ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9001/20 от 16.07.2020 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-9560/2020

23 июля 2020 года                                                                              15АП-9001/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2020 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филимоновой С.С.,

судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от заявителя: представитель Стадникова Ю.В. по доверенности от 13.04.2020,

от заинтересованного лица: представитель Петросян Р.Л. по доверенности от 02.06.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.05.2020 по делу № А32-9560/2020
по заявлению Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа "Восход" Белоглинского района
к заинтересованному лицу Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании недействительным и отмене представления

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивная школа «Восход» Белоглинского района (далее – заявитель, учреждение, МБУ «Спортивная школа «Восход» Белоглинского района) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – заинтересованное лицо, департамент) о признании недействительным и отмене представления № 189-048/5 от 09.01.2020.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2020 заявленные требования удовлетворены в части вывода о причинении ущерба бюджету Краснодарского края на сумму 386 000 руб.; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), просил решение отменить.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что неправомерное расходование средств, поступивших из краевого бюджета, на оплату тренажеров, которые отсутствовали в Спецификации к контракту, указывает на причинение ущерба Краснодарскому краю на дату совершения соответствующей расходной операции - 22.11.2019 (оплата ненадлежащих тренажеров). Оплата заявителем поставленного оборудования, не входящего в состав Спецификации, а также установленный проверкой факт недостачи оборудования, с учетом разъяснений, данных в письмах Минфина России от 22.07.2014 № 02-10-10/35885, от 14.07.2014 № 02-10-09/34216, квалифицируется в качестве ущерба. Устранение ущерба до даты вынесения оспариваемого представления не указывает на неправомерность вывода о наличии такого ущерба, поскольку иная оценка таких обстоятельств расходится с основополагающими целями и задачами государственного финансового контроля. То обстоятельство, что ущерб был устранен заявителем, послужило основанием для вынесения представления об устранении только причин и условий допущенного бюджетного нарушения в соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ.

Учреждение с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, выездной проверкой по вопросу соблюдения бюджетного законодательства за 2017-2018 годы, истекший период 2019 года, проведенной Департаментом финансово - бюджетного надзора Краснодарского края, в отношении муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа «Восход» установлено нарушение требований пункта 1.2 подпунктов 1.1.3 и 1.1.4 Соглашения о порядке и условиях предоставления в 2019 году из муниципального бюджета иных целевых субсидий МБУ СШ «Восход» в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта» в МО Белоглинскии район от 24.01.2019 года № 1, пункта 7.2 и подпункта 4.3.1 и 4.3.2 Муниципального контракта на поставку товара для муниципальных нужд от 05.08.2019 года № 77, путем оплаты поставщику полной стоимости товара, в том числе двух единиц не поставленного поставщиком оборудования (не соответствующего техническим и функциональным параметрам товара изложенным в позициях № 9, 10 спецификации к Муниципальному контракту от 05.08.2019 года № 77) на общую сумму 386 000 рублей из средств полученных МО Белоглинский район в рамках Соглашения о предоставлении субсидий из бюджета субъекта РФ местному Краснодарского края на указанную сумму.

Департамент пришел к выводу о том, что действия учреждения, выразившиеся в производстве оплаты за товар, не поставленный поставщиком в рамках контракта от 05.08.2019 года № 77, нанесли ущерб бюджету Краснодарского края на общую сумму 386 000 рублей.

По результатам проведенной проверки ответчиком составлен акт выездной проверки от 13.12.2019, а также в отношении руководителя МБУ «Спортивная школа «Восход» Белоглинского района Мишенина А.В. вынесено представление от 09.01.2020 года № 19-048/5.

На основании вышеуказанного представления заявитель обязан не позднее 10.02.2020 принять меры по устранению причин и условий установленного бюджетного нарушения.

Не согласившись с представлением департамента, содержащим выводы о причинении бюджету Краснодарского края ущерба в сумме 386 000 рублей, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации установлены статьей 269.2 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).

Пунктом 1.1 Положения о Департаменте финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 17 февраля 2006 года № 100, предусмотрено, что Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять внутренний государственный финансовый контроль в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 1.3 Порядка осуществления Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22 апреля 2014 года № 369 в сфере бюджетных правоотношений департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края осуществляет, в том числе контроль за:

- соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из краевого бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных контрактов;

- соблюдением целей, порядка и условий предоставления из краевого бюджета межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты.

В силу части 2 статьи 270.2 БК РФ представление является документом обязательным к рассмотрению. Результаты его рассмотрения должны быть предоставлены в орган государственного финансового контроля в указанные в нем сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Статьей 34 БК РФ предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статьей 306.1 БК РФ, определено понятие бюджетного нарушения, а именно совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Материалами дела подтверждается, что между администрацией МО Белоглинский район и Министерством физической культуры и спорта Краснодарского края заключено Соглашение от 14.06.2019 года № 03607000-1-2019-003, предметом которого является предоставление в 2019 году бюджету Белоглинского муниципального образования субсидий в целях софинансирования расходных обязательств в рамках реализации регионального проекта «Спорт-норма жизни».

В рамках исполнения вышеуказанного Соглашения отделом по физической культуре и спорту администрации и МБУ СШ «Восход» заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления в 2019 году из муниципального бюджета иных целевых субсидий МБУ СШ «Восход» в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта» в МО Белогинский район от 24.01.2019 года № 1. Предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления субсидий на основании Постановления администрации МО Белоглинский район от 12.09.2014 года № 353 «Об утверждении программы «Развитие физической культуры и спорта» МО Белоглинский район.

