ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-203/2012 от 16.05.2012 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                  Дело № А63-7502/2011

18 мая 2012 г.              

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 г.              

Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 г.              

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Кондор» Шпаковский район, с.Пелагиада, ОГРН <***> на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2011 по делу № А63-7502/2011

по заявлению ООО «Кондор» Шпаковский район, с.Пелагиада, ОГРН <***>,

к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края г. Ставрополь, ОГРН <***>,

Межрегиональному технологическому управлению Федеральной службы по экологическому,    технологическому    и    атомному    надзору,    г.Ставрополь,    ОГРН

1117746644400,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Каньон» г.Михайловск, ОГРН <***>,

о признании незаконными действий министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по оформлению и регистрации 04 февраля 2011 лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ для ООО «Каньон»; признании недействительным решения Средне-Кавказского управления Ростехнадзора по установлению уточненных границ горного отвода и горноотводного акта от 25 марта 2011 №267, удостоверяющих уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО «Каньон» с графическими приложениями; обязании министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК прекратить действие лицензии СТВ 00142 ТЭ от 04 февраля 2011 ООО «Каньон» на право пользования недрами для добычи известняков-ракушечников на Пелагиадском месторождении; признании недействительной лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ, выданной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ООО «Каньон», зарегистрированной 04 февраля 2011 в реестре №166, (судья Алиева А.К.)

при участии в судебном заседании:

от ООО «Кондор»: ФИО1 по доверенности № 1 от 10.01.12.,ФИО2 директор;

от министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК: ФИО3 по доверенности от 19.12.11.;

от Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: ФИО4 по доверенности № 13.7-11 от 15.05.12.;

от ООО «Каньон»: ФИО5 по доверенности от 19.10.11.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Кондор» Шпаковский район, с.Пелагиада (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края г.Ставрополь (далее - министерство), Средне-Кавказскому управлению Ростехнадзора г.Ставрополь (далее - управление) и третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Каньон» г.Михайловск (далее - третье лицо) о признании незаконными действий министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК по оформлению и регистрации 04 февраля 2011 лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ для ООО «Каньон»; признании недействительным решения Средне-Кавказского управления Ростехнадзора по установлению уточненных границ горного отвода и горноотводного акта от 25 марта 2011 №267, удостоверяющих уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО «Каньон» с графическими приложениями; обязании министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК прекратить действие лицензии СТВ 00142 ТЭ от 04 февраля 2011 ООО «Каньон» на право пользования недрами для добычи известняков-ракушечников на Пелагиадском месторождении; признании недействительной лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ, выданной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ООО «Каньон», зарегистрированной 04 февраля 2011 в реестре №166.

Определением суда от 22.09.2011 произведена замена заинтересованного лица Средне Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на правопреемника - Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в связи с реорганизацией юридического лица.

Решением суда от 15 декабря 2012 года в удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью «Кондор», ОГРН <***>, отказано в полном объеме. Решение мотивировано тем, что оформление документов  произведено по результатам торгов в установленном порядке, оспариваемые действия, лицензия, акты, не повлекли нарушения прав общества.

 Не согласившись с принятым решением, ООО «Кондор» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт,  которым удовлетворить заявленные требования. Заявитель указывает, что  оспариваемые действия и акты нарушают права общества, как недропользователя,  так как происходит наложение границ горного отвода и земельного участка, принадлежащего обществу на праве аренды; документы оформлены не в полном объеме, отсутствуют необходимые приложения; что создает угрозу безопасности проведения работ на арендуемом земельном участке.

В судебном заседании представители общества ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы изложенные в апелляционной жалобе.

Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.

В судебном заседании представитель Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ФИО4 поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Представители министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, ФИО3 и ООО «Каньон», ФИО5 возражали против доводов апелляционной жалобы.

 Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.12.2011 по делу № А63-7502/2011 следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 27.01.2011 министерством был проведен открытый аукцион №23 по продаже права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участке недр, содержащем месторождение общераспространенных полезных ископаемых, или участке недр местного значения. На аукцион был выставлен участок недр Пелагиадского месторождения известняка-ракушечника с запасами полезных ископаемых в объеме 230 тыс. м куб.

