ОКВЭД 49.39 - деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки, указанного в бизнес-плане.

Пунктом 1.6 Приложения № 6 Порядка субсидирования из бюджета муниципального образования город Новороссийск части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождения нематериальных активов, приобретения прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.10.2016 № 8586, установлены случаи предоставления субсидии субъектам малого предпринимательства.

Согласно п. 1.6.1. Приложения № 6 Порядка субсидирования из бюджета муниципального образования город Новороссийск части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождения нематериальных активов, приобретения прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.10.2016 № 8586, субсидии субъектам малого предпринимательства предоставляются в размере 70 процентов от фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, но не более 500 тысяч рублей, в случаях: приобретения основных средств (за исключением приобретения легковых автомобилей, не являющихся специализированным и специальным автотранспортом, земельных участков и объектов недвижимости), год выпуска (изготовления) которых составляет не ранее двух лет до начала года, в котором заключен договор купли-продажи, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в Бизнес-плане проекта, и оплаченных путем безналичного расчета.

Согласно п. 1.7.6. Приложения № 6 Порядка субсидирования из бюджета муниципального образования город Новороссийск части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождения нематериальных активов, приобретения прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.10.2016 № 8586, субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), за исключением видов деятельности, включенных в разделы G (за исключением кодов классификатора видов экономической деятельности 45.2, 45.20, 45.20.1, 45.20.2, 45.40.5), К, L, М (за исключением кодов 71 и 75), N, О, S (за исключением кодов 95 и 96), Т, U Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Вместе с тем, из материалов дела следует,  что фактически на момент заключения Договора субсидирования № 13 от 14.12.2016, вышеуказанное транспортное средство использовалось иным лицом - гр. ФИО3 по договору аренды автомобиля от 10.12.2016.

Суд первой инстанции  указал, что согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, аренда и лизинг автотранспортных средств относится к коду 77.1 и находится в разделе «N», что, согласно положениям п. 1.7.6. Приложения № 6 Порядка субсидирования, исключает возможность предоставления субсидии субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в указанной сфере, что свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления субсидии, исходя из существа и содержания п. 1.6 указанного Порядка.

Согласно п. 3.13. Приложения № 6 Порядка субсидирования из бюджета муниципального образования город Новороссийск части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов, создания, приобретения и сопровождения нематериальных активов, приобретения прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.10.2016 № 8586 субъект малого предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и по окончании следующего финансового года представляет Уполномоченному органу не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, отчет о достижении плановых показателей по форме, утвержденной Уполномоченным органом в соответствии с настоящим Порядком.

Согласно приложению № 5 к Порядку предоставления субсидий субъектам малого предпринимательства в целях возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности, утвержденный Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.10.2016 № 8586 утверждена форма отчета о достижении плановых показателей по форме, с соответствующим приложением.

Согласно акту проверки отдела по взаимодействию с малым и средним бизнесом администрации муниципального образования город Новороссийск от 01.09.2017 выявлены факты неисполнения ИП ФИО2 условий предоставления субсидии, установленных Порядком и Договором субсидирования, выраженных в получении субсидии лицом, осуществляющим деятельность, относящейся к коду 77.1 ОКВЭД, находящемуся в разделе «N», выраженных в не предоставлении к отчету о достижении плановых показателей - отчетной документации, подтверждающей получение выручки в 2016 году.

Согласно приложению № 6 п. 3.7 Порядка и п. 5.7.2 Договора субсидирования в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления субъекта малого предпринимательства подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем условий предоставления субсидии для возмещения части затрат на приобретение автобуса, понесенных в ходе реализации проекта «услуги по перевозке людей»; фактически в результате полученной субсидии была возмещена часть затрат на приобретение автобуса, который не был использован предпринимателем в целях реализации проекта «услуги по перевозке людей», заявленного предпринимателем в бизнес-плане при получении субсидии; на дату получения предпринимателем субсидии в нарушение условий предоставления субсидии вышеуказанный автобус на основании соответствующего договора был передан в аренду иному лицу (код ОКВЭД 77.1, раздел «N»); выявленные обстоятельства не соответствуют п. 1.7.6. Приложения № 6 Порядка субсидирования; указанное само по себе свидетельствует о наличии оснований для возврата полученной субсидии в размере 500 000 руб. и свидетельствует о нарушении условий и порядка предоставления субсидии.

Суд первой  инстанции пришел  к выводу, что администрацией правомерно и обоснованно было направлено письменное уведомление о возврате средств в бюджет от 06.07.2017 № 2-05-170/17 в размере 500 000 рублей; указанным уведомлением до сведения получателя субсидии доводилось о выявленном факте нарушения условия предоставления субсидии; доказательств, свидетельствующих об оспаривании указанного уведомления, о признании его недействительным в установленном законом порядке, равно как и доказательств, исключающих наличие обстоятельств, поименованных в указанном уведомлении, в материалах дела не имеется, и суду представлено не было.

Названное уведомление оставлено предпринимателем без исполнения; сумма субсидии в размере 500 000 рублей в бюджет не возвращена.

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В обоснование заявленных требований администрацией в материалы дела представлено платежное поручение от 29.12.2016 № 293475, подтверждающее факт перечисления денежных средств получателю субсидии, а также копия уведомления от 06.07.2017 № 2-05-170/17 получателю субсидии, с требованием вернуть полученную субсидию в размере 500 000 рублей в муниципальный бюджет; факт получения субсидии в указанном размере ответчиком не оспаривался, под сомнение не ставился, документально опровергнут не был.

Суд первой инстанции обосновано  отклонил доводы предпринимателя о том, что полученная субсидия была израсходована им в соответствии с целевым назначением - для возмещения части затрат для приобретения транспортного средства-автобуса; отсутствие  отчета о достижении плановых показателей получателя субсидии за период с 31.12.2016 по 31.12.2017, не соответствуют действительности и опровергаются содержанием письма администрации № 9651.1П/19/10754 от 25.11.2019.

Судом  первой  инстанции установлено, что в соответствии с указанным письмом № 9651.1П/19/10754 от 25.11.2019 администрация в ответ на обращение ФИО2 по вопросу предоставления копий отчетов направляет копии отчетов о достижении плановых показателей получателя субсидии из местного бюджета на возмещение части затрат на ранней стадии деятельности - приложение к письму на 32 листах.

Указанные копии отчетов о достижении плановых показателей получателя субсидии из местного бюджета на возмещение части затрат на ранней стадии деятельности в материалы дела ответчиком не представлены.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что содержание письма не позволяет сделать однозначный вывод о том, что ответчиком своевременно представлялся отчет о достижении плановых показателей получателя субсидии за период с 31.12.2016 по 31.12.2017 применительно к названному договору субсидирования,  основанием для возращения в бюджет суммы перечисленной предпринимателю субсидии является не непредставление предпринимателем соответствующей отчетности, а несоблюдение условий и порядка предоставления субсидии.

Применительно к доводам о расходовании полученной субсидии в соответствии с целевым назначением суд  первой  инстанции правомерно исходил из того, что указанный факт администрацией под сомнение не ставился, основанием для взыскания суммы субсидии является нарушение условий и порядка предоставления субсидии.

 У суда  апелляционной  инстанции отсутствуют основания  для  переоценки выводов  суда первой инстанции.   

Суд первой  инстанции правомерно удовлетворил требования о возврате суммы субсидии в размере 500 000 руб. в полном объёме.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 по делу
№ А32-47342/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               О.Ю. Ефимова

                                                                                                               С.В. Пименов