ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1422/2013 от 24.06.2013 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                               Дело № А15-78/2013

28 июня 2013 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2013 г.

Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2013 г.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19 марта 2013 года по делу № А15-78/2013,

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Дагестанской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости от 19.12.2012, об обязании возвратить 294 853 рубля излишне уплаченных таможенных платежей, и взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей, (судья Батыраев Ш.М.)

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее -предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 19.12.2012 по декларации на товары (далее - ДТ) №10801020/251012/0005702.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 11.03.2013 предприниматель дополнил свои требования и просил обязать таможню возвратить ему 294 853 рубля таможенных платежей, излишне уплаченных в результате корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ №10801020/251012/0005702, и взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000 рублей.

Решением суда от 19 марта 2013 года к рассмотрению приняты дополнительные требования индивидуального предпринимателя ФИО1 от 11.03.2013.

Решение Дагестанской таможни от 19.12.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары №10801020/251012/0005702 признано незаконным как противоречащее Таможенному кодексу Таможенного союза и Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Дагестанская таможня обязана возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 294 853 рубля таможенных платежей, излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по декларации на товары №10801020/251012/0005702.

С Дагестанской таможни в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей и по государственной пошлине в сумме 200 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказано.

Решение мотивированно тем, что незаконные действия таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров по спорной декларации привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей. Таможня необоснованно не применила первый метод определения таможенной стоимости.

Не согласившись с принятым решением, Дагестанская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части удовлетворения требований  предпринимателя и принять в указанной части новый судебный акт, ссылаясь на  незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что таможенным органом принято правомерное решение о проведении дополнительной проверки и правомерно запрошены дополнительные документы. Таможенным органом в ходе проведения проверки не было допущено фактов нарушения действующих регламентов и инструкций. Факт того, что предприниматель претендовал на первый метод определения таможенной стоимости, документально не подтвержден. Суд пришел к неверному выводу о том, что таможенным органом нарушен принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товара. 

Предприниматель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19 марта 2013 года по делу № А15-78/2013, следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что между иранской фирмой «SEPEHRGOSTARSINACO» (продавец) и предпринимателем (покупатель) заключен контракт от 19/09/2012 №101-10/

По условиям контракта продавец продает, а покупатель покупает товар: газовые обогреватели (камины) в количестве 350 штук на общую сумму 8 137 долларов США. Товар поставляется на условиях ДАФ Яраг - Казмаляр. Оплата за товар производится в течение 150 календарных дней со дня поставки товара. Дополнительным соглашением от 25.09.2012 условия поставки товара изменены на ДАФ Махачкала. Дополнительным соглашением от 15.12.2012 стороны договорились о том, что покупатель обязан заплатить за товар 8 137 долларов США на счет третьих лиц по письменному поручению продавца. Оплата производится в течение 80 дней с момента получения письменного уведомления.

Во исполнение указанного контракта в адрес предпринимателя поступил товары-печи (камины) обогревательные разных моделей.

На указанные товары предпринимателем в Махачкалинский таможенный пост подана декларации на товары (далее - ДТ) №10801020/251012/0005702. Таможенная стоимость товаров определена по цене сделки с ввозимыми товарами.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости предприниматель представил в таможенный пост необходимые документы, в том числе контракт, упаковочный лист, инвойс, транспортную накладную.

Рассмотрев пакет документов, представленный вместе ДТ, таможня выявила, что недостаточном документальном обосновании заявленной таможенной стоимости и занижении по сравнению с данными, имеющимися в ее распоряжении.

В порядке статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки, в соответствии с которыми предпринимателю предложено в установленные в них сроки представить в срок до 14.12.2012 следующие дополнительные документы и сведения: прайс - листы производителя, экспортную декларацию, пояснения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование, банковские платежные документы по оплате предыдущих инвойсов в рамках данного договора, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, все имеющиеся дополнения и изменения к контракту.

В этом же решении предпринимателю разъяснено, что для выпуска товаров необходимо до 27.10.2012 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей. Расчет суммы обеспечения доведен до декларанта.

