ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1400/13 от 03.06.2013 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

г. Ессентуки Дело №А22-126/2013

03 июня 2013 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2013

Полный текст постановления изготовлен 03 июня 2013

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заинтересованного лица – Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.03.2013 по делу А22-126/2013 (судья Конторова О.В.)

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркиева С.Б. (Малодерботовский район, п. Унгн-Терячи, ул. Восточный переулок, 8, ИНН: 080801649828, ОГРН: 312081724000012)

к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (г. Элиста, ул. Н. Очирова, 15)

о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 09.10.2012 №1, в части отказа в допуске к участию в конкурсном отборе начинающих фермеров по представлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с возложением обязанности допустить его к участию в конкурсном отборе,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Маркиев С.Б. (лично),

от заинтересованного лица – представители по доверенности от 24.01.2013 Китаев А.К., по доверенности от 09.01.2013 Шуптыров В.А.,

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Маркиев С.Б. (далее – заявитель, глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее – заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 09.10.2012 №1, в части отказа в допуске к участию в конкурсном отборе начинающих фермеров по представлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с возложением обязанности допустить его к участию в конкурсном отборе.

Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.03.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что комиссия министерства незаконно отказала в допуске главы хозяйства к участию в конкурсе. Заявителем представлены все необходимые документы для участия в конкурсе. Наличие трудового стажа у главы хозяйства подтверждено документами.

Не согласившись с решением, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что документы, представленные заявителем, не соответствуют требованиям ненормативного акта субъекта. Трудовой стаж в сельскохозяйственной области соответствующими документами не подтвержден, так как должна быть представлена копия диплома, копия трудовой книжки или выписка из похозяйственной книги. Такие документы главой хозяйства не представлены. Регистрация земельных участков за заявителем не установлена.

Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании представители заинтересованного лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Заявитель просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.09.2012 главой хозяйства в министерство представлена заявка на участие в конкурсе по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам с приложением документов.

Экспертная комиссия министерства, рассмотрев заявку главы хозяйства, приняла решение не допускать его к участию в конкурсе, так как заявителем представлены документы, не соответствующие выставленным требованиям.

09.10.2012 конкурсной комиссией на основании заключения эксперта заявка главы хозяйства отклонена, письменный отказ направлен заявителю.

Считая, что отказ является неправомерным, глава хозяйства обратился в суд с заявлением о признании его незаконным.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу, что заявка главы хозяйства соответствовала предъявленным к ней требованиям.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 24.07.2007 « 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии Порядком предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйства и единовременной помощи на бытовой обустройство начинающих фермеров», утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.06.2012 №185 (далее – Порядок) начинающим фермером понимается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, регистрация и деятельность которого на момент подачи документов на предоставление субсидии в Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее – уполномоченный орган) в целях оказания поддержки начинающим фермерам не превышает 12 месяцев со дня государственной регистрации, постоянно проживающий на территории Республики Калмыкия и отвечающий следующим требованиям: ранее не являлся получателем грантов на развитие малого и среднего предпринимательства; имеющий среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получивший дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеющий трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или являлся членом личного подсобного хозяйства в течение трех и более лет; имеющий собственные средства на реализацию проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в размере не менее 10 процентов от запрашиваемой суммы гранта и (или) единовременной помощи.

Как указано в пункте 13 Порядка, предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, осуществляется при представлении в уполномоченный орган следующих документов: а) заявка по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку; б) копия паспорта заявителя; в) копия диплома или свидетельства об образовании, или копию трудовой книжки, или выписку из похозяйственной книги; г) бизнес - план по созданию, расширению, модернизации производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующий условиям микропредприятия, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который должен содержать следующие положения: предложения об увеличении объема реализуемой сельскохозяйственной продукции по направлению деятельности (отрасли), определенной Программой; предложения о порядке формирования производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства; предложения о создании в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее трех рабочих мест; д) план расходов за счет гранта (по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку) и план расходов за счет единовременной помощи (по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку) с указанием наименований приобретений, их количества, цены, источников финансирования и сроков исполнения; е) выписка из расчетного счета банка, подтверждающая наличие собственных средств на реализацию проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства в размере не менее 10 процентов от запрашиваемой суммы гранта и (или) единовременной помощи; ж) копия договора (предварительного договора) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тыс. руб.; з) копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства; и) рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, общественных организаций, поручителей; к) копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства; л) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; м) справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявки (форма № 39-1); н) справка о средней численности наемных работников за последний отчетный период.

