ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1337/16 от 19.07.2016 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А15-4434/2015

21 июля 2016 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года,

полный текст постановления изготовлен 21 июля 2016 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Афанасьевой Л.В.,

судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального района "Дербентский район" Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03 марта 2016 года по делу № А15-4434/2015 (судья Магомедова Ф.И.),

по заявлению администрации муниципального района "Дербентский район" Республики Дагестан (ОГРН 1030500866065, ИНН 0512008700),

к обществу с ограниченной ответственностью «Рынок «Дербент»» (ОГРН 1110542000800, ИНН 0512086931),

об аннулировании разрешения на право организации розничного рынка №2 от 22.10.2012,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального района «Дербентский район» Республики Дагестан (далее - заявитель, администрация Дербентского района) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Рынок «Дербент» (далее - заинтересованное лицо, ООО рынок «Дербент», общество) об аннулировании разрешения на право организации розничного рынка №2 от 22.10.2012.

Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований администрации муниципального района "Дербентский район" Республики Дагестан, отказано.

Решение мотивировано тем, что администрацией Дербентского района не соблюдена процедура, предшествующая обращению с заявлением об аннулировании разрешения, а именно органом местного самоуправления не приостанавливалось действие разрешения на право организации рынка на срок административного приостановления деятельности управляющей рынком компанией.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает на невыполнение управляющей компанией предусмотренной законом обязанности по предоставлению в орган местного самоуправления документов, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений; устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не подтверждено материалами дела; фактическое наличие ранее выявленных нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на момент подачи настоящей жалобы является основанием для аннулирования разрешения.

До начала судебного заседания от общества поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03 марта 2016 года по делу № А15-4434/2015, следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается.

Администрация Дербентского района 22.10.2012 вынесла распоряжение № 763 о выдаче разрешения на право организации розничного рынка.

В соответствии с распоряжением Администрация Дербентского района 22.10.2012 № 763 ООО Рынок «Дербент» выдано разрешение на право организации розничного рынка № 2 от 22.10.2012.

Указанное разрешение было выдано для организации рынка в с. Сабнава Дербентского района. Срок действия разрешения - 5 лет.

По результатам мероприятий по контролю деятельности универсального рынка, проведенных на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении №49 от 03.07.2015 начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г. Дербенте составлен протокол, которым установлено, что территория рынка полностью не благоустроена, не разграничена на функциональные зоны (торговая, административно-складская, хозяйственная, стоянка для транспорта), не предусмотрена площадка с твердым покрытием для сбора мусора и пищевых отходов, не предусмотрено устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном, устройство поливочных кранов для уборки территории, в торговых павильонах не подведена вода, не установлены умывальные раковины, что является нарушением требований санитарных норм и правил.

Постановлением Дербентского районного суда Республики Дагестан от 13.07.2015 по делу об административном правонарушении ООО Рынок «Дербент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и его деятельность, осуществляемая по адресу: Дербентский район с. Сабнова приостановлена сроком на 10 суток.

Решением Верховного суда Республики Дагестан от 28.08.2015 постановление Дербентского районного суда Республики Дагестан от 13.07.2015 оставлено без изменения.

Согласно акту об административном приостановлении деятельности от 17.07.2015 судебным приставом-исполнителем ОСП по городам Дербенту, Дагестанские Огни и Дербентскому району УФССП России по Республике Дагестан приостановлена деятельность ООО Рынок «Дербент» сроком на 10 дней.

28.07.2015 деятельность рынка возобновлена согласно акту о совершении исполнительных действий от 28.07.2015.

Будучи осведомленной о привлечении ООО Рынок «Дербент» к административной ответственности по статье 6.4 КоП РФ в виде приостановления деятельности сроком на 10 дней, администрация Дербентского района направила в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г. Дербенте письмо от 15.10.2015 № 89/2015 с просьбой о предоставлении информации об устранении обществом нарушений, за которые оно привлечено к административной ответственности постановлением Дербентского районного суда Республики Дагестан от 13.07.2015.

Из ответа Управления Роспотребнадзора по РД от 12.11.2015 № 18/1141-15-18 администрации стало известно, что обществом Рынок «Дербент» частично устранены нарушения санитарных норма и правил, а именно: территория рынка разграничена на функциональные зоны: торговая, административная, стоянка для транспорта; асфальтирована половина рынка, остальная часть подготовлена под асфальт, проведено гравирование; предусмотрено устройство поливных кранов для уборки территории; проведена постоянная вода, установлены умывальные раковины. Вместе с тем, часть нарушений устранены не были: площадка с твердым покрытием для сбора мусора и пищевых отходов пришла в негодность, не предусмотрено устройство для ливневой канализации с соответствующим уклоном; не подведена вода к торговым павильонам.

Не устранение ООО Рынок «Дербент» в полном объеме нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения послужило основанием для обращения администрации Дербентского района» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Порядок выдачи, действия, переоформления разрешения на право организации розничного рынка регулируется ФЗ от 30.12.1996 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон о розничных рынках).

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о розничных рынках юридическое лицо, получившее разрешение, признается управляющей рынком компанией.

