ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-8730/2017 от 12.07.2017 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-7424/2017

14 июля 2017 года                                                                              15АП-8730/2017

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года .

Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2017 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
А.А. Шемшиленко,

при участии:

от АО "Водоканал Ростова-на-Дону": представитель по доверенности от 09.01.2017 Юрканов А.А., паспорт;

от Региональной службы по тарифам Ростовской области: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 22.05.2017 по делу № А53-7424/2017, принятое судьей Пименовым С.В.,
по заявлению акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону"
к заинтересованному лицу Региональной службе по тарифам Ростовской области
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество "Ростовводоканал" (далее – заявитель,
АО "Ростовводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 14.03.2017 № 47 о назначении административного наказания и представления от 14.03.2017 № 417 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2017 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление и представление признаны незаконным и отменены. Решение мотивировано тем, что доказательства применения обществом тарифа на водоотведение в ином размере, чем установлен Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.11.2015 № 72/17, в материалы дела не представлены, в силу того, что суд признал отсутствие в действиях общества состава вменённого административного правонарушения, выданное 14.03.2017 представление № 147 также является незаконным и подлежит отмене.

Не согласившись с принятым судебным актом, Региональная служба по тарифам Ростовской области обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обществом в нарушение Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» с марта 2016 года по июль 2016 года неправомерно выставлены счета на оплату муниципальным учреждениям города Ростова-на-Дону за оказание услуг водоотведения поверхностных сточных вод в отсутствие утвержденных в установленном законом порядке тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод, поскольку расчеты за оказание АО «Ростовводоканал» услуг водоотведения поверхностных сточных вод должны производиться по тарифу, утвержденному в установленном законом порядке. АО «Ростовводоканал» не было представлено в РСТ предложение об установлении тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод на 2016 год, РСТ не устанавливались
АО «Ростовводоканал» тарифы на водоотведение поверхностных сточных вод на 2016 год. Тарифы в сфере водоотведения АО «Ростовводоканал», утвержденные постановлением РСТ от 30.11.2015 № 72/17 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения АО «Ростовводоканал» на 2016 - 2018 годы», установлены РСТ на основании предложения АО «Ростовводоканал» без учета объемов услуг по водоотведению поверхностных сточных вод. В связи с указанным, АО «Ростовводоканал» должно было обратиться в РСТ с предложением об установлении тарифа на водоотведение поверхностных сточных вод.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Региональная служба по тарифам Ростовской области представителя в судебное заседание не направила, о месте, дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, в связи с чем, и на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в их отсутствие.

В судебном заседании представитель акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.11.2015 № 72/17 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 годы.

В Региональную службу по тарифам Ростовской области поступило заявление Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Ростова-на-Дону в связи с выставлением обществом счетов на оплату за приём поверхностных сточных вод.

Региональной службой по тарифам Ростовской области установлено, что в марте-июле 2016 обществом применялся, в частности, по отношению к МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского, тариф за услуги по приёму поверхностных сточных вод в размере 21.89 руб./м.куб.

09.12.2016на основании проведённой проверки, заместителем начальника отдела Региональной службой по тарифам Ростовской области в отношении общества составлен протокол № 147 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

14.03.2016заместителем руководителя Региональной службой по тарифам Ростовской области вынесено постановление №147 о назначении административного наказания, согласно которому обществу назначено административное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в сумме 100 000,0 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 14.03.2017 № 147, АО "Ростовводоканал" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области ценообразования.

Объективная сторона правонарушения выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе других выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

Согласно положениям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Пунктом 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержаться основные понятия: водоотведение - приём, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения -принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), которые регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов, организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Согласно пункту 2 Правил к поверхностным сточным водам относятся принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.

В силу пункта 38 Правил, отведение (приём) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учётом особенностей, установленных Правилами.

Как следует из пункта 39 Правил, договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод.

В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приёма поверхностных сточных вод (пункт 43 Правил).

В соответствии с пунктом 40 Правил зона централизованного водоотведения поверхностных сточных вод определяется органом местного самоуправления в схеме водоснабжения и водоотведения в отношении каждой организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей отведение (приём) поверхностных сточных вод.

При этом, Правилами предусмотрено, что отведение (приём) поверхностных сточных вод может осуществляться без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения (пункт 41).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Утверждённой формой единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объёме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществлять приём сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее -лимиты на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учёта (пункт 1).

Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана, в частности осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункт «р» пункта 12).

Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе, в частности, взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт «д» пункта 13).

В пункте 14 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения определены обязанности абонента, в том числе: в) обеспечивать учёт получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V настоящего договора, и в соответствии с Правилами организации коммерческого учёта воды, сточных вод, если иное не предусмотрено настоящим договором; е) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту; т) соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов абонентов и лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

В пункте 15 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения определены права абонента, в том числе: 15. Абонент имеет право:

Разделом XIII единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения определены условия отведения (приема) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения (настоящий раздел включается в настоящий договор в случае, если организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет прием поверхностных сточных вод, поступающих с земельных участков, из зданий и сооружений, принадлежащих абоненту), согласно которым:

-организация водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с условиями настоящего договора обязуется осуществлять прием поверхностных сточных вод абонента в централизованную (общесплавную, ливневую) систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых поверхностных сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату отведения (приема) поверхностных сточных вод в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором (пункт 48);

-отведение поверхностных сточных вод осуществляется с непосредственным подключением к централизованной системе водоотведения (в случаях, если отведение поверхностных сточных вод осуществляется без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения, слова «с непосредственным подключением» заменяются словами «без непосредственного подключения») (пункт 49);

-сведения о точках приёма поверхностных сточных вод абонента указываются по форме согласно приложению №9 (пункт 50);

-коммерческий учёт принятых организацией водопроводно-канализационного хозяйства поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определённом законодательством Российской Федерации (пункт 51).

Из материалов дела следует, что обществом 27.01.2016 заключены с МБОУ «Школа №92» и 31.12.2015 с МАУ ПКиО им.Н.Островского договоры холодного водоснабжения и водоотведения. Местом исполнения договора стороны определили: пр.Стачки, 195, г.Ростов-на-Дону и пр.Сальмаш 1а, пр.Шолохова, 6, соответственно.

Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения договора составил 25.83 руб./куб.м. Отведение поверхностных сточных вод производится без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения (пункт 50).

Договором установлены условия отведения (приёма) поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, согласно которым МБОУ «Школа №92», как абонент, обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых поверхностных сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить Обществу оплату отведения (приёма) поверхностных сточных вод в установленные договором сроки, размере и порядке (пункт 49).

Пунктом 52 договора стороны определили, что учёт принятых поверхностных сточных вод осуществляется расчётным путём в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Названным договором стороны также определили точки приёма поверхностных сточных вод (пункт 51).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 утверждены Правила организации коммерческого учёта воды, сточных вод (далее -Правила учёта), которые определяют порядок коммерческого учёта воды, сточных вод с использованием приборов учёта, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учёта, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчётным способом в целях расчёта размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведённые), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключённым с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 3 Правил учёта предусмотрено, что коммерческий учёт воды, сточных вод осуществляется путём измерения количества воды и сточных вод приборами учёта (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учёта или расчётным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом №416-ФЗ.

Пунктом 11 статьи 20 Федерального закона №416-ФЗ установлено, что в случае отсутствия у абонента прибора учёта сточных вод объём отведённых абонентом сточных вод принимается равным объёму воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объём поверхностных сточных вод в случае, если приём таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.

Согласно пункту 23 Правил учёта при отсутствии у абонента прибора учёта или неисправности прибора учёта (в том числе при демонтаже прибора учёта в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учёта, объём отведённых абонентом сточных вод принимается равным объёму воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определённому расчётным способом в соответствии с разделом 3 Правил. При этом учитывается объём поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 Правил учёта, в случае, если приём таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения.

В соответствии с пунктом 25 Правил учёта, коммерческий учёт поверхностных сточных вод осуществляется расчётным способом в соответствии с методическими указаниями по расчёту объёма принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 17.10.2014 №639/пр (зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2015 №36194) утверждены Методические указания по расчёту объёма принятых (отведенных) поверхностных сточных вод (далее - Методические указания), которыми определён порядок коммерческого учёта поверхностных сточных вод (далее также - стока), принятых (отведённых) в централизованную систему водоотведения.

