ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-8593/2022 от 27.06.2022 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-43034/2021

02 июля 2022 года                                                                              15АП-8593/2022

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2022 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Величко М.Г.

судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.

при участии:

от заявителя: представитель Полякова Н.Н. по доверенности от 20.06.2022,

от заинтересованного лица: представители Петраш Е.П. по доверенности от 24.06.2022, Карбовская И.А. по доверенности от 04.04.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кедр»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от  07.04.2022 по делу № А32-43034/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кедр»

(ИНН 2312271472, ОГРН 1182375039220)

к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности,

                                    УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Кедр» (далее - заявитель, ООО «Кедр», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  (далее - управление) об оспаривании постановления N 06-48-9/2021 от 28.06.2021 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Решением от 07.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Кедр» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.04.2022, признать незаконным и отменить постановление ЮМТУ Госстандарта от 28.06.2021 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.2 ст. 14.43 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 300 000 рублей по делу об административном правонарушении № 7-06/48-2/2021.  По мнению заявителя апелляционной жалобы,  квалификация правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в данном случае является неверной;  судом необоснованно не применен нормативных акт  (постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2021 № 1265); административным органом не подтверждено реальное причинение вреда имуществу; cетевая организация является субъектом малого предпринимательства, а потому при вынесении постановления по делу об административном правонарушении наказание должно соответствовать минимальным санкциям, предусмотренным действующим законодательством.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, дал пояснения по существу спора.

В порядке ст. 163 АПК РФ  объявлен перерыв в судебном заседании до 14 час. 00 мин. того же дня.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в 14 час. 07 мин. с участием тех же представителей заявителя и заинтересованного лица.

Представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 июня 2021 года Краснодарским отделом госнадзора Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее по тексту - Государственный орган, Контролирующий орган) вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 06-48-9/2021 (далее по тексту - постановление), в соответствии с которым ООО «Кедр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, выразившегося в нарушении:

1. п. 4.2.2. ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего значения»;

2. п. 1.п.3 ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

ООО «Кедр» считает указанное постановление незаконным, необоснованным, нарушающим законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявитель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 2 статьи 14.43 Кодекса нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Согласно определениям, данным в статье 3 Закона об электроэнергетике:

- субъекты электроэнергетики - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

- территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 120 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора.

ООО «Кедр» является территориальной сетевой организацией, которая обеспечивает поставку и передачу электроэнергии.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «Кедр» поставляет электрическую энергию на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии с ПАО «Россети Кубань» от 12.03.2020 N 407/30-276, ПАО «ТНС энерго Кубань» (ранее ОАО «Кубаньэнергосбыт») для реализации потребителям по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.

Из комплексного анализа приведенных норм законодательства Российской Федерации следует, что ООО «Кедр», являясь территориальной сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии, отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией, ее качество и соблюдение иных обязательных требований (в том числе правил сертификации электрической энергии), установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Во исполнение пункта 3 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 Утвержден Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 г. N 982, Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе единых перечней продукции, утвержденных пунктом 1 настоящего постановления, поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.

Во исполнение требований пункта 3 Постановления Правительства от 01.12.2009 N 982, на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru) опубликована Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в Форме обязательной сертификации, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.

Согласно Единому Перечню, утвержденному Постановлением Правительства от 01.12.2009 г. N 982, а также Информации, размещенной в открытом доступе в информационной системе общего пользования на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет, к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации отнесена; «Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц».

Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет, соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (пункты 4.2.1 и 4.2.2).

В соответствии с Разделом 1 «Область применения» ГОСТ 32144-2013, настоящий стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.

Нормы, установленные ГОСТ 32144-2013, являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.

В связи с тем, что электрическая энергия включена в Единый Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982, обязательным и безусловным требованием к указанному виду продукции также относится проведение процедуры подтверждения соответствия качества и безопасности продукции установленным требованиям ГОСТ 32144-2013, осуществляемой в форме обязательной сертификации.

Целью обязательной сертификации электрической энергии является подтверждение соответствия указанного вида продукции обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, которые, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании», подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в рассматриваемом случае - в сфере электроэнергетики), в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Таким образом, учитывая тот факт, что качество электроэнергии является необходимым условием ее безопасного применения, проведение процедуры сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям ООО «Кедр», является обязательным.

В целях выполнения Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части обязательной сертификации продукции электрооборудования и усиления работы по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, использующего указанную продукцию, приказом Госстандарта от 29.11.2018 N 1038-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» с датой введения в действие 1 февраля 2019 г.

В разделе 1 ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии» определено, что настоящий стандарт устанавливает содержание процедур и порядок работ по сертификации электрической энергии; стандарт предназначен для применения заявителями: сетевыми организациями, передающими электрическую энергию потребителям в точках поставки.

В разделе 3 ГОСТ Р 58289-2018 определены следующие термины и определения:

заявитель: Юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация;

сетевая организация: Организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющая право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и не входящих в единую национальную электрическую сеть;

изготовитель: Юридическое лицо (сетевая организация), передающее электрическую энергию потребителям в точках поставки.

Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, и на предмет, соответствия которому проводится обязательная сертификация продукции, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (п. 4.2.1, п. 4.2.2).

Из комплексного анализа приведенных норм законодательства следует, что объектом обязательной сертификации на предмет соответствия обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013 является продукция - электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, а ООО «Кедр» является юридическим лицом, на которое возложена обязанность по проведению мероприятий, направленных на проведение сертификации электрической энергии.

Электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013. что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Отсутствует информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, поставляемой для реализации гражданам от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») ПС 35/10 кВ «Абрау-Дюрсо» (ПАР «Россети Кубань»-) проживающим в г. Новороссийск,
с. Глебовка. мкр. «Звездный». Информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ не представлена.

В заявлении ПАР «ТНС энерго Кубань» от 24.05.2021 N УНПО.08.07.431/2 было приложено письмо ООО «Кедр» N 202/21 от 05.05.2021, содержащие следующую информацию: «...Также сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством не предусмотрена прямая обязанность Сетевой организации на получение Сертификата соответствия», что подтверждает факт отсутствия подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, поставляемой для реализации гражданам от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1 118П (ООО «Кедр») ПС 35/10 кВ «Абрау-Дюрсо» (ПАР «Россети Кубань») проживающим в г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный».

Не прохождение процедуры обязательного подтверждения соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГРСТ 32144-2013 вызывает обоснованные сомнения в безопасности продукции, что ставит под угрозу реализацию целей Федерального закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании», и может нанести существенный вред охраняемым законодательством Российской Федерации о техническом регулировании общественным отношениям.

Доводы общества о том, что отсутствуют основания о привлечении ООО «Кедр» по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ в связи с нарушением требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», судом обоснованно отклонены.

Нормативным документом, устанавливающим обязательные требования к безопасности и качеству электрической энергии, является Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

ГОСТ 32144-2013 испытания электрической энергии проводятся в точках передачи электрической энергии.

Точка передачи электрической энергии - точка электрической сети, находящаяся на линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения.

Согласно информации имеющийся в распоряжении административного органа (акты об осуществлении технологического присоединения приложены к дополнению к отзыву), точками передачи электрической энергии между гражданами и владельцами сетей (в настоящее время РРР «Кедр») являются:

1. Контактные соединения проводов на опоре б/н (на момент проверки N 1-3) ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П») - граница балансовой принадлежности РРР «Кедр» с потребителем Шелест А.А. по адресу г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный», Дорожный переулок, 5,

2. Контактные соединения проводов на опоре б/н (на момент проверки N 2-2) ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») - граница балансовой принадлежности 000 «Кедр» с потребителем Крашенинников И.Н. по адресу г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный», ул. Рождественская, 24,

3. Контактные соединения проводов на опоре б/н (на момент проверки N 1-5) ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») - граница балансовой принадлежности ООО «Кедр» с потребителем Мартиросов A.M. по адресу
г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный», 3-й Транспортный переулок, 9.

