ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело № А63-11777/2013
19 июня 2014 года
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Днепровским А.О.,
рассмотрев апелляционные жалобы Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю и Министерства имущественных отношений Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2014 по делу №А63-11777/2013 по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь и Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, ОГРН <***>, к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, третье лицо: ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края», г. Ставрополь, ОГРН <***>, о признании права собственности за Российской Федерацией и права оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь на объект недвижимого имущества: помещения № 61-67 на первом этаже, помещения №68-120 на третьем этаже, помещения №121-139 на четвертом этаже, помещения №1-60 в подвале, общей площадью 2259.5 кв.м, расположенные в здании с кадастровым номером 26:12:011209:212 по адресу: <...> и встречное исковое заявление Министерства имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, к Главному управлению МЧС России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, г. Ставрополь, третье лицо: ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края», г. Ставрополь о признании права государственной собственности Ставропольского края на тот же объект недвижимости (судья Турчин И.Г.), при участии в судебном заседании: от Министерства имущественных отношений Ставропольского края – ФИО1 доверенность от 15.01.2014; от ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» - ФИО1 доверенность № 5 от 10.01.2014; от Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю – ФИО2 доверенность от 14.01.2014; от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае – не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление МЧС России по Ставропольскому краю (далее - ГУ МЧС) и Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества) обратились с иском в Арбитражный суд Ставропольского края к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), третье лицо: ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ГУ МЧС на нежилое помещение №№1-139, этаж 1, 3, 4, подвал, общей площадью 2259 кв.м, литер Е,е,е,1 по адресу: <...>.
В ходе судебного разбирательства истец утонил исковые требования и просил признать право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Ставропольскому краю на объект недвижимого имущества: помещения № 61-67 на первом этаже, помещения №68-120 на третьем этаже, помещения №121 -139 на четвертом этаже, помещения №1 -60 в подвале, общей площадью 2259.5 кв.м, расположенные в здании с кадастровым номером 26:12:011209:212 по адресу: <...>. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял письменное уточнение иска.
Ответчик предъявил встречный иск о признании права государственной собственности Ставропольского края на тот же объект недвижимости.
Решением суда от 21.03.2014 в удовлетворении первоначального и встречного иска отказано полностью.
Не согласившись с принятым решением ГУ МЧС обратилось с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции.
05.05.2014 суд апелляционной инстанции принял к производству апелляционную жалобу министерства на решение суда первой инстанции. В своей апелляционной жалобе министерство просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении встречного искового заявления и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных министерством требований. По мнению заявителя, спорное здание было построено за счет средств Ставропольского края для размещения Ставропольского краевого комиссариата, с этого времени оно находилось в государственной собственности Ставропольского края и из его владения не выбывало.
ГУ МЧС направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ГУ МЧС поступил отказ от апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС поддержал заявленный отказ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу положений пунктов 2, 5 статьи 49 и статьи 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от апелляционной жалобы.
Судебной коллегией установлено, что отказ заявителя от апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.
Отказ от апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции заявлен представителем, имеющим надлежащую доверенность.
Доказательств того, что принятие судом отказа от апелляционной жалобы нарушит права и законные интересы других лиц, материалы дела не содержат.
Поскольку ходатайство об отказе от апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции подписано полномочным представителем, не противоречит закону и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции считает возможным принять данный отказ и прекратить производство по апелляционной жалобе ГУ МЧС.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС и ГКУ «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель министерства просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить,
ТУ Росимущества, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением исполкома Ставропольского горсовета депутатов трудящихся от 24.06.1969 №518 краевому военному комиссариату предоставлен земельный участок площадью 0.77 га по ул. 8 Марта №164 в квартале 168 под строительство зданий краевого и городского военных комиссариатов и сборного пункта.
На основании указанного решения актом об отводе границ участка в натуре от 22.07.1969 краевому военному комиссариату отведен земельный участок площадью 0.77 га под строительство зданий краевого и городского военных комиссариатов сборного пункта.
02.04.1971 краевому военному комиссариату предоставлен в бессрочное пользование земельный участок для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации.
Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 18.02.1986 №120 управлению капитального строительства крайисполкома разрешено проектирование и строительство сборного пункта крайвоенкомата на территории по ул. 8 Марта, 164 в квартале 168.
Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 21.05.1986 №378 управлению капитального строительства крайисполкома разрешена разработка проекта расширения сборного пункта крайвоенкомата.
Решением исполкома городского Совета народных депутатов от 12.1986 №935 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 5-этажного сборного пункта крайвоенкомата.
Постановлением Государственной Думы Ставропольского края от 14.06.2005 №1327-Ш ГДСК утвержден перечень имущества, приобретенного за счет средств бюджета Ставропольского края и находящегося на балансе военного комиссариата Ставропольского края, безвозмездно передаваемого из государственной собственности Ставропольского края в федеральную собственность.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 №1186-р и поручения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25.08.2005 №03/1406 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю издано распоряжение от 27.09.2005 №482 «О передаче федерального имущества в государственную собственность Ставропольского края и принятии недвижимого имущества в собственность Российской Федерации». Пунктом 2 распоряжения ГУ МЧС по СК предписано принять на баланс имущество государственной собственности Ставропольского края, в частности административное здание (литер Е) общей площадью 2 288.8 кв.м, инв. №11207, <...>, принимаемое в федеральную собственность.
