ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9338/19 от 25.07.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-31730/2018

29 июля 2019 года                                                                              15АП-9338/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 30.07.2018,

от заинтересованного лица - ФИО2 по доверенности от 09.01.2019,

от третьего лица - ФИО2 по доверенности от 29.12.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Металлглавснаб-1»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2019 по делу № А32-31730/2018 (судья Куликов О.Б.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Металлглавснаб-1» (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к администрации муниципального образования город Краснодар
(ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии третьего лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Металлглавснаб-1» (далее – общество, ООО «Металлглавснаб-1») обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее – администрация) и Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее – департамент) о признании незаконным отказа департамента от 06.06.2018 № 7604/29 «Об утверждении документации по планировке территории» в утверждении документации по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания территории) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1229, расположенного в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; о признании незаконным отказа департамента от 06.06.2018 № 7605/29 «Об утверждении документации по планировке территории» в утверждении обществу документации по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания территории) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1230, расположенного в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; об обязании администрацию утвердить документацию по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания территории) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1229, расположенного в Прикубанском внутригородском округе
г. Краснодара; об обязании администрацию утвердить обществу документацию по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания территории) в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1230, расположенного в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Металлглавснаб-1» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что договоры о комплексном освоении территорий (по двум земельным участкам с кадастровыми номерами 23:43:0135018:1229 и 23:43:0135018:1230) с соответствующим уполномоченным органом не заключались. Договор аренды земельного участка не может быть принят и приравнен к договору о комплексном освоении территории в силу прямого указания в законе на то, что договор о комплексном освоении территории заключается наряду с договором аренды данной территории, и законодательно определены условия содержания договора о комплексном освоении территории. На период заключения договоров аренды
№ 0000003966 и № 0000003829 - 20 июня 2016 года руководствоваться расчетными показателями (положениями нормативно-правовых актов, указанных в абз. 3, 4 (утратившим силу) договоров аренды № 0000003966 и № 0000003829, являлось недопустимым, поскольку расчетные показатели рассчитывались в соответствии с нормативами, установленными утратившими силу нормативным правовым актом. В тоже время, документация, предоставленная заявителем на согласование департаменту, содержит расчетные показатели, произведенные на основании действующих на период заключения договоров аренды нормативов, исходя из площади земельных участков 363 000 кв. м. и 324 000 кв. м. соответственно и максимального объема общей площади застройки 120 000 кв. м. (по обоим участкам). Таким образом, применение при подготовке документации по планировке норм действующего законодательства РФ и Краснодарского края вместо предусмотренных условиями договора является исполнением условий договоров аренды, а также норм действующего законодательства и не может трактоваться как нарушение условий договоров аренды, и, как следствие этому, у департамента не было законных оснований для отказа в утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории). При разработке документации МБУ «Институт ГОРКАДАСТРПРОЕКТ» руководствовалось: Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденный решением городской Думы Краснодара 26.01.2012 № 25 п. 15 и решения Думы Краснодара от 28.04.2015 № 78 п. 15 «О внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар»; Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденные решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007 г. № 19 п. 6 (с изменениями внесенными Решениями городской Думы Краснодара от 21.04.2016 № 15 п. 17); действующими нормативными и техническими документами. Таким образом, общество передало в адрес главы муниципального образования город Краснодара документацию по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания территории) в границах земельных участков с кадастровым номером 23:43:0135018:1229 и 23:43:0135018:1230 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара, подготовленную в точном соответствии с параметрами разрешенного строительства и расчетными показателями обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения и объектами инженерного обеспечения, что являлось фактическим исполнением условий договора 1 и договора 2 (п. 10.1 договоров).

