ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-1547/2021 от 24.05.2021 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда


ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                            Дело № А20-4647/2020

31.05.2021

Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2021.

Полный текст постановления изготовлен 31.05.2021.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Семенова М.У., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - ФИО1 (доверенность от 01.12.2020),в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.03.2021 по делу № А20-4647/2020,

УСТАНОВИЛ:

в арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") с заявлением к Межрегиональному территориальному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – заинтересованное лицо, Управление Ространснадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 28.10.2020 № 03/222, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие вины ОАО «РЖД» в совершении вмененного административного правонарушения и как следствие в действиях ОАО "РЖД" отсутствует событие вмененного в вину административного правонарушения

Решением суда от 18.03.2021 признано незаконным и отменено постановление Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу от 28.10.2020 №03/222 о привлечении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 75 000 рублей в части размера штрафных санкций, суд уменьшил административный штраф до 50 000 рублей.

Решение мотивировано тем, что в деянии общества наличествуют признаки правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ и отсутствием оснований для признания незаконными постановления.

В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда от 18.03.2021 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в полном объеме.

УправлениемРостранснадзора представлен отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.

В судебном заседании представитель общества апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в жалобе, просил отменить решение суда,так же просила истребовать доказательства по делу.

Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ  в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без  изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается.

В административный орган поступило сообщение от Управления ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике от 21.08.2020 N62/25-3697, в котором содержится информация о нарушениях законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры 1 -ой категории: железнодорожный мост через р. Малка на 1940 км перегона Прохладный - Баксан, Дистанции инженерных сооружений - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральная дирекция инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".

25 сентября 2020 года с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут на основании распоряжения руководителя МТУ Ространснадзора по СКФО ФИО2 о проведении внеплановой документарной проверки №03/119ж от 11.09.2020 сотрудниками отдела НОТБ МТУ Ространснадзора по СКФО была проведена внеплановая документарная проверка в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Центральная дирекция инфраструктуры Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры Дистанция инженерных сооружений (ПЧ ИССО), железнодорожного моста через реку Малка 1940 км. перегона Прохладная - Баксан. Проведение данной проверки было согласовано в Южной транспортной прокуратуре 23.09.2020.

При проведении проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных Постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от   26.04.2017   №495   "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территории), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" а именно:

1)  в нарушение пп.3 п.5 не образовано и не привлечено для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее – группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

2)  в нарушение пп. 7 п.5 не реализован план обеспечения транспортной безопасности объекта;

3)  в нарушение пп. 1 п. 6 объект не оснащен техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном мосту через реку Малка).

По факту выявленных нарушений 09.10.2020 старшим государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ростандарта по СКФО в отношении   ОАО    "РЖД",  в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя общества, составлен протокол № 03/254 об   административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД", в присутствии представителя общества, начальник отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности МТУ Ростандарта по СКФО 28.10.2020 вынес постановление № 03/222 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75000 рублей.

Общество, не согласившись с данным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 71, части 6, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а так же положения пункту 5 статьи 1, пункта 9 статьи 1, пункта 10 статьи 1, статьи 2, пункта 1 статьи 4, статьи 8, пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 16-ФЗ) указал, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - объекты транспортной инфраструктуры) и транспортных средств железнодорожного транспорта, действовавшими до 01.01.2021, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 (далее - Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:

1) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов (подпункт 3 пункта 5);

2) реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки (подпункт 7 пункта 5):

4) оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале) (подпункт 1 пункта 6).

Из материалов дела следует, что объект транспортной инфраструктуры: железнодорожный мост через р. Малка на 1940 км перегона Прохладный - Баксан, Дистанции инженерных сооружений - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральная дирекция инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», - включен в реестр категорированных объектов, утверждены результаты оценки уязвимости.

При таких обстоятельстах, общество обязано образовать и привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов, реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) поэтапно в предусмотренные этим планом сроки, оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами и инженерными системами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими идентификацию физических лиц и (или) транспортных средств, являющихся объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения (далее - видеоидентификация) при их перемещении через контрольно-пропускные пункты (посты) на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры (на железнодорожном вокзале).

При эксплуатации железнодорожного моста изложенные требования закона обществом не исполнены.

Факт нарушений обществом требований действующего законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, зафиксированных в акте проверки от 25.09.2020 №03/101, протоколе об административном правонарушении от 09.10.2020 №03/254, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Доказательств, опровергающих установленные в результате проверки факты, материалы дела не содержат и в судебном заседании не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Таким образом, административным органом доказано наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. Доводы общества, приводимые в обоснование заявленных требований, не свидетельствуют об отсутствии в действиях заявителя события вмененного административного правонарушения.

