ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-42324/2018
17 июля 2019 года 15АП-9604/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.02.2018,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 28.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «ФИО3»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 по делу № А32-42324/2018 (судья Данько М.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Агрофирма «ФИО3» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
(ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии третьего лица: администрации муниципального образования Кореновский район (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Агрофирма «ФИО3» (далее – ООО «Агрофирма «ФИО3», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0307000:105, выраженного в письме от 07.09.2018 N 52-40056/18-32-12, об обязании департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении в аренду без проведения торгов ООО «Агрофирма «ФИО3» земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0307000:105 площадью 719300 кв. м, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Краснодарский край, Кореновский район. Дядьковское сельское поселение, ст. ФИО3. Участок находится примерно в 1,0 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Кореновский, о возложении на департамент имущественных отношений Краснодарского края обязанности по подготовке, подписанию и направлению в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта ООО «Агрофирма «ФИО3» проекта договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:12:0307000:105 площадью 719300 кв. м, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир Краснодарский край, Кореновский район, Дядьковское сельское поселение, ст. ФИО3. Участок находится примерно в 1,0 км от ориентира по направлению на запад. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Кореновский.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Кореновский район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Агрофирма «ФИО3» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что ООО «Агрофирма «ФИО3» является законным арендатором испрашиваемого земельного участка в течение 5-ти лет, что подтверждается договором аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности субъекта РФ-Краснодарского края, на территории муниципального образования Кореновский р-н, предоставляемого с торгов № 8812000069 от 19.12.2013. Договор аренды в установленном законом порядке зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Сведения о государственной регистрации договора: дата регистрации - 03.03.2014, номер регистрации - 23-23-02/003/2014-435. В соответствии с п. 4.1.9 вышеуказанного договора аренды арендатор (ООО «Агрофирма «ФИО3») имеет право в соответствии с законодательством (ст. 621 ГК РФ) на заключение договора аренды на новый срок в преимущественном порядке, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей и при прочих равных условиях по письменному заявлению арендатора, направленному арендодателю не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия договора. Заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов было направлено обществом в ДИО КК 03.08.2018. При проведении обследования ГКУ КК «Кубаньземконтроль» данного земельного участка на основании поручения департамента имущественных отношения Краснодарского края нарушений земельного законодательства и условий по использованию земельного участка, предусмотренных договором аренды не были выявлены, что подтверждается актом обследования земельного участка № 270 от 14 августа 2018 года. Испрашиваемый земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». ООО «Агрофирма «ФИО3» имеет статус сельскохозяйственной организации (осуществляет деятельность по производству сельскохозяйственной продукции), использует испрашиваемый участок по назначению - для сельскохозяйственного производства. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов от 03.08.2018 указана цель использования земельного участка (п.2.2), которая соответствует виду разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - «для сельскохозяйственного производства». Согласно выписке из ЕГРН
№ 99/2019/237998392 от 09.01.2019 и сведениям публичной кадастровой карты разрешенное использование земельного участка - для сельскохозяйственного использования. То обстоятельство, что спорный земельный участок отнесен к нескольким функциональным зонам в соответствии с генеральным планом Дядьковского сельского поселения, не имеет правового значения, поскольку частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, а не функциональной. Территориальная и функциональная зоны являются различными правовыми понятиями. Таким образом, спорный земельный участок соответствует только одной территориальной зоне «зона сельскохозяйственных угодий». Суд не проверил правомерность отказа ДИО КК с точки зрения положений п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ и не исследовал вопрос о том, имелись ли утвержденные по правилам Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования и (или) документации но планировке территории, в соответствии с которыми испрашиваемый участок предназначен (не предназначен) для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. В акте обследования земельного участка № 270 от 14 августа 2018 года отсутствует информация о наличии таких дорог, в том числе их характеристике и назначении указанных дорог. Расположенные на испрашиваемом земельном участке дороги являются временными внутрихозяйственными полевыми дорогами, которые образованы сельскохозяйственной техникой. Указанные ДИО КК автомобильные дороги местного значения в установленном порядке не поставлены на кадастровый учет как объект автомобильного транспорта (линейное сооружение), границы их не определены, не содержатся в перечнях дорог местного значения, что подтверждается отсутствием такой информации в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости
№ 99/2019/237998392 от 09.01.2019.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель департамента не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
От администрации муниципального образования Кореновский район поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.12.2013 по итогам торгов на право заключения договора аренды администрацией муниципального образования Кореновский район и ООО «Агрофирма «ФИО3» подписан договор
N 8812000069 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:105 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства сроком действия - до 19.12.2018. Договор зарегистрирован уполномоченным органом.