По итогам аукциона победителем было признано ООО «Каньон», предложившее сумму разового платежа за пользование недрами в размере 1 700 000 рублей (протокол о результатах аукциона от 27.01.2011).

Приказом №37 от 02.02.2011 министерством утвержден результат аукциона, оформлена, зарегистрирована 04.02.2011 в государственном реестре за №166 и выдана ООО «Каньон» лицензия на право пользования недрами СТВ №00142 ТЭ с целевым назначением - добыча известняка-ракушечника на участке Пелагиадского месторождения сроком действия до 02.02.2031 года.

ООО «Каньон» 25.03.2011 Средне-Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводный акт за №267 к лицензии на пользование недрами СТВ №00142 ТЭ от 04.02.2011, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для добычи известняков -ракушечников на участке Пелагиадского месторождения площадью 4,6 га, сроком действия до 02.02.2031 года.

 Полагая, что нарушаются его права, ООО «Кондор» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает  их  соответствие  закону  или   иному  нормативному  правовому  акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона Российской Федерации «О недрах» №2395-1 от 21.02.1992 (далее - Закон о недрах) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования недропользования на своих территориях относятся установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения.

Основания возникновения права пользования участками недр определены в статье 10.1 Закона о недрах, в соответствии с которыми право пользования возникает, в том числе, на основании принятого в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.1 Закона о недрах принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или гр уппы участков недр осуществляются органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения.

Как следует из статьи 3 Закона Ставропольского края от 29.07.2010 № 75 -КЗ «О некоторых вопросах регулирования отношений недропользования на территории Ставропольского края» к полномочиям органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющего государственное управление в сфере недропользования относятся, в том числе, осуществление оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.

По правилам статьи 4 Закона Ставропольского края от 29.07.2010 № 75-КЗ «О некоторых вопросах регулирования отношений недропользования на территории Ставропольского края», предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Ставропольского края, осуществляется на основании решения уполномоченного органа о предоставлении права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Принятие уполномоченным органом указанного решения, осуществляется по результатам аукциона.

Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 декабря 2009 г. № 798 определено, что министерство является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области недропользования, переданные для осуществления органам государственной власти Ставропольского края. Министерство принимает решение о предоставлении в установленном порядке по результатам аукциона права на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участках недр местного значения; о проведении аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определяет порядок и условия проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр; осуществляет оформление, государственную регистрацию, выдачу, переоформление лицензий на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (подпункты «б», «е» пункта 10, пункт 15 Положения).

Положением о Средне-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическом и атомному надзору, утвержденном Приказом Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору 20.12.2010 №1152 определено, что территориальный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах компетенции Ростехнадзора требований безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор) (пункт 4.2.3); регистрирует опасные производственные объекты и ведет территориальный раздел государственного реестра таких объектов, оформляет документы, определяющие (обосновывающие) уточненные границы горных отводов, ликвидацию и консервацию опасных производственных объектов, за исключением объектов использования атомной энергии (пункт 4.10).

Согласно статье 7 Закона о недрах в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Как следует из материалов дела, на основании обращения ООО «Каньон» №48 от 06.09.2007 Средне-Кавказским управлением Ростехнадзора письмом от 15.10.2007 №01/2140 согласованы предварительные границы горного отвода Пелагиадского месторождения известняков-ракушечников в Шпаковском районе площадью 8,5 га, границы горного отвода, удостоверяющие уточненные границы горного отвода для ООО «Каньон» на площадь 4.6 га установлены согласно «Проекта горного отвода, выполненного ООО ПИФ «К-Артель».

В силу статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Требования к содержанию лицензии определены в статье 12 Закона о недрах.

Приказом №37 от 02.02.2011 министерством утвержден результат аукциона, оформлена, зарегистрирована 04.02.2011 в государственном реестре за №166 и выдана ООО «Каньон» лицензия на право пользования недрами СТВ №00142 ТЭ с целевым назначением - добыча известняка-ракушечника на участке Пелагиадского месторождения сроком действия до 02.02.2031 года.

Доказательств признания недействительными результатов аукциона не имеется.

03.02.2011 между министерством и ООО «Каньон» заключено лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи известняка-ракушечника на участке Пелагиадского месторождения в Шпаковском районе Ставропольского края, которым ООО «Каньон» предоставлено исключительное право на проведение добычных работ на участке недр со статусом горного отвода.

ООО ПИФ «К-Артель» разработан и утвержден рабочий проект горного отвода Пелагиадского месторождения известняков-ракушечников содержащий в себе пояснительную записку, данные о владельце лицензии, пространственные границы горного отвода, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами, наименование организации, осуществляющей проектирование предприятий по добыче полезного ископаемого и подготовивший проект горного отвода, общие сведения о территории над горным отводом, краткую геологическую характеристику месторождения, проектные выводы по оценке воздействия ведения горных работ на окружающую среду, общие сведения о смежных горных отводах, разведанность месторождения, проектное техническое обоснование границ горного отвода, рекомендации экспертизы запасов полезных ископаемых, выполнение условий лицензии на пользование недрами в части границ горного отвода, текстовые и графические приложения.

ООО «Каньон» 25.03.2011 Средне-Кавказским Управлением Ростехнадзора выдан горноотводный акт за №267 к лицензии на пользование недрами СТВ №00142 ТЭ от 04.02.2011, удостоверяющий уточненные границы горного отвода для добычи известняков-ракушечников на участке Пелагиадского месторождения на площадь 4,6 га, сроком действия до 02.02.2031 года.

Границы участка недр, указанные в конкурсной документации  и уточненные границы совпадают,  в соответствии с пунктом 15 Инструкции по оформлению горных отводов предварительные границы выражены в географической системе координат, уточненные – в условной системе прямоугольных координат. Площадь, измеряемая гектарами и объем полезных ископаемых не изменился. Эти обстоятельства подтверждены документацией, пояснениями представителя Ростехнадзора и лиц, участвующих в деле.

Действия  по оформлению и регистрации 04.02.2011 лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ для ООО  «Каньон» совершены уполномоченным органов в установленном порядке. Средне-Кавказское управление Ростехнадзора, принимая решение по установлению уточненных границ горного отвода и горноотводного акта от 25 марта 2011 №267, удостоверяющих уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО «Каньон» с графическими приложениями действовали в рамках предоставленных им полномочий, оспариваемые действия и решения министерства и управления соответствуют требованиями действующего законодательства.

 Как указано выше, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В апелляционной жалобе общество   указывает, что оспариваемые действия и акты создают для него препятствия в осуществлении экономической деятельности, т.к. в результате установления уточненных границ горного отвода возникло наложение границ горного отвода ООО «Каньон» на участок недропользования и землепользования ООО «Кондор», что исключает для ООО «Кондор» добычу полезного ископаемого на участке наложения площадью 1,3 га, т. к. невозможно обеспечить безопасность ведения горных работ.

Приведенные доводы отклоняются судом ввиду следующего.

Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

  Законом о недрах   регулируются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

В соответствии со статьей 25.1 Закона о недрах земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством. Аналогичное требование закреплено в разделе 4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 №3314-1.

Согласно пункту 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 ООО «Кондор» имеет лицензию СТВ 00005 ТЭ  с целевым назначением переработка отвалов отходов горнодобывающего производства на Пелагиадском месторождении (участок Северный) известняков-ракушечников; участок недр имеет статус земельного участка;  

22.10.2004 между комитетом по управлению государственным имуществом Шпаковской районной государственной администрацией Ставропольского края и ООО «Кондор» заключен договор аренды №58 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 26:11:01 10 02:0007, сроком действия по 23.07.2053.

Довод общества о том, что оно имеет горноотводный акт, который не был учтен при выдаче   горного отвода  ООО «Каньон»,  границы горных отводов налагаются, отклоняется.

Письмом Управления государственного горного и металлургического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.08.2007 №13 -03­28/2002 подтверждено, что оформление ООО «Кондор» горноотводного акта к лицензии на пользование недрами СТВ №00005 ТЭ от 18.10.2005 за №145 от 15.09.2006, удостоверяющего уточненные границы горного отвода, предоставленные ООО «Кондор», произведено ошибочно, так как участок недр имеет статус земельного участка. В письме указано, что горноотводная документация   №145 от 15.09.2006 правовых последствий не имеет и подлежит возврату  в выдавший их орган Ростехнадзора.