Реализуя вышеуказанные мероприятия, на финансовое обеспечение которых предоставлены средства краевого и местного бюджета, между МБУ СШ «Восход» и ООО «Фобилдинг - строительные материалы» заключен муниципальный контракт на поставку товара для муниципальных нужд от 05.08.2019 года № 77 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1.контракта, поставщик обязуется поставить, а покупатель принять и оплатить спортивно-технологическое оборудование для создания малых спортивных площадок, в количестве и с характеристиками согласно спецификации. 18.11.2019 года в соответствии с Актом приема-передачи ООО «Фобилдинг-строительные материалы» передано, а комиссией МБУ СШ «Восход» получено спортивное оборудование согласно товарной накладной от 18.11.2019 года № 1688, оплата за поставленное оборудование произведена на основании платежного поручения от 22.11.2019 года № 17667 в сумме 3 288 972,50 рублей.

В рамках проведенных Департаментом контрольных мероприятий при визуальном осмотре спортивно-технологического оборудования приобретенного в рамках контракта установлено отсутствие поставленного ООО «Фобилдинг-строительные материалы» спортивно-технологического оборудования в количестве 2-х единиц на общую сумму 386 000 рублей, а именно «Уличный тренажер «Жим лежа» в количестве 1 штука, стоимостью 189 000 рублей, «Уличный тренажер «Жим от плеч» в количестве 1 штука, стоимостью 197 000 рублей, которые были оплачены заказчиком и включены в товарную накладную от 18.11.2019 года № 1688. Вместо вышеуказанных тренажеров были обнаружены другие уличные тренажеры не соответствующие спецификации, чем были нарушены пункты 1.1, 4.1.2 и 4.1.8 контракта от 05.08.2019 года № 77.

Вышеуказанные уличные тренажеры возвращены представителю поставщика на основании акта возврата от 11.12.2019 г., однако в нарушение требований, установленных пунктом 4.1.3 контракта от 05.08.2019 № 77, поставщиком ООО «Фобилдингстроительные материалы» выявленные недостатки устранены через 19 дней (11.12.2019 года), вместо установленного контрактом 3-х дневного срока с момента заявления о них заказчиком (22.11.2019 года).

Материалами дела подтверждается, что заявителем 18.11.2019 года при приемке спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, не приняты достаточные меры по проверке соответствия поставленного оборудования спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта от 05.08.2019 года № 77.

На момент проведения проверки уличные тренажеры в количестве 2-х единиц на общую сумму 386 000 рублей, а именно «Уличный тренажер «Жим лежа» в количестве 1 штука, стоимостью 189 000 рублей, «Уличный тренажер «Жим от плеч» в количестве 1 штука, стоимостью 197 000 рублей, оплаченные заявителем, не были поставлены ООО «Фобилдинг-строительные материалы», вместо данного оборудования поставлены другие уличные тренажеры, не предусмотренные спецификацией.

Таким образом, МБУ «Спортивная школа «Восход» Белоглинского района допущены нарушения пунктов 1.1, 4.1.2 и 4.1.8 контракта, пункта 1.2 подпунктов 1.1.3 и 1.1.4 Соглашения о порядке и условиях предоставления в 2019 году из муниципального бюджета иных целевых субсидий МБУ СШ «Восход» в рамках реализации муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта» в МО Белоглинский район от 24.01.2019 г. № 1, что можно квалифицировать в качестве бюджетного нарушения.

Следовательно, у Департамента имелись законные основания для составления в отношении заявителя акта выездной проверки от 13.12.2019 года и вынесения оспариваемого представления от 09.01.2020 года № 19-048/5.

Вместе с тем, суд первой инстанции указал, что выводы о причинении заявителем бюджету Краснодарского края ущерба в сумме 386 000 рублей, содержащиеся в представлении от 09.01.2020 года № 19-048/5, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат требования Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду следующего.

Частью 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 34 БК РФ предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В заключительной части акта выездной проверки от 13.12.2019 года указано, что в ходе контрольных мероприятий недостача оборудования (уличные тренажеры) устранена.

Материалами дела подтверждается, а также не оспаривается сторонами, что недостача оборудования (уличные тренажеры) устранена заявителем 11.12.2019 года, следовательно, на момент составления акта выездной проверки от 13.12.2019 года и вынесения оспариваемого представления от 09.01.2020 года № 19-048/5, отсутствовал какой-либо ущерб, причиненный заявителем бюджету Краснодарского края. То есть на момент вынесения оспариваемого представления Департамент обладал информацией об отсутствии такого ущерба, однако указал на необходимость в срок до 10.02.2020 года устранить причины и условия бюджетного нарушения, в том числе по причинению ущерба бюджету Краснодарского края в сумме 386 000 рублей.

Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции посчитал, что у департамента отсутствовали законные основания для изложения в оспариваемом представлении выводов о причинении заявителем ущерба бюджету Краснодарского края в сумме 386 000 рублей.

Следовательно, оспариваемое представления от 09.01.2020 года № 19-048/5 в части вышеуказанных выводов противоречит требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы МБУ «Спортивная школа «Восход» Белоглинского района. В остальной части данное представление является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы учреждения.

Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.

Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.

Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2020 по делу
№ А32-9560/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий                                                           С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             С.В Пименов

М.В. Соловьева