Документы, указанные в подпунктах «к», «л», «м» и «н» настоящего пункта запрашиваются в соответствующих органах уполномоченным органом.

Документы, указанные в настоящем пункте, должны быть прошиты и пронумерованы, скреплены печатью заявителя.

Опись документов, указанных в настоящем пункте, представляется в количестве двух экземпляров, один из которых после сверки наличия документов возвращается заявителю с отметкой о дате их получения уполномоченным органом.

Ответственность за достоверность представляемой информации несут заявители.

В силу пункта 17 Порядка в участии в конкурсе заявителю отказывается в следующих случаях: заявитель не соответствует требованиям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка; заявитель представил не в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 13 настоящего Порядка; в представленных документах выявлены недостоверные сведения. Проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, осуществляется путем их сопоставления с оригиналами и с информацией, полученной от компетентного органа или организации, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством.

Удовлетворяя заявление главы хозяйства, суд первой инстанции неправильно установил соответствие предоставленного заявителем в министерство пакета документов вместе с заявкой Порядку, поскольку документы, которые должны подтверждать начине профессионального образования по сельскохозяйственной специальности, наличие трудового стажа в сельском хозяйстве не менее трех лет либо осуществление ведения личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, им не представлены.

Согласно подпункту «в» пункта 13 Порядка наличие профессионального образования по сельскохозяйственной специальности должно подтверждаться соответствующим дипломом из образовательного учреждения. Представленный заявителем диплом, который выдан Калмыцкий государственным университетам, получен главой хозяйства по специальности филология, квалификации филолог (т. 1, л.д. 71), что противоречит требованиям пункта 2 Порядка, в соответствии с которым заявитель обязан представить диплом по определенной специальности, связанной с сельскохозяйственной деятельностью.

В подтверждение наличия трудового стажа главы хозяйства в сельском хозяйстве не менее трех лет им представлена рекомендация администрации Ханатинского сельского муниципального образования от 17.09.2012 (т. 1, л.д. 96), в соответствии с которой у заявителя трудовой стаж составляет 15 лет. Этот документ не может являться надлежащим доказательством данного факта, поскольку на основании Порядка трудовой стаж должна подтверждать копия трудовой книжки заявителя, которая им представлена не была, а, кроме того, при возрасте заявителя – 25 лет, у него не может быть трудового стажа в количестве 15 лет.

Доказательств того, что глава хозяйства непрерывно осуществляет ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет, им также не представлено, а поэтому его заявка была правомерно отклонена конкурсной комиссией.

Иные документы, которые могли бы подтвердить соответствие главы хозяйства требованиям пункта 2 Порядка, им не представлены, в описи указан единственный документ, который поступил от заявителя по подпункту «в» пункта 13 Порядка (т. 1, л.д. 58), на ней имеется личная подпись главы хозяйства, что указывает на несоответствие заявки предпринимателя положениям Порядка.

Конкурсная комиссия правомерно на основании пункта 17 Порядка отказала в допуске заявки главы хозяйства в конкурсе ввиду того, что заявитель представил не в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 13 Порядка.

При таких обстоятельствах, довод суда первой инстанции о наличии у главы хозяйства 15-летнего трудового стажа в сельскохозяйственной области противоречит нормам материального права, устанавливающим порядок подачи заявки на предоставление грантов на развитие фермерского хозяйства и единовременной помощи фермерам, а поэтому решение суда подлежит отмене.

Расходы, понесенные главой хозяйства при подаче заявления, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на него в связи с отказом в удовлетворении заявления.

Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы министерством, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 11.03.2013 по делу А22-126/2013 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.

Принять по делу новый судебный акт.

В удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства Маркиева С.Б. к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия о признании незаконным решения конкурсной комиссии, оформленное протоколом от 09.10.2012 №1, в части отказа в допуске к участию в конкурсном отборе начинающих фермеров по представлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства с возложением обязанности допустить его к участию в конкурсном отборе отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий С.А. Параскевова

Судьи Д.А. Белов

И.А. Цигельников