После внесения предпринимателем суммы обеспечения (294 853 рубля 57 копеек) разрешен выпуск товара (29.10.2012).

В связи с непредставлением дополнительных документов таможня на основании статьи 68 ТК ТС приняла решение от 19.12.2012 о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве источника информации использованы сведения, содержащиеся в ДТ №10801010/070911/0003172. Откорректированная таможенная стоимость товара №1 составила 48 916 рублей 82 копейки копеек, товару №2 - 77 909 рублей 29 копеек, товара №3 - 139 981 рубль 28 копеек, товара №4 - 212 654 рубля 05 копеек, товара №5 - 178 169 рублей 61 копейка, товара №6 423 009 рублей 13 копеек.

На основании указанного решения о корректировке таможенной стоимости 18.01.2013 таможня оформила декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым таможенная стоимость товаров откорректирована в рамках статьи 10 Соглашения по шестому (резервному) методу на основании ценовой информации таможни. Дополнительно начислены таможенные платежи в сумме 294 853 рублей 57 копеек.

В соответствии со статьей 154 ТК ТС таможня приняла решение об обращении взыскания на денежный залог в счет погашения задолженности от 22.01.2013 №10801000/220113/07, согласно которому в счет погашения задолженности по таможенным платежам, доначисленным в результате корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров, и пени зачтено 294 853 рубля 57 копеек.

Полагая, что таможенные платежи, уплаченные в результате корректировки таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной декларации, являются излишне уплаченными, 07.02.2013 предприниматель обратился в таможню с заявлением об их возврате, которое возвращено таможней без исполнения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 64 ТК ТС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о ТК ТС, определяется Соглашением, подписанным Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 25 января 2008 года, "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение). Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами (пункт 1 статьи 2 Соглашения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно пункту 2 указанной выше статьи Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.

Статьей 68 ТК ТС установлено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

Согласно статье 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными, либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного Союза. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.

Установление признаков возможной недостоверности заявленной таможенной стоимости товара не является безусловным основанием проведения корректировки таможенной стоимости. Это обстоятельство может служить основанием для проведения дополнительных проверочных мероприятий в отношении декларируемого товара.

В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 №29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений. В данном постановлении также указано, что основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.

В частности, основной метод не подлежит применению, если:

-продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

-данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, приведен в Приложении №1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 7 Порядка в случае обнаружения признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо таможни принимает решение о проведении дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС.

Решение о проведении дополнительной проверки должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (абзац 2 пункта 1 статьи 69 ТК ТС).

Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления.

При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены документы согласно пункту 1 указанного Перечня.

В соответствии с пунктом 14 Порядка примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.

Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений   определяется   должностным   лицом   с   учетом   выявленных   признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.

Обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 N 13643/04).

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства суд с учетом определения круга признаков недостоверного декларирования предпринимателем сведений, наличия либо отсутствия запрошенных таможенных документов, причин их отсутствия, возможности их замены другими доказательствами определил правомерность заявления предпринимателем первого метода определения таможенной стоимости товаров.

В обоснование заявленной таможенной стоимости по спорным декларациям предпринимателем в таможню представлены: контракт, инвойсы, упаковочные листы, транспортные накладные и т.д.

Основанием для проведения дополнительной проверки послужили выводы таможни о недостаточном документальном обосновании заявленной таможенной стоимости.

Такой вывод сделан на основании того, что декларантом заявлены условия поставки ДАФ Махачкала, тогда как контракте указаны условия поставки ДАФ Яраг - Казмаляр. Отправителем товара является иное лицо, а не продавец по контракту. В представленных товаросопроводительных документах отсутствует перечень товаров с указанием полного наименования, производителя, марках, моделях и других технических и коммерческих характеристиках. Заявленная таможенная стоимость занижена по сравнению с данными, имеющимися в распоряжении таможенных органов.

В материалах дела имеется дополнительное соглашение от 25.09.2012 №1 к договору от 19.09.2012 №101-10, согласно которому условия поставки изменены на ДАФ Махачкала.