Общество 03.08.2018 обратилось в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду без проведения торгов.
Письмом от 07.09.2018 департамент отказал обществу в заключении договора.
Полагая отказ в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, ООО «Агрофирма «ФИО3 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон N 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в применимой к спорным отношениям редакции) определяет, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По смыслу приведенных норм арендатор имеет право на преимущественное получение в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения при наличии следующих условий:
- в отношении заявителя у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка;
- заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
Отказ в предоставлении в аренду земельных участков мотивирован тем, что в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
По информации, представленной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 23.08.2018 N 71-04-01-11835/18, в соответствии с генеральным планом Дядьковского сельского поселения Кореновского района, утвержденным решением Совета Дядьковского сельского поселения Кореновского района от 17.12.2010 N 87, земельный участок с кадастровым номером 23:12:0307000:105 расположен в границах функциональных зон - «резервная производственная территория», «зона зеленых насаждений специального назначения», «зона общественных центров».
Также согласно генеральному плану в границах земельного участка расположены проектируемые автомобильные дороги местного значения, проектируемое кладбище традиционного захоронения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Дядьковского сельского поселения Кореновского района, утвержденными решением Совета Дядьковского сельского поселения Кореновского района от 29.03.2017 N 208, земельный участок расположен в границах территориальной зоны - «зона предприятий, производств и объектов V класса опасности СЗЗ -50 (П-3)».
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –
ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 ЗК РФ).
Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 ЗК РФ).
Нахождение участка в границах нескольких территориальных зон исключает возможность предоставления его для сельскохозяйственного производства.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.08.2018 N 308-КГ18-13694 по делу N А32-22488/2017.
Согласно пункту 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
По информации, представленной департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 23.08.2018 № 71-04-01-11835/18, в соответствии с генеральным планом Дядьковского сельского поселения Кореновского района, утвержденным решением Совета Дядьковского сельского поселения Кореновского района от 17.12.2010 № 87, в границах земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:105 расположены автомобильные дороги местного значения, проектируемое кладбище традиционного захоронения.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения ограничиваются в обороте (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (далее – ГрК РФ) территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 12 статьи 85
ЗК РФ и статьи 262 ГК РФ, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011
№ 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Также в соответствии с заключением отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Кореновский район от 19.02.2019 № 118-340/19-13, представленным в дело, в границах земельного участка запроектированы следующие объекты: комплекс предприятий ритуальных услуг, кладбище традиционного захоронения, оптовый рынок.
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 16.08.2017 N 308-КГ17-10253 по делу N А32-9009/2016.
Таким образом, расположение земельного участка с кадастровым номером 23:12:0307000:105 в границах территориальной зоны - «зона предприятий, производств и объектов V класса опасности СЗЗ -50 (П-3)», в границах функциональных зон - «резервная производственная территория», «зона зеленых насаждений специального назначения», «зона общественных центров», наличие автомобильных дорог местного значения, а также проектируемых объектов: комплекс предприятий ритуальных услуг, кладбище традиционного захоронения, оптовый рынок препятствуют его предоставлению в аренду.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не установил правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и признания отказа департамента в передаче в собственность за плату обществу земельного участка незаконным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.03.2019 по делу №А32-42324/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева