ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-49152/2021
24 июня 2022 года 15АП-8996/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от ООО «Кубань Карьер»: представитель ФИО2 по доверенности от 20.10.2021, удостоверение;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел»: представитель ФИО3 по доверенности от 29.03.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы веб-конференции апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.04.2022 по делу № А32-49152/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кубань Карьер»
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
при участии третьего лица: Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
о признании незаконным уведомления об отказе в предоставлении права пользования участком недр для геологического изучения; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Кубань карьер», ст. Староминская, район Староминской, Краснодарский край (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, г. Краснодар (далее по тексту - министерство) с заявлением с требованием признать незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, содержащимся в Уведомлении об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края от 22.07.2021 № 202-03.5-09-20227/21. Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кубань Карьер» путем повторного рассмотрения заявления от 02.07.2021 №202-28177 на получение право пользования участком недр местного значения участок Троицкий, расположенный в русле реки Кубань на территории МО Крымский район Краснодарского края расположенного в пределах кадастровых кварталов с номерами 23:27:1401000, 23:15:054000, для геологического изучения в целях поисков и оценки песка строительного, с учетом доводов заявления по настоящему делу, и в случае отсутствия других оснований для отказа, предоставить ООО «Кубань Карьер» право пользования недрами (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 признано незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, содержащееся в уведомлении от 22.07.2021 № 202-03.5-09-20227/21 «Об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края». Суд обязал Министерство природных ресурсов Краснодарского края устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кубань карьер» путем повторного рассмотрения заявления от 02.07.20121 №202028177 на получение права пользования участком недр местного значения «Троицкий» для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края, расположенного в пределах кадастровых кварталов с номерами 23:27:1401000, 23:15:054000, и в случае отсутствия других оснований для отказа, предоставить право пользования недрами.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно информации КубБВУ устройство участка недр для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождения строительного песка на участке «Троицкий» МО Крымский район Краснодарского края, не отрицает возможности возникновения негативных последствий, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений противопаводковой системы реки Кубань, а также возможном изменении состояния берегов реки Кубань на вышерасположенном участке. Предоставление в пользование участков недр, в том числе на длительный срок (5 лет), в границах водных объектов приведет к существенному ухудшению экологической обстановки, причинению существенного ущерба государству, что является грубым нарушением требований закона. Министерство ссылается на предостережение прокуратуры Краснодарского края от 10.12.2018 №7/3-13-2018, где указано, что при предоставлении права пользования участками недр местного значения для их геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых указанная деятельность вопреки требованиям статьи 55, 65 Водного кодекса Российской Федерации приведет к загрязнению и истощению вод, деградации, водных объектов и несоблюдению, установленных ограничений по использованию водоохранных зон.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Кубань Карьер» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Министерства природных ресурсов Краснодарского края поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ООО «Кубань Карьер» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, общество 02.07.2021 обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением на получение права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края, в котором просило предоставить право пользования участком недр местного значения «Троицкий» для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края, расположенного в пределах кварталов с номерами 23:27:1401000, 23:15:054000 с указанием географических координат крайних, угловых точек участка недр предоставленных в таблице (Система координат ГСК -2011) с приложением соответствующих документов.
Министерством природных ресурсов по заявлению общества было принято решение от 22.07.2021 №202-03.5-09-20227/21 было отказано в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края.
Решение принято по основаниям со ссылкой на статью 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», согласно которой пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей среды.
Так по информации, предоставленной Кубанским БВУ от 30.04.2021 №202 -20013/21, устройство участка недропользования для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения строительного песка на Троицком участке МО Крымский район Краснодарского края не отрицает возможности возникновения негативных последствий, связанных с безопасностью гидротехнических сооружений противопаводковой системы реки Кубань на вышерасположенном участке.
Кроме того, целевой показатель по изъятию речных наносов, согласно схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Кубань, на участке р. Кубань от Тиховского г/у до устья составляет 6,61тыс.м куб./год.
Также, согласно предостережению прокуратуры Краснодарского края от 10.12.2018 №7/3-13-2018 предоставление права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях оценки месторождений полезных ископаемых в водных объектах не представляется возможным в связи с отсутствием правовых оснований.
