ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А53-720/2021
29 июня 2021 года 15АП-9248/2021
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от АО «Теплокоммунэнерго»: представитель ФИО1 по доверенности от 11.01.2021, ордер №38375 от 23.06.2021, удостоверение;
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 08.04.2021 по делу № А53-720/2021
по заявлению акционерного общества «Теплокоммунэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными требования и уведомления, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Теплокоммунэнерго» (далее – заявитель,
АО «Теплокоммунэнерго», общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону (далее – департамент) о возврате суммы субсидии в размере 2 944 439,74 руб., изложенное в письме №59.62-3868/6 от 18.11.2020; уведомления о приостановлении субсидии, направленное письмом №59.62-4337/6 от 21.12.2020; об обязании возвратить сумму субсидии за второе полугодие 2019 г. в размере 2 944 439,74 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2021 признано незаконным требование Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о возврате субсидии в размере 2 944 439,74 руб. в редакции письма №59.62-3868/6 от 18.11.2020. Суд признал незаконным уведомление Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о приостановлении выплаты субсидии в редакции письма 59.62-4337/6 от 21.12.2020. Суд обязал Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону возвратить акционерному обществу «Теплокоммунэнерго» сумму субсидии за второе полугодие 2019 года в размере 2 944 439,74 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону «Чехов» обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что письмами МКУ «УЖКХ» районов от 16.10.2020, от 05.10.2020, от 08.10.2020, от 07.10.2020, от 09.10.2020, от 08.10.2020, от 09.10.2020, от 07.10.2020 в департамент представлены списки потребителей, объемы по которым теплоснабжающей организацией
АО «Теплокоммунэнерго» не подтверждены, с указанием объемов и разбивкой помесячно. В связи с неподтвержденным объемом поставки тепловой энергии физическим лицам АО «Теплокоммунэнерго» за 2 полугодие 2019 произведена корректировка суммы возврата предъявленной АО «Теплокоммунэнерго», которая составляет 2 944 439, 74 руб. МКУ «УЖКХ» имели правовые основания признать объемы, не оплаченные в течение отчетного периода (6 месяцев) потребителями, как неподтвержденные по формам отчетности, установленными Департаментом, как Главным распорядителем бюджетных средств. Со стороны
АО «Теплокоммунэнерго» к установленным формам отчетности замечаний и предложений не последовало.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество «Теплокоммунэнерго» просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО «Теплокоммунэнерго» возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации
г. Ростова-на-Дону от 24.04.2019 №327 утверждено Положение о порядке предоставления теплоснабжающим организациям субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году, с целью ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году за фактически поставленную населению тепловую энергию и теплоноситель для отопления и горячего водоснабжения на возмещение недополученных в 2019 году доходов в случае превышения тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области.
Предоставление субсидий теплоснабжающим организациям в 2019 году производится главным распорядителем бюджетных средств по жилищно-коммунальному хозяйству города Ростова-на-Дону - Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону и главным распорядителем средств областного бюджета - Правительством Ростовской области в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Акционерное общество «Теплокоммунэнерго» зарегистрировано в статусе юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности которого, является производство и поставка тепловой энергии.
Таким образом, акционерное общество «Теплокоммунэнерго» является организацией, поставляющей тепловую энергию потребителям муниципального образования г. Ростова-на-Дону.
Пунктом 5 Положения о порядке предоставления теплоснабжающим организациям субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году, установлено, что субсидии теплоснабжающим организациям предоставляются на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором заключается договор на предоставление субсидий в 2019 году.
Во исполнение указанного пункта Положения между акционерным обществом «Теплокоммунэнерго» (получатель) и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону 11.06.2019 заключён договор №1-С, на предоставление субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году.
Пунктом 2.2 договора установлено, что субсидия получателю предоставляется за счет средств бюджетов Ростовской области и города Ростова-на-Дону на безвозмездной основе.
Сумма субсидии рассчитывается в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 24.04.2019 №327 «Об утверждении положения о порядке предоставления теплоснабжающим организациям субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году».
