ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27
E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности иобоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
город Ростов-на-Дону дело № А32-4102/2019
15 июля 2019 года 15АП-9706/2019
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Мин А.И. по доверенности от 14.07.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Тандер»
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2019 по делу № А32-4102/2019 (судья Лукки А.А.),
по заявлению акционерного общества «Тандер»
к Новороссийской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Тандер» (далее – АО «Тандер», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее – таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2018 N 10317000-943/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Тандер» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что достаточных и надлежащих доказательств недействительности представленных деклараций соответствия (факт отнесения их к другим товарам) материалы административного дела не содержат. Сведения, указанные в декларациях соответствия на спорные товары, совпадают со сведениями, указанными в ДТ № 10317120/041118/0009145 и товаросопроводительных документах. Недействительность товаросопроводительных документов, а также протокола испытания, на основании которого составлены декларации о соответствии, таможенным органом не установлена. В оспариваемом постановлении не указано, какие именно запреты или ограничения установлены или могут быть применены к товару с отсутствующей маркировкой. Задекларированный обществом по ДТ № 10317120/041118/0009145 товар был упакован в транспортную упаковку - пластиковые ящики. В акте таможенного досмотра № 10317110/071118/005039 отражено, что 3600 пластиковых ящиков с товаром находились на 20 деревянных поддонах. К паллетам с товаром были прикреплены листки-вкладыши с маркировкой. Поскольку товар представлялся к декларированию в транспортной упаковке (таре), в силу пункта 7 части 4.12 статьи 4 TP ТС 022/2011 его маркировка наряду с иными способами могла быть отражена и в документах, сопровождающих пищевую продукцию. Отсутствие на упаковках части товара маркировки при недоказанности приобретения этой части товара у другого лица либо приобретения другого товара, не может свидетельствовать о недействительности (неотносимости к заявленному к таможенному оформлению товару) представленной обществом в таможенный орган декларации о соответствии. Таможенный орган не является уполномоченным органом по контролю (надзору) за соблюдением Технического Регламента Таможенного союза № TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель Новороссийской таможни не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.11.2018 общество в рамках внешнеэкономического контракта N GK/1213/18 от 16.01.2018, заключенного с компанией FRESH LAND FOR IMPORT & EXPORT, ввезло на таможенную территорию Таможенного Союза плоды граната свежие, класс 1, урожая 2018, калибр 84-130 миллиметров +, для употребления в пищу, по заказу N GKF - 0000000000101936 от 11.10.2018.
04.11.2018 на Новороссийский таможенный пост Новороссийской таможни с применением электронной формы декларирования была подана декларация на товары N 10317120/041118/000145 в отношении следующего товара: плоды граната свежие, класс 1, урожая 2018, калибр 84-130 миллиметров +, для употребления в пищу, упакованные в пластиковые ящики, на деревянных поддонах. Изготовитель FRESH LAND FOR IMPORT & EXPORT, код товара в соответствии с ТН ТС 0810907500, вес нетто 18 000 кг, вес брутто 19 080 кг, таможенная стоимость 848 603 рублей 91 копейка. В соответствии с графой 20 указанной ДТ условия поставки товаров FOB Damietta.
Для подтверждения запретов и ограничений в отношении товаров заявитель предоставил в таможенный орган декларацию о соответствии от 04.11.2018
N ЕАЭС N RU EG.PA01.A.10350/18, выданную на основании протокола испытаний от 04.11.2018 N 2018/04-11-03.
07.11.2018 таможенный орган отказал обществу в выпуске товара по ДТ
N 10317120/041118/000145.
08.11.2018 подана декларация на товары N 10317120/081118/0010018 по той же партии товара: плоды граната свежие, класс 1, урожая 2018, калибр 84-130 миллиметров +, для употребления а пищу, по заказу N GKF - 0000000000101936 от 11.10.2018.
В ДТ N 10317120/081118/0010018 указана иная декларация о соответствии от 11.11.2018 N ЕАЭС N RU EG.HA22.A.01472/18, по содержанию идентична декларации о соответствии от 04.11.2018 N ЕАЭС N RU EG.PA01.A.10350/18. Товар был выпущен таможенным органом для внутреннего потребления.
