ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-8547/20 от 08.07.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-2390/2019

13 июля 2020 года                                                                              15АП-8547/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,

при участии:

от АО «НЭСК-электросети»: представитель ФИО1 по доверенности от 01.01.2020, паспорт;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю: представитель ФИО2, по доверенности от 18.05.2020, паспорт;

от ООО «ВТ-Ресурс»: представитель ФИО3, по доверенности от 01.01.2020, паспорт;

рассмотрев в онлайн-заседании в режиме веб-конференции апелляционную жалобу акционерного общества «НЭСК-электросети»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 19.05.2020 по делу № А32-2390/2019

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВТ-Ресурс»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица: акционерного общества «НЭСК-электросети»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ВТ-Ресурс» (далее - заявитель, ООО «ВТ-Ресурс», общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным определения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, управление) от 25.12.2018 № 34402/6 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.10.2019, в удовлетворении требований общества отказано.

Постановлением Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 25.12.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.05.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2019 по делу № А32-2390/2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.

Суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении суду проверить доводы и возражения участвующих в деле лиц, дать им надлежащую оценку, устранить противоречия в представленных доказательствах, установить является ли установленный вводной рубильник прибором учета или устройством, влияющим на достоверность учета электроэнергии, правильно применить нормы материального права.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2020 признано незаконным и отменено определение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25.12.2019 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю устранить нарушение прав и законных интересов заявителя 

Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество «НЭСК-электросети» обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Общество полагает, что именно в целях осуществления работ и обеспечению доступа персонала Сетевой организации к компонентам узла учета электрической энергии, для замены Вводного устройства с завышенным номиналом, последний выводился из расчетов актом от 18.10.2018 о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000 В № 16969.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ВТ-Ресурс» просило обжалуемое решение суда оставить без изменения.

От АО «НЭСК-электросети» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили ходатайства об участии представителей в онлайн судебном заседании.

Суд удовлетворил ходатайства об участии представителей акционерного общества «НЭСК-электросети» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в онлайн судебном заседании.

Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.

В судебном заседании представители АО «НЭСК-электросети» и Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО «ВТ-Ресурс» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является сетевой организацией, включенной в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой просило признать действия АО «НЭСК-электросети» «Новороссийскэлектросеть» в части выдачи предписания от 18.10.2018 № 82 и вывода из расчетов прибора учета модели «СЭТ-4ТМ02М.10» заводской № 0812094293 нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Определением антимонопольного органа от 25.12.2018 № 34402/6 отказало в возбуждении дела об административном правонарушение, поскольку несоответствие номинала главного вводного коммутационного устройства (вводного рубильника) в РУ 0,4 кВ ТП-72п Т-2 является достаточным основанием для вывода из расчетов прибора учета, установленного в названной ТП.

Антимонопольный орган не установил в действиях АО «НЭСК-электросети» нарушения при выдаче обществу предписания об установлении прибора учета на границу балансовой принадлежности.

Не согласившись с определением управления от 25.12.2018 № 34402/6, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В пункте 19.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Поскольку согласно части 1 статьи 29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Кроме того, поскольку в силу части 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.

В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3 статьи 211 АПК РФ).

Согласно частям 1, 1.1, 2, 3, 5 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса); фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Часть 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке па территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

В соответствии с пунктом 147 Основных положений места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. За исключением случаев, указанных в пункте 148 настоящего документа, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

На основании пункта 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Из материалов дела следует, что 18.10.2018 в ходе проведения инструментальной проверки расчетного прибора учета электрической энергии, на объекте заявителя - ТП-72п АО «НЭСК-электросети» составило акт о проведении установки (замены) элементов узла учета электрической энергии и проверки схем их подключения в электроустановках до и выше 1000 В № 16969, выдано предписание от 18.10.2018 № 82. Фактически установленный разъединитель типа РЕ 19 имеет номинал тока 1600A, тогда как согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 06.12.2013 (далее - акт) между АО «НЭСК-электросети» и обществом, номинал главного вводного коммутационного устройства в РУ-0,4 кВ ТП-72, Т-2 составляет 1000А.

