ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9613/19 от 30.07.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-9412/2019

30 июля 2019 года                                                                              15АП-9613/2019

Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ефимова О.Ю.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат»

на решение  Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.04.2019 по делу № А32-9412/2019 (резолютивная часть),

принятое судьей Хмелевцевой А.С. в порядке упрощенного производства,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Южному межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат» (далее – ООО «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2019 № 13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 (резолютивная часть), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Мотивированный текст решения не составлялся.

Общество с ограниченной ответственностью «Васюринский мясоперерабатывающий комбинат» обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на наличие признаков малозначительности правонарушения.

В отзыве на апелляционную жалобу управление указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.

В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.

Оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного производства суд апелляционной инстанции с учетом материалов дела не установил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 14.01.2019 № 01-30/38 (т.1 л.д. 12-15) Южным межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в отношении общества в соответствии с ежегодным планом госнадзора на 2019 год, согласованным с Генпрокуратурой (сайт http://www.genproc.gov.ru), утвержденным приказом руководителем ЮМТУ Росстандарта от 31.10.2018 № 177/1 в период с 04.02.2019 по 01.03.2019 проведен федеральный государственный метрологический надзор (далее - ФГМН), в результате которого установлено нарушение обществом требований части 1 статьи 9, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ), раздела 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 (далее - Порядок № 1815), выразившееся в применении неповеренных средств измерений, что отражено в акте проверки от 11.02.2019 № 7.06-34-38, составленном в присутствии исполнительного директора общества (т.1 л.д. 16-20).

По выявленным признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, инспекцией в отношении общества в присутствии представителя по доверенности- исполнительного директора общества составлен протокол от 11.02.2019 № 18 (т.1 л.д. 62-65).

Постановлением от 15.02.2019 № 13 (т.1 л.д. 40-44) общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного этой нормой, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований государственных стандартов, единство измерений.

Федеральным законом от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон № 102-ФЗ) регулируются отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений (пункт 2 статьи 1).

В силу прямого указания части 3 статьи 1 Закона № 102-ФЗ сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области здравоохранения, выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, осуществлении производственного контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Пунктом 17 статьи 2 Закона № 102-ФЗ определено, что поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Одними из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений являются утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений, поверка средств измерений и аттестация методик (методов) измерений (статья 11 Закона № 102-ФЗ).

Частью 1 статьи 13 Закона № 102-ФЗ и пункта 1 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного приказом Минпромторга России от 02.07.2015 № 1815 (далее - Порядок № 1815), предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие средства измерения, обязаны своевременно представлять их на поверку.

В силу части 4 статьи 13 Закона № 102-ФЗ результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке. Конструкция средства измерений должна обеспечивать возможность нанесения знака поверки в месте, доступном для просмотра. Если особенности конструкции или условия эксплуатации средства измерений не позволяют нанести знак поверки непосредственно на средство измерений, он наносится на свидетельство о поверке.

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (часть 5 статьи 13 Закона № 102-ФЗ).

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.06.2013 № 970 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению типа стандартных образцов или типа средств измерений, согласно которому определены сроки и последовательность административных процедур (действий) Росстандарта (его структурных подразделений и должностных лиц) при взаимодействии с заявителями государственной услуги.

В соответствии с пунктом 2 Регламента заявителями могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие разработку, выпуск из производства, ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и использование на территории Российской Федерации стандартных образцов или средств измерений.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений.

Приказом Минздрава России от 21.02.2014 № 81н утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении деятельности в области здравоохранения, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений (далее - Перечень № 81н), в который включены измерения артериального давления крови (неинвазивное), измерения массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе.

Перечень медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений, перечислены в приложении № 2 к Порядку проведения испытаний в целях утверждения типа средств измерений, а также перечня медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в отношении которых проводятся испытания в целях утверждения типа средств измерений, утвержденных Приказом Минздрава России от 15.08.2012 № 89н (далее - Приказ № 89н).

В частности, в данный перечень включены медицинские изделия для исследования состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, в том числе, паров этанола (оксиметры, капнометры, алкометры), а также тонометры медицинские.       

Как следует из материалов дела, общество в области здравоохранения (медпункт) использовало измеритель артериального давления автоматический ЦА-777.№ 5050806046 - 1 ед., знак поверки ФБУ КЦСМ на приборе 1 кв. 2015 г. просрочен межповерочный интервал, не поверен; анализатор алкоголя в выдыхаемом воздухе А1со1ез1 6510. №0298- 1 ед.. знак поверки отсутствует, сведения о поверке (первичной, периодической) не представлены, не поверен: применялись неповеренными в период с 31.01.2019 по 02.02.2019 при измерении артериального давления, паров этанола в выдыхаемом воздухе водителей при проведении предрейсового (поелерейсового) медицинского осмотра.