То, что общество не возвратило данный документ, не придает этому документы юридической силы.

 Довод о том, что земельный участок ООО «Кондор» налагается на границы горного отвода, что препятствует осуществлению деятельности по переработке отвалов отходов горнодобывающего производства, отклоняется.

В соответствии со статьей  11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с Законом о недрах, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В проекции границы горного отвода ООО «Каньон»  и земельного участка ООО «Кондор»  частично совпадают, но это не влечет препятствий для ООО «Кондор»  в деятельности по переработке отвалов отходов горнодобывающего производства. Письмом МТУ Ростехнадзора от 10.05.12 подтверждено, что при комиссионном осмотре, проведенном МТУ Ростехнадзора  с участием администрации Шпаковского муниципального района и Министерства природных ресурсов  и охраны окружающей среды на горном отводе ООО «Каньон» на участке наложения земельного отвода ООО «Кондор» отвалов отходов горнодобывающего производства известняков-ракушечников нет. Эти же обстоятельства подтверждены письмом Министерства природных ресурсов  и охраны окружающей среды от 11.05.2012.

Довод апелляционной жалобы о том, что отвалы отходов имеются, что подтверждено календарным планом развития горных работ на 2011 год, отклоняется. По объяснению представителя МТУ Ростехнадзора этот план разрабатывался в 2010 году; осмотр территории в настоящее время подтвердил отсутствие отвалов, поскольку они выработаны. Это обстоятельство заявителем не опровергнуто.

Земельный участок над горным отводом ООО «Каньон» не выделялся, работы по добыче общераспространенных полезных ископаемых ООО «Каньон»  не ведутся, что подтверждено представителями  ООО «Каньон» и государственных органов и не отрицается заявителем жалобы.

Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствует приложение № 6 к лицензии – документ, содержащий сведения об участке недр, отражающий местоположение участка недр, отклоняется. Данный документ находится в томе 2, л.д. 1.  Доводы о несовпадении дат отклоняются, так как они не влияют на существо информации, содержащейся в документе.

Довод апелляционной жалобы о том, что в деле не имеется оспариваемого решения Ростехнадзора по установлению уточненных границ, суд первой инстанции его не исследовал, отклоняется. По объяснению представителя Ростехнадзора, такое решение в виде отдельного документа не принимается.  В соответствии с пунктом  28    Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006)  в состав документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, входят: горноотводный акт   и графические приложения, включающие копии топографического плана с ведомостью координат угловых точек, определяющих границы горного отвода, структурные карты и разрезы.

Довод о том, что государственная экспертиза запасов не проводилось границы фактически не уточнялись, не учтено, что по участку проложен газопровод ИП ФИО6, отклоняется.

Предварительные границы горных отводов для участия в аукционе согласованы и ООО «Каньон» (письмо от 15.10.07 года № 01/2140 на площадь 8.5 га по запросу от 06.09.07 года № 48) и ООО «Кондор» (письмо от 09.11.07 года № 01/2329 на площадь 19.4 га по запросу от 20.09.07 года№ 453).   На основании протоколов ТКЗ № 12 от 14.04.55 и № 11 СевКавПГО от 16.10.87 - запасы на Пелагиадского месторождения пильных известняков-ракушечников в объеме 4088.3 тыс. м3 являются разведанными и поставленными на государственный учет протоколом ТКЗ № 12 от 14 04.1955 года.

Границы горного отвода, удостоверяющего уточненные границы горного для ООО «Каньон» на площадь 4.6 га установлены согласно «Проекта горного отвода», выполненного ООО ПИФ «К-Артель». Проект выполнен также согласно Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых РД-07-192-98. Претензий и замечаний к проекту со стороны МТУ Ростехнадзора нет.

Предварительные границы ООО «Каньон» согласованы письмом от 15.10.07 года № 01/2140 на площадь 8.5 га. В эту площадь входит ранее выданный горный отвод на площадь 3.9 га.

По сообщению Ростехнадзора,   проект разработки и рекультивации на площадь 3.9 га выполнен ООО ПИФ «К-Артель». Проведена экспертиза промбезопасности. В настоящее время горные работы ведутся на вышеуказанном горном отводе. ООО «Каньон» проводит работу по корректировке проекта разработки месторождения. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, документы, определяющие уточненные границы горного отвода будут включены в лицензию.