В соответствии с пунктом 4.2 договора субсидия предоставляется за фактический объем оказанных населению услуг за период январь-ноябрь и за плановый объем оказанных услуг за декабрь, предоставляемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства в 2019 году, по договорам теплоснабжения, заключенным между теплоснабжающей организацией и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, товариществами собственников недвижимости, жилищными, иными специализированными потребительскими кооперативами, собственниками индивидуальных домовладений и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших непосредственный способ управления, а также выбравших расчет с теплоснабжающими организациями на основании публичного договора оферты. Объем фактически оказанных услуг за декабрь 2019 года представляется в срок до 15 января следующего года и в случае наличия неподтверждённого объема услуг, излишне полученные средства подлежат возврату в областной и местный бюджеты.
Акционерным обществом «Теплокоммунэнерго» на основании предоставленных документов и отчетов, подтверждающих объем поставки тепловой энергии и теплоносителя за 2 полугодие 2019 года, получена субсидия в сумме 149 383 721,53 руб. В том числе за объем тепловой энергии населению 383171,481894 Гкал.
Общество с июля по декабрь 2019 года оказало населению услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по тарифам, утвержденным Постановлениями РСТ РО от 20.12.2018 № 85/3, №85/5 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую АО «Теплокоммунэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям г. Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы», по ценам согласно уровню платежа граждан за отопление и горячее водоснабжение, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 01.02.2019 №46.
Вместе с тем, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону произведен анализ представленных
МКУ «УЖКХ» районов города Ростова-на-Дону отчетов, в ходе которого выявлен неподтвержденный объем поставки тепловой энергии населению за II полугодие 2019 года по потребителям по договору от 11.06.2019 №1-с на сумму 2 944 439,74 руб.
Департаментом 18.11.2020 в адрес общества направлено письмо №59.62-3868/6 с требованием о возврате в бюджеты Администрации города Ростова-на-Дону и Правительства Ростовской области субсидии в сумме 2 944 439,74 руб. не позднее 01.12.2020, в связи с неподтвержденным акционерным обществом «Теплокоммунэнерго» объемом поставки тепловой энергии населению за II полугодие 2019 года.
Кроме того, письмом от 21.12.2020 №59.62-4337/6 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону уведомил о приостановлении выплаты субсидии в 2020 году.
Акционерное общество «Теплокоммунэнерго», полагая, что требования Департамента о возврате суммы субсидии в размере 2 944 439,74 руб., изложенное в письме №59.62-3868/6 от 18.11.2020; уведомление о приостановлении субсидии, направленное письмом 59.62-4337/6 от 21.12.2020, являются незаконными, нарушающими права общества, как поставщика тепловой энергии потребителям муниципального образования г. Ростова-на-Дону, обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 указанного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В сиу пункта 2 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, предоставляются:
- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии) (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств в том числе обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 24.04.2019 №327 утверждено Положение о порядке предоставления теплоснабжающим организациям субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году, с целью ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году за фактически поставленную населению тепловую энергию и теплоноситель для отопления и горячего водоснабжения на возмещение недополученных в 2019 году доходов в случае превышения тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденных постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области.
Пунктом 16 названного Положения предусмотрено, что Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону, органы муниципального финансового контроля производят проверку соблюдения условий, целей и порядка получения субсидий теплоснабжающими организациями.
В случае выявления факта необоснованного использования теплоснабжающей организацией полученной субсидии теплоснабжающая организация в месячный срок со дня подписания сторонами акта проверки производит возврат в областной и местный бюджеты суммы субсидии, использованной нецелевым и (или) необоснованным образом, в полном объеме с выплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день со дня, следующего за отчетным днем, до дня выявления факта нарушения.
Деятельность теплоснабжающих организаций в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190 «О теплоснабжении» относится к регулируемому виду деятельности, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 № 85/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Теплокоммунэнерго» (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019-2023 годы» и от 20.12.2018 № 85/5 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) поставляемого
АО «Теплокоммунэнерго (ИНН <***>) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019-2023 годы» установлены тарифы обществу.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы», распоряжения Губернатора Ростовской области от 14.12.2018 № 291 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ростовской области на 2019 - 2023 годы», решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 № 608 «О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году», установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в целях недопущения увеличения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году.