Согласно акту границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон установлены на болтовых соединениях кабельных наконечников КЛ-10кВ в РП-5, отходящей в сторону РУ-10 кВ ТП-72, контактные болтовые соединения кабельных наконечников КЛ-10кв в КРУН-7, отходящего в сторону РУ-6 кВ ТП-72. Предусмотренный актом от 06.12.2013 № 12016 номинал вводного коммутационного устройства в размере 1000А исключает возможность превышения потребителем установленной максимальной мощности. Таким образом, установленное вводное устройство с завышенным номиналом тока в размере 1600А, не соответствует характеристикам, содержащимся в имеющейся технической документации по ТП-72.

В связи с чем, в предписании обществу указано на необходимость установки узла учета электрической энергии на границе балансовой принадлежности.

Из материалов дела видно, что АО «НЭСК-электросети» и общество заключили договор от 15.10.2018 о порядке учета электрической энергии, принятой и переданной по электрическим сетям.

Обществу принадлежит трансформаторная подстанция № 72; составлен акт разграничения балансовой принадлежности от 06.05.2014, согласно которому границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон проходят по болтовым присоединениям кабельных наконечников 2КЛ-10-кВ.

Стороны 21.05.2014 составили акт совместного обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета электроэнергии на границе балансового раздела; 11.04.2018 - акт № 16227 допуска к расчетам приборов учета заводской № 0811092961 (силовая шина I) и заводской номер 0812094293 (силовая шина II).

Согласно пункту 136 Основных положений № 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в названном разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных данным положением.

Под измерительным комплексом понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

Приборы учета могут устанавливаться в следующих местах: на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, на границах земельных участков. При этом если отсутствует техническая возможность для установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (границе земельного участка), равно как и по соглашению субъектов электроэнергетики, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности сторон (границе земельного участка).

По соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта (пункт 144 Основных положений № 442).

Под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки (пункт 146 Основных положений № 442).

В соответствии с пунктом 154 Основных положений № 442, процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, где указывается решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске в эксплуатацию с указанием причин.

В случае отказа в таком допуске в акте необходимо указать мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию.

Установка прибора учета согласована сторонами в сводном акте разграничения от 06.05.2014 и при заключении договора от 15.10.2018 о порядке учета электрической энергии, принятой и переданной по электрическим сетям.

Из материалов дела  следует, что  при рассмотрении жалобы ООО «ВТ-Ресурс» Управление ФАС по Краснодарскому краю не дало оценку всем доводам, указанным в заявлении, в частности о необоснованности исполнения предписания АО «НЭСК-электросети» по установке узла учета электрической энергии на границу балансовой принадлежности.

Суд кассационной инстанции указал, что согласно акту № 001969 от 21.05.2014 допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии
№ 0812094293 представители АО «НЭСК-электросети» отразили наличие рубильника номиналом 1600А; на протяжении длительного времени (свыше трех лет) номинал рубильника у АО «НЭСК-электросети» при проведении проверок в порядке пункта 172 Основных положений № 442 не являлось основанием для разногласий и основанием для вывода из расчетов прибора учета № 0812094293.

В разъяснение ФАС России от 30.07.2019 № ВК/65416/19 (т. 2, л.д. 35-37) сделанные в порядке статьи 23 ФЗ № 135 «Закона о защите конкуренции» и статьи 25 ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» отметило, что действующее законодательство не относит коммутационное (отключающие) устройство к приборам учета. Коммутационное устройство само по себе не влияет на учет объема принятой электроэнергии. Недопустимо снятие с расчетов узла учета на основании несоответствия вводного рубильника. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию должен обязательно содержать причины отказа в допуске, если таковые имеются.

В том числе ФАС России разъяснило, что Основные положения № 442 не содержат норм о вынесении предписаний о смене места нахождения ранее надлежащим образом установленного прибора учета и последствий его невыполнения.

Вместе с тем, выданное АО «НЭСК-электросети» предписание № 82 в качестве действий, совершение которых, позволит возобновить учет электроэнергии по показаниям прибора учета, содержит требование перенести (демонтировать) ранее установленный и допущенный к расчетам прибор учета зав. № 0812094293 на новое место, что является неправомерным.

В связи с вышеизложенным, суд  первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования заявителя о признании недействительным определения УФАС по Краснодарскому краю № 34402/6 от 25.12.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении подлежат удовлетворению.

У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.

