ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-56446/2020
13 августа 2021 года 15АП-8294/2021
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии от ИП ФИО1: представитель ФИО2, по доверенности от 01.07.2021, паспорт; ФИО1, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.03.2021 по делу № А32-56446/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Головань Романа Валентиновича
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края
при участии третьих лиц: ФИО3; ФИО4; администрации Троицкого сельского поселения Крымского района
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее – Министерство):
- о признании незаконным отказа Министерства транспорта и
дорожного хозяйства Краснодарского края от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11 в выдаче повторного согласия на присоединения объекта дорожного сервиса (придорожный рынок на 40 торговых мест, площадью 178,8 кв.м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1319 по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская-Славянск-на-Кубани-Крымск» 103 км + 500 м к автомобильной дороге II технической категории г. Славянск-на-Кубани - г. Крымск на участке км 7+824 справа;
- об обязании Министерство транспорта и дорожного хозяйства
Краснодарского края повторно выдать индивидуальному предпринимателю ФИО1 согласие, содержащее технические условия, на присоединение объекта придорожного сервиса (придорожный рынок на 40 торговых мест, торговые павильоны площадью 178,8 кв.м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1319, вид разрешенного использования: под строениями придорожного рынка по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская-Славянск-на-Кубани-Крымск» 103 км + 500 м, к автомобильной дороге II технической категории г. Славянск-на-Кубани - г. Крымск на участке справа (требования, уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обжалуемый судебный акт принят без учета норм законодательства, регламентирующих основания и порядок присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования. Учитывая предмет доказывания по данной категории дел, суду надлежало
установить, какому конкретно правовому акту не соответствует оспариваемый отказ Министерства. Описательная часть судебного акта не содержит ссылок на какой-либо правовой акт, который, по мнению суда, нарушен Министерством. В оспариваемом отказе Министерством не приведено незаконных ссылок на закон (иной правовой акт), в связи с чем одно из обязательных условий в виде несоответствия оспариваемого правового акта закону или иному нормативному правовому акту отсутствует, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований. Суд первой инстанции ошибочно применил к рассматриваемым правоотношениям ГОСТ, регулирующий примыкания к автомобильным дорогам.
В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему ИП ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 указал на законность и обоснованность оспариваемого акта. Иные участвующие в деле лица в судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ИП ФИО1, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края с заявлением от 05.11.2020 о согласовании присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края. Адрес размещениям относительно километража автомобильной дороги «Тимашевск-Славянск-на-Кубани-Крымск 103 км + 500 м.
Министерство рассмотрело вышеуказанное заявление, в согласовании
присоединения отказано, так как участок автомобильной дороги II технической категории г. Славянск-на-Кубани – г. Крымск согласно утвержденному в установленном порядке проекту организации дорожного движения не обозначен дорожными знаками 5.23.1 и 5.23.2. Министерством указано, что примыкание к объекту дорожного сервиса (придорожный рынок) на участке км 7+824 справа предполагается выполнить рядом с другим объектом дорожного сервиса (АЗС «Роснефть») на участке км 7+072 слева, расстояние до которого составляет 752 м. Отказ оформлен письмом от 19.11.2020 № 60.09.01-592/20-11.
Не согласившись с отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), действие которого распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В силу положений части 1 статьи 20 Федерального закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (часть 5.1 статьи 20 Федерального закона № 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке
территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
На основании ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 257-ФЗ объекты дорожного
сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных
средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 11 Порядка установления и использования придорожных полос выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и следующих условий: 1) расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего: мостового перехода не должно быть менее 1000 метров; железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров;
существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее: 600 метров - на автомобильных дорогах второй и третьей категории; 100 метров - на автомобильных дорогах четвертой категории; 50 метров - на автомобильных дорогах пятой категории; 2) выбор места размещения объектов должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40 промилле; 3) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги. Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости приведены в приложении к настоящему Порядку; 4) при соблюдении условий доступа на
автомобильную дорогу федерального значения через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления)
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст утвержден ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", распространяющийся на существующие и проектируемые автомобильные дороги общего пользования и устанавливающий их техническую классификацию.
Пунктом 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 установлено, что к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога", доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 метров.