В ходе проверки документов и сведений, задекларированных по ДТ
N 10317120/041118/000145, таможней принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра товара.
По итогам проведения контрольных мероприятий составлен акт таможенного досмотра N 10317110/071118/005039 от 07.11.2018, согласно которому на 720 пластиковых ящиках с товаром «Свежий гранат» отсутствует маркировка.
17.12.2018 уполномоченным отдела административных расследований Новороссийской таможни ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении по делу об АП N 10317000-943/2018 в отношении АО «Тандер» по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
26.12.2018 Новороссийская таможня по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесла постановление о признании
АО «Тандер» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, АО «Тандер» обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3
ст. 16.2 КоАП РФ, является установленный порядок совершения таможенных операций с товарами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в представлении при декларировании товаров недействительного документа, который послужил или мог послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, представившее при декларировании товаров - недействительный документ с целью подтверждения соблюдения запретов и ограничений.
В момент подачи декларации действовал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация представляет собой документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе:
- осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции;
- отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса;
- присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров;
- знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров;
- обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
- привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
- пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:
- произвести таможенное декларирование товаров;
- представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;
- предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
- уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом:. соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; - выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Правоотношения, связанные с соблюдением запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, регламентированы, прежде всего, Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Протоколом о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, а также решениями Комиссии Таможенного союза, которые имеют приоритетное значение на территории РФ.
Статьей 101 Договора о Евразийском экономическом союзе предусмотрено, что до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой. базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со ст. 99 Договора в право Союза, с учетом положений ст. 101 Договора.
Для целей применения международных договоров, указанных в п. 1 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования (п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астана 29.05.2014).
Под техническим регулированием понимается правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, являющегося приложением N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе), В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств- членов. В отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза с нарушением требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы Союза, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных, в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (ст. 7 ТК ЕАЭС).
Согласно пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Согласно Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденному решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая, в том числе включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пп. 2 п. Г ст. 210 ТК ЕАЭС).
Пищевая продукция включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. На пищевую продукцию, распространяется действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и технического регламента «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).
Согласно Протоколу о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) под декларацией о соответствии техническим регламентам Союза понимается документ, которым заявитель удостоверяет соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Статьей 3 ТР ТС 022/2011 установлено, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе (ст. 2 приложения 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Соответствие маркировки пищевой продукции техническому регламенту Таможенного союза 022/2011 обеспечивается выполнением его требований к маркировке непосредственно и выполнением требований технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, устанавливающих дополнительные требования к ее маркировке (ст. 5 ТР ТС 022/2011).
Следовательно, исходя из анализа приведенных норм в их совокупности, под ограничением на ввоз пищевой продукции на таможенную территорию ЕАЭС в данном случае понимается требование соответствия ввозимой продукции установленным техническими регламентами критериев качества и безопасности. При ввозе такой продукции и подаче декларации на товар с целью его выпуска в свободное обращение декларант обязан подтвердить таможенному органу соответствие продукции требованиям технических регламентов. В противном случае, пищевая продукция, не соответствующая критериям качества и безопасности, либо соответствие которой в установленном порядке не подтверждено, не может быть разрешена к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС. То есть уже в момент ввоза товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза и декларирования таможенному органу ввозимый товар должен соответствовать требованиям ТР ТС N 022/2011. При декларировании товара таможенному органу декларант обязан представить разрешительный документ, подтверждающий такое соответствие.
В соответствии с примечанием к ст. 16.1 КоАП России для целей применения главы 16 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как установлено судом, 16.01.2018 между компанией «FRESH LAND FOR IMPORT & EXPORT» (Египет) и ОА «Тандер» (Россия) заключен внешнеэкономический контракт N GK/1213/18, согласно которому продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить продовольственные и/или непродовольственные товары, указанные в принятых к исполнению заказах покупателя.
Во исполнение указанного внешнеэкономического контракта в порт Новороссийск прибыл т/х «SAN ALVARO», на борту которого, в том числе находился контейнер N MNBU3749948 с товаром «плоды граната свежие» в количестве 3600 грузовых мест, прибывшем от отправителя компании «FRESH LAND FOR IMPORT & EXPORT» (Египет) в адрес получателя товара -
АО «Тандер».