Не  принимаются  доводы  апелляционной  жалобы  о том, что   вводное устройство  с завышенным  номиналом тока в размере  1000 А, не соответствует  характеристикам, содержащимся  в технической  документации  по ТП-72, позволяет  осуществлять  потребление мощности  превышающую установленную, что нарушает  положение  действующего  законодательства в сфере  электроэнергетики.

Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 утверждены  «Правила устройства электроустановок. Издание седьмое» (далее – ПУЭ-7, ПУЭ).

По смыслу вводной части ПУЭ-7, правила действуют в виде отдельных разделов и глав седьмого издания и действующих разделов и глав шестого издания.

Согласно абз. 19 вводной части (предисловия) ПУЭ-7 требования данных Правил обязательны для всех организаций независимо от форм собственности. Соответственно, ПУЭ-7 распространяются на АО «НЭСК-электросети» и ООО «ВТ-Ресурс».

            ООО «ВТ-Ресурс» принадлежит ТП № 72, в состав которой входят два трансформатора модели «ТМГ 630 кВА» (6/0,4; 10/0,4). В пунктах 5-7 АРБП от 06.05.2014г. содержится схема (описание) технологического присоединение ТП № 72 к сети АО «НЭСК-электросети» (том 1, л.д. 30, 31 и л.д. 123,124).

            Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 дано понятие «граница балансовой принадлежности» - линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Согласно пункта 5 АРБП от 06.05.2014г. в границе балансовой принадлежности ООО «ВТ-Ресурс» находятся: ТП № 72; кабельные линии (КЛ) 10 кВ первой и второй силовых шин (Iс.ш., IIс.ш.) по уровню напряжения 10 кВ и 6 кВ.

            Согласно пункту 4.2.123 ПУЭ-7 присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя (выключателя нагрузки) или комбинированного аппарата «предохранитель-разъединитель» с видимым разрывом цепи.

Данный пункт указывает требования по подключению оборудования - трансформатора к сети в целях безопасной эксплуатации.

            Как следует из пункта 7 АРБП от 06.05.2014г. на участке присоединения трансформатора к сети высшего напряжения установлены: высоковольтный предохранитель ПК-10 (ПКТ), выключатели нагрузки модели ВНА-10/630.

ПК-10 (ПКТ) предназначены для защиты отдельных аппаратов и участков сети от токов короткого замыкания и токов перегрузки.

Выключатель ВНА-10 относится к коммутационным аппаратам, снабженным автогазовым дугогасительным устройством. Срабатывание (отключение) ВНА-10 производится автоматически при перегорании предохранителей или дистанционно при помощи механической кнопки или подачи напряжения на электромагнит.

            Кроме того, также из схемы видно, что РУ-10 кВ РП-5 (находиться в границе ответственности АО «НЭСК-электросети») оборудовано коммутационном аппаратом (релейной защитой), предназначенные для защиты энергосистемы РУ-10 кВ РП-5, КРУН-7.  

            Пунктами 3.2.1, 3.2.2 ПУЭ предусмотрена обязательность наличия устройства релейной защиты для элементов электрической части энергосистем, промышленных и других электроустановок выше 1 кВ; генераторов, трансформаторов (автотрансформаторов), блоков генератор-трансформатор, линий электропередачи, шин и синхронных компенсаторов.

Релейная защита - комплекс устройств, предназначенных для быстрого, автоматического (при повреждениях) выявления и отделения от электроэнергетической системы поврежденных элементов этой электроэнергетической системы в аварийных ситуациях с целью обеспечения нормальной работы всей системы. Действия средств релейной защиты организованы по принципу непрерывной оценки технического состояния отдельных контролируемых элементов электроэнергетических систем.

Релейная защита (РЗ) осуществляет непрерывный контроль состояния всех элементов электроэнергетической системы (ЭЭС) и реагирует па возникновение повреждений и ненормальных режимов. При возникновении повреждений РЗ должна выявить поврежденный участок и отключить его от ЭЭС, воздействуя на специальные силовые выключатели, предназначенные для размыкания токов повреждения (короткого замыкания).

Релейная защита является основным видом электрической автоматики, без которой невозможна нормальная работа энергосистем. Релейная защита обеспечивает отключение ЭЭС при следующих основных аварийных и ненормальных режимов работы: защита от перегрузок; защита электрической сети от повреждений изоляции; защита электрической сети от замыкания на землю; защита электрической сети от коротких замыканий; защита электрической сети от перенапряжения;  защита электрической сети от механических повреждений.