С учетом изложенного данные медицинские приборы должны быть поверены в установленном порядке.

Как следует из акта проверки обществом в автотранспортном цехе при измерении давления в шинах, измерении высоты протектора шин, при проверке рулевого тормозного управления при проведении предрейсового технического осмотра АТС перед выпуском на линию, измерении координат, времени, скорости с использованием глобальных навигационных спутниковых систем: также использовались приборы, которые не прошли поверку, а именно:

- манометр шинный б/н - 1 ед., знак поверки отсутствует, сведения о поверке (первичной, периодической) не представлены, не поверен;

- штангенциркуль ЦЩ, №80730752 - 1 ед., знак поверки отсутствует, сведения о поверке (первичной, периодической) не представлены, не поверен;

- тахограф цифровой Меркурий ТА-001. № 0000092292 - 1 ед., знак поверки отсутствует, сведения о поверке (первичной, периодической) не представлены, не поверен; применялся 31.01.2019 для контроля режима труда и отдыха водителей.

- тахограф цифровой ТЦА-02НК. №00004435 - 1 ед., знак поверки отсутствует, сведения о поверке (первичной, периодической) не представлены, не поверен, применялся 31.01.2019 для контроля режима труда и отдыха водителей.

Как следует из Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, утвержденного Приказом МВД России от 08.11.2012 № 1014 (далее - Перечень № 1014) измерение давления воздуха в шинах автотранспортных средств (графа 138) измерение высоты рисунка протектора колес автотранспортных средств (графа 109), измерение координат, времени, скорости с использованием глобальных навигационных спутниковых систем (графа 146) относятся к измерениям в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований.

На основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации разработан технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - ТР ТС 018/2011).

В частности, нормами ТС ТР 018/2011 предусмотрена оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в том числе к шинам и колесам.

В силу пункта 74 ТР ТС 018/2011 выполнение требований настоящего технического регламента в отношении находящихся в эксплуатации транспортных средств обеспечивается собственниками (владельцами) транспортных средств.

Как следует из материалов дела указанные приборы, применяемые в автотранспортном цехе, не были поверены, в том числе первично.

Также согласно материалам административного производства в вину обществу вменено применение сигнализаторов газа, в том числе горючих газов и оксида углерода неповеренными.

Приказ Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1034н утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности, согласно которому к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования относятся, в том числе, измерение массовой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Кроме того, обществом использовалась неповеренная весовая техника при измерении массы сырья при входном контроле и массы готовой к реализации продукции, а именно:весы электронные TB-S-32.2-A1 № 00291, № 00298, № 00294 - 3 ед. знак поверки ФБУ КЦСМ в паспорте 1 кв. 2015 г., просрочен межповерочный интервал, не поверены; весы электронные настольные CAS CL-5000J. №131206628 - 1 ед.. свидетельство о поверке действительное до 03.02.2015, просрочен межповерочный интервал, не поверены: весы электронные настольные CAS CL-50Q0J. №1103600921 - 1 ед., знак поверки отсутствует, сведения о поверке (первичной, периодической) не представлены, не поверены: весы платформенные электронные ВПН-03-1. №03-7643 - 1 ед.. знак поверки ФБУ КЦСМ в паспорте 1 кв. 2015 г. просрочен межповерочный интервал, не поверены.

Также в газораспределительном пункте обществом использовался преобразователь давления АИР-20№ 20-50961 № 20-90417 - 2 ед., свидетельства о поверке ООО «АМК - ЮГ» действительные до 21.03.2018  (просрочен межповерочный интервал, не поверены); термометр сопротивления из платины ТСП-Р, № 8969 - 1 ед., свидетельство о поверке ООО «АМК - ЮГ» действительное до 21.03.2018 (просрочен межповерочный интервал, не поверен) - применялись неповеренными 31.01.2019 при измерениях учета расхода природного газа.

На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях заявителя объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что у общества отсутствовала реальная возможность исполнения требований действующего законодательства в материалы дела не представлено, в связи с чем, вина общества признается установленной.

Совокупность указанных выше элементов образуют состав вмененного обществу правонарушения.

Нарушений процедуры привлечения предприятия к административной ответственности не установлено.

На момент вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в минимальных пределах санкции вмененной статьи.

Суд апелляционной инстанции принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения и обстоятельства его выявления, исследовав иные материалы дела, не находит оснований для вывода об отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям и применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исключительности случая совершенного обществом правонарушения не доказано, равно как и оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают  правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.04.2019 по делу
№ А32-9412/2019 (резолютивная часть), оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                             О.Ю. Ефимова