С учетом указанных обстоятельств министерством направлено обществу уведомление от 22 июля 2021 г. № 202-03.5-09-20227/21 об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края.
Не согласие с указанным уведомлением послужило основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 статьи 198 АПК РФ).
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Согласно пунктов 2 и 3 статьи 6 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра могут предоставляться для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для разведки и добычи полезных ископаемых.
Исходя из положений части 5 статьи 7 Закона РФ «О недрах» геологическое изучение представляет из себя такой вид пользования недрами, при котором пользование недрами осуществляется без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон №2359-1) право пользования недрами, включая геологическое изучение, удостоверяется лицензий на пользование недрами.
Согласно статьи 29 Закона №2395-1 добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов с получением заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и постановкой запасов полезных ископаемых (месторождения) на государственный баланс.
В силу положений статьи 18 Закона № 2395-1 участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, предоставляются в пользование в соответствии с порядком, определенным законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 3 статьи 6 Закона 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом.
В соответствии со статьей 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 года№ 2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 5 Закона о недрах).
Согласно статьи 18 Закона о недрах, участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанным законом, вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр местного значения находятся в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти Краснодарского края.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 №1250 Министерство является органом государственной власти, уполномоченным в сфере регулирования отношений недропользования на территории Краснодарского края, в том числе распоряжается совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Краснодарского края, формирует совместно с Российской Федерацией региональные перечни полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставляет права пользования участками недр местного значения;
В Краснодарском крае отношения по геологическому изучению и в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытых месторождений на территории Краснодарского края регулируются Законом Краснодарского края от 19.06.2020 №4309-КЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края».
Согласно подпункта г) пункта 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 16.06.2020 N 4309-КЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края» основанием предоставления права пользования участками недр является, в том числе решение уполномоченного органа о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
В силу части 1 статьи 8 Закона Краснодарского края от 16.06.2020 N 4309 -КЗ, право пользования участками недр местного значения для их геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытых месторождений при установлении факта их открытия пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению таких участков недр местного значения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, предоставляются уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 9 Закона Краснодарского края от 16.06.2020 N 4309-КЗ, для получения права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых заинтересованный субъект предпринимательской деятельности представляет в уполномоченный орган заявление на получение права пользования участком недр местного значения.
Заявление на получение права пользования участком недр местного значения должно содержать:
1) полное наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество (при
наличии) индивидуального предпринимателя;
2) адрес места нахождения юридического лица или адрес места жительства
индивидуального предпринимателя;
сведения о местоположении участка недр местного значения;
сведения о виде общераспространенного полезного ископаемого, в отношении которого будет осуществляться геологическое изучение;
сведения о прогнозных ресурсах общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся в границах участка недр (при наличии таких сведений).
К заявлению на получение права пользования участком недр местного значения должны прилагаться:
заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия учредительного документа юридического лица;
заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия договора о совместной деятельности (простое товарищество), если заявление подается от простого товарищества, а также согласие всех участников простого товарищества на получение права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения или доверенность от всех участников простого товарищества на одного из участников простого товарищества, являющегося заявителем, на ведение дел от простого товарищества;
3) данные о наличии у заявителя необходимых финансовых средств для
эффективного и безопасного проведения работ:
а) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке
копия заключения аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности
заявителя за год, предшествующий подаче заявления, если в соответствии с
законодательством Российской Федерации заявитель подлежит обязательному аудиту;
б) выписка из банковского (расчетного) счета заявителя, полученная не ранее чем за
30 дней до даты подачи заявления, при наличии у заявителя банковского (расчетного)
счета;
4) данные о наличии у заявителя необходимых технических средств для
эффективного и безопасного проведения работ:
а) перечень материальных и технических средств, использование которых
планируется при проведении работ, связанных с пользованием недрами, доказательство
их принадлежности заявителю либо лицу, привлекаемому для осуществления работ,
связанных с пользованием недрами;
б) заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке
копии договоров на проведение отдельных работ, связанных с пользованием недрами, в
случае, если заявитель планирует привлекать третьих лиц для осуществления работ на
участке недр местного значения;
5) данные о наличии у заявителя квалифицированных специалистов:
а) сведения о кадровом составе заявителя, привлекаемого для осуществления работ, связанных с пользованием недрами;
6) сведения о квалификации специалистов, которые будут непосредственно
осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, подтвержденные документами
о профессиональном образовании, профессиональной переподготовке и повышении
квалификации, документами о допуске к определенным видам работ, если в соответствии
с законодательством Российской Федерации для осуществления указанными
специалистами видов работ, связанных с пользованием недрами, требуется наличие
указанных документов.