Дополнительным соглашением от 15.12.2012 №2 к указанному договору стороны предусмотрели, что покупатель обязан произвести оплату за товар в сумме 8 137 долларов США на счет третьих лиц по письменному поручению продавца в течение 80 дней со дня получения покупателем письменного уведомления.

Соответствующее письменное уведомление продавца, с указанием банковских реквизитов получателя также имеется в материалах дела.

В инвойсе и упаковочном листе указаны наименования каминов в зависимости от их моделей, цена за единицу товара, общее количество и цена, поэтому довод таможни об отсутствии  в  документах  полного  наименования  товара,  моделей  и  технических характеристик товара является необоснованным.

В них указано, что отправлен торговой компанией «Лален Чин Чахар ФИО2» по заказу продавца по договору №101 -10.

Представленные предпринимателем документы составляют единый взаимодополняющий пакет документов по спорной внешнеэкономической сделке.

Сведения, содержащие в данных документах, позволяют идентифицировать спорные товары, а также с достоверностью установить цену сделки применительно к количественно и качественно определенным характеристикам товара и условиям поставки.

Противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к вышеуказанному контракту и представленных заявителем для подтверждения таможенной стоимости товаров, суд не установил.

Доказательства того, что предприниматель уплатил за ввезенный товар цену, превышающую указанную в контракте, таможня не представила.

Ни действующим законодательством, ни обычаями делового оборота не предусмотрена обязанность декларанта иметь в наличии экспортную декларацию, и ее отсутствие само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товаров.

Отсутствие прайс - листов при наличии других документов, содержащих полную информацию, необходимую для определения таможенной стоимости по цене сделки, не является основанием для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу.

Является неправомерным требование таможни о представлении банковских платежных документов, поскольку на дату принятия решения о проведении дополнительной проверки предусмотренный контрактом срок оплаты за товар еще не истек.

Согласно заявлению на перевод от 27.12.2012 №2 на банковские реквизиты, представленные продавцом, предпринимателем перечислено 8 137 долларов США.

Таможня в установленном порядке не выявила признаки недостоверности сведений о цене контракта, не доказала зависимость ее от условий, повлекших значительное отличие цены сделки от ценовой информации при сопоставимых условиях.

Таможня не представила доказательств того, что стоимость товара, указанная в инвойсах, умышленно занижена с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.

предприниматель представил таможне документы, которые у него имелись. Заявленная таможенная стоимость и представленные сведения, относящиеся к ее определению, основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в связи с чем у таможни не было оснований сомневаться в обратном и принимать решения о корректировке таможенной стоимости лишь на основании своих предположений.

Непредставление     дополнительно     запрошенных     документов     не     может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу.

Доказательства, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в представленных предпринимателем документах, противоречия между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных товаросопроводительных и коммерческих документах, относящихся к контракту, таможня не представила.

При определении таможенной стоимости иным методом, чем основной метод, таможня должна не просто сомневаться в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, а иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости товара.

Такие доказательства таможня не представила. Таможня также нарушила принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров.

Поскольку основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами, таможенный орган обязан доказать наличие оснований, исключающих применение предыдущих методов.

В нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможня не доказала законность своих действий по корректировке таможенной стоимости и что представленные предпринимателем сведения о товаре не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными. Оснований сомневаться в достоверности представленных в материалы дела документов у суда не имеется.

Довод апелляционной жалобы о низком ценовом уровне заявленной таможенной стоимости ввезенного предпринимателем товара суд отклоняет как необоснованный, поскольку таможня не доказала, что имеющаяся в таможенном органе информация относится к аналогичному товару этого же поставщика, на аналогичных условиях поставки и объема, именно за спорный период времени, поскольку любое различие этих условий может привести к существенным изменениям цены товара. Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к сделке предпринимателя с турецкой фирмой, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки. Таможня не подтвердила сопоставимость условий ввоза соответствующего товара, его качественных и количественных характеристик с ввезенным предпринимателем товаром.

 Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 26.12.2012 противоречит требованиям ТК ТС, Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нарушает права и интересы заявителя в предпринимательской деятельности и незаконно возлагает на него обязанности по уплаты дополнительных таможенных платежей и пени, в связи  с чем, требования предпринимателя в этой части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В  соответствии  со  статьей  89  ТК  ТС  излишне уплаченными или  излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.

В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Незаконные действия таможни по корректировке таможенной стоимости ввезенных предпринимателем товаров по спорной декларации привели к возникновению у последнего незаконно возложенной обязанности по уплате дополнительных таможенных платежей на общую сумму 294 853 рублей. Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Доказательства наличия у предпринимателя задолженности по таможенным платежам таможней в суд не представлены. Досудебный порядок урегулирования спора предпринимателем соблюден.

Суд первой инстанции приходит в верному выводу о том, что требования предпринимателя об обязании таможни возвратить ему излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 294 853 рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Довод апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда о невыполнении требования п.22 приказа ФТС № 272 отклоняется.

В соответствии с п.1 ст. 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза. 

Согласно п.22 Приказа ФТС №272 от 14.02.2011 г. при осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной в соответствии со ст. 6 и 7 Соглашения, уполномоченные должностные лица должны убедиться, что в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров не может быть использована стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст.4 Соглашения от 25.01.2008 г.  Если таможенная стоимость должна быть определена по стоимости сделки с ними, уполномоченные должностные лица осуществляют проверку в соответствии с главами 2 и 3 Инструкции.

Как следует из материалов дела и апелляционной жалобы, таможней не был применен    первый, основной метод определения таможенной стоимости по цене сделки. Документы, достаточные для подтверждения основного метода  у таможни имелись.

Довод апелляционной жалобы о том, что предприниматель не претендовал  на применение первого метода, так как в ГТД указан 4 метод, отклоняется. Как следует из материалов дела, таможня признала неправомерным его применение и применила шестой метод. Основной, первый метод по цене сделки подлежит применению в первоочередном порядке в силу приведенных норм таможенного законодательства, кроме того, у таможни имелось заявление предпринимателя. Представленные таможне документы в обоснование цены сделки являются достаточным и достоверным подтверждением цены.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд сделал неверный вывод в части того, что непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможней, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, использованных предпринимателем при определении таможенной стоимости товаров по первому методу, отклоняется.

  Решением комиссии ТС № 376 от 20.09.2010 г установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, которые прямо перечислены как обязательные.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснено, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Предприниматель при декларировании товара представил в таможню следующие документы: контракт, инвойс, упаковочный лист, коносамент.

Представленные декларантом документы содержат всю необходимую информацию, позволяющую определить цену товара, количество товара, наименование товара, условия поставки товара.  Суд первой инстанции правильно установил, то сведения, содержащиеся в в документах, представленных в таможню, являются достаточными, позволяющими идентифицировать спорные товары, достоверно установить цену сделки.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом был сделан неверный вывод  о нарушении таможней принципа последовательности применения методов определения таможенной стоимости, отклоняется, так как  таможней не представлены относимые и допустимые доказательства невозможности применения 1-5 методов, отклоняется.

Согласно ст. 69 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения. Суд правильно указал на отсутствие необходимости истребовать дополнительные документы.

Эти требования таможенным органом не выполнены.

Довод апелляционной жалобы  о том, что суд не дал должной оценки тому, что величина таможенной стоимости, заявленная декларантом, существенно отличается от информации, имевшейся в распоряжении таможенного органа, отклоняется.

Расхождение между заявленной декларантом таможенной стоимостью и имеющейся в таможенном органе ценовой информацией  не является основанием для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров без выяснения причин такого расхождения.

Суд пришел к правильному выводу о том, что различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости, а является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.

Таможня не доказала,  что цена товара по контракту значительно отличается от ценной информации, содержащейся в базах данных таможенного органа по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенных на территорию РФ при сопоставимых условиях, так как в рамках данного дела не были исследованы базы данных таможенного органа содержащие ценовую информацию. 

