ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А20-3850/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2020
Полный текст постановления изготовлен 18.06.2020
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон» – Кольченко В.В. (доверенность от 24.05.2019); Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики – Макаева А.А. (доверенность от 19.06.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон» (ОГРН 1120718001128, ИНН 0701015478,с. Псыхурей) на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.03.2020 по делу № А20-3850/2019,
третье лицо - ФГБУ «Россельхозцентр» в лице его филиала по КБР,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковым заявлением обратилось общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон» (ОГРН <***>, ИНН <***>) с. Псыхурей (алее – общество), в котором просит: признать незаконным отказ Министерства сельского хозяйства КБР в предоставлении субсидии обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон»; возложить обязанность на Министерство сельского хозяйства КБР включить общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон» в реестр получателей субсидий на основании заявления от 04.04.2019; обязать Министерство сельского хозяйства КБР (далее – министерство) выплатить обществу с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон» субсидию на основании заявления от 04.04.2019.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица привлечено - ФГБУ «Россельхозцентр» в лице его филиала по КБР.
Решением суда в требованиях общества отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что вынесенный отказ в предоставлении субсидии является обоснованным и законным, так как на дату представления документов на получение субсидий, общество не соответствовало установленным требованиям.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство возражает против доводов жалобы общества, представив суду свою письменную правовую позицию.
В судебном заседании стороны участвующие в деле дали пояснения по обстоятельствам спора.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Леон» согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности является выращивание однолетних культур.
04.04.2019 с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства за счет средств федерального бюджета и бюджета КБР общество обратилось в Министерство сельского хозяйства КБР.
К заявлению были приложены: справка о размере посевной площади, информация о доле дохода, акт обследования почвы, договор аренды №20/14 от 30.05.2014 г., договор аренды №21/14 от 30.05.2014 г., договор аренды №17/02-05 от 10.02.2018 г, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, платежные реквизиты, Форма «Фермер-1», Форма «Фермер-2», договор поставки №41/1 от 14.05.2018г., товарные накладные (2шт), договор хранения №25-09/18 от 25.09.2018г, спецификации к договору хранения (2шт), акты приема-передачи на хранение, следующие сертификаты соответствия: сертификат соответствия №РСЦ 030 001Е1 0371-17 под объект - семена тыквы мускатной Плуто, репродукционные, гибридные F1, год урожая 2016, партия №00040845, размером 25,190 кг., зарегистрирован в Едином реестре регистрационных систем добровольной сертификации от 07.06.2012г, сертификат соответствия №РФ ССС 10 001-Ф1 1547-18, под объект - капуста пекинская, сорт Маноко, фракция 2.00-2.25мм, партия № 1246392 размером 8 000 000 штук семян(800 пакетов), зарегистрированный в Системе добровольной сертификации семян сельскохозяйственных растений «СемСтандарт» №РОСС RU.В820.043ПП1, сертификат соответствия №РСЦ 050 050 Е1 2225-18, под объект- тыква мускатная, название-Матильда, категория: репродукционные, партия №5.716.237, год урожая -2017, количество:95,503кг., (1 099 000 шт), зарегистрированный в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации от 07.06.2012г, рег. №РОСС RU/B934/04ШР01.
Министерство уведомлением от 06.05.2019 № 21-04-2-07/1962 отказало в предоставлении субсидии, указав причину несоответствия требованиям Правил предоставления в Кабардино-Балкарской Республике сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016г. № 216-ПП, а именно в связи с тем, что копии документов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян (сертификаты) не заверены и не учтены органом по сертификации.
Общество, полагая, что отказ министерства в предоставлении субсидий является незаконным, обратился в арбитражный суд.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно ст. 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Постановлением Правительства КБР от 09.12.2016 № 216-ПП ««О Правилах предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Кабардино-Балкарской Республики» утверждены Правила предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Пунктом 3 Правил установлено уполномоченным органом по предоставлению субсидий является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Пункту 4 названных правил субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в текущем финансовом году на указанные цели.
В силу пункта 10 Правил субсидии предоставляются при соблюдении сельхозтоваропроизводителями следующих условий: а) регистрация, постановка на налоговый учет и осуществление производственной деятельности на территории Кабардино-Балкарской Республики; б) сельхозтоваропроизводитель не имеет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) сельхозтоваропроизводитель не имеет просроченной задолженности по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами; г) отсутствуют проводимые в отношении сельхозтоваропроизводителя процедуры реорганизации, ликвидации, несостоятельности (банкротства); д) сельхозтоваропроизводитель не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранного юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица, в совокупности превышает 50 процентов; е) проведение комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных (посадочных) площадей; ж) достижение показателя почвенного плодородия (далее - индекс), характеризующего состояние плодородия почв не ниже среднереспубликанских индексов, установленных для Кабардино-Балкарской Республики с учетом типов почв: для аллювиально-луговых - 0,57; для серых лесных - 0,49; для черноземных - 0,7; для темно-каштановых - 0,57; з) утратил силу. - Постановление Правительства КБР от 05.04.2017 № 59-ПП; и) сельхозтоваропроизводитель не получал (не получает) средства из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил; (пп. "и" в ред. Постановления Правительства КБР от 19.05.2017 № 93-ПП) к) наличие соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между сельхозтоваропроизводителем и Министерством, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Форма соглашения утверждается приказом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (соглашение может заключаться с лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, либо представителями юридического лица, действующими на основании надлежаще оформленной доверенности).
