ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9398/2015 от 22.06.2015 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-43986/2014

25 июня 2015 года                                                                              15АП-9398/2015

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2015 года .

Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2015 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей  Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.

при участии:

от истца – представитель Ермакова К.Ю. по доверенности от 09.02.2015;

от Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края – представитель Близнюк И.Ф. по доверенности от 30.12.2014;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Славянского городского поселения Славянского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от .04.2015 по делу № А32-43986/2014

по иску ЗАО "ОБД"

к ответчикам - администрации Славянского городского поселения Славянского района ; Министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края

о взыскании задолженности, неустойки

принятое в составе судьи Куликова О.Б.

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество "ОБД" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Славянского городского поселения Славянского района о взыскании 938950 рублей задолженности, 85726 руб. 13 коп. неустойки.

Определением от 26.01.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края.

Решением от 17.04.2015 иск удовлетворен, с администрации Славянского городского поселения Славянского района в пользу ЗАО "ОБД" взыскано 938950 рублей задолженности, 85726 руб. 13 коп. неустойки.

Решение мотивировано тем, что истцом исполнены обязательства по спорному муниципальному контракту, жилое помещение передано администрации по акту приема-передачи от 29.11.2013. Оплата задолженности произведена муниципальным заказчиком частично. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по муниципальному контракту, к ответчику применена ответственность в виде взыскания неустойки.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что взыскание задолженности и неустойки с администрации Славянского городского поселения Славянского района неправомерно. По мнению заявителя, судом первой инстанции не приняты во внимание условия пункта 2.5 муниципального контракта, администрация платежным поручением № 672 от 05.12.2013 исполнила свои обязательства по перечислению 5 % от цены муниципального контракта. Согласно пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации денежные средства, выделенные из краевого бюджета в виде муниципальных бюджетных трансферов, возвращены. Уведомлением от 29.01.2014 подтверждена потребность бюджета Славянского городского поселения в неисполненном остатке муниципального бюджетного трансфера. У администрации отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на оплату долга по муниципальному контракту.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель администрации Славянского городского поселения Славянского района не явился. Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.

Представитель истца в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края в заседании поддержал позицию истца.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 25.11.2013 между администрацией Славянского городского поселения Славянского района (муниципальный заказчик) и ЗАО "ОБД" (продавец) заключен муниципальный контракт на приобретение жилья для муниципальных нужд № 13-11/25-04 (т. 1 л.д. 9-14), согласно которому продавец обязался передать, муниципальный заказчик принять в собственность пос. Славянского городского поселения Славянского района благоустроенное жилое помещение (квартиру), расположенное по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Батарейная, 381/6, кв. 21, для создания специализированного муниципального жилищного фонда Славянского городского поселения Славянского района и оплатить указанное имущество. Технические характеристики к жилому помещению (квартире) приобретаемому в муниципальную собственность описаны в приложении № 1 к муниципальному контракту. Приобретение жилого помещения (квартиры) осуществляется в рамках реализации муниципальной целевой программы "Укрепление правопорядка, профилактика преступлений и правонарушений в Славянском городском поселении Славянского района в 2013 году".

В соответствии с пунктом 2.1 контракта цена контракта составляет 2051000 рублей.

Согласно пункту 2.3 контракта муниципальный заказчик оплачивает продавцу денежную сумму, составляющую сумму контракта, оговоренную в пункте 2.1 контракта, путем безналичного перечисления на расчетный счет, указанный продавцом, в разделе юридические адреса и банковские реквизиты сторон, в течение 30 дней после подписания акта приема-передачи квартиры по счету или счету-фактуре.

В пункте 2.5 контракта определено, что финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета: Краснодарского края - в размере 95 % от цены контракта; Славянского городского поселения Славянского района – 5 % от цены контракта.

Согласно пункту 3.1 контракта после подписания контракта, стороны в течение 10 (десяти) дней подписывают акт приема-передачи имущества, по форме согласно приложению № 2 которое является неотъемлемой частью контракта, после чего жилые помещения (квартира) считаются переданными муниципальному заказчику.

В соответствии с пунктом 6.5 контракта в случае просрочки выполнения заказчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, подрядчик вправе требовать уплаты неустойки в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства на сумму просроченных обязательств.

Во исполнение условий муниципального контракта № 13-11/25-04 от 25.11.2013 продавец по акту приема-передачи от 29.11.2013 передал жилое помещение (квартиру) муниципальному заказчику (т. 1 л.д. 15).

По платежным поручениям № 5672 от 05.12.2013, № 6146 от 30.12.2013 муниципальным заказчиком произведена частичная оплата задолженности в размере 1112050 рублей (т. 1 л.д. 38, 39).

В связи с ненадлежащим исполнением муниципальным заказчиком обязательств по оплате задолженности, ЗАО "ОБД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (действующего в спорный период) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), который обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.

Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

В силу пункта 1 статьи 486 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другим, законом, иными правовыми актами или договором купли продажи и не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 485 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли - продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что взыскание задолженности и неустойки с администрации Славянского городского поселения Славянского района неправомерно.

