ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки
19 июля 2017 года Дело № А63-10676/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу
администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.03.2017 по делу № А63-10676/2015
по заявлению закрытого акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Октябрьское» (ОГРН <***>)
к администрации муниципального образования Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края (ОГРН 1022602623780), администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края (ОГРН 1042600489469)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка,
с участием третьего лица: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании:
от администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края: представитель ФИО2 (по доверенности от 10.01.2017),
от закрытого акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Октябрьское»: представитель ФИО3 (по доверенности от 22.12.2016),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество сельскохозяйственное предприятие «Октябрьское» (далее по тексту – общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации муниципального образования Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края (далее по тексту – администрация сельсовета) о признании незаконным отказ в заключении договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 20 406 000 кв. м с кадастровым номером 26:02:000000:100, находящегося по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Октябрьского сельсовета, и обязать администрацию района подготовить в трех экземплярах проект договора купли-продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения общей площадью 20 406 000 кв. м, с кадастровым номером 26:02:000000:100, находящегося по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования Октябрьского сельсовета, исходя из цены продаваемого земельного участка в размере 19 997 880 рублей, подписать проекты договора купли-продажи земельного участка и направить их для подписания в адрес общества в течение 10 календарных дней с даты вступления в законную силу судебного акта (с учетом уточнения).
Решением суда от 31.03.2017 требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации муниципального образования Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края в предоставлении ЗАО «Октябрьское» земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:100 в собственность за плату, изложенный в письме от 09.09.2015 № 01/10-1558, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда в установленном порядке подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:100, для сельскохозяйственного производства в трех экземплярах, а также направить проекты договора купли-продажи для подписания ЗАО «Октябрьское». Распределены судебные расходы.
Администрация не согласилась с решением суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать. По мнению подателя жалобы, суд не дал оценки доказательствам, не исследовал доводы заинтересованных лиц. Суд не выполнил требования процессуального закона в части установления фактических обстоятельств дела.
В отзыве на жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, представитель общества изложил свои возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывы на жалобу, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 31.03.2017 по делу
№ А63-10676/2015 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам торгов между администрацией района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 13.10.2009 № 43, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:100 площадью 20 406 000 кв. м для сельскохозяйственного производства из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на который не разграничена, местоположение: установлено относительно ориентира - территория муниципального образования Октябрьского сельсовета, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Ипатовский.
Срок аренды установлен с 13.10.2009 по 12.10.2019 (пункт 2.1).
20.01.2010 договор зарегистрирован регистрирующим органом.
19.06.2015 общество обратилось в администрацию сельсовета с заявлением о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность за плату на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса и пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Письмом от 03.09.2015 администрация сельсовета сообщила обществу об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что оспариваемый отказ не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает принадлежащие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организации и граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 (далее по тексту - Закон № 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (пункт 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, находящихся в публичной собственности, осуществляется без проведения торгов в отношении земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В случае подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса к нему прилагаются документы, подтверждающие надлежащее использование такого участка и предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с Законом № 101-ФЗ (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Обществом при подачи соответствующего заявления предоставлены следующие документы: свидетельства о создании общества и постановке на налоговый учет, копия договора аренды земельного участка, справка общества от 17.06.2015, акты проверок Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора), копии статистической отчетности по формам № 29-СХ и № 21-СХ, копии товарных накладных на приобретение семян, удобрений и продажу произведенной сельскохозяйственной продукции, кадастровый паспорт на земельный участок и выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРП, а также проект договора купли-продажи участка.
Факт надлежащего использования земельного участка обществом подтверждается актами проверки Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) за 2010 – 2014 годы, отчетностью в Росстат по нормам № 21-СХ и 29-СХ за 2010 – 2014 годы, документами бухгалтерской отчетности о приобретении семян и удобрений за 2010 – 2014 годы, а также документами бухгалтерской отчетности о реализации произведенной продукции растениеводства за 2012 – 2014 годы, прилагаемыми к заявлению.
Данные обстоятельства администрацией не оспариваются. Обстоятельств, указывающих на ненадлежащее использование земельного участка и препятствующих в реализации права, предусмотренного пунктом 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, не имеется.
