ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 15АП-9919/19 от 18.07.2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: info@15aas.arbitr.ru, Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности иобоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-6421/2019

24 июля 2019 года                                                                              15АП-9919/2019

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2019 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Ильиной М.В.,

судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,

при участии:

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.01.2019, ФИО2 по доверенности от 17.07.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2019 по делу № А32-6421/2019 (судья Погорелов И.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея

о признании недействительным предписания от 28.11.2018 № 05-06-78-П-16,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «РН-Краснодарнефтегаз» (далее - ООО «РН-Краснодарнефтегаз», общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительными предписания от 28.11.2018 N 05-06-78-П-16.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «РН-Краснодарнефтегаз» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами, в пределах горного отвода ранее действующего нефтяного месторождения Абузы. При этом судом не дана оценка использования государственным инспектором в качестве доказательств географических координат снимков, полученных из общедоступного информационного ресурса Google Earth Pro до 2013. Данные доказательства являются не относимыми доказательствами по делу, поскольку соотнести данные фотокопии с земельными участками и находящимся на данных земельных участках объектами не представляется возможным. Из страниц общедоступного Интернет-ресурса невозможно установить ни факт использования земельного участка, ни его площадь, которая, по мнению государственного инспектора, использовалась
ООО «РН-Краснодарнефтегаз». Общедоступный ресурс Google Earth Pro носит информационный характер и не может быть применен в части доказательной базы, равно как и не подтверждает наличие на снимке ресурса Google Earth Pro до 2013 накопленного вреда окружающей среде. Таким образом, материалы проверки не содержат доказательств причинно-следственной связи образования отходов, а также нанесения вреда окружающей среде в результате деятельности ООО «РН-Краснодарнефтегаз» либо иных организаций, следовательно, вывод о непринятии мер в части ликвидации вреда окружающей среде необоснован. Судом не установлено, на основании каких нормативно-правовых актов либо иных документов ООО «РН-Краснодарнефтегаз» обязано обеспечить сбор, обработку, обезвреживание, утилизацию нефтесодержащих отходов (накопленный вред окружающей среде) в пределах земельного участка с кадастровым номером 23: 41:0401001:116, расположенного в районе МО г. Горячий Ключ, земли лесного фонда Кутаисского участкового лесничества (месторождение Абузы) с проведением восстановительных работ по земельному участку с проектом рекультивации нарушенных земель, в чем усматриваются признаки отсутствия должного контроля со стороны должностных лиц общества. На основании вышеизложенного  предписание заинтересованного лица от 28.11.2018 № 05-06-78-П-16, выданное в отсутствие надлежащих доказательств обязанности общества обеспечить сбор, обработку, обезвреживание, утилизацию нефтесодержащих отходов (накопленный вред окружающей среде) в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:41:0401001:116, расположенного в районе МО г. Горячий Ключ, является недействительным.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в период с 04.10.2018 по 28.11.2018 административным органом на основании распоряжения от 21.09.2018 N 01-04-19/100, приказа от 17.10.2018 N 01.04/898 о внесении изменений в распоряжение от 21.09.2018 N 01-04-19/100, приказа от 30.10.2018 N 01.04/934 о продлении срока проведения плановой выездной проверки была проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения федерального государственного экологического надзора и государственного надзора за экологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

По результатам проверки административным органом было вынесено предписание от 28.11.2018 N 05-06-78-П-16.

Согласно указанному предписанию обществу указано обеспечить сбор, обработку, обезвреживание, утилизацию нефтесодержащих отходов (накопленный вред окружающей среде) в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:41:0401001:116, расположенного в районе МО г. Горячий Ключ, земли лесного фонда Кутаисского участкового лесничества (месторождение Абузы) с проведением восстановительных работ по земельному участку в соответствии с проектом рекультивации нарушенных земель.

Не согласившись вынесенным предписанием от 28.11.2018 N 05-06-78-П-16, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

В соответствии с п.1-5 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 46 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Из материалов дела следует, что административным органом в рамках натурного обследования ранее эксплуатируемого нефтяного месторождения Абузы, в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:41:0401001:116, расположенного в районе МО г. Горячий Ключ, земли лесного фонда по документу - для ведения лесного хозяйства Кутаисского участкового лесничества в составе Горячеключевского лесничества, выявлена территория накопленного вреда окружающей среде от производственной деятельности, связанной с эксплуатацией нефтяного месторождения. Земельный участок согласно географическим координатам подпадает в пределы горного отвода ранее действующего нефтяного месторождения Абузы.

В соответствии с лицензий на право пользование недрами КРД 350 НЭ от 27.12.1994 сроком действия по 27.12.2014, выданной АООТ «Краснодарнефтегаз», обществу было предоставлено право пользование недрами с целью добычи нефти на нефтяном месторождении Абузы в пределах территории МО Горячий Ключ в 23 км к западу от города Хадыженска.

В последующем в рамках реорганизации АООТ «Краснодарнефтегаз» в
ОАО «Роснефть-Краснодарнефтегаз» лицензия была переоформлена на КРД 11565 НЭ от 05.06.2003 сроком действия до 27.12.2014, далее переоформлена на ОАО «НК «Роснефть-Краснодарнефтегаз» за номером КРД 3013 НЭ от 08.02.2006 по 27.12.2014 и в последующем ОАО «НК «Роснефть» за номером КРД 3205 НЭ от 16.11.2006 по 27.12.2014.

В 2013 году ОАО «Роснефть» (в настоящее время ПАО «НК «Роснефть») по собственной инициативе прекратило пользование недрами по месторождению Абузы в связи с неэффективностью дальнейшего использования.