Согласно пункту 3 Методических указаний, атмосферные осадки отводятся в централизованные системы водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при отсутствии подключения дренажей, через неплотности, негерметичные соединения элементов, трещины и отверстия, образующиеся как в процессе эксплуатации существующих канализационных сетей, так и при строительстве новых сетей), а также дренажных вод (грунтовых (подземных) вод, поступающих в централизованные системы водоотведения при подключении к ним дренажей).

Пунктом 4 Методических указаний определено, что количество атмосферных осадков (суточные, месячные, сезонные и годовые слои), сведения по температуре, влажности воздуха определяются по информации, получаемой от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо в соответствии со стандартами по строительной климатологии. При несоответствии данных, полученных из указанных выше источников, применяются данные, полученные из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении.

При определении объёмов дождевых сточных вод учитывается количество атмосферных осадков, выпадающих в теплый период года (с апреля по октябрь), при определении объёмов талого стока учитывается количество атмосферных осадков, выпадающих в холодный период года (с ноября по март) (пунктом 5 Методических указаний).

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний, организации водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения, в расчётах с абонентами при определении объёмов поверхностного стока за календарный месяц используют информацию по фактическому слою выпавших атмосферных осадков, получаемую от Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в том числе в виде данных из Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, её загрязнении, иных организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (в том числе по среднемесячным данным за последние 3 года), либо данные из стандартов по строительной климатологии.

Согласно пункту 11 Методических указаний, при наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признаётся находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.

При расчёте объёмов поверхностных сточных вод, принимаемых от абонентов, в данном случае, МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского, общество учитывало информацию, указанную в заключённых договорах в указанными абонентами, а также полученную от Федерального государственного бюджетного учреждения «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».

Пунктом 2 договоров холодного водоснабжения, заключенными обществом с МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского, датой начала подачи холодной воды и приёма сточных вод является 01.01.2016.

Расчёт объёма принятых от абонентов поверхностных сточных вод произведён обществом в марте 2016 года (объём талого стока) по формуле, указанной в пункте 16 Методических указаний: слой атмосферных осадков по месяцам холодного периода (ноябрь - март, талый слой), на основании сведения о количестве выпавших осадков за март 2016, полученных от ФГБУ «Северо-Кавказское УГСМ» письмом от 01.04.2016 №1/8-12/1378; площадь земельного участка (территории), принадлежащего абоненту, с которого осуществляется сброс поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения, в том числе неорганизованный сброс поверхностных сточных вод (сброс в централизованную систему водоотведения дождевых, талых и поливомоечных вод за пределы территорий абонентов и иных лиц с последующим их поступлением по естественному уклону местности в централизованную систему водоотведения или в водный объект, в том числе, через канализованные территории других абонентов); коэффициент талого стока; коэффициент, учитывающий частичный вывоз и уборку снега.

Таким образом, обязанность абонентами - МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского, по оплате услуг обществу за приём с территорий абонентов поверхностных сточных вод, предусмотрена заключёнными договорами холодного водоснабжения и водоотведения. Положения заключённых обществом с МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского договоров, сторонами не оспорены.

Доказательства того, что на   территории г. Ростова-на-Дону существует комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки только поверхностных сточных вод, в материалы дела не представлены.

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э (зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2014 №31412) утверждены Методические указания по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение и транспортировку сточных вод рассчитываются в виде одного из следующих вариантов: одноставочных; двухставочных; многоставочных тарифов (дифференцированных по объёмам потребления воды).

Согласно пункту 106 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы в сфере водоотведения по решению органа регулирования могут устанавливаться дифференцированно с учётом следующих параметров:

а)        наличие нескольких технологически не связанных между собой
централизованных систем водоотведения;

б)        категории сточных вод: жидкие бытовые отходы; поверхностные сточные воды; хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов; сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов; сточные воды, отводимые иными абонентами;

в)        объёма отводимых сточных вод.