Доказательств обратного, в том числе подтверждающих ненадлежащее использование земельного участка и использование его не в соответствии с целевым назначением, администрациями в нарушение требований статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд не представлено.
Отклоняя доводы о ненадлежащем исполнении договорных обязательств в части несвоевременного внесения арендной платы судом установлено, что из представленного в дело акта сверки следует и заинтересованными лицами не оспаривается, что задолженность по арендным платежам у общества отсутствует, договор аренды не расторгнут, существенного нарушения условий договора не допущено.
Отклоняя доводы в части отсутствия у администрации сельсовета полномочий по распоряжению спорным участком на момент обращения заявителя, наличие в ГКН сведений о пересечении границ спорного участка с иным участком, и отсутствие у администрации сельсовета полномочий по определению выкупной цены участка суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Как следует из выписки из ЕГРП, в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:100 не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, сведения о разграничении государственной собственности на земельный участок в силу закона отсутствуют, в связи с чем, он относится к землям, государственная собственность, на который не разграничена.
Согласно представленным правоустанавливающим документам на земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:100 следует, что договор аренды от 13.10.2009 № 43 заключен между администрации района и обществом по результатам торгов в соответствии с действующим земельным законодательством и Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
При этом, договор аренды в установленном порядке не оспорен и не признан недействительным, процедура предоставления земельного участка в аренду, предусмотренная действующим законодательством, соблюдена.
Статьей 3.3 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
№ 171-ФЗ от 23.06.2014 (далее по тексту – Закон № 171-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.03.2015 осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, полагая, что испрашиваемый земельный участок находится на территории поселения Октябрьского сельсовета, общество обратилось в администрацию сельсовета с заявлением о предоставлении в собственность участка.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу частей 1 и 1.1 статьи 10 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 10 Закона № 131-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 131-ФЗ границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с определенными требованиями, в том числе о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения (подпункт 3) и в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (подпункт 4).
В соответствии с Законом Ставропольского края от 20.05.2004 № 34-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Ипатовском районе Ставропольского края» в состав территории Октябрьского сельсовета входят населенные пункты хутор Вавилон и село Октябрьское.
Граница муниципального образования Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края установлена названным Законом и описана в статье 13 и отображена на схематической карте данного муниципального образования (приложение № 13 к названному закону).
Согласно Уставу муниципального образования Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края, принятого решением совета депутатов Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края от 25.07.2006 № 55, данное муниципальное образование в соответствии с Законом Ставропольского края от 04.10.2004 № 88-КЗ «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» является сельским поселением в составе Ипатовского муниципального района.
Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли села Октябрьского, хутора Вавилон, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Административным центром поселения является село Октябрьское (статья 2 Устава).
Согласно статье 3 Устава границы поселения установлены Законом Ставропольского края от 20.05.2004 № 34-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Ипатовском районе Ставропольского края».
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что территорией поселения Октябрьского сельсовета является территория, границы, которой установлены Законом Ставропольского края от 20.05.2004 № 34-кз «Об установлении границ муниципальных образований в Ипатовском районе Ставропольского края» и указаны в приложении № 13 к названному Закону.
Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:100 расположен в границах территории поселения Октябрьского сельсовета и за границами населенных пунктов.
При этом, Решением Совета депутатов Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского края от 12.12.2012 № 60 утверждены Правила землепользования и застройки на всей территории муниципального образования Октябрьского сельсовета Ипатовского района Ставропольского, что подтверждается, в том числе, текстом Правил, картой градостроительного зонирования территории поседения, согласно которой определены функциональные зоны земель, расположенных за границами населенных пунктов
С 01.03.2015, а также на дату обращения общества за выкупом участка и на дату принятия оспариваемого отказа полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 26:02:000000:100 обладала администрация сельсовета.
При проверке по указанию суда кассационной инстанции вопроса о переходе от администрации района к администрации сельсовета прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 13.10.2009 № 43, судом первой инстанции установлено следующее.
В момент заключения договора аренды отношения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, регулировались пунктом 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, который предусматривал, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Договор аренды от 13.10.2009 № 43 заключен администрацией района и администрация района осуществляла функции арендодателя в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии пунктом 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.