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указал, что во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2016 по делу № А32-14770/2014 между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края и
ООО «Металлглавснаб-1» были заключены договоры от 20.06.2016 № 0000003829, от 20.06.2016 № 0000003966 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0135018:1229 площадью 363 000 кв.м. и 23:43:0135018:1230 площадью 324 000 кв.м., расположенных в г. Краснодаре, Прикубанском внутригородском округе. Пунктом 10 особых условий договоров предусмотрено, что возводимое жилье должно отвечать требованиям, установленным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.06.2010 № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса», а также руководствоваться нормативами градостроительного проектирования, утвержденными постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.07.2009 № 1381 -П «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края», в том числе, при размещении объектов общеобразовательного назначения, учреждений и предприятий обслуживания населения, машиномест для организованного хранения легкового автотранспорта». Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.06.2010 № 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса» утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 05.05.2014 № 223/пр., которым утверждены условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса. Приказ Минстроя России от 05.05.2014 № 223/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса» утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 800/пр «Об отверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса». Таким образом, на момент заключения вышеуказанных договоров, действовал Приказ Минстроя России от 05.05.2014 № 223/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса», которым утверждены условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса. Между тем, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2016 по делу № А32- 14770/2014 суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края заключить договоры в соответствии с условиями, выраженными в протоколах о результатах аукциона от 21.02.2014 и от 27.02.2014, путем направления ООО «Металлглавснаб-1» подписанных департаментом имущественных отношений Краснодарского края проектов договоров аренды указанных земельных участков. Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 24.07.2009 года № 1381-П «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края» утратило силу с 01.01.2015 на основании постановления ЗС Краснодарского края от 24.09.2014 № 1239-П «О признании утратившими силу некоторых постановлений Законодательного Собрания Краснодарского края».

В судебном заседании представитель ООО «Металлглавснаб-1» поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.06.2016 между Департаментом имущественных отношений Краснодарского края (арендодатель) и
ООО «Металлглавснаб-1» (арендатор) подписаны договоры аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, для строительства, заключаемые по результатам торгов N 0000003966 с кадастровым номером 23:43:0135018:1229 площадью 363 000 кв. м, N 0000003829, с кадастровым номером 23:43:0135018:1230 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара. Договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.

Общество обратилось в адрес департамента с заявлением по вопросу утверждения документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания территории) в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0135018:1229, 23:43:0135018:1230, расположенных в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара.

Письмом департамента от 06.07.2018 N 7604/29 заявителю отказано в утверждении документации по планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1229, расположенного в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара ввиду несоответствия представленной на утверждение документации требованиям договора, в том числе:

- максимальный объем общей площади жилых домов - 120 тыс. кв. м; в представленной документации объем общей площади жилых домов составляет 119 850 кв. м;

- в соответствии с расчетными показателями плотность населения для земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1229 должна составлять 418 чел/га;

- в представленной документации в отношении вышеуказанного земельного участка составляет 104 чел/га;

- численность населения в границах проектирования (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135018:1229) должна составлять - 15, 1 тыс. чел;

в представленной документации численность населения составляет 2996 чел;

- в соответствии с расчетными показателями площадь размещения объектов социально-культурного назначения - не менее 18% от общей площади участка (в том числе дошкольные учреждения с общим количеством мест на 1 тыс. человек, общеобразовательные школы с общим количеством мест на 1500 человек);

- в представленной документации (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135018:1229) детские дошкольные учреждения предусмотрены с общим количеством мест на 280 человек, общеобразовательные школы с общим количеством мест на 380 человек).

Письмом департамента от 06.07.2018 N 7605/29 заявителю отказано в утверждении документации по планировки территории и проекта межевания территории в границах земельного участка с кадастровым номером  23:43:0135018:1230, расположенного в Прикубанском внутригородское округе городе Краснодара ввиду несоответствия требованиям договора, в том числе:

- максимальный объем общей площади жилых домов - 120 тыс. кв. м;

в представленной документации объем общей площади жилых домов составляет 119 671 кв. м;

- в соответствии с расчетными показателями плотность населения для земельного участка с кадастровым номером 23:43:0135018:1230 должна составлять 398 чел/га;

- в представленном документации в отношении вышеуказанного земельного участка составляет 119 чел/га;

- численность населения в границах проектирования (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135018:1230) должна составлять - 12, 7 тыс. чел;

- в представленной документации численность населения составляет 2 992 человек;

- в соответствии с расчетными показателями площадь размещения объектов социально-культурного назначения - не менее 18% от общей площади участка (в том числе дошкольные учреждения с общим количеством мест на 900 человек, общеобразовательные школы с общим количеством мест на 1 300 человек);

- в представленной документации (земельный участок с кадастровым номером 23:43:0135018:1230) детские дошкольные учреждения предусмотрены с общим количеством мест на 280 человек, общеобразовательные школы с общим количеством мест на 380 человек).