На основании указанного распоряжения по акту приемки-передачи от 02.12.2005, утвержденному Министром имущественных отношений Ставропольского края и руководителем Территориального управления Росимущества, здание передано ГУ МЧС по СК и внесено в реестр федерального имущества.
В передаточном акте от 02.12.2005 и в кадастровом паспорте от 26.10.2009 в отличие от распоряжения имеются следующие технические характеристики объекта, в частности вместо площади 2 288.8 кв.м указана площадь 2 259.5 кв.м. Местонахождением объекта в акте и кадастровом паспорте значится <...>, а в распоряжении <...>.
Истец обратился в регистрационную службу с целью получения свидетельства на объект недвижимости.
22.04.2013 за номером №01/019/2013-837 им был получен отказ поскольку имелись противоречия в адресе и площади помещений, не представлены документы, подтверждающие наличие права у передающей стороны - Ставропольского края.
Министерство посчитав, что передача спорного объекта в федеральную собственность не состоялась, обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском.
Как правильно указал суд первой инстанции, истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру спорного правоотношения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Из материалов дела следует, что право собственности на заявленный объект не зарегистрировано и не оспаривается, а имеющихся правоустанавливающих документов достаточно для государственной регистрации права собственности Российской Федерации во внесудебном порядке.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» порядок разграничения объектов государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в спорный период устанавливался постановлением №3020-1 и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 №114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядок оформления прав собственности» (далее - распоряжение №114-рп).
Приложения №1-3 к постановлению №3020-1 содержат перечни объектов, которые относятся к федеральной собственности, которые могут быть переданы в собственность субъекта Российской Федерации, и относящиеся к муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 постановления №3020-1 и пункту 2 раздела 2 приложения №1 к этому постановлению имущество Вооруженных Сил Российской Федерации независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий относится исключительно к федеральной собственности.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 №1372, пункт 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 №1132).
Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (пункт 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082).
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Нежилое здание, расположенное по адресу: <...>, было построено целенаправленно для военного комиссариата Ставропольского края, и с момента ввода в эксплуатацию (с 1986 года) использовалось с определенным целевым назначением для выполнения функций по обеспечению обороны страны. Военный комиссариат Ставропольского края, разместившийся в указанном здании, являлся балансодержателем здания.
На момент принятия постановления №3020-1, военкомат Ставропольского края находился в спорном здании, то есть владел, пользовался и распоряжался данным имуществом.
В соответствии с Приложением №1 к указанному постановлению, имущество вооруженных сил Российской Федерации, независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной принадлежности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
В связи с чем, спорное здание в силу прямого указания закона относится к федеральной собственности (Определение ВАС РФ от 14.02.2012 № ВАС-863/12 по делу № А19-22401/10-47), а довод министерства о том, что заявленное здание является краевой собственностью, признается несостоятельным.
Кроме того, в реестре краевого имущество, здание не значится. Указанное здание не может быть отнесено к краевой собственности поскольку согласно Приложению №1 к постановлению №3020-1 здание как имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
Доводы министерства о размещении в части помещений здания сотрудников третьего лица правомерно не принят судом, как не влияющий на вывод об отнесении спорного здания к федеральной собственности в силу закона.
Вышеуказанное имущество было закреплено за краевым военкоматом, а в дальнейшем в связи с реорганизацией - за органами МЧС, являвшимися федеральными органами исполнительной власти.
В установленном порядке в соответствии с постановлением №3020-1 заявленный объект был включен в реестр федерального имущества. Данный объект недвижимости при последующей инвентаризации и эксплуатации являлся и является федеральной собственностью, внесен в реестр федеральной собственности и оказался в пользовании краевого государственного учреждения лишь в связи с реорганизацией органов противопожарной безопасности, разделением полномочий между органами власти.
В отсутствии доказательств тому, что вышеуказанное имущество в установленном порядке было передано в государственную собственность Ставропольского края, в удовлетворении встречного иска о признании права краевой собственности правомерно отказано.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» дано разъяснение о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в данном случае отсутствует зарегистрированное право государственной собственности Ставропольского края оспаривание несуществующего права краевой собственности путем предъявления иска о признании права федеральной собственности лишено правовых и фактических оснований.
Государственная регистрация прав на указанный объект не проводилась, поскольку право собственности на заявленное имущество возникло у Российской Федерации до вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, министерством избран неверный способ защиты права, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 150, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
принять отказ Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю от апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2014 по делу №А63-11777/2013.
Производство по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2014 по делу №А63-11777/2013 прекратить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.03.2014 по делу №А63-11777/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Ставропольского края без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий С.И. Джамбулатов
Судьи Н.Н. Годило
Е.В. Жуков