В соответствии со статьей 3.3 Закона № 171-ФЗ, вступившей в законную силу с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Следовательно, с 01.03.2015 и на момент принятия обжалуемого отказа от 03.09.2015 администрация района не являлась органом, которому предоставлены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку на территории Октябрьского сельсовета были утверждены Правила землепользования и застройки.
Поскольку Федеральным законом № 171-ФЗ изменен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, права и обязанности арендодателя по договору аренды от 13.10.2009 № 43 с 01.03.2015 и на момент вынесения обжалуемого отказа в силу закона перешли и находились у администрации сельсовета независимо от его переоформления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что испрашиваемый участок находится в границах поселения Октябрьского сельсовета и на территории поселения утверждены Правила землепользования и застройки. Принимая решение от 03.09.2015 об отказе в предоставлении в собственность обществу испрашиваемого участка, администрация сельсовета являлась стороной по договору аренды и лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем, является надлежащим заинтересованным лицом при рассмотрении заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2017 в статью 3.3 были внесены изменения, согласно которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
С учетом Федерального закона от 03.07.2016 № 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на администрацию Ипатовского муниципального района Ставропольского края подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:02:000000:100.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в подтверждение доводов администрации относительно наложения испрашиваемого земельного участка на земельный участок кадастровым номером 26:12:030702:133 суд нашел их ненадлежащими.
Как следует из представленного кадастрового дела, кадастрового паспорта, выписки из ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:100, земельный участок поставлен на кадастровый учет 15.02.2006, границы и площадь участка являются уточненными. Сведения о границах участка внесены 10.11.2006 на основании описания земельных участков, подготовленного по заявлению администрации сельсовета.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 23.04.2009
№ 2602/201/09-2967 земельный участок с кадастровым номером 26:02:000000:100, приложенному к договора аренды, участок является уточненным, сведения о пересечении границ участка с иными участками отсутствуют.
Пересечения границ участков 26:02:000000:100 и 26:12:030702:133 образовались вследствие технической ошибки при переходе кадастрового учета в иную систему координат и вследствие непроведения пересчета координат в отношении участка с кадастровым номером 26:12:030702:133.
По мнению органа кадастрового учета, сведения о пересечении границ названных участков являлись ошибочными. Очевидность ошибочности сведений о пересечении границ названных участков также следует из того, что месторасположение участка 26:02:000000:100 – Ипатовский район, а участка 26:12:030702:133 - г. Ставрополь, что также свидетельствует о невозможности наличия пересечения границ указанных участков, ввиду их существенного различного территориального местоположения.
Поскольку сведения о пересечении границ участков отображены в ГКН по причине технической ошибки в сведениях об участке с кадастровым номером 26:12:030702:133, а границы участка с кадастровым номером 26:02:000000:100 изначально уточненными, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для уточнения границ испрашиваемого участка, и соответственно основания, предусмотренные пунктом 24 статьи 39.16 Земельного кодекса, для отказа в предоставлении участка заявителю.
С учетом изложенного, в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащие доказательства в подтверждение указанных возражений в материалы дела не представлены.
Ходатайство о проведении по делу судебной землеустроительной экспертизы, с целью установления факта пересечения границы испрашиваемого участка с иными участками, лица, участвующие в деле, не заявляли.
Ссылка администрации на не соответствие кадастровой стоимости участка, которые повлекли неопределенность в установлении выкупной цены земельного участка не могут являться основанием для признания действия законным. Суд не вправе давать оценку обстоятельствам, связанным с кадастровой стоимостью и ценой земельного участка, тем более признавать по данному основанию действие законным в рамках рассмотрения спора по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае возникновения между сторонами спора о выкупной цене земельного участка разногласия между сторонами могут быть урегулированы в судебном порядке.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно признал, что отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:02:000000:100, выраженный в письме администрации сельсовета от 09.09.2015 №01/10-1558, является незаконным.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на администрацию района обязанность по осуществлению государственной услуги, испрашиваемой обществом.
Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для иной оценки установленных судом обстоятельств и изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от .03.2017 по делу
№ А63-10676/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий О.В.Марченко
Судьи И.Н.Егорченко
Ю.Б.Луговая