Пунктом 11 Положения о порядке предоставления теплоснабжающим организациям субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году установлено, что субсидии теплоснабжающим организациям предоставляются за фактический объем оказанных населению услуг.
Данное положение также закреплено в пунктах 2, 4.2 договора от 11.06.2019 №1-с на предоставление субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году.
С целью обеспечения полного покрытия расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения теплоснабжающей организации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190 «О теплоснабжении» теплоснабжающим организациям предоставляются субсидии.
Разница между экономически обоснованными тарифами, установленными уполномоченным органом в области государственного регулирования, и тарифами, установленными для населения, возмещается в порядке, установленном вышеназванным Положением утверждённым Постановлением Администрации
г. Ростова-на-Дону от 24.04.2019 №327.
Акционерное общество «Теплокоммунэнерго» с июля по декабрь 2019 года оказало населению услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению по тарифам, утвержденным постановлениями РСТ РО от 20.12.2018 № 85/3, №85/5 по ценам согласно уровню платежа граждан за отопление и горячее водоснабжение, утвержденного постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 01.02.2019 №46.
Вследствие применения в расчетах с населением ограниченного размера платы за коммунальные услуги, у общества возникли экономические потери, вызванные разницей между тарифами, установленными для общества Региональной службой по тарифам Ростовской области, и уровнями оплаты для населения, утвержденными органом местного самоуправления, при этом оплата за энергоресурсы обществом произведена своевременно и полном объеме.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» со ссылкой на правовую позицию, высказанную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, сформирована правовая позиция, согласно которой, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции об отклонении довода Департамента о том, что АО «Телокоммунэнерго» не подтвердило в полном объеме поставленный во втором полугодии 2019 года объем коммунального ресурса.
Для осуществления контроля за соблюдением условий и целей получения субсидий теплоснабжающими организациями Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону 13.06.2019 утвержден Регламент по осуществлению порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году (далее - Регламент), который установил последовательность выполнения действий по взаимодействию Департамента, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» районов и теплоснабжающих организаций.
Пунктами 4.2, 4.3, 4.7 Регламента установлена периодичность предоставления теплоснабжающими организациями документов, подтверждающих конкретные объемы, фактически поставленных гражданам (населению) коммунальных ресурсов.
В случае если многоквартирный жилой дом, находится в управлении управляющей организации (УК, ТСЖ, ЖСК и др.), теплоснабжающая организации ежемесячно, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет в МКУ «УЖКХ» районов достоверные отчеты о фактических объемах поставки тепловой энергии и теплоносителя потребителям (гражданам).
В случае если многоквартирный жилой дом, находится на непосредственном управлении гражданами и (или) с гражданами заключены прямые договоры энергоснабжения на поставку тепловой энергии, документы, обосновывающие фактические объемы поставленной населению (гражданам) тепловой энергии и теплоносителя, предоставляются теплоснабжающими организациями в
МКУ «УЖКХ» районов два раза в год: в срок до 10.08.2019 (за первое полугодие 2019 года) и до 10.02.2020 (за второе полугодие 2019 года).
Материалами дела, установлено, что в полном соответствии с указанным выше Регламентом, обществом предоставлены отчеты, подтверждающие фактические объемы поставленной гражданам тепловой энергии и теплоносителя во втором полугодии 2019 года.
По многоквартирным жилым домам г. Ростова-на-Дону, которые находятся в управлении управляющих организаций, отчеты предоставлялись ежемесячно по следующим районам: Первомайский район, Октябрьский район, Ворошиловский район, Пролетарский район, Ленинский район, Советский район, Кировский район.
По многоквартирным домам, которые находятся на непосредственном управлении и (или) с жителями которых обществом заключены прямые договоры, отчеты за первое полугодие 2019 года были предоставлены в феврале 2020 года: Октябрьский район г. Ростова-на-Дону, Пролетарский район г. Ростова-на-Дону; Железнодорожный район г. Ростова-на-Дону, Ленинский район г. Ростова-на-Дону, Первомайский район г. Ростова-на-Дону, Ворошиловский район г. Ростова-на-Дону, Советский район г. Ростова-на-Дону.
