ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1398/11 от 22.11.2011 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки Дело № А61-1540/2010

29 ноября 2011 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Винокуровой Н.В.,

судей Жукова Е.В., Сулейманова З.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карповой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2011 по делу №А61-1540/2010 (судья Дзугкоева Э.Ю.)

по иску муниципального унитарного предприятия «Коммунресурсы» Пригородного района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания

третьи лица: Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, унитарное муниципальное предприятие «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Пригородного района, Правительство Республики Северная Осетия-Алания

о взыскании 1 450 974 рублей,

при участии в судебном заседании от муниципального унитарного предприятия «Коммунресурсы» Пригородного района ФИО1 (доверенность №5 от 11.01.2011),

в отсутствие представителей других участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,

У С Т А Н О В И Л:

муниципальное унитарное предприятие «Коммунресурсы» Пригородного района (далее – истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия- Алания с исковым заявлением к Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания (далее – ответчик, Минфин) о взыскании 1 450 974 рублей убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 гражданам в соответствии с Законом Республики Северная Осетия – Алания от 05.03.2006 №19-ФЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены унитарное муниципальное предприятие «Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства» Пригородного района, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия- Алания.

Решением суда от 21.03.2011 исковые требования удовлетворены, взыскано с казны Республики Северная Осетия-Алания в лице Минфина в пользу предприятия 1 450 974 рублей расходов, возникших в связи с предоставлением в 2007-2008 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минфин обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, представленный истцом расчет суммы убытков не основан на нормах материального права, не соответствует действительности, не обоснован документально, требование о взыскании выпадающих доводов за 2008 год не подлежит удовлетворению в связи с внесением Законом Республики Северная Осетия – Алания от 10.12.2007 №69 изменений в Закон Республики Северная Осетия – Алания от 05.03.2006 №19-ФЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Предприятие с решением суда первой инстанции согласно.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2011 решение суда первой инстанции от 21.03.2011 было оставлено без изменения.

Постановлением суда кассационной инстанции от 29.09.2011 постановление суда апелляционной инстанции от 29.06.2001 отменено, дело направлено новое рассмотрение в апелляционный суд.

Проверив при новом рассмотрении правильность решения от 21.03.2011 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителя истца, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении апелляционной жалобы Минфина, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили договоры от 01.02.2007 № 30/2, от 10.01.2008 № 7/2, от 01.04.2008 № 45/2, по условиям которых заказчик обеспечивает в полном объеме компенсацию расходов за коммунальные услуги (техническое обслуживание жилья, отопление, водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО), предоставленные отдельным категориям граждан в пределах выделенных ассигнований по мере поступления финансирования, исполнитель, в свою очередь, обязался предоставить льготы по оплате указанных выше коммунальных услуг гражданам, имеющим льготы по оплате потребления указанных услуг в соответствии с Законом Республики Северная Осетия – Алания от 05.03.2006 №19-ФЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Согласно пунктам 2.2,2.3 договоров стороны производят сверку лиц, являющихся абонентами истца и пользующимися льготами, составляют согласованный акт сверки расчетов, подтверждающих объем указанных услуг и в соответствии с установленными тарифами на эти услуги в отчетном периоде, на сумму, подлежащую компенсации.

Суд первой инстанции правильно установил, что предприятие за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 предоставило льготы по оплате за коммунальные услуги лицам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Законом Республики Северная Осетия – Алания» от 05.03.2006 №19-ФЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».

Исходя из расчета истца за указанный период, сумма задолженности за оказанные коммунальные услуги лицам, имеющим право на льготы, составила 1 450 974 рублей.

В подтверждение понесенных расходов и их размера истец представил список граждан, которым предоставлялись льготы при оплате коммунальных услуг, документы, являющиеся основанием предоставления льгот в соответствии с вышеуказанным законам, счета-фактуры за спорный период, копии актов сверки баз данных за 2007-2008 годы, акт сверки расчетов.

Ссылаясь на то, что неполученные доходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот не компенсированы в сумме 1 450 974 рублей, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Как правильно указал суд первой инстанции по результатам рассмотрения требований истца, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки жертв политических репрессий, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации №1761 от 18.10.1991 «О реабилитации жертв политических репрессий» лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Северная Осетия – Алания от 05.03.2005 № 19-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в редакции, действующей в спорный период, реабилитированным лицам предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия -Алания от 16.02.2007 № 36 «О порядке возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» и постановлением Правительства Республики Северная Осетия -Алания от 08.07.2008 № 159 «О порядке возмещения в 2008 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг» Минфин обязан обеспечить финансирование выпадающих доходов связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения в части жилищно-коммунальных и транспортных услуг в соответствии с договорами между Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания и заинтересованными организациями.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные доказательства, суд первой инстанции правильно установил, что в спорный период Минфин в полном объеме не выполнил обязанность по финансированию расходов, связанных с реализацией вышеуказанного закона, в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели. Расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения иска за счет казны Республики Северная Осетия – Алания является правильным.

Факт оказания предприятием коммунальных услуг по льготным ценам подтверждается списками абонентов, пользовавшихся льготами по Закону Республики Северная Осетия – Алания № 19-РЗ, заверенными Управлением социальной защиты населения по Пригородному району сведениями о регистрации льготников в домохозяйстве, справками Районного управления социальной защиты населения по Пригородному району и копии свидетельств о праве на льготы, подтверждающие статус граждан, которым истец предоставил коммунальные услуги по льготным ценам.

Минфином не представлены доказательства необоснованного включения в списки лиц, пользующихся льготами по оплате спорных услуг.

Апелляционным судом проверены доводы ответчика об обоснованности примененных истцом тарифов на коммунальные услуги при расчете убытков, а также использованных истцом в данных расчетах показателей.

Установлено, что расчет убытков произведен исходя из действовавших в спорный период тарифов на коммунальные услуги и нормативов потребления, поскольку жилищно-коммунальные услуги являются регулируемыми и льготы оказывались истцом именно исходя из действовавших в спорный период нормативов потребления и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Расчет истца является верным.

Что касается того, что Законом Республики Северная Осетия – Алания № 69-РЗ от 10.12.2007 внесены изменения в Закон №19-РЗ» от 05.03.2005 и для реабилитированных лиц вместо 50% скидки по оплате коммунальных услуг установлено предоставление субсидий, то информация о публикации данного закона отсутствует.

Кроме того, распоряжением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 16.01.2008 №1-р до 01.04.2008 был продлен срок действия.  Порядка возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных и транспортных услуг.

Постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания №159 было предусмотрено, что действие Порядка возмещения выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 16.02.2007 №36 «О порядке возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с предоставлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг», продлевается до 01.01.2009.

Фактически предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия – Алания в денежной форме было установлено с 01.01.2009 постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 30.12.2008 №304 (опубликовано в издании «Северная Осетия» №12 (25306) 28.01.2009).

Порядком возмещения в 2007 году выпадающих доходов, связанных с представлением населению жилищно-коммунальных и транспортных услуг, действие которого продлено и на 2008 год, предусмотрено оказание реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот по оплате в размере 50% коммунальных услуг, в том числе, и по вывозу бытовых и других отходов.

Положений, ограничивающих включение НДС в расчет понесенных расходов, действующее гражданское законодательство не содержит. Компенсация расходов, возникших у предприятия в результате реализации товаров (работ, услуг) отдельным категориям граждан на льготных условиях, в меньшем размере законом также не предусмотрена.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования предприятия.

Доводы Минфина не принимаются исходя из вышеизложенного.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2011 по делу №А61-1540/2010 без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.В. Винокурова

Судьи Е.В. Жуков

З.М. Сулейманов