В силу части 2 статьи 9 Закон о розничных рынках действие разрешения приостанавливается в случае административного приостановления деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При вынесении судом решения об административном приостановлении деятельности управляющей рынком компании орган местного самоуправления, выдавший разрешение, в течение дня, следующего за днем вступления указанного решения в законную силу, приостанавливает действие такого разрешения на срок административного приостановления деятельности управляющей рынком компании.

Действие разрешения возобновляется органом местного самоуправления, выдавшим такое разрешение, со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности управляющей рынком компании, при условии устранения ею нарушения, повлекшего за собой административное приостановление, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности управляющей рынком компании; срок действия разрешения не продлевается на период приостановления его действия (ч. 3 ст. 9 названного Закона).

Частью 4 данной статьи установлена обязанность управляющей рынком компании уведомить в письменной форме орган местного самоуправления, выдавший разрешение, об устранении ею нарушения, повлекшего за собой административное приостановление деятельности управляющей рынком компании.

В случае, если в установленный судом срок управляющая рынком компания не устранила нарушение, повлекшее за собой административное приостановление ее деятельности, разрешение может быть аннулировано решением суда на основании рассмотрения заявления органа местного самоуправления, выдавшего данное разрешение.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращению органа местного самоуправления с заявлением об аннулировании разрешения предшествует приостановление действия разрешения на срок административного приостановления деятельности, соответствующий сроку приостановления деятельности по решению суда, вступившему в законную силу с целью устранения управляющей компанией нарушений.

Доказательств приостановления органом местного самоуправления действия выданного ООО Рынок «Дербент» разрешения на указанный период времени, заявителем в материалы дела не представлено.

Суд первой инстанции верно указал, что на момент обращения администрации Дербентского района в арбитражный суд с заявлением об аннулировании разрешения срок приостановления деятельности по постановлению от 13.07.2015 истек.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что, обращаясь в суд с настоящим требованием, администрация Дербентского района не выполнила процедуру, предшествующую обращению с заявлением об аннулировании разрешения, а именно органом местного самоуправления не приостанавливалось действие разрешения на срок административного приостановления деятельности управляющей рынком компанией.

Доводы апелляционной жалобы о том, что имелись нарушения и они не устранены, что является основанием для аннулирования разрешения на право организации рынка, поскольку основным условием обращения является соблюдение досудебного порядка, а именно: приостановление разрешения; документа о приостановлении разрешения не имеется. Данные обстоятельства препятствуют удовлетворению заявления об аннулировании разрешения.

Доводы представителя администрации о том, что администрации поздно стало известно о постановлении Дербентского районного суда от 13.07.2015 и о решении Верховного суда Республики Дагестан от 28.08.2015, судом первой инстанции верно отклонены.

Исходя из смысла статьи 9 Закона о розничных рынках обязанность по устранению нарушений, повлекших за собой административное приостановление деятельности, возникает у юридического лица при приостановлении разрешения органом местного самоуправления, поскольку судом общей юрисдикции назначено административное наказание; судебный акт суда общей юрисдикции не содержит условие о том, какие нарушения должны быть устранены управляющей рынком компанией, судом общей юрисдикции приостановлена деятельность общества, а не само разрешение на право организации розничного рынка; при этом исполнение либо не исполнение судебного акта в полномочия суда не входит, иное толкование статьи 9 названного Закона противоречило бы полномочиям органа местного самоуправления по осуществлению контроля за устранением нарушений, повлекших приостановление деятельности, а равно порядку возобновления действия разрешения (срок действия разрешения не продлевается на период приостановления его действия) и его аннулированию в судебном порядке.

Из письма начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте от 03.07.2015 №18, поступившего в администрацию Дербентского района 07.07.2015 следует, что заявителю было известно о нарушениях, выявленных у ООО Рынок «Дербент» 02.07.2015. Однако лишь 06.08.2015 администрация обратилась в Управление Роспотребнадзора по РД с просьбой осуществить проверку общества по нарушениям, выявленным 02.07.2015 и сообщить о принятых мерах в администрацию муниципального района «Дербентский район».

Ответ Управления Роспотребнадзора по РД на данное письмо получен администрацией 11.09.2015, то есть после вступления решения Верховного суда Республики Дагестан по данному делу в законную силу (решение ВС РД вступило в силу 28.08.2015).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, свидетельствуют только об отсутствии надлежащего контроля и несогласованных действиях администрации по получению информации о результатах рассмотрения протокола об административном правонарушении в отношении рынка, в связи с чем, не являются уважительными причинами для непринятия администрацией решения о приостановлении действия разрешения на право организации рынка в установленные законом сроки.

Суд первой инстанции указал, что из пояснений представителя общества следует, что на сегодняшний день все нарушения ООО Рынок «Дербент» устранены.

Доказательств обратного администрацией Дербентского района не представлено.

Довод представителя общества о необходимости применения срока исковой давности, предусмотренного ч.1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 219 Кодекса административного производства Российской Федерации судом первой инстанции верно отклонены, поскольку указанные нормы права в рассматриваемом случае не применимы.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 03 марта 2016 года по делу № А15-4434/2015.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 03 марта 2016 года по делу № А15-4434/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.В. Афанасьева

Судьи С.А. Параскевова

И.А. Цигельников