ПАО «НК «Роснефть» с 2013 года организованы работы по сносу (демонтажу) нефтепромысловых объектов (зданий, сооружений), а также выполняется работа в части ликвидации и консервации нефтяных скважин.

Вместе с тем, выявленный земельный участок, подверженный загрязнению от нефтепродуктов (нефтешламбовый амбар), не состоит в перечне объектов, требуемых ликвидации.

Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме.

Таким образом, можно сделать вывод об эксплуатации нефтяного месторождения Абузы и непринятии должных мер со стороны эксплуатирующей на тот момент организации.

Ввиду того, что на территории Краснодарского края деятельность по разработке и эксплуатации месторождений углеводородного сырья осуществляется ООО «РН-Краснодарнефтегаз», усматриваются признаки отсутствия должного контроля со стороны должностных лиц общества и, как следствие, непринятие мер в части организации своевременной ликвидации экологического вреда на территориях эксплуатируемых ранее месторождений УВС.

Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами, в пределах горного отвода ранее действующего нефтяного месторождения Абузы, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку территория накопленного вреда окружающей среде от производственной деятельности, связанной с эксплуатацией нефтяного месторождения выявлена в рамках натурного обследования ранее эксплуатируемого нефтяного месторождения Абузы в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:41:0401001:116, расположенного в районе МО г. Горячий Ключ. Более того, из акта проверки от 28.11.2018 № 05-06-78-П следует, что в соответствии с протоколом отбора проб (измерений) почвы от 30.10.2018 № 107 специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю произведен отбор  проб почвы в пределах ранее эксплуатируемого месторождения Абузы, МО Горячий ключ, между
п. Транспортный и п. Абузы, географические координаты 43´5613 с.ш. и 39´3035 в.д. По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 08.11.2018 № 107П, а также экспертного заключения от 20.11.2018
№ 542 установлено, что концентрация нефтепродуктов в почвах в пределах накопленного вреда прошлых лет (земельного участка) превышает фоновые показатели в 120 и 185 раз. Согласно протоколу отбора проб отхода (нефтесодержащие отходы) от 30.10.2018 № 174 отобрана проба нефтесодержащей жидкости на земельном участке в пределах ранее эксплуатируемого месторождения Абузы, на котором расположен накопленный вред (нефтешламбовый амбар). По результатам испытаний проб отхода составлен протокол от 06.11.2018 № 174О и установлено, что нефтесодержащая жидкость (отход) содержит в своём составе механические примеси 27, 3 %, воды 5,1%, в остальном проба представлена нефтесодержащей фракцией.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены общие требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Так, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почв» (далее - постановление Правительства РФ N 140, действовало до 19.07.2018) предусмотрено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами при проведении всех видов строительных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

В ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» (далее - ГОСТ 17.5.1.01-83) указано, что рекультивация - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды, выполняемых в два последовательных этапа: технический и биологический.

Пунктом 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельных ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 действовавших до 25.12.2018 (далее - Основные положения), пунктом 1.8 ГОСТ 17.5.3.04-83 «Общие требования к рекультивации земель» (далее - ГОСТ 17.5.3.04-83) также предусмотрено, что рекультивация нарушенных земель для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, должна осуществляться в два последовательных этапа: технический и биологический.

В соответствии с пунктом 7 Основных положений затраты на рекультивацию земель включают в себя в том числе расходы на проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации; работы по снятию, транспортировке и складированию (при необходимости) плодородного слоя почвы; работы по селективной выемке и складированию потенциально плодородных пород; приобретение (при необходимости) плодородного слоя почвы; нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы; ликвидацию послеусадочных явлений; очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте; восстановление плодородия рекультивированных земель, передаваемых в сельскохозяйственное, лесохозяйственное и иное использование (стоимость семян, удобрений и мелиорантов, внесение удобрений и мелиорантов и др.); деятельность рабочих комиссий по приемке - передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплата работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.).

Согласно пункту 8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 N 240 (далее - Правила организации мероприятий по ликвидации разливов нефти), мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При проведении технического этапа рекультивации земель в зависимости от направления рекультивируемых земель должны быть выполнены в том числе следующие основные работы: создание и улучшение структуры рекультивационного слоя, мелиорация токсичных пород и загрязненных почв, если невозможна их засыпка слоем потенциально плодородных пород; создание, при необходимости, экранирующего слоя; покрытие поверхности потенциально плодородными и (или) плодородными слоями почвы. Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт (пункты 1.9 и 1.12 ГОСТ 17.5.3.04-83).

При этом биологический этап должен осуществляться после полного завершения технического этапа (пункт 1.13 ГОСТ 17.5.3.04-83).

Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - постановление Правительства РФ N 800) об утверждении Правил проведения рекультивации и консервации земель содержит аналогичные требования к рекультивации земель, которая должна осуществляться на основе разработанного проекта, включающего в себя проведение технических и (или) биологических мероприятий.

Доказательств неисполнимости предписания от 28.11.2018 N 05-06-78-П-16 в силу объективно существующих, не зависящих от общества обстоятельств, заявитель не представил, так же как и наличия исключительных обстоятельств, не позволяющих исполнить требования законодательства в области охраны окружающей среды.

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.

Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Таким образом, выданное административным органом предписание от 28.11.2018 N 05-06-78-П-16 направлено на устранение нарушений законодательства, допущенных ООО «РН-Краснодарнефтегаз», содержит указание на период времени, за который необходимо устранить нарушение, предписание является исполнимым.

Общество не обосновало, каким образом законные требования предписания о выполнении норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое предписание полностью соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2019 по делу
№ А32-6421/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                           М.В. Ильина

Судьи                                                                                             О.Ю. Ефимова

                                                                                                        М.В. Соловьева