ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16АП-2139/20 от 10.08.2020 Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,

e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                        Дело № А63-21440/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 10.08.2020

Полный текст постановления изготовлен 17.08.2020 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., при участии в судебном заседании системы онлайн-заседания представителя Федеральной налоговой службы по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края Лихачева Д.А. (доверенность от 26.11.2019) и представителя акционерного общества «Нарзан» Терещенко А.В. (доверенность от 01.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Нарзан» на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2020 по делу № А63-21440/2019,

                                           УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось акционерное общество «Нарзан» (далее – заявитель, АО «Нарзан», налогоплательщик, общество) с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Кисловодску Ставропольского края (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.09.2019 № 3 «О принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа».

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований общества.

Судебный акт мотивирован, тем, что решение о принятии обеспечительных мер не нарушает прав организации, является гарантом исполнения решения инспекции о взыскании доначисленных налогов, пени и штрафа. Оно не ущемляет интересы налогоплательщика, поскольку запрет на отчуждение спорного недвижимого имущества не имеет каких-либо негативных последствий для хозяйственной деятельности АО «Нарзан». Принятая мера не влечет изъятия из оборота организации денежных средств и не препятствует владению и пользованию по своему усмотрению имуществом в текущей производственной деятельности.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, в обоснование доводов ссылается на то, что вынесение налоговым органом решения о принятии обеспечительных мер допускается только при наличии конкретных обстоятельств, дающих основание полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения налогового органа и взыскание указанных в нем недоимки, пеней и штрафов. Общество полагает, что указание в оспариваемом решении на реализацию объектов недвижимости, которые обществу никогда не принадлежали и им не реализовывались, не может служить основанием для принятия обеспечительных мер по результатам проведенной выездной налоговой проверки.

В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган возражает против доводов жалобы.

В судебном заседании представители налогового органа и общества поддержали свои правовые позиции.

Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.

Материалами дела усматривается.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кисловодску Ставропольского края проведена выездная налоговая проверка АО «Нарзан» за период 2014-2016 годы, по результатам которой вынесено решение № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.09.2019 (далее – решение от 06.09.2019 № 2) с суммой дополнительно начисленных платежей в размере 69 675 578,0 руб., в том числе, налогов в размере 38 663 641,0 руб., пени в размере 20 733 020,0 руб., штрафов в размере 10 278 917,0 рублей.

Для обеспечения возможности исполнения Решения № 2 от 06.09.2019, Инспекцией, после вынесения вышеуказанного Решения, в соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса вынесено решение № 3 о принятии обеспечительных мер от 06.09.2019 (далее - решение № 3 от 06.09.2019) в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового орган на общую сумму 70 466 471,6 руб., в том числе:

- на основное строение (административное здание), расположенное по адресу г. Кисловодск, ул. Кирова, 41-43, кадастровый номер объекта 26:34:020205:31, кадастровая стоимость согласно сведениям Росреестра по состоянию на 01.01.2016 -64 130 061,48 руб.,

-на помещение, расположенное по адресу г. Кисловодск, ул. Кирова, 70, кадастровый номер объекта 26:34:150110:549, кадастровая стоимость согласно сведениям Росреестра по состоянию на 01.01.2016 - 3 069 153,55 руб.,

-на нежилое здание, расположенное по адресу г. Кисловодск, ул. Кирова, 43, кадастровая стоимость согласно сведениям Росреестра по состоянию на 01.01.2016 -3 267 257,62 рублей.

Не согласившись с указанным решением инспекции, заявитель в соответствии с главой 19 Налогового кодекса РФ обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Ставропольскому краю.

УФНС России по Ставропольскому краю оставило жалобу от 19.09.2019 № 326 АО «Нарзан» на решение № 3 о принятии обеспечительных мер от 06.09.2019, вынесенное ИФНС России по г. Кисловодску Ставропольского края, без удовлетворения.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд первой инстанции с заявлением.

В соответствии с п. 10 статьи 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Обеспечительными мерами могут быть:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении: недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг); транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений; иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов; готовой продукции, сырья и материалов. При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 Налогового кодекса.

Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог).

Кроме того, несоблюдение налоговым органом механизма наложения запрета на отчуждение имущества, установленного письмом ФНС России от 19.12.2011 № АС-5-2/1501дсп@, влечет нарушение принципа очерёдности применения обеспечительных мер и будет являться основанием для признания решения о принятии обеспечительных мер недействительным.

В этой связи инспекций было правомерно отказано АО «Нарзан» в замене обеспечительных мер по обращениям общества от 13.11.2019 г. № 009892, от 20.11.2019 г. № 380, от 02.12.2019 г. № 400, от 06.12.2019 г. № 010608.

У налогового органа имелись достаточные основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения № 2 от 06.09.2019 и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении по выездной налоговой проверке.

Так, в периоде проведения выездной налоговой проверки (с 07.12.2017 по 04.10.2018) и до момента вынесения решения по проверке (06.09.2019) АО «Нарзан» реализовало (произвело отчуждение) недвижимого имущества и транспортных средств:             

- Иное помещение, строение, вспомогательное здание 357364,Россия, Ставропольский край, Предгорный р-н. Бекешевская ст-ца, Бакинская ул, 1, Этока с, 372 км. 320 м. федеральной автодороги Кавказ тер,1 (Участок Березовский Кисловодского месторождения), 26:29:180112:8, дата отчуждения-23.08.2018 (подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.10.2019 г. № КУВИ-106/2019-61547);

 - Иные строения, помещения и сооружения, Подводящий газопровод высокого давления к ГРПШ-32 и низкого давления от ГРПШ-32 к котельной производственной лаборатории 369380, Россия, Карачаево-Черкесская Респ, Малокарачаевский р-н, урочище Березовая балка, 09:08:0020106:365, дата выбытия - 22.06.2018 г. (подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.09.2019 г. №09/001 /005/2019-16245);

-Иные строения, помещения и сооружения, 369380, Россия, Карачаево-Черкесская Респ, Малокарачаевский р-н, с. Элькуш, юго-запад урочище Березовая балка, примерно в 500 м от с. Элькуш по направлению на юг, 09:08:0020106:336, дата выбытия - 22.06.2018 (подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.09.2019 г. №09/001 /005/2019-16246);

-МЕРСЕДЕС БЕНЦ AXOR 1840LS дата снятия с учета в налоговом органе 08.05.2018, адрес регистрации транспортного средства Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск , ул. Кирова, 43, VIN - идентификационный номер транспортного средства Z9M9440325G753026 (подтверждается ответом на запрос №23260153 от 23.09.2019);

- ФОРД МОНДЕО, дата снятия с учета в налоговом органе       24.01.2019 адрес регистрации транспортного средства Россия, Ставропольский край,    г. Кисловодск , ул. