ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-32819/2018
25 июня 2019 года 15АП-8648/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2019 года.
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ламбрианиди А.А.,
при участии:
от истца: ФИО1 по доверенности от 09.01.2019;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 19.09.2018, ФИО3 по доверенности от 13.02.2019,л
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного снабженческо-сбытового потребительского кооператива "Ивановская артель"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 22.03.2019 по делу № А32-32819/2018
по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
к сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу "Ивановская артель"
при участии третьего лица: Контрольно-счетной палаты Краснодарского края,
о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
принятое судьей Нигоевым Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее – истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому
потребительскому кооперативу "Ивановская артель" (далее – ответчик, кооператив, артель) о взыскании денежных средств в размере 4 432 872,94 (четыре миллиона четыреста тридцать две тысячи восемьсот семьдесят два) рубля 94 копейки из которых: грант в размере 1950000 (один миллион девятьсот пятьдесят тысяч) рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами 2482872,94 (два миллиона четыреста восемьдесят две тысячи восемьсот семьдесят два рубля) 94 копейки, из которых: 2 474 178,08 (два миллиона четыреста семьдесят четыре тысячи сто семьдесят восемь рублей) 08 копеек за пользованиями средствами гранта в сумме 30 000 000 (тридцать миллионов) рублей за период с 18.12.2017 по 25.01.2019; 8694,86 (восемь тысяч девяносто четыре рубля) 86 копеек за пользование средствами гранта в размере 1 950 000 (один миллион девятьсот пятьдесят тысяч) рублей за период с 26.01.2019 по 15.02.2019. Также министерство просило удовлетворить требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму 1 950 000 (один миллион девятьсот пятьдесят тысяч) рублей за период с 16.02.2019 по день фактического исполнения решения суда, исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 152-153)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2019 исковые требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что истцом доказан факт предоставления недостоверной информации ответчиком об отсутствии задолженности по заработной плате при получении гранта.
В апелляционной жалобе кооператив сослался на то, что на основании соглашения о расторжении договора о предоставлении гранта денежные средства в размере 28050000 были возвращены в бюджет. Условие о процентах за пользование чужими денежными средствами в соглашении отсутствует.
Представители истца и третьего лица против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заявитель жалобы в заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил телеграмму об отложении заседания в связи с невозможностью явки представителя.
В соответствии со статьёй 158 АПК РФ апелляционный суд протокольным определением отклонил ходатайство артели об отложении судебного разбирательства в связи с его необоснованностью
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Как следует из материалов дела, между министерством сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (министерство) и
СССПК «Ивановская артель» (грантополучатель) заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов от 12.12.2017 № 2169 (далее – Соглашение).
Соглашение заключено в соответствии с Порядком предоставления грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.10.2012 № 1285 (далее – Порядок).
Предметом соглашения являются взаимоотношения сторон по реализации мероприятия по предоставлению грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках мероприятия «Содействие развитию агропромышленного комплекса (с учетом достижения целевых показателей)» подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Согласно пункту 3 Порядка, получателями грантов являются сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие кооперативы и (или) сельскохозяйственные сбытовые кооперативы, действующие не менее 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), при этом не менее 70 процентов выручки сельскохозяйственного потребительского кооператива должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности, 5 или потребительские общества, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных таким видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции (далее - заявитель).
В соответствии с пунктом 5 Порядка, грант предоставляется заявителю при соблюдении им следующих требований (условий): 1) регистрация, постановка на налоговый учет и осуществление хозяйственной деятельности на территории Краснодарского края; 2) отсутствие просроченной задолженности по заработной плате на первое число месяца, в котором подано заявление о предоставлении субсидии; 3) отсутствие задолженности по арендной плате за землю и имущество, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, на первое число месяца, в котором подана заявка; 4) отсутствие неисполненной обязанности
по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на дату подачи заявки; 5) наличие бизнес-плана по развитию материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов со сроком окупаемости не более 5 лет (далее - бизнес-план),
предусматривающего увеличение объема произведенной и реализуемой сельскохозяйственной продукции, обоснование статей расходов со сроком окупаемости не более 5 лет; 6) наличие плана расходов с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств гранта заявителя, собственных и заемных средств) (далее - план расходов); 7) после получения гранта заявитель предусматривает приобретение не менее 50 процентов общего объема сельскохозяйственной продукции для заготовки и (или) сортировки, и (или) убоя, и (или) первичной переработки, и (или) охлаждения у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива; 8) заявитель обязуется осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта; 9) заявитель является членом ревизионного союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов и ежегодно, до 20 мая года, следующего за отчетным годом, в течение 5 лет представляет в уполномоченный орган ревизионное заключение по результатам своей деятельности; 10) заявитель обязуется оплачивать не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 процентов; 11) заявитель обязуется создать не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта в году получения гранта, но не менее одного нового постоянного рабочего места; 12) заявитель обязуется сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет после получения гранта; 13) заявитель обязуется обеспечить прирост объема продукции, реализованной сельскохозяйственным потребительским кооперативом, по состоянию на 31 декабря года предоставления грантовой поддержки не менее 10 процентов от объема реализованной продукции в году, предшествующем году получения гранта; 14) имущество, приобретаемое заявителем с участием средств гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта заявителем; 6 15) наличие проектной документации и места строительства производственных объектов (в собственности или долгосрочной аренде), прошедших экспертизу, если средства гранта или его часть планируется направить на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов сельскохозяйственного потребительского кооператива (в случае если экспертиза проектной документации предусмотрена законодательством).
В соответствии с соглашением кооперативу предоставлен грант на развитие материально-технической базы в сумме 30 000 000 рублей (платежное поручение №298082 от 18.12.2017).
Вместе с тем, в ходе проверки министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по предоставлению грантов и единовременной помощи начинающим фермерам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм, а также
сельскохозяйственным потребительским кооперативам в 2015-2017 годах, в период с 15 января по 1 мая 2018 года, Контрольно-счетной палатой Краснодарского края
установлено следующее. Для участия в конкурсном отборе на получение гранта СССПК «Ивановская артель» предоставил в министерство справку от 24.11.2017 №
38 (предусмотренную п. 11 р. 4 приказа министерства от 03.10.2017 № 328), в которой подтвердил отсутствие задолженности по заработной плате на 01.11.2017.
Контрольно-счетной палатой Краснодарского края в акте проверки установлено, что согласно данным бухгалтерского учета (в журнале-ордере по счету «70», кассовой книге с расходными кассовыми ордерами с указанием выплаты заработной платы сотрудникам), в кооперативе по состоянию на 01.11.2017 (первое число месяца, в котором подано заявление) образовалась просроченная задолженность по выплате заработной платы, начисленной сотрудникам за период с января по сентябрь 2017 года в сумме 98,0 тыс. рублей. Задолженность по заработной плате не погашена и по состоянию на 01.12.2017. Только после 11.12.2017 через кассу кооператива работникам выплачена как просроченная заработная плата, так и начисленная за ноябрь и декабрь 2017 года.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком нарушены условия получения гранта, а именно предоставлена недостоверная информация об отсутствии задолженности по заработной плате на 1 число месяца, в котором подано заявление, при ее фактическому наличии в сумме 98 000 руб.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктом 4.10 постановления N 480 предусмотрено, что в случае установления фактов необоснованного получения и (или) необоснованного (нецелевого) расходования гранта и единовременной помощи, а также представления получателем гранта и единовременной помощи недостоверной информации Министерство в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушений письменно уведомляет получателя гранта и единовременной помощи
об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и о возврате в областной бюджет полученных ранее средств областного бюджета:
в полном объеме - в случае установления фактов необоснованного получения гранта и единовременной помощи;
частично, в объеме выявленных нарушений - в случае необоснованного (нецелевого) расходования гранта и единовременной помощи.
На основании указанных норм суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что полученные СССПК «Ивановская артель» средства гранта в сумме 30000000 руб. подлежат возврату в бюджет как полученные в результате предоставления недостоверной информации. Как указано выше, сторонами достигнуто соглашение от 23.01.2019 о расторжении соглашения № 2169 от 12.12.2017 «О предоставлении гранта на развитие материально технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов».