Срок рассмотрения представленных заявления на получение права пользования участком недр местного значения и документов на получение права пользования участком недр местного значения с целью геологического изучения не может превышать 90 дней со дня их поступления в уполномоченный орган.
Рассмотрение представленных заявления на получение права пользования участком недр местного значения и документов на получение права пользования участком недр местного значения осуществляется экспертной комиссией, состав и порядок деятельности которой утверждается уполномоченным органом.
В порядке, утвержденном уполномоченным органом, по результатам рассмотрения экспертной комиссией заявления на получение права пользования участком недр местного значения и документов на получение права пользования участком недр местного значения, уполномоченный орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения.
В соответствии со статьей 11 Закона Краснодарского края от 16.06.2020 N 4309 -КЗ, отказ в предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых либо для разведки и добычи открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению данного участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, следует в следующих случаях:
1)заявление на получение права пользования участком недр местного значения подано с нарушением требований, установленных настоящим Законом;
2)заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;
3)заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;
4)если в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Вышеперечисленный перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Согласно статьи 8 Закона № 2395 -1 пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.
Как усматривается из материалов дела обществом испрашивалось разрешение на право пользования участком недр местного значения «Троицкий» для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края, расположенного в пределах кварталов с номерами 23:27:1401000, 23:15:054000 с указанием географических координат крайних, угловых точек участка недр предоставленных в таблице (Система координат ГСК -2011), которое расположено в русле реки Кубань, что сторонами не оспаривалось.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон «О недрах»).
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ Река относится к водотокам.
В силу положений статьи 25.1 Закона РФ «О недрах» водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с водным законодательством.
Водные объекты могут предоставляться в пользование в целях разведки и добычи полезных ископаемых (пункт 6 части 3 статьи 11, статья 52 Водного кодекса РФ).
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность получения права пользования недрами, как в границах земельного участка, так и в границах водного объекта.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что нахождение участка недр в водном объекте не является основанием для отказа в предоставлении права пользования недрами, так как такого основания для отказа не содержится в статьи 14 Закона РФ «О недрах» и статье 11 Закона Краснодарского края № 43 09-КЗ от 19.06.2020 г. «О регулировании отдельных отношений в сфере недропользования на территории Краснодарского края», которые устанавливают основания для отказа в предоставлении права пользования недрами. Кроме того, общество просило предоставить ему право пользования участком недр не для добычи полезных ископаемых, а для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Апелляционной коллегией не принимается довод Министерства о том, что пользование недрами в водном объекте может привести к негативному воздействию вод, в том числе в связи с возможным разрушением гидротехнических сооружений и берегов реки Кубань, ссылаясь на ответ, предоставленный по запросу о предоставлении информации Министерства Кубанским Бассейновым водным управлением (Кубанское БВУ) от 30.04.2021 №03-06/2409 касающейся Троицкого участка недр. Из указанного ответа следует о невозможности предоставления водного объекта для геологического изучения.
Предоставление права пользования участком недр, в том числе участком недр местного значения, является основанием для оформления права пользования водным объектом, посредством получения решения о предоставлении водного объекта (пункт 6 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ).
Согласно части 2 статьи 21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти на территории Краснодарского края является министерство в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 26 Водного кодекса РФ и подпункта 2 пункта 3.11 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года №1250.
Порядок предоставления водных объектов и их частей в пользование регулируется Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 844 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил для получения водного объекта в пользование необходимо подать заявление о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно положений пунктов 10 и 13 Правил к заявлению в числе прочего должна прилагаться информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации и лицензия на право пользования недрами.
Согласно пункта 20 Правил министерство рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства; выполняет расчет параметров водопользования; определяет условия использования водного объекта; обеспечивает согласование в электронном виде или на бумажном носителе условий использования водного объекта с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности на соответствие схемам территориального планирования - в случае, если акватория водного объекта прилегает к землям населенных пунктов.