Точек электрической сети, находящихся на линии раздела объектов электроэнергетики между гражданами (проживающими г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный») и ПАО «Росети Кубань» не имеется. ООО «Кедр» такие сведения не представлены.

Согласно протоколам испытаний ФБУ «Марийский ЦСМ» N 21/023-КЭ, N 21/024-КЭ, N 21/025-КЭ от 14.05.2021 г. проведены испытания в точках передачи электрической энергии пользователям (г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный»):

1. Контактные соединения проводов на опоре N 1-3 ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») ПС 35/10 кВ «Абрау-Дюрсо» (ПАО «Россети Кубань») - граница балансовой принадлежности ООО «Кедр» с потребителем Шелест А.А. по адресу г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный», Дорожный переулок, 5,

2. Контактные соединения проводов на опоре N 2-2 ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») ПС 35/10 кВ «Абрау-Дюрсо» (ПАО «Россети Кубань») - граница балансовой принадлежности ООО «Кедр» с потребителем Крашенинников И.Н. по адресу г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный»,
ул. Рождественская, 24,

3. Контактные соединения проводов на опоре N 1-5 ВЛ-0,4 кВ от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») ПС 35/10 кВ «Абрау-Дюрсо» (ПАО «Россети Кубань») - граница балансовой принадлежности ООО «Кедр» с потребителем Мартиросов A.M. по адресу г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный», 3-й Транспортный переулок, 9.

В соответствии с пунктом 15 «а» Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Следовательно, ФБУ «Марийский ЦСМ» проведены испытания качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии, где ООО «Кедр» несет обязательную ответственность за качество электрической энергии, установленную законом, перед потребителями.

По результатам испытаний ФБУ «Марийский ЦСМ» установлены нарушения обязательные требования ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» п. 4.2.2 при реализации (поставке) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц потребителям (гражданам).

Согласно выводам эксперта ФБУ «Марийский ЦСМ», сделанных в экспертном заключении от 14.05.2021:

- возможными последствиями выявленных нарушений качества электрической энергии для потребителей (несоблюдения обязательных требований ГОСТ 32144-2013 п. 4.2.2 по медленным изменениям напряжения) могут быть:

- наиболее восприимчивыми к высокому напряжению приборы со встроенными или выносными блоками питания. Внутри этих блоков находятся конденсаторы, при высоком напряжении они разрушаются (взрываются);

- лампы освещения светодиодные и люминесцентные выходят из строя, лампы накаливания сгорают и разрушаются;

- происходит преждевременный износ изоляции электрических приборов;

- сбой, выход из строя компьютерной, цифровой и другой электронной техники с причиной не гарантийного ремонта;

- происходит повышение пожароопасности и снижение уровня электробезопасности при эксплуатации электрического оборудования и электропроводки.

Аналогичная позиция изложена в постановлении 15 ААС от 28.12.2021 по делу N А32-29748/2021.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью
1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В экспертном заключении от 14.05.2021 ФБУ «Марийский ЦСМ» выводы о создании угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических лиц имеются.

Таким образом, административным органом сделан правомерный вывод о том, что ООО «Кедр» совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, доводы апелляционной жалобы в этой части надлежит отклонить.