Кроме того, по указанным выше многоквартирным домам обществом были представлены счета на оплату, выставляемые гражданам; отчеты о суточных параметрах теплоснабжения (показания с узлов учета), подписанные сторонними организациями, уполномоченными гражданами на съем показаний с этих узлов учета; подробные расчеты объемов тепловой энергии и теплоносителя по многоквартирным домам, не оснащенным приборами учета.
Вместе с тем, по итогам проведенной проверки представленных обществом документов, обосновывающих фактические объемы поставленных гражданам коммунальных ресурсов, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону пришел к выводу о том, что обществом не подтверждены фактические объемы поставленных коммунальных ресурсов на общую сумму 2 944 439,74 рублей. Департаментом не приняты фактически поставленные обществом объемы тепловой энергии и теплоносителя жителям Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону на сумму 269 221,36 руб., Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону на сумму 466 761,21 руб., Кировского района г. Ростова-на-Дону на сумму 2 395,78 руб., Ленинского района г. Ростова-на-Дону на сумму 101 843,71руб., Октябрьского района г. Ростова-на-Дону на сумму 902 011,39 руб., Первомайского района г. Ростова-на-Дону на сумму 854 069,03 руб., Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на сумму 342 518,08 руб., Советского района г. Ростова-на-Дону на сумму 5 619,181 руб.
Таким образом, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону письмом №59.62-3868/6 от 18.11.2020 потребовал возврат субсидии в размере 2 944 439,74 руб. на расчетный счет Департамента.
Платежным поручением от 23.12.2020 №13138 обществом перечислена истребуемая Департаментом сумма субсидии с целью не приостановления поучения последующих субсидий.
Вместе с тем, письмом от 21.12.2020 №59.62-4337/6 Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону уведомил о приостановлении выплаты субсидии в 2020 году.
Суд первой инстанции обоснованно нашел неправомерным требование Департамента, выраженное в оспариваемых письмах. Департамент не принял часть поставленного объема, сославшись на пункт 4.8 Регламента, согласно которому в случае выявления отсутствия оплат по лицевым счетам за отчётный период теплоснабжающие организации предоставляют в МКУ «УЖКХ» реестр поданных заявлений в отношении физических лиц для выдачи судебного приказа за отчетный период с указанием даты и номера искового заявления. В случае поданного искового заявления за отчетный период последующее предоставление субсидии теплоснабжающим организациям должно осуществляться с учетом отчетных данных, представленных МКУ «УЖКХ» районов.
Исходя из анализа названного пункта Регламента, у Департамента отсутствует право на уменьшение объема поставленного теплового ресурса, в связи с отсутствием оплат граждан и отсутствием претензионной работы по взысканию в принудительном порядке задолженности по оплате коммунального ресурса.
Как указано ранее Положением о порядке предоставления теплоснабжающим организациям субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году, договором от 11.06.2019 №1-с на предоставление субсидии в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году, а также Регламентом по осуществлению порядка предоставления субсидии теплоснабжающим организациям в целях ограничения роста размера платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году установлено, что субсидии предоставляются за фактический объем оказанных услуг теплоснабжающими организациями.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически принятое абонентом количество энергии определяется в соответствии с данными учета энергии, если, иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок определения фактических объемов потребленных коммунальных ресурсов как на нужды отопления, так и горячего водоснабжения конкретизируется Правилами «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Этими же Правилами предусмотрен алгоритм расчета фактического объема и размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению в зависимости от оснащенности многоквартирного дома и помещений в нем приборами учета или нет.
При этом, многоквартирный дом признается единым теплотехническим объектом и вся тепловая энергия, поступившая в многоквартирный дом, распределяется среди помещений дома пропорционально их площади.
Таким образом, фактически поставленный в многоквартирный дом объем тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета; в случае, если многоквартирный дом приборами учета не оснащен - фактически потребленный объем тепловой энергии определяется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги (статья 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
Следовательно, исходя из норм действующего законодательства, единственно возможными способами определить объем тепловой энергии, фактически поставленный в многоквартирный дом и потребленный его жителями, является либо приборный способ (на основании показаний приборов учета), либо расчетный (на основании нормативов потребления) при отсутствии приборов учета.