Общество оспорило указанные отказу в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если, после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные условия для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда законодательством установлено, что его действие не распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменен сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом (пункт 8 статьи 448 ГК РФ).

Согласно пункту 1 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 N 17, департамент является функциональным и специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства.

Пунктом 26 Положения установлено, что департамент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организует подготовку и проведение публичных слушаний на территории муниципального образования город Краснодар: по проекту правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, в том числе по внесению в них изменений; по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленными в составе документации по планировке территории на основании постановлений администрации муниципального образования город Краснодар.

В соответствии с частью 1 главы 5 решения Городской Думы Краснодара от 21.04.2016 N 15 п.5 «Об утверждении порядка подготовки документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар» (далее - порядок) решение о подготовке документации по планировке территории принимается администрацией муниципального образования город Краснодар. Администрация муниципального образования город Краснодар обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана муниципального образования город Краснодар и Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования Краснодар. В случае, если заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, подготовка документации по планировке территории в границах соответствующей территории осуществляется лицами, с которыми заключены соответствующие договоры.

Статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что документация по планировке территории, подготовленная применительно к территории городского округа, на основании генерального плана города, согласовывается и утверждается органом местного самоуправления - главой администрации города.

В силу положений части 3 статьи 46.4 ГрК РФ по договору о комплексном освоении территории (далее - договор) одна сторона в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязуется выполнить обязательства, предусмотренные пунктами 2 - 4 и 7 части 5 настоящей статьи, а другая сторона (исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения этих обязательств в соответствии с пунктами 5 и 7 части 5 настоящей статьи. Договором также предусматривается выполнение одной из сторон в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц обязательств, предусмотренных пунктом 6 части 5 настоящей статьи, в том числе на условиях, указанных в пункте 2 части 6 настоящей статьи.

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Частью 4 статьи 46 ГрК РФ установлено, что орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса.

Таким образом, лицом, уполномоченным действующим законодательством на разработку проекта планировки территории является орган местного самоуправления, утверждение и реализация новых проектов планировки территории не должна нарушать законные права и интересы действующих правообладателей.

Порядком подготовки документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 21.04.2016 N 15 пункт 5, предусмотрено следующее.

Администрация в лице департамента осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным пунктом 5 главы настоящего порядка, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации.

Департамент по результатам проверки принимает решение о направление документации по планировке территории главе муниципального образования город Краснодар на утверждение.

Решение о направлении документации по планировке территории главе муниципального образования город Краснодар на утверждение принимается уполномоченным органом в форме приказа.

Документация по планировке территории считается подготовленной после выполнения требований настоящего порядка и рассмотрения ее Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 24.05.2012 N 30 пункт 8 «О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар».

Из указанного следует, что утверждение главой администрации документации по планировке территории зависит от осуществления департаментом установленных нормативно последовательных действий.

В силу своего положения, Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 21.12.2011 N 11 пункт 6 «О принятии устава муниципального образования город Краснодар» (далее - устав) и иных нормативных правовых актов департамент выполняет работу по подготовке мероприятий, необходимых для того, чтобы глава администрации муниципального образования город Краснодар принял решение об утверждении документации по планировке территории в части спорного земельного участка.

Из писем департамента от 06.07.2018 N 7604/29 и от 06.07.2018 N 7605/29 не следует, что департамент отказывает в предоставлении услуги, а сообщил лишь о том, что арендатору необходимо соблюдать параметры разрешенного строительства и расчетные показатели обеспечения территории объектами социального, коммунально-бытового назначения и объектами инженерного обеспечения, что в свою очередь не соответствует положениям заключенных договоров.

Т.о., департамент осуществил проверку документации общества, указав при этом на необходимость ее приведения в соответствии с действующим законодательством.

Более того, данное обстоятельство не препятствует обществу повторно обратиться заявителю в департамент с соответствующим заявлением после устранения указанных недостатков.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

 Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2019 по делу №А32-31730/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        М.В. Соловьева