Обоснованно отклонены доводы общества о том, что при проведении проверки были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" поскольку надзорным органом 25.09.2020 была проведена именно внеплановая документарная проверка общества. Также в материалы дела представлены доказательства того, что проверка была проведена после согласования 23.09.2020 с Южной транспортной прокуратурой.

Подлежат отклонению доводы общества о том, что Требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 №495 утратили силу с 24.10.2020 с принятием Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633 поскольку данные Требования утратили силу с 01.01.2021 в связи с в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742 следовательно, на момент совершения оспариваемого правонарушения и вынесения постановления эти Требования не утратили силу.

Доводы общества о том, чтоФАЖТ необоснованно отказывало заявителю в утверждении разработанных нескольких вариантов плана обеспечения транспортной безопасности моста через реку Малка на 1940 километре перегона "Прохладный-Баксан", подлежат отклонению как необоснованные и противоречащие требованиям закона, поскольку отсутствие у заявителя утвержденного плана не свидетельствует об отсутствии у него обязанности по обеспечению соблюдения требований транспортной безопасности на ОТИ: железнодорожный мост через р. Малка на 1940 километре перегона "Прохладный-Баксан".

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Приведенные обществом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения, поскольку доказательства, подтверждающие принятие заявителем необходимых, достаточных и своевременных мер по соблюдению требований законодательства в области транспортной безопасности, не представлены.

Подлежат отклонению доводы общества о том, что им были выполнены все зависящие от него меры по выполнению установленных законодательством требований относительно разработки и направления плана обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры, поскольку Федеральное агентство железнодорожного транспорта отказало в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ: железнодорожный мост через р. Малка на 1940 км перегона Прохладный - Баксан, Дистанции инженерных сооружений - СП Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральная дирекция инфраструктуры - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». При этом данный отказ не оспорен в установленном порядке, в связи с чем имеет правовое значение по настоящему спору.

При этом, длительное непринятие обществом действенных мер по разработке соответствующего установленным требованиям плана обеспечения транспортной безопасности (устранению недостатков в плане) и по направлению его на утверждение в уполномоченный орган после устранения недостатков не свидетельствует о соблюдении обществом требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности и о наличии оснований для освобождения заявителя от ответственности. В материалах дела отсутствуют доказательства своевременного направления (в разумный срок) соответствующей документации после получения отрицательного заключения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 10.04.2020 №2020/5/30.

Следовательно, доводы заявителя не подтверждают отсутствие вины общества в совершении вменяемых нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Материалы дела не содержат доказательства того, что общество стремилось выполнить требования законодательства в области транспортной безопасности, но столкнулось с обстоятельствами непреодолимой силы, с бездействием Федерального агентства железнодорожного транспорта, общество принимало меры по оспариванию бездействия уполномоченного органа, и заявителем не представлены, в связи с чем, аргументы общества об отсутствии у него обязанности формировать подразделения транспортной безопасности, применение сертифицированных технических средств обеспечения транспортной безопасности должно было иметь месть после утверждения плана подлежат отклонению.

В действиях ОАО «РЖД» наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, носящих существенный характер и влекущих неустранимые последствия в виде нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности, судом не установлено.

Общество привлечено к административной ответственности в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок, порядок производства по делу об административном правонарушении соблюден.

План обеспечения транспортной безопасности был разработан и направлен на утверждение в пределах предусмотренных законом сроков. Вместе с тем, после получения отказа в его утверждении 10.04.2020 обществом в течение более нескольких месяцев не предпринимались меры по направлению плана на повторное утверждение после устранения выявленных недостатков. Доказательства обратного материалы дела не содержат. Продолжительное неисполнение обществом законодательно возложенной на него обязанности не может являться основанием для освобождения его от ответственности за не выполнение законных требований.

Судом первой инстанции, с учетом конкретных обстоятельств дела, связанных с совершением административного правонарушения, а так же с учетом положений частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, пункта 19 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 №2 «О некоторых вопросах, связанных с ведением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации», назначенное Управлением наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей, обоснованно изменено на наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, иные доводы апелляционной жалобы о необходимости составления плана обеспечения транспортной безопасности при исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.

Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.03.2021 по делу № А20-4647/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                 Д.А. Белов

Судьи                                                                                                           М.У. Семенов

                                                                                                          И.А. Цигельников