            Общество  письменно  пояснило,  что до границы раздела электросетевого хозяйства АО «НЭСК-электросети» имеется три средства защиты на стороне ООО «ВТ-Ресурс» в виде: ПК-10; ВНА – 2 шт.; а также в границе ответственности АО «НЭСК-электросети» в виде устройств релейной защиты. Таким образом, электросетевое хозяйство АО «НЭСК-электросети» находится под множественными средствами защиты.

В силу пунктов 1.5.1, 1.7.1 приказа Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» сетевые организации обязаны вести паспорт энергообъекта. В паспорте отображаются результаты технического освидетельствования данного энергообъекта.

            Требования аналогичные приведенному содержаться в пункте 1.8.1 приказа Минэнерго России от 13.01.2003 № «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (Правила № 6).

            Судом апелляционной  инстанции установлено, что арбитражным судом при повторном рассмотрении к материалам дела приобщен паспорт энергообъекта  - ТП № 72. Как видно из паспорта энергообъекта, трансформатор «ТМГ 630 кВА» заводской № 1530993 (силовая шина 2 (Т-2)) на высоком напряжение (ВН) может принять электрический ток в размере 60,6 А, тогда как на низком напряжение (НН) (т.е. после трансформации (понижения)) способен выдать ток 909,9 А. Превышение данной величины электрического тока (909,9 А) приведет к выходу из строя трансформатора «ТМГ 630 кВА», с последующим срабатыванием средств защиты, находящиеся в границе ООО «ВТ-Ресурс» и в границе АО «НЭСК-электросети».

Общество в  отзыве на апелляционную  жалобу проанализировало  расположение  рубильника и максимальную  техническую  возможность  трансформатора, произвело  расчет  предельной максимальной мощности, способной выдать трансформатор «ТМГ 630 кВА» - 493,6 кВт.  Указанный  расчет   АО «НЭСК-электросети» не оспорило.   Согласно пунктам 3, 4 АРБП от 06.05.2014г. максимальная мощность составляет 522 кВт.

Суд апелляционной  инстанции  считает  обоснованным довод  общества о том, что отсутствует  угроза  безопасности энергосистемы АО «НЭСК-электросети», а также  возможность потребления конечными потребителями мощности свыше 493,6 кВт.

Судебная коллегия  приходит  к выводу, что АО «НЭСК-электросети»  не подтвердило  отрицательного   влияние  рубильника 1 600А на надежность его электросетевого комплекса.

Не  принимается  довод  апелляционной  жалобы  о том, что  судом первой инстанции сделан  неправомерный  вывод о том, что  предписание № 82 в качестве действий, совершение  которых  позволит возобновить  учет  электроэнергии  по показанием  прибора учета  содержит  только требование  о переносе ранее установленного  и допущенного  к расчетам  прибора  учета.

В разъяснение ФАС России от 30.07.2019г. № ВК/65416/19 (т. 2, л.д. 35-37)  сделанные в порядке статьи 23 ФЗ № 135 «Закона о защите конкуренции» и статьи 25 ФЗ № 35 «Об электроэнергетике» отметило, что действующее законодательство не относит коммутационное (отключающие) устройство к приборам учета. Коммутационное устройство само по себе не влияет на учет объема принятой электроэнергии. Недопустимо снятие с расчетов узла учета на основании несоответствия вводного рубильника. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию должен обязательно содержать причины отказа в допуске, если таковые имеются.

В том числе ФАС России разъяснило, что Основные положения № 442 не содержат норм о вынесении предписаний о смене места нахождения ранее надлежащим образом установленного прибора учета и последствий его невыполнения.

Судебной  коллегией  повторно исследовано  предписание  № 82 от 18.10.2018, из которого  следует, что  причина  выдачи  предписания: наличие  завышенного  наминала  вводного  рубильника, в   качестве    мероприятия указано: установить  узел учета на границе балансовой  принадлежности, иных  обязательных  действий  предписание  не содержит.

Суд апелляционной  инстанции  поддерживает  вывод суда первой инстанции о том, что при наличии таких  обстоятельств, определение  антимонопольного органа от 25.12.2018 № 34402/6  об отказе в возбуждении дела об административном правонарушение является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, заявлявшиеся в суде первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2020 по делу
№ А32-2390/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               С.В. Пименов

                                                                                                               С.С. Филимонова