04.11.2018 специалистом АО «Тандер» ФИО2, действующим на основании трудового договора N 1625-18 от 16.08.2018, в соответствии с п. 2 ст. 84, п. п. 1, 2 ст. 104, п. 3 ст. 105, пп. 4 п. 1 ст. 106 ТКЕЭС в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Новороссийского таможенного поста (Центрального электронного декларирования) Новороссийской таможни после заполнения была проведена электронная декларация на товары
N 10317120/041118/0009145, согласно которой получателем АО «Тандер» к таможенному оформлению в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления был представлен товар одного наименования:
- товар N 1 - плоды граната свежие (Punica Granatum), свежие, класс 1, год урожая 2018, калибр - 84-130 мм, для употребления в пищу, упакованные в пластиковые коробки, всего 18000 кг, общий вес брутто 19080 кг, производитель FRESH LAND FOR IMPORT & EXPORT; стара происхождения Египет, товарный знак отсутствует, заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 0810907500, в количестве 3600 грузовых мест, весом брутто 18810, 00 кг, весом нетто 18000,00 кг, заявленный код ТН ВЭД ЕАЭС 0810907500, заявленная таможенная стоимость 848603,91 руб.
В соответствии со ст. 135 ТК ЕАЭС условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении ввезенного товара «плоды граната свежие» декларантом АО «Тандер» в Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни на указанный товар представлена декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЕG.РА01.А.10350/18 от 04.11.2018, согласно которой получатель товаров - АО «Тандер» - заявляет, что продукция «плоды граната свежие, изготовитель FRESH LAND FOR IMPORT & EXPORT, Египет, код ТН ВЭД ЕАЭС 0810907500, партия 34672 килограмм», соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
В результате проведенного фактического таможенного контроля (акт таможенного досмотра N 10317110/071118/005039) товаров, представленных к таможенному оформлению по ДТ N 10317120/041118/0009145, должностным лицом отдела таможенного досмотра Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни установлено, что в контейнере
N MNBTJ3749948 находится следующий товар - плоды граната, свежие. Товар уложен в ящики из полимерного материала (по 9 шт. в каждом ящике). Ящики из полимерного материала с товаром размещены на деревянных поддонах, зафиксированы при помощи боковых картонных вставок и стянуты упаковочными лентами из полимерного материала. На 2880 ящиках имеются бумажные ярлыки с маркировками: «ЕАС / Наименование позиции: Свежий гранат / Год урожая: 2018 / Дата упаковки: 17/10/2018 / Производитель: Фреш Лэнд Фор Импорт энд Экспорт / Адрес производителя: 79 ФИО3 Хакал ст. 4-й этаж, Насер Сити, Каир, Египет / Экспортер: Фреш Лэнд Фор Импорт энд Экспорт / Страна происхождения: Египет / Импортер: АО «Тандер» (JSC Tandcr) / Адрес импортера: Россия, 350002, <...> / Номер заказа: GKF-0000000000010936 / Минимальный вес нетто в коробке/мешке (кг): 5 /Условия хранения: Температура от +3 до +25 градусов, влажность от 70 до 90% / Срок годности не ограничен при соблюдении условий хранения».
Вместе с тем, на 720 ящиках маркировка отсутствует.
Согласно заключению отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни (далее - ОТОиЭК таможни) за исх. от 09.11.2018 N 26-25/1418 на 720 пластиковых ящиках (грузовых местах) с товаром N 1 «плоды граната свежие» по ДТ N 10317120/041118/0009145 какая-либо маркировка (стикеры, бумажные ярлыки) на русском языке отсутствует, что не соответствует требованиям Технического регламента. Декларация о соответствии N ЕАЭС N RU Д-ЕG.РА01.А.10350/18 от 04.11.2018 действует только в отношении товаров, указанных в декларации о соответствии и которые отвечают требованиям Технического регламента.
На основании вышеизложенного ОТОиЭК сделан вывод о том, что запреты и ограничения по части товара N 1 по ДТ N 10317120/041118/0009145 с предоставлением декларации о соответствии N ЕАЭС N RU Д-ЕG.РА01.А.10350/18 от 04.11.2018, не соблюдены.