Газопровод индивидуального предпринимателя ФИО6 проложен по запасам Пелагиадского   месторождения   пильных   известняков-ракушечников   (утвержденным   и поставленным на государственный учет) без согласования с органами Госгортехнадзора (в настоящее время МТУ Ростехнадзора) и владельцем горного отвода В настоящее время газопровод находится вне зоны производства горных работ. В дальнейшем владельцем горного отвода будут предпринято отдельное разбирательство - оставление охранной зоны газопровода или его перенос.

Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.

В настоящее время в рамках дела № А63-3655/2011 ООО «Кондор» оспаривается аукцион № 23, протокол по его итогам, а также Приказ Министерства от 02 февраля 2011 года № 37 по тем основаниям, что при его проведении были нарушены требования ст.ст.7, 19. 29 ФЗ РФ «О недрах», в результате чего на торги был выставлен несформированный участок недр, без установления предварительных границ горного отвода, без проведения экспертизы запасов, включающий 0.7 га выработанных запасов и 1.3 га в границах недропользования и землепользования ООО «Кондор». На момент рассмотрения апелляционной жалобы решение не принято.

Доказательств наличия нарушений прав и законных интересов общества в рассматриваемом случае действиями министерства по оформлению и регистрации 04.02.2011 лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ для ООО «Каньон»; установления решением Средне-Кавказского управления Ростехнадзора уточненных границ горного отвода и горноотводного акта от 25 марта 2011 №267, удостоверяющих уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО «Каньон» с графическими приложениями, в деле не имеется.

            В случае предоставления    ООО «Каньон» земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр заявитель не лишен возможности обратиться за защитой нарушенного права в установленном законом порядке.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что  оспариваемые в рамках рассматриваемого дела действия министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, решение Средне-Кавказского управления Ростехнадзора по установлению уточненных границ отвода и горноотводного акта от 25 марта 2011 №267, удостоверяющих уточненные границы горного отвода площадью 4,6 га для ООО «Каньон» с графическими приложениями соответствуют требованиями действующего законодательства, а права и законные интересы заявителя в рассматриваемом случае не нарушены.

В соответствии со статьей 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается: по истечении установленного в лицензии срока ее действия; при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; по инициативе владельца лицензии; непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах; по инициативе недропользователя по его заявлению.

В силу пункта 17.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 №3314-1 сделки, связанные с предоставлением лицензий, являются недействительными при условиях: грубого нарушения правил конкурса или аукциона; отказа претендента от внесения платежа, связанного с предоставлением лицензии; предоставления претенденту незаконных преимуществ перед другими претендентами; нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации или соответствующих антимонопольных требований Закона Российской Федерации "О недрах"; установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в предоставлении лицензии, и претендентом на приобретение лицензии с целью либерализации ее условий и снижения размера платежей, связанных с пользованием недрами; наличия других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С учетом вышеизложенных обстоятельств оснований для обязания министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК прекратить действие лицензии СТВ 00142 ТЭ от 04 февраля 2011 ООО «Каньон» на право пользования недрами для добычи известняков-ракушечников на Пелагиадском месторождении, либо признания недействительной лицензии на пользование недрами СТВ 00142 ТЭ, выданной министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды СК ООО «Каньон», зарегистрированной в реестре №166, у суда не имеется.

 Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края  от   15.12.2011 по делу № А63-7502/2011 не имеется.

При выяснении вопроса о соблюдении процессуальных норм, и уточнения, не затрагиваются ли данным спором интересы Администрации Шпаковского муниципального района, были заслушаны пояснения представителя администрации ФИО7, которая пояснила, что земельный участок ООО «Каньон» для разработки недр по данному горному отводу не предоставлялся; оснований для вступления в дело в качестве третьего лица не имеют, поскольку обжалуются действия и решения других государственных органов, спор не касается земельных участков.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда  Ставропольского края от 15.12.2011 по делу № А63-7502/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                  Л.В. Афанасьева

Судьи                                                                                                 Д.А. Белов

                                                                                                             М.У. Семенов