Заявитель соответствующий требованиям, предъявляемым пунктом 10 Правил, в соответствии с пунктом 11 Правил в срок, устанавливаемый приказом Министерства, заявитель подает в Министерство прошитые, пронумерованные, скрепленные печатью (при ее наличии) и подписью сельхозтоваропроизводителя следующие документы:
а) заявление на предоставление субсидий по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;
б) справку о площадях, подлежащих субсидированию, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;
в) акт о проведении комплексного агрохимического и эколого-токсикологического обследования посевных (посадочных) площадей, выданный в предыдущем или текущем годах, по форме согласно приложению N 3 к настоящим Правилам;
г) копии сведений по формам федерального статистического наблюдения N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" или N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур", утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 4 августа 2016 года N 387 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой" (в ред. Постановления Правительства КБР от 05.04.2017 N 59-1111);
д) копии документов, подтверждающих право пользования земельными участками, зарегистрированных в установленном законодательством порядке;
е) уведомление о наличии расчетного счета с указанием банковских реквизитов сельхозтоваропроизводителя для перечисления субсидий, выданное российской кредитной организацией (пп. "з" в ред. Постановления Правительства КБР от 05.04.2017 N 59-ПП);
ж) опись представленных документов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 18 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидий является непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 11 настоящих Правил, в установленные сроки.
Как установлено пунктом 18 Правил основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: а) несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 настоящих Правил, в установленные сроки; (в ред. Постановления Правительства КБР от 02.11.2018 N 206-ПП) в) установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; г) несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Судом первой инстанции правильно установлено, что при обращении в адрес министерства с заявлением общество не соответствовало требования, установленным пунктом 11 Правил, и вынесенный отказ в предоставлении субсидии является обоснованным и законным.
Согласно с Федеральным законом от 17.12.1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве», настоящий федеральный закон устанавливает правовую основу деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также организации и проведения сортового контроля и семенного контроля.
В силу статьи 4 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации в области семеноводства регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, а также в связи с организацией и проведением сортового контроля и семенного контроля. Федеральный закон «О семеноводстве» предусматривает, что в зависимости от этапа воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений определяются следующие категории семян сельскохозяйственных растений: оригинальные; элитные (семена элиты); репродукционные (семена первой и последующих репродукций, а также гибридные семена первого поколения).
Статьей 6 Федерального закона «О семеноводстве» оригинальными семенами являются семена сельскохозяйственных растений, произведенные оригинатором сорта сельскохозяйственного растения или уполномоченным им лицом. Оригинатором сорта сельскохозяйственного растения является физическое или юридическое лицо, которое создало, вывело, выявило сорт сельскохозяйственного растения и (или) обеспечивает его сохранение и данные о котором внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Положение о регистрации оригинатора сорта сельскохозяйственного растения утверждает специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством.
На основании статьи 28 Федерального закона «О семеноводстве», подтверждение соответствия партий семян осуществляется в соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно статье 30 указанного федерального закона, допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Согласно статье 1444 Гражданского кодекса Российской Федерации, реализуемые в Российской Федерации семена и племенной материал должны быть снабжены документом, удостоверяющим их сортовую, породную принадлежность и происхождение.
На основании пункта 7.6 «Положения о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений», утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 8 декабря 1999 № 859 при обороте партий семян, для подтверждения их качества, копии сертификатов заверяются и учитываются органом по сертификации, выдавшим сертификат.
Пунктом 2.1 «Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений» - утвержденного Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 12.12.2017 № 622, реализация семян должна осуществляться при условии наличия оригинала документа, удостоверяющего сортовую принадлежность, происхождение и посевные качества семян или копии документа, заверенной печатью орган, его выдавшего.
Таким документом в данном случае является Сертификат соответствия системы добровольной сертификации.
Довод заявителя относительно того, что в правилах указывается необходимость заверения копии сертификата соответствия семян только подписью и печатью сельхозтоваропроизводителя и заверение каким либо иным способом согласно Правилам не требуется, отклоняется судом апелляционной инстанцией, поскольку печатью и подписью заверяется только копия с надлежаще заверенной копии сертификата, представляемой покупателю партии семян при их реализации.
В представленном обществе пакете документов имеются незаверенные копии сертификатов соответствия семян пекинской капусты и тыквы, что не соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Отказ министерства в предоставлении субсидии соответствует требованиям законодательства, не нарушает прав и законных интересов общества, оснований для признания его недействительным не имеется.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.03.2020 по делу № А20-3850/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 05.03.2020 по делу № А20-3850/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Д.А. Белов
Судьи М.У. Семенов
И.А. Цигельников