Судом первой инстанции установлено, что предприниматель является собственником земельного участка площадью 1400 кв.м, кадастровый номер 23:15:0504001:1319, вид разрешенного использования: под строениями придорожного рынка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с/п Троицкое, вдоль автодороги «Тимашевская-Славянски-на-Кубани-Крымск» 103 км+500м, а также объектов придорожного рынка с кадастровыми номерами 23:15:0504001:1105, 23:15:0504001:1106, 23:15:0504001:1107, 23:15:0504001:1108 и 23:15:0504001:1109.
Кроме того, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 39761 кв.м, кадастровый номер 23:15:0504001:11374, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Крымский район, в границах колхоза «Память Ильича» (сек 6, ч.конт.53; ч.конт.57). Данный земельный участок расположен вокруг придорожного рынка.
ФИО4 и ФИО3 принадлежат земельные участки, на которых
расположены здание закусочной и торговый павильон. Указанные объекты находятся рядом с придорожным рынком заявителя и также примыкают к автодороге «Тимашевская-Славянск-на-Кубани-Крымск» 103 км+500м на участке справа.
Обращаясь с заявлением в суд, предприниматель указал, что в связи проводимой реконструкцией автодороги общего пользования и находящейся в собственности Краснодарского края 08.07.2014 собственники объектов придорожного сервиса ФИО1, ФИО4 и ФИО3 обратились в департамент автомобильных дорог Краснодарского края с совместным заявлением по вопросу оформления документов на примыкание принадлежащих им объектов торговли и питания к автодороге «Тимашевская-Славянск-на-Кубани-Крымск» 103 км+500м (на участках справа).
Согласно договору № 21П-14 от 25.06.2014, заключенному между ООО «Проектно-изыскательская контора «Максимум-Дорпроект» и предпринимателем, разработана схема организации дорожного движения в рамках проекта «Обустройство подъездных путей от автомобильной дороги II технической категории г.Славянск-на-Кубани - г.Крымск на участке км 7+730 - км 7+887 (справа) к объектам торговли». 22.07.2014 департамент автомобильных дорог Краснодарского края дал согласие на устройство съездов с автомобильной дороги г.Славянск-на-Кубани-г.Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа для обеспечения подъезда к объектам придорожного сервиса (торговый павильон, рынок, закусочная), а также выдал технические условия № 80.06.-
25/14-0307 на проектирование съездов с автомобильной дороги II технической категории г.Славянск-на-Кубани-г.Крымск на участках км 7+730 и км 7+887 справа.
08.07.2014 между департаментом автомобильных дорог Краснодарского края
(«Владельцем дороги») и ФИО1, ФИО3, ФИО4 («Владельцами объектов») заключен договор № 24/2014 оказания услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящейся в государственной собственности Краснодарского края.
Предприниматель указывает, что им проведены необходимые работы по
асфальтированию полотна, прилегающего к проезжей части автомобильной дороги. Около придорожного рынка обустроены места для остановки и стоянки автомобилей. По требованию специалистов департамента автомобильных дорог Краснодарского края часть строений придорожного рынка заявителем была снесена для организации достаточного расстояния от проезжей части до торговых павильонов, то есть безопасного подъезда с автодороги к объектам придорожного сервиса. Выполнены необходимые мероприятия по обустройству примыкания, обеспечивающего безопасность дорожного движения. Однако, работники НАО «Славянское ДРСУ» приступили к установке барьерного ограждения на
автомобильной дороге г.Славянск-на-Кубани - г.Крымск 103 км+500м на участке справа, прилегающем к придорожному рынку, сообщив заявителю, что съезд с автодороги к объектам придорожного сервиса на данном участке будет перекрыт металлическими ограждениями.
Для разъяснения сложившейся ситуации заявитель обратился в министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, где ему сообщили, что договор № 24/2014 от 08.07.2014 оказания услуг по присоединению объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, ранее заключенный с департаментом автомобильных дорог Краснодарского края, является действующим, однако истек срок действия выданных технических условий № 80.06.-25/14-0307 от 22.07.2014 на присоединение объектов придорожного сервиса к автомобильной дороге г.Славянск-на-Кубани - г.Крымск на участках км 7+730 и 7+887 справа, а проектная документация на примыкание до конца не оформлена, в связи с чем заявителю необходимо обратиться за выдачей новых
технических условий, а также изготовить актуальную топосъемку, чтобы надлежащим образом завершить оформление всех необходимых документов на присоединение объектов придорожного сервиса к автодороге г.Славянск-на-Кубани - г.Крымск.
