ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-186/2022 от 29.03.2022 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8 (87934) 6-09-16, факс: 8 (87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                           Дело № А20-3540/2020

30 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Жукова Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании: от ООО «Племенной совхоз Кенже» – Мамиевой Ж.Х. (доверенность от 11.01.2021), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике – Пачева М.Р. (доверенность от 12.01.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Племенной совхоз Кенже» на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2021 по делу № А20-3540/2020,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Племенной совхоз «Кенже» (далее - совхоз) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее – теруправление) в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 07:09:0105001:32, 07:09:0105001:33, 07:09:0105001:202, изложенный в письме от 12.07.2020 № 07-ЕМ-03/3618; возложить на теруправление обязанность передать в собственность совхозу без проведения торгов указанные земельные участки путем подписания проектов договоров купли-продажи от 10.06.2020 № 1-2020, № 2-2020, № 3-2020, направленных с заявлением от 10.06.2020 № 10/06 и по указанным в них ценам.

Решением суда от 23.11.2021 в удовлетворении требований отказано. Суд руководствовался положениями статей 198, 200 АПК РФ, пунктом 1 статьи 77, пунктом 6 статьи 27, подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса, пунктами 2, 4 статьи 1, пунктами 1, 2 статьи 19.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон № 101-ФЗ), статьей 8 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ), Федеральным законом от 07.07.2003 № 113-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статей 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 30.07.2004 № 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - Закон № 23-РЗ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2004 № 72-Г04-2 и исходил из того, что на момент обращения общества с заявлением о приватизации земельных участков действовал мораторий, установленный Законом № 23-РЗ; приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения возможна только по истечении действия моратория. С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ теруправления соответствует закону, не нарушает права и законные интересы общества, поэтому не может быть признан недействительным.

В апелляционной жалобе совхоз просил отменить решение от 23.11.2021 и удовлетворить его требования в полном объеме. Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, заявитель указал, что в пункте 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ установлена обязанность лица переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды. Мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в силу пункта 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Законом № 137-ФЗ, который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством. В силу пункта 3.1 статьи 3 Закона № 137-ФЗ совхоз вправе приобрести земельные участки в собственность без проведения торгов по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации (15 % кадастровой стоимости).

В отзыве теруправление просило отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представители совхоза и теруправления поддержали доводы жалобы и отзыва на неё.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в том числе из судебных актов по делам № А20-3605/2011, № А20-2619/2014, в соответствии с государственным актом от 19.10.1989 серии А-I № 208732 за совхозом «Кенже» в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования закреплено 2077,82 га земли в границах согласно плану землепользования.

На основании решения Нальчикского горисполкома от 18.06.1991 № 848 совхоз «Кенже» переименован в племенное хозяйство «Кенже».

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1998 № 402 племенное хозяйство «Кенже» приобрело статус федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, и переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Племенной совхоз «Кенже».

В соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества на 2003 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2002 № 1155-р и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 27.01.2003 № 316-р, Министерство имущественных и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики 16.07.2003 приняло распоряжение № 195 о приватизации ФГУП «Племенной совхоз «Кенже» путем его преобразования в ОАО «Племенной совхоз «Кенже» (далее – общество).

Согласно уставу общество создано путем преобразования ФГУП «Племенной совхоз «Кенже» и является его правопреемником. По передаточному акту от 05.09.2003 имущественный комплекс ФГУП «Племенной совхоз «Кенже» передан в уставной капитал общества. В соответствии с передаточным актом в собственность общества переданы земельные участки площадью 34,38 га. Земельные участки сельхозназначения, находившиеся в бессрочном пользовании ФГУП «ПС "Кенже"», в перечень имущества, подлежащего приватизации, не вошли.