На основании вышеизложенного, вопрос о возможном негативном воздействии вод в результате осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами, в том числе оценка достаточности водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта, которые должен осуществлять водопользователь, являющийся одновременно недропользователем, происходит на этапе разрешения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
В силу положений статей 23.2 и 36.1 Закона РФ «О недрах» работы по геологическому изучению недр и работы по разведке и добыче полезных ископаемых осуществляются в соответствии с проектной документацией, которая в случае с проектной документацией на геологическое изучение недр подлежит экспертизе (согласованию) с ФГКУ «Росгеолэкспертиза» (Роснедра) (пункт 2 Правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, утвержденных приказом Минприроды России от 14 июня 2016 года № 352), а в случае с техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых подлежит согласованию с министерством (абз. 2 пункта 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 марта 2010 года № 118, пункт 3.14 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 года № 1250).
Конкретные виды работ и мероприятий, связанных с пользованием недрами, отражаются в проектной документации на пользование недрами. Сообразно им водопользователем (недропользователем) должны проводится водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов (статьи 7.1, 55 Водного кодекса РФ).
Согласно пункта 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2020 № 1391, мероприятия по охране поверхностного водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заинтересованного лица о возможном нарушении целостности гидротехнических сооружений и берегов водного объекта в результате пользования недрами на рассматриваемом участке недр местного значения, так как вид пользования недрами, как геологическое изучение не допускает добычи полезных ископаемых.
Согласно статьи 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:!) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; 2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; 3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов и представляющие собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов); 4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности; 5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта Российской Федерации; 6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей; 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Согласно п. 3 статьи 1 Водного Кодекса РФ водные ресурсы - это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Министерство, отказав в предоставлении обществу права пользования участком недр местного значения (участок Троицкий, расположенный в русле реки Кубань на территории МО Крымский район) для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых нарушило законодательство «О недрах».
Апелляционной коллегией также не принимается ссылка Министерства на предостережение прокуратуры Краснодарского края от 10.12.2018 №7/3-13-2018, где указано, что при предоставлении права пользования участками недр местного значения для их геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых указанная деятельность вопреки требованиям статьи 55, 65 Водного кодекса Российской Федерации приведет к загрязнению и истощению вод, деградации, водных объектов и несоблюдению, установленных ограничений по использованию водоохранных зон.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый участок недр не находится в водоохранной зоне, а требования статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации устанавливающие требование к охране водных объектов при их использовании не имеют относимости в данном случае.
Материалами дела подтверждается, что заинтересованное лицо, приняв уведомление об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края от 22.07.2021г., создало обществу препятствие для осуществления предпринимательской деятельности в виде геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения строительного песка, чем нарушило охраняемые права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности;
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В целях устранения нарушенных прав и законных интересов общества, суд, не подменяя государственный орган, уполномоченный на рассмотрение вопроса о лицензировании деятельности по добыче полезных ископаемых обязывает орган рассмотреть повторно заявление общества о выдаче лицензии и приложенные к нему документы с учетом настоящего выводов суда при рассмотрении настоящего дела.
Принимая решение, суд исходит из того, что заявителем в полной мере обоснованы заявленные требования, а также из того, что заинтересованным лицом документально не подтверждены контрдоводы, изложенные в отзыве на заявление, соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ министерством не подтверждено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование заявителя о признании незаконным решение Министерства природных ресурсов Краснодарского края, содержащимся в уведомлении об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Краснодарского края от 22.07.2021 № 202-03.5-09-20227/21 и обязании Министерства природных ресурсов Краснодарского края устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Кубань-Карьер» путем повторного рассмотрения заявления от 02.07.2021г. № 202 -28177 на получение права пользования участком недр местного значения участок Троицкий, расположенный в русле реки Кубань на территории МО Крымский район Краснодарского края расположенного в пределах кадастровых кварталов с номерами 23:2761401000, 23:15:05400, для геологического изучения в целях поисков и оценки песка строительного, с учетом доводов заявления по настоящему спору, и в случае отсутствия других оснований для отказа, предоставить ООО «Кубань Карьер» право пользования недрами подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.04.2022 по делу
№ А32-49152/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи И.Н. Глазунова
С.В. Пименов