Субъектом данного правонарушения в данном случае является получатель товаров АО «Тандер», представивший при декларировании товаров по ДТ
N 10317120/041118/0009145 документ, недействительный по отношению к части товара N 1 «плоды граната свежие» в количестве 720 ящиков, а именно, декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЕG.РА01.А.10350/18 от 04.11.2018, послуживший основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Факт совершения АО «Тандер» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела в их совокупности.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующиеся его обязанностям, в свою очередь определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.
При этом под недействительным документами согласно примечанию 2 к
ст. 16.1 КоАП РФ понимаются поддельные документы, а также документы, полученные незаконным путем, содержащие недостоверные сведения, относящиеся к другим товарам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав, потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 19.07.2017 N 01-12/18396-17-13 при отсутствии на потребительской и (или) транспортной упаковке информации, установленной ТР ТС 022/2011, невозможно распространить действие декларации, как и действие любого другого документа, подтверждающего соответствие товара, на продукцию, так как обезличенный товар не поддается процедуре идентификации.
Вина декларанта АО «Тандер» выражается в том, что у него, как у лица, декларировавшего товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, имелась возможность для соблюдения требований и норм таможенного законодательства, но им не были предприняты все необходимые для этого меры. Так, общество имело возможность до подачи в таможенный орган декларации на товары N 10317120/041118/0009145 провести предварительные операции, в том числе провести предварительный осмотр товаров с конкретной целью установления надлежащей маркировки всей партии ввозимого товара, в ходе предварительного осмотра товаров до подачи в таможенный орган ДТ N 10317110/280518/0015271 установить отсутствие необходимой маркировке на части товара и привести маркировку в соответствие с требованиями законодательства, необходимых для выпуска товара в свободное обращение, в целях приведения в соответствие заявляемого к таможенному оформлению товара и предъявляемых документов, свидетельствующих о соблюдении запретов и (или) ограничений, чего АО «Тандер» сделано не было, что привело к предоставлению АО «Тандер» при декларировании товара N 1 «плоды граната свежие» по ДТ N 10317120/041118/0009145 недействительного разрешительного документа - декларацией о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЕG.РА01.А.10350/18 от 04.11.2018 по отношению к части товара N 1 «плоды граната свежие» в количестве 720 ящиков без соответствующей маркировки, что повлекло несоблюдение установленных запретов и ограничений в части мер технического регулирования, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Правовая обязанность АО «Тандер» как участника внешнеэкономической деятельности в качестве декларанта вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их выполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая, требуется, для надлежащего исполнения обязанностей декларанта при осуществлении внешнеэкономической деятельности в части таможенного декларирования товаров.
Учитывая вышеизложенное, АО «Тандер» не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которые от него требовались, в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при исполнении положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, что свидетельствует о его вине.
Непринятие всех необходимых мер по предоставлению действительных документов при декларировании товаров по ДТ N 10317120/041118/0009145, свидетельствует о пренебрежительном отношении АО «Тандер» к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям.
Таким образом, акционерным обществом «Тандер» при декларировании товара N 1 «плоды граната свежие» по ДТ N 10317120/041118/0009145 был представлен недействительный разрешительный документ - декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-ЕG.РА01.А.10350/18 от 04.11.2018 по отношению к части товара N 1 «плоды граната свежие» в количестве 720 ящиков, что послужило основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Совокупность всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней не пропущен.
За совершение правонарушения на общество наложены административные штрафы в пределах санкции ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, совершенные обществом правонарушения направлены на причинение бюджету Российской Федерации ущерба, вызванного неуплатой таможенных платежей.
Поскольку характер и содержание правонарушений свидетельствуют об отсутствии условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.
Суд также не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество соответствующего мотивированного ходатайства не заявляло, доказательств своего тяжелого финансового положения суду не представило.
Кроме того, применение положений статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом суда с учетом конкретных обстоятельств дела, а не обязанностью.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2019 по делу №А32-4102/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий М.В. Ильина
Судьи О.Ю. Ефимова
М.В. Соловьева