На основании решения № 2-2017 от 20.02.2017 единственного участника общество было реорганизовано в форме преобразования в ООО «Племенной совхоз Кенже» (запись регистрации № 1170726001786 от 15.03.2017). Согласно передаточному акту от 20.02.2017 к совхозу перешло право постоянного (бессрочного) пользования в отношении следующих земельных участков сельскохозяйственного назначения:

- с кадастровым № 07:09:0105001:32 площадью 763890 кв. м, месторасположение: г. Нальчик, с. Кенже, 4,2 км на северо-запад от здания администрации с. Кенже;

- с кадастровым № 07:09:0105001:33 площадью 149687 кв. м, месторасположение: г. Нальчик, с. Кенже, 3,0 км на северо-запад от здания администрации с. Кенже;

- с кадастровым № 07:09:0105001:63 площадью 100236 кв. м, месторасположение: г. Нальчик, с. Кенже, за чертой населенного пункта;

- с кадастровым № 07:09:0105001:64 площадью 199998 кв.м, месторасположение: г. Нальчик, с. Кенже, за чертой населенного пункта.

Впоследствии земельные участки с кадастровыми номерами 07:09:0105001:63 и 07:09:0105001:64 сняты с кадастрового учета и из них, в том числе, образован земельный участок с кадастровым номером 07:09:0105001:202 общей площадью 359797 кв. м, расположен по адресу: г. Нальчик, с. Кенже.

Вступившими в законную силу судебными актами по делам № А20-3605/2011 и № А20-3970/2011 преюдициально установлен факт преобразования ФГУП Племенной совхоз "Кенже" в общество, к которому в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки в границах, согласно государственному акту от 19.10.1989.

Проведенной по настоящему делу судебной экспертизой (заключение АО «СевкавНИИгипрозем» от 30.07.2021) установлено, что спорные земельные участки (07:09:0105001:32, 07:09:0105001:33, 07:09:0105001:202) входят в состав земель, предоставленных совхозу «Кенже» на праве бессрочного пользования в соответствии с государственным актом от 19.10.1989.

Совхоз со ссылкой на наличие права постоянного (бессрочного) пользования 15.06.2020 обратился в теруправление с заявлением (исх. №10/06 от 10.06.2020) о предоставлении этих земельных участков в собственность путем продажи без проведения торгов по ценам, указанным в приложенных к заявлению договорах от 10.06.2020 № 1-2020, № 2-2020, № 3-2020 (15 % кадастровой стоимости).

Письмом № 07-ЕМ-03/3618 от 12.07.2020 теруправление отказало в удовлетворении заявления. Отказ мотивирован отсутствием в ЕГРН зарегистрированных за совхозом прав на испрашиваемые земельные участки; доказательств расположения этих участков в границах земель, предоставленных совхозу в соответствии с государственным актом от 19.10.1989; действием на территории Кабардино-Балкарской Республики моратория на приватизацию земельных участков сельскохозяйственного назначения, введенного Законом № 23-РЗ.

Совхоз, полагая, что отказ в предоставлении земельных участков не соответствует законодательству и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пункт 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ определяет, что приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Законом № 137-ФЗ по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

В силу пункта 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести участки в собственность в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам (подпункт 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.

Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов уполномоченный орган рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка и по результатам проверки, в частности, осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и его подписание, а также направляет проект договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1); принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение, в котором должны быть указаны все основания отказа, заявителю (подпункт 3).

Одним из оснований к отказу в предоставлении земельного участка является то, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).

Суд первой инстанции, со ссылкой на установленные в рамках дел № А20-3605/2011 и № А20-3970/2011 обстоятельства и результаты проведенной по настоящему делу судебной экспертизы правомерно заключил о том, что спорные земельные участки расположены в пределах земель, выделенных совхозу «Кенже» в соответствии с государственным актом от 19.10.1989 и принадлежат совхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Доказательства прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «ПС "Кенже"», а затем правопреемника (совхоза) спорными земельными участками в порядке, предусмотренном статьей 45 Земельного кодекса, или об отказе от права пользования земельными участками в установленном порядке, в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.

В тоже время суд первой инстанции счел законным отказ теруправления в предоставлении совхозу земельных участков без проведения торгов по мотиву действия моратория на приватизацию земельных участков, установленного региональным законодательством.

В этой части апелляционная коллегия считает выводы суда ошибочными.

Пунктом 1 статьи 3 Закона № 23-РЗ установлен мораторий (на 49 лет) на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем земельные участки, находившиеся в пользовании ФГУП «ПС "Кенже"» по состоянию на момент вступления в действие Закона № 101 разграничены в силу федерального закона (пункт 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ) и отнесены к федеральной собственности, что установлено в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.12.2013 по делу № А20-3970/2011.

Поскольку испрашиваемые участки относятся к федеральной собственности, положения Закона № 23-РЗ к спорным отношениям не применимы.

Более того федеральный законодатель установил в пункте 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ обязанность лица переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности или аренды.

Таким образом, мораторий на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 4 статьи 1 Закона 101-ФЗ) в силу пункта 7 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на случаи приобретения сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. Права на такие земельные участки приобретаются в соответствии с Законом № 137-ФЗ, который не допускает каких-либо ограничений, устанавливаемых региональным законодательством.

Соответствующая правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам № А20-2619/2014 и А20-3605/2011 со схожими обстоятельствами, в которых участвовали те же лица.

Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о законности оспариваемого отказа теруправления в предоставлении совхозу земельных участков.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В абзаце 7 пункта 4 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса.

Соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора о заключении договора подтверждается направленными в адрес ответчика 15.06.2020 заявлением о предоставлении земельных участков и приложенными к нему проектами договоров от 10.06.2020.

В статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.

Согласно имеющимся в деле выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 07:09:0105001:32 составляет 3 918 755,7 руб.; с кадастровым номером 07:09:0105001:33 – 767 894,31 руб., с кадастровым номером 07:09:0105001:202 – 1 845 758,61 руб.

В проектах договоров от 10.06.2020 совхоз указал выкупную стоимость: для участка с кадастровым номером 07:09:0105001:32 – 587 813,36 руб. (договор № 2-2020), для участка с кадастровым номером 07:09:0105001:33 – 115 184,15 руб. (договор № 1-2020), для участка с кадастровым номером 07:09:0105001:202 – 276 863,79 руб. (договор № 3-2020), что составляет 15 процентов кадастровой стоимости земельных участков и соответствует пункту 7 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

Возражений относительно изложенных в проекте договоров условий выкупа земельных участков ответчик не представил.

С учетом изложенного требования совхоза о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков и возложении на теруправление обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Решение суда от 23.11.2021 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.11.2021 по делу № А20-3540/2020 отменить, принять новый судебный акт.

Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:

«Требования ООО «Племенной совхоз «Кенже» удовлетворить.

Признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике в предоставлении в собственность без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 07:09:0105001:32, 07:09:0105001:33, 07:09:0105001:202, изложенный в письме от 12.07.2020 № 07-ЕМ-03/3618.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике в пятнадцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего постановления заключить с ООО «Племенной совхоз «Кенже» договоры купли-продажи земельных участков в редакции проектов договоров от 10.06.2020 № 1-2020, № 2-2020, № 3-2020, направленных с заявлением от 10.06.2020 № 10/06 и по указанным в них ценам (для участка с кадастровым номером 07:09:0105001:32 – 587 813,36 руб., с кадастровым номером 07:09:0105001:33 – 115 184,15 руб., с кадастровым номером 07:09:0105001:202 – 276 863,79 руб.)».

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266) в пользу ООО «Племенной совхоз «Кенже» (ИНН 0725022033, ОГРН 1170726001786) 4500 руб. судебных расходов по государственной пошлине.

Возвратить ООО «Племенной совхоз «Кенже» (ИНН 0725022033, ОГРН 1170726001786) из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы (платежное поручение № 107 от 21.12.2021).

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                             Е.Г. Сомов

Судьи:                                                                                                          И.А. Цигельников

                                                                                                          Е.В. Жуков