Ответчиком произведен возврат гранта на общую сумму 28050000 руб. по платежному поручению от 25.01.2019 № 2 на сумму 27550000 руб. и по платежному поручению от 25.01.2019 № 1 на сумму 500000 руб. Размер невозвращенного гранта, подлежащего возврату в бюджет, составил 1950000 руб.
Истцом произведено начисление процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2474178,08 руб. за пользованиями средствами гранта в сумме 30000000 руб. за период с 18.12.2017 по 25.01.2019; 8694,86 руб. за пользование средствами гранта в сумме 1950000 руб. за период с 26.01.2019 по 15.02.2019.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса. К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные
администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии/гранта, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам. В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке. Бюджетный кодекс на предусматривает начисление процентов на сумму субсидии/гранта, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию/грант, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), 8 несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями. Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашения от 12.12.2017 №2169 о предоставлении гранта могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что денежные средства в сумме 30000000 руб. получены кооперативом неправомерно, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения. При этом не имеет правового значения, что полученные обществом денежные средства являлись бюджетными.
В силу пункта 1 статьи 1102 и пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей
395 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом является несостоятельной ссылка представителя ответчика на отсутствие в соглашении о
расторжении условий о выплате ответчиком процентов, так как судом установлено и материалами дела подтверждено получение кооперативом гранта с нарушением условий его предоставления.
В соответствии с частью 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. За период с 18.12.2017 (дата предоставления гранта) по 25.01.2019 (дата возврата части гранта в сумме 28050000 руб.), исходя из суммы задолженности (30000000 руб.), процентной ставки, установленной в порядке ст. 395 ГК РФ, размер процентов за пользование чужими средствами составил 2474178,08 руб.; за период с 26.01.2019 по 15.02.2019, исходя из суммы задолженности (1950000руб.), процентной ставки, установленной в порядке ст. 395 ГК РФ, размер процентов за пользование чужими средствами составил 8694,86 руб.; итого за период с 18.12.2017 по 15.02.2019 размер процентов составил 2482872,92 руб.
Также истцом заявлены требования о взыскании процентов по статье по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 16.02.2019 по дату фактического погашения задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Пунктом 3 упомянутой статьи предусмотрено, что проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Исходя из изложенного выше, учитывая отсутствие доказательств возврата суммы гранта в полном объеме, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 16.02.2019 по день фактического исполнения решения суда, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания с артели процентов за пользование чужим денежными средствами судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном понимании ответчиком норм материального права.
Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения
проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их
исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Перечень участников бюджетного процесса содержит статья 152 Бюджетного кодекса.
К участникам бюджетного процесса относятся: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Таким образом, получатель субсидии, юридическое или физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, фактически получая денежные средства из бюджета, не является "получателем бюджетных средств" в том смысле, который заложен в указанный термин статьей 6 Бюджетного кодекса.
В части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса предусмотрены требования к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим и физическим лицам. В частности эти акты должны содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении. Если получатель субсидии не возвращает денежные средства по требованию контролирующего органа в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом и соглашением о предоставлении субсидии, то орган, выдавший субсидию, принимает меры по взысканию субсидии в судебном порядке.
Бюджетный кодекс на предусматривает начисление процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу пункта 2 статьи 306.1 Бюджетного кодекса такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами Бюджетного кодекса, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий договора от 10.09.2014 N 10 о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Тот факт, что денежные средства были получены кооперативом неправомерно, свидетельствует о возникновении на стороне лица, получившего субсидию, неосновательного обогащения.
При этом не имеет правового значения, что полученные кооперативом денежные средства являлись бюджетными.
В силу пункта 1 статьи 1102 и пункта 2 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку договором, заключенным сторонами, предусмотрена ответственность кооператива за несоблюдение условий договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, следует признать, что требование департамента о взыскании с кооператива процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2019 по делу №А32-32819/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Р.Р. Илюшин
Судьи Н.В. Нарышкина
Т.Р. Фахретдинов