Кроме того, пунктом 3 Регламента установлено, что документами, подтверждающими поставленный объем тепловой энергии, могут являться акты приема-передачи энергоресурсов, акты сверки взаимных расчетов и (или) иные документы, предоставленные теплоснабжающими организациями.
Более того, пунктом 4.4 договора предусмотрено, что для получения субсидии в Департамент предоставляется отчет о фактических объемах поставки потребителям тепловой энергии теплоносителя для отопления и горячего водоснабжения населения за отчетный период соответствия с приложением №2 к постановлению Администрации города от 24.04.2019 №327.
С учетом того, что обществом в адрес Департамента были представлены все отчеты в полном объеме подтверждающие поставку теплоносителя, а также счета на оплату, выставляемые гражданам; отчеты о суточных параметрах теплоснабжения (показания с узлов учета), подписанные сторонними организациями, уполномоченными гражданами на съем показаний с этих узлов учета; подробные расчеты объемов тепловой энергии и теплоносителя по многоквартирным домам, не оснащенным приборами учета, Департамент в нарушение норм Регламента, а также норм законодательства не принял объем тепловой энергии на общую сумму 2 944 439,74 руб.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что ни Регламентом, ни договором от 11.06.2019 Департаменту не представлено права требовать возврат перечисленной обществу субсидии. Так, пунктом 4.10 Регламента Департаменту предоставлено право осуществить корректировку суммы субсидии теплоснабжающим организациям и приостановить (прекратить) предоставление субсидии.
Также пунктом 4.9 договора от 11.06.2019 установлено исключительно право Департамента приостановить (прекратить) предоставление субсидии получателю.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Департаментом в материалы дела не представлено доказательств в обоснование правомерности направления писем №59.62-3868/6 от 18.11.2020 и №59.62-4337/6 от 21.12.2020 с требованием о возврате субсидии в размере 2 944 439,74 руб. и приостановлении выплаты субсидии, доводы Департамента не подтверждены документально и не соответствуют материалам дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявление акционерного общества «Теплокоммунэнерго» о признании незаконными требования Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о возврате субсидии в размере 2 944 439,74 руб. в редакции письма №59.62-3868/6 от 18.11.2020 и уведомления Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону о приостановлении выплаты субсидии в редакции письма 59.62-4337/6 от 21.12.2020, подлежит удовлетворению.
В материалы дела представлено платежное поручение от 23.12.2020 №13138, согласно которому акционерным обществом «Теплокоммунэнерго» перечислена субсидия в размере 2 944 439,74 руб., истребованная Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону.
С учетом того, что требование Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики города Ростова-на-Дону выраженное в письме №59.62-3868/6 от 18.11.2020 о возврате субсидии в размере 2 944 439,74 руб. признано незаконным, то суд первой инстанции правомерно обязал Департамент возвратить обществу сумму субсидии за второе полугодие 2019 года в размере
2 944 439,74 руб.
Не принимаются доводы апелляционной жалобы о том, что, в связи с неподтвержденным объемом поставки тепловой энергии физическим лицам АО «Теплокоммунэнерго» за 2 полугодие 2019 произведена корректировка суммы возврата предъявленной АО «Теплокоммунэнерго», которая составляет 2 944 439, 74 руб. МКУ «УЖКХ» имели правовые основания признать объемы, не оплаченные в течение отчетного периода (6 месяцев) потребителями, как неподтвержденные по формам отчетности, установленными Департаментом, как Главным распорядителем бюджетных средств.
Судебной коллегией установлено, что обществом в адрес Департамента были представлены все отчеты в полном объеме подтверждающие поставку теплоносителя, а также счета на оплату, выставляемые гражданам; отчеты о суточных параметрах теплоснабжения (показания с узлов учета), подписанные сторонними организациями, уполномоченными гражданами на съем показаний с этих узлов учета; подробные расчеты объемов тепловой энергии и теплоносителя по многоквартирным домам, не оснащенным приборами учета, Департамент в нарушение норм Регламента, а также норм законодательства не принял объем тепловой энергии на общую сумму 2 944 439,74 руб.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.04.2021 по делу
№ А53-720/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Соловьева
Судьи О.Ю. Ефимова
С.С. Филимонова