Судом первой инстанции установлено и представителями лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что автомобильная дорога г.Славянск-на-Кубани - г.Крымск относится к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
При этом, по своим параметрам, определяемым положениями требований ГОСТ Р 52398-2005, спорная автомобильная дорога относится ко второй категории, что означает возможность размещения примыканий не чаще чем через 600 метров. Данные обстоятельства представителями сторон также не отрицались.
Так же не отрицался тот факт, что предполагаемое место строительства
примыкания находится на расстоянии менее 600 метров от других примыканий,
расположенных в этом же направлении.
В постановлении АС Уральского округа от 23.-3,2016 по делу № А76-8453/2015 суды пришли к выводу, что поскольку из буквального содержания вышеуказанных норм ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" не следует, что названное расстояние (600 м) исчисляется от предполагаемого к строительству объекта по прямой (и по направлению движения и против направления движения транспортных средств, по каждой из сторон автомобильной дороги), суды обоснованно приняли ко вниманию лишь те объекты (примыкания и пересечения), которые могли бы препятствовать строительству автозаправочного комплекса на полосе движения справа.
С учетом указанного, обустройство примыкания объектов заявителя справа не создает угрозы безопасности дорожного движения, поскольку примыкание к АЗС «Роснефть» расположено на полосе движения слева.
Кроме того, ссылка министерства на п. 11 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.03.2017 № 160 "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" не может быть принята судом во внимание ввиду существования объектов придорожного рынка до принятия данного постановления.
Доводы заявителя относительно того, что съезд с автодороги г.Славянск-на-Кубани - г.Крымск на участке км7+824 справа ведет не только к придорожному рынку, принадлежащему предпринимателю, но и обеспечивает доступ на второстепенную дорогу, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504002:1578, вид разрешенного использования: под дорогами между скважинами и ГУ по адресу: Крымский район, с/пос. Троицкое, в границах плана земель Троицкого с/пос., ведущую к скважине за земельном участке площадью 3600 кв.м с кадастровым номером 23:15:0504001:1444, принадлежащей Российской Федерации, министерством не опровергнуты.
Ссылка министерство на уведомление от 26.12.2017 № 60-16894/17-09.01 о
расторжении договора № 24/2014 от 08.07.2014 также не может быть принята судом во внимание, поскольку доказательств надлежащего его направления в адрес заявителя, а также иных владельцев объектов придорожного сервиса, не представлено.
Напротив, в письме от 30.10.2010 управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Крымский район указывало на возможность рассмотрения предложений заявителя при корректировке документов территориального планирования Троцкого сельского поселения Крымского района.
Кроме того, судом приняты во внимание доводы заявителя, что на территории принадлежащего ему земельного участка имеются электро- и газово- распределительные подстанции, которые требуют обязательного проезда к ним соответствующих служб для их технического обслуживания и ремонта, а также необходим проезд к торговым павильонам придорожного рынка пожарных машин и коммунальных служб в случае возникновения пожара и экстренных чрезвычайных ситуаций. Других заездов (доступов) на территорию придорожного рынка и земельных участков, принадлежащих предпринимателю, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа заявителю в согласовании ему присоединения объекта дорожного сервиса (придорожный рынок на 40 торговых мест, площадью 178,8 кв.м), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 23:15:0504001:1319 к автомобильной дороге II технической категории г. Славянск-на-Кубани - г. Крымск на участке км 7+824 справа.
Способом устранения допущенного нарушения норм Федерального закона № 257-ФЗ, и восстановления прав (законных интересов) заявителя, соответствующим содержанию и характеру такого нарушения, на основании положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует признать необходимость повторного рассмотрения министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края вопроса о согласовании присоединения объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге общего пользования и межмуниципального значения, находящейся в собственности Краснодарского края.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.03.2021 по делу
№ А32-56446/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.С. Филимонова
Судьи О.Ю. Ефимова
С.В. Пименов