В данном случае, администрация Славянского городского поселения Славянского района является муниципальным заказчиком по спорному муниципальному контракту.

Обязанность по оплате возложена на муниципального заказчика в силу пункта 2.3 контракта.

В соответствии с пунктом 2.5 контракта финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета: Краснодарского края - в размере 95 % от цены контракта; Славянского городского поселения Славянского района – 5 % от цены контракта.

Между Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края (министерство) администрацией Славянского городского поселения Славянского района (муниципальный заказчик) 23.08.2013 заключено соглашение № 11 о предоставлении субсидии бюджету Славянского городского поселения Славянского района на осуществление мероприятий по предоставлению сотрудникам, занимающим должности участковых уполномоченных полиции, и членам их семей жилых помещений на период выполнения сотрудниками обязанностей по указанным должностям, в рамках долгосрочной краевой целевой программой "Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2013 - 2015 годы" в 2013 году (т. 1 л.д. 73-76).

Предметом соглашения является осуществление совместных действий по предоставлению субсидий бюджету Славянского городского поселения Славянского района в размере 5400000 рублей, для приобретения трех служебных жилых помещений в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 01.07.2013 № 684 "О распределении субсидии из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на реализацию мероприятия, предусмотренного в 2013 году, долгосрочной краевой целевой программы "Укрепление, правопорядка, профилактика правонарушений усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2013 - 2015 годы".

Согласно пункту 2.2 соглашения получатель на основании порядка предоставления субсидий на осуществление мероприятий по предоставлению сотрудникам, замещающим должности участковых уполномоченных полиции, и членам их семей жилых помещений на период выполнения, сотрудниками обязанностей по указанным должностям предусмотренного в 2013 году.

В соответствии с пунктом 2.2.4 соглашения получатель обязан предоставить в министерство в срок до 25.12.2013 итоговый отчет о целевом расходовании средств краевого бюджета, бюджета администрации Славянского городского поселения Славянского района, связанных с осуществлением мероприятий по предоставлению сотрудникам, замещающим должности участковых уполномоченных полиции, и членам их семей жилых помещений на период выполнения, сотрудниками обязанностей по указанным должностям предусмотренного в 2013 году долгосрочной краевой целевой программой "Укрепление, правопорядка, профилактика правонарушений усиление борьбы с преступностью в Краснодарском крае на 2013 - 2015 годы" (акт о выполнении совместных действий по предоставлению и использованию субсидий на финансирование мероприятий, документы, подтверждающие использование бюджетных средств, акт контроля целевого использования средств).

Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2013 (пункт 4.4 соглашения).

В материалах дела имеется письмо главы Славянского городского поселения Славянского района от 10.12.2013 № 01-2350/13-04-08 (т. 1 л.д. 97), адресованное Министерству гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, с просьбой о предоставлении субсидии в сумме 4788950 рублей для приобретения трех служебных жилых помещений в соответствии с соглашением № 11 от 23.08.2013.

По платежному поручению № 1889 от 24.12.2013 (т. 1 л.д. 110) Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края перечислило на расчетный счет администрации Славянского городского поселения Славянского района денежные средства в размере 4788950 рублей.

Как отмечено выше, по платежным поручениям № 5672 от 05.12.2013, № 6146 от 30.12.2013 администрацией произведена частичная оплата задолженности на общую сумму 1112050 рублей.

Согласно представленным в материалы дела уведомлению № 10 от 20.01.2014, справке от 19.02.2014, заявке на возврат № 2 от 19.02.2014 (т. 1 л.д. 98-101), целевые денежные средства в размере 938950 рублей, перечисленные Министерством гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края на расчетный счет администрации Славянского городского поселения Славянского района, возвращены администрацией в доход краевого бюджета.

Таким образом, возврат денежных средств произведен муниципальным заказчиком после возникновения у него обязанности по оплате переданного истцом жилого помещения. Обоснования возврата денежных средств при наличии неисполненного обязательства по оплате задолженности заявитель жалобы не приводит.

Довод заявителя жалобы о том, что у администрации отсутствуют лимиты бюджетных обязательств на оплату долга по муниципальному контракту, отклоняется судом апелляционной инстанции.

В силу пункта 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

В данном случае, субсидия из краевого бюджета была предоставлена администрации, однако, денежные средства возвращены в бюджет Краснодарского края.

Поскольку доказательств, подтверждающих оплату имеющейся задолженности в полном объеме, в материалы дела не представлено, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.

Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки в размере 85726 руб. 13 коп.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

Расчет суммы неустойки произведен истцом за период с 30.12.2013 по 26.11.2014, исходя из 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Расчет проверен судом первой инстанции и признан неверным, определена подлежащая к взысканию сумма неустойки в большем размере.

Поскольку суд не вправе выходить за пределы исковых требований, требование о взыскание неустойки правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.

В апелляционной жалобе возражений относительно методики начисления неустойки не заявлено, контррасчет не представлен.

При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.04.2015 по делу № А32-43986/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                             Еремина О.А.

Судьи                                                                                                               Ковалева Н.В.

                                                                                                                  Чотчаев Б.Т.