Дифференциация по объёму сточных вод может производиться, в том числе по объёму сточных вод, отводимого в пределах норматива водоотведения по объёму сточных вод и сверх такого норматива.

В случае принятия решения о дифференциации тарифов по технологически не связанным между собой централизованным системам водоотведения орган регулирования принимает решение об установлении тарифа (одноставочного или двухставочного) отдельно в каждой централизованной системе водоотведения, исходя из расходов на осуществление регулируемого вида деятельности в каждой централизованной системе водоотведения (пункт 107 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).

Согласно пункту 108 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, при дифференциации тарифов по категориям сточных вод при расчёте в формуле используются показатели объёма воды для выбранной категории сточных вод, определяемые на основе фактических данных.

Доказательства того, что имеется официальные, либо расчётные сведения объема воды для выбранной категории сточных вод, определяемого на основе фактических данных, в городе Ростове-на-Дону, как и возможность установления тарифа на услуги по приёму поверхностных сточных вод от абонентов, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, в материалы дела не представлено.

Таким образом, обществом осуществлялось выполнение обязанностей в пределах полномочий и прав, определенных договором холодного водоснабжения и водоотведения, в данном случае, заключённых с МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского, в пределах установленного тарифа для водоотведения с учётом расчётных показателей объёма поверхностных сточных вод при эксплуатации единой системы водоотведения, технологически не позволяющей разделения систем водоотведения, в том числе, системы водоотведения поверхностных сточных вод, в связи с чем, довод Региональной службы по тарифам Ростовской области о том, что с марта 2016 года по июль 2016 года неправомерно выставлены счета на оплату муниципальным учреждениям, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обязательства абонентов по оплате ПСВ возникают на основании договоров и в силу требований действующего законодательства,возможные ошибки при расчете объема ПСВ не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 14.6 КоАП, так как не являются нарушением порядка ценообразования.

Доказательства того, что поверхностные сточные воды не попадают в эксплуатируемую обществом централизованную систему водоотведения, в том числе по абонентам МБОУ «Школа №92» и МАУ ПКиО им.Н.Островского, административным органом в материалы дела не представлены.

Доказательства получения обществом компенсации по приёму и транспортировке поверхностных сточных вод посредством эксплуатируемой централизованной системой водоотведения, в материалы дела также не представлено.

Таким образом, обществом обоснованно осуществлялось исчисление абонентам платы за услуги по приёму поверхностных сточных вод в соответствии с установленным тарифом в сфере холодного водоснабжения и водоотведения - 21.89 руб/куб.м.

Доказательства применения обществом тарифа на водоотведение в ином размере, чем установлен Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.11.2015 №72/17, в материалы дела не представлены.

Довод Региональной службы по тарифам по Ростовской области о том, что АО «Ростовводоканал» должно было обратиться в РСТ с предложением об установлении тарифа на водоотведение поверхностных сточных вод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку учитывая требования Методических указаний, общество не могло осуществить дифференциацию тарифов на водоотведение по категории сточных вод, а также представить предложение об установлении тарифов на водоотведение поверхностных сточных вод в связи с тем, что АО «Ростовводоканал» эксплуатирует единую систему водоотведения, технологически не предназначенную для выделения различных систем водоотведения, в том числе и водоотведения поверхностных сточных вод.

При этом тарифы на водоотведение формируются АО «Ростовводоканал» с учетом всех экономически обоснованных расходов общества на эксплуатацию единой технологической системы по приему, транспортировке и очистки всех видов сточных вод, включая ПВС.

Таким образом, довод о том, что тарифы на водоотведение на основании предложения АО «Ростовводоканал» на 2016-2018гг. установлены органом регулирования без учета объемов услуг по водоотведению поверхностных сточных вод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В силу того, что судом первой инстанции признано отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, выданное 14.03.2017 представление №147 также является незаконным и подлежит отмене.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.05.2017 по делу
№ А53-7424/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных  частью 4 статьи 288 Кодекса.

Председательствующий                                                                              М.В. Соловьева

Судьи                                                                                                               Н.Н. Смотрова

                                                                                                               Г.А. Сурмалян