Довод таможни о том, что декларант не заявлял о применении первого метода, поскольку указал иной метод, поэтому решение суда является незаконным, отклоняется. Декларируя товар, предприниматель вправе рассчитывать на правильное применение таможней законодательства и в том случае, если он допустил ошибки. У таможни имелись все необходимые документы для применения первого метода.

В силу части 1 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном заседании, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), а также другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (статья 106 Кодекса).

Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

В соответствии с пунктом 20 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 №82 при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: нормы расходов на служебные командировки, установленные правовыми актами; стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела.

Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Кодекса).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 №454-О указано, что правило части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющее арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя, призвано создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

Взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм.

Согласно пункту 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 №121 «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах» лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, другая сторона вправе доказывать их чрезмерность. При этом фактический размер оплаты за оказанные юридические услуги не является бесспорным основанием считать, что такая оплата соответствует разумным пределам.

В дополнении к заявлению предприниматель просит взыскать с таможни 25 000 рублей судебных расходов, связанных с участием его представителя в суде первой инстанции. В обоснование требований предприниматель представил договор поручения от 19.01.2013 №32 заключенный с адвокатом Алиевым М.А. на представление интересов в Арбитражном суде Республики Дагестан при рассмотрении спора с таможней о возврате таможенных платежей, излишне уплаченных при оформлении товара, ввезенного по контракту от 19.09.2012 №101-10 (ДТ №10801020/251012/0005702) и квитанцию от 29.01.2013 №82 об уплате 25 000 рублей.

Пунктом 3.1 договора поручения от 19.01.2013 №32 за выполнение поручения установлено вознаграждение в размере 25 000 рублей. Пунктом 1 договора предусмотрено, что в обязанности представителя входит оспаривание действий и решений таможни, подготовка и представление в арбитражный суд искового заявления, дополнений, ходатайств, возражений, участие в судебных заседаниях, обжалование решений в вышестоящие инстанции, сбор и представление в суд необходимых документов и доказательств.

Оценивая степень участия представителя предпринимателя при рассмотрении дела в суде перовой инстанции в целях разрешения вопроса о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, суд установил, что в рамках данного договора представитель предпринимателя подготовил заявление в арбитражный суд о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, дополнение к нему, принял участие в двух судебных заседаниях.

В соответствии с пунктом 9 решения Совета адвокатской палаты Республики Дагестан от 26.11.2011, утвержденного на заседании Совета адвокатской палаты Республики Дагестан от 26.11.2011, ведение дел в арбитражных судах по исковым заявлениям имущественного характера при цене иска свыше 300 000 рублей для граждан составляет не менее 26 000 рублей (плюс проценты), а для юридических лиц и иных лиц составляет не менее 30 000 рублей (плюс проценты).

За представление интересов в суде, включая составление иска, консультации по всем возникающим вопросам по ведению дела в суде, участие в судебных заседаниях, получение решения, постоянное информирование о ходе судебного процесса, кадрово-юридическим агентством «Триумф» (<...> «е») установлена оплата в размере 20 000 рублей плюс 10 % от суммы иска.

С учетом категории спора, цену иска, участия представителя предпринимателя в судебных заседаниях, сложившейся в регионе стоимости оплаты юридических услуг, невысокую сложность дела и устоявшую судебную практику, и с учетом позиций Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа, изложенной в постановлениях по аналогичным делам, требования предпринимателя о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ходатайство предпринимателя о взыскании расходов на представителя за участие в апелляционной инстанции в сумме 5 000 рублей является обоснованным, подтверждено договором поручения и квитанцией об оплате. Представитель подготовил отзыв на апелляционную жалобу, заявлял ходатайства, принял участие в судебном заседании.  Соразмерность и разумность расходов таможней не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 19 марта 2013 года по делу № А15-78/2013.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Республики Дагестан от 19 марта 2013 года по делу № А15-78/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Дагестанской таможни в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 5 000 (десять тысяч) рублей за оплату услуг представителя в суде апелляционной инстанции.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                  Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                 С. А. Параскевова 

                                                                                                            М.У. Семенов