Довод заявителя о том, что ЮМТУ Госстандарта не дана оценка о привлечении ООО «Кедр» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ не нашел своего подтверждения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Врио начальника отдела государственного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ЮМТУ Росстандарта Скакалиной Татьяной Валерьевной был учтен характер выявленных в ходе проверки нарушений требований в области технического регулирования, принято во внимание, что в данном случае в соответствии с требованиями ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» при поставке (продаже) электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц по договорам энергоснабжения в точках передачи электрической энергии пользователям (г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный»), положительные и отрицательные отклонения напряжения в точках передачи электрической энергии превышают 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю, вызывает обоснованные сомнения в безопасности продукции, что ставит под угрозу реализацию целей Федерального закона N 184-ФЗ «О техническом регулировании», и может нанести существенный вред охраняемым законодательством Российской Федерации о техническом регулировании общественным отношениям, - электрическая энергия, в отношении которой предусмотрено обязательное подтверждение соответствия, не сертифицирована на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, что является нарушением обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Отсутствует информация о подтверждении соответствия электрической энергии обязательным требованиям ГОСТ, поставляемой для реализации гражданам от ТП 10/0,4 кВ АД-3-1118П (ООО «Кедр») ПС 35/10 кВ «Абрау-Дюрсо» (ПАО «Россети Кубань») проживающим в г. Новороссийск, с. Глебовка, мкр. «Звездный», что не способствует обеспечению безопасности и безопасному использованию продукции, совершенное правонарушение нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также может причинить существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Кроме того, согласно выводам эксперта, сделанным в экспертном заключении от 14.05.2021, возможными последствиями выявленных нарушений качества электрической энергии для потребителей (несоблюдения обязательных требований ГОСТ 32144-2013 п. 4.2.2 по медленным изменениям напряжения) могут быть:

- наиболее восприимчивыми к высокому напряжению приборы со встроенными или выносными блоками питания. Внутри этих блоков находятся конденсаторы, при высоком напряжении они разрушаются (взрываются);

- лампы освещения светодиодные и люминесцентные выходят из строя, лампы накаливания сгорают и разрушаются;

- происходит преждевременный износ изоляции электрических приборов;

- сбой, выход из строя компьютерной, цифровой и другой электронной техники с причиной не гарантийного ремонта;

- происходит повышение пожароопасности и снижение уровня электробезопасности при эксплуатации электрического оборудования и электропроводки.

Таким образом, отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии в точке передачи потребителям создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических лиц.

При таких обстоятельствах у административного органа отсутствовали основания для отнесения совершенного правонарушения к категории малозначительных.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность ООО «Кедр», у административного органа отсутствовали.

Судом установлено, что ООО «Кедр» уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении должным образом (уведомление об ознакомлении с материалами внеплановых контрольно-надзорных мероприятий и составлении протокола об административной ответственности
N 7.06.12.1-483 от 04.06.2021, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N 7.06.12.1-499 от 11.06.2021, телеграмма от 11.06.2021 с уведомлением), о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом (определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.06.2021 N 13, телеграмма от 21.06.2021 с уведомлением).

Судом отмечено, что на составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела об административном правонарушении законный (уполномоченный) представитель ООО «Кедр» не явился. Какие-либо объяснения, заявления, ходатайства от общества в адрес административного органа не поступали.

Вместе с тем, 11.06.2021 в отдел государственного надзора на ознакомление с материалами дела и составление протокола об административном правонарушении явился сотрудник ООО «Кедр» с копией уведомления N 7.06.12.1-483 от 04.06.2021. Ввиду того, что у представителя ООО «Кедр» не было документов, подтверждающих полномочия (доверенность, приказ о назначении на должность и пр.), документы, удостоверяющие личность представлены не были, ему было сообщено о том, что в адрес ООО «Кедр» будет направлено повторное уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса российской федерации об административных правонарушениях» указано, что административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Судом учтено, что ООО «Кедр» установлен минимальный штраф в размере 300 000 рублей, предусмотренный санкцией за данное правонарушение.

Доводы ООО «Кедр» о том, что привлечение его к административной ответственности по заявлению общества, ранее признанного виновным ЮМТУ Росстандарта по тем же самым основаниям в результате проведения выездной внеплановой проверки к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, не основаны на законе, а ссылка в отзыве ЮМТУ Росстандарта на заявление юридического лица на наличие события административного правонарушения согласно п. 3 ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ является несостоятельной.

Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

К заявлению юридического лица (ПАО «ТНС энерго Кубань») от 02.06.2021  N УН-ПО.08.07.481 в качестве доказательства подтверждения факта нарушения ООО «Кедр» обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», требований п. 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» были приложены следующие документы: копия договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 15.01.2014 г. N 407/30-5, копия письма ООО «Кедр» от 05.05.2021 N 202/21, копия письма РЭК-департамент цен и тарифов от 23.04.2021 N 57.05-16-2506/21, копия доверенности N 23/114-н/23-2020-8-122 от 08.12.2020, копия акта проверки N 7.06.34-43 от 21.05.2021, копии протоколов испытаний N 21/023-КЭ, N 21/024-КЭ, N 21/025-КЭ от 14.05.2021, копия экспертного заключения к протоколам испытаний.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО «Кедр» возможности для соблюдения требований действующего законодательства, доказательств, исключающих достоверность, актуальность документов, представленных в заявлении ПАО «ТНС энерго Кубань», а также доказательств того, что общество приняло все зависящие от него меры, направленные на недопущение выявленных нарушений, в материалах дела не имеется.

ООО «Кедр» было уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении должным образом (уведомление об ознакомлении с материалами внеплановых контрольно-надзорных мероприятий и составлении протокола об административной ответственности N 7.06.12.1-483 от 04.06.2021, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N 7.06.12.1-499 от 11.06.2021, телеграмма от 11.06.2021 с уведомлением), о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество уведомлено надлежащим образом (определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 18.06.2021 N 13, телеграмма от 21.06.2021 с уведомлением).

Уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении N 7.06.12.1-483 от 04.06.2021, N 7.06.12.1-499 от 11.06.2021 были также направлены на электронную почту: kedr-energy@mail.ru.

Своими законными правами, установленными ст. 25.1 КоАП РФ, ООО «Кедр» не воспользовалось.

На составление протокола об административном правонарушении, на рассмотрение дела об административном правонарушении законный (уполномоченный) представитель ООО «Кедр» не явился.

Какие-либо объяснения, заявления, ходатайства от общества в адрес административного органа не поступали.

По мнению заявителя, правонарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к статье 14.43 КоАП РФ, а именно: нормой статьи 7.23 КоАП РФ; при этом на ЮМТУ Росстандарта действующим законодательством не возложены полномочия по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами: силу статьи 23.55 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном статьи 7.23 КоАП РФ, уполномочены рассматривать органы государственной жилищной инспекции.

Нарушив требования технического регламента, общество, как исполнитель коммунальной услуги в области электроснабжения, совершило два административных правонарушения - предусмотренных частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ и статьей 7.23 КоАП РФ, вследствие чего применительно к части 1 статьи 4.4 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности как по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, так и по статье 7.23 КоАП РФ.

Правовая позиция по сходным вопросам высказана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в Определениях от 14.09.2017 N 309-АД17-7671, от 20.12.2017 N 310-АД17-11235, от 28.02.2018 N 308-АД17-15743. В связи с чем, суд счел необоснованными доводы заявителя о неправильной квалификации действий общества.

Статьей 26.1 Кодекса также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статья 1.5 Кодекса устанавливает положение о том, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод о наличии в действиях ООО «Кедр» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и полученным доказательствам, административное наказание назначено с учетом требований ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Постановление вынесено в пределах срока для привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

При совокупности указанных обстоятельств, суд исходил из того, что совершенное обществом правонарушение малозначительным не является; возможность применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлена; документальных доказательств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, заявителем не представлено.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд пришел к выводу о том, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. по оспариваемому постановлению от 28.06.2021 N 06-48-9/2021 соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.

Нарушений КоАП РФ, относящихся к процессуальному порядку получения доказательств по делу и являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления об административном правонарушении судом не установлено.

Судом сделан вывод о том, что в деяниях заявителя имелись события, правомерно и обоснованно квалифицированные административным органом.

В силу изложенного, основания для признания оспариваемого постановления незаконным судом не установлены.

Указанная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.02.2020 по делу N А20-6279/2018 и от 12.06.2020 по делу N А18-1744/2019.

Довод заявителя жалобы, о том, что судом необоснованно не учтено постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2021 № 1265 не может быть принят, так как указанный нормативный акт принят  после вынесения оспариваемого в настоящем деле постановления.

На основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

 Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от  07.04.2022 по делу
№ А32-43034/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           М.Г. Величко

Судьи                                                                                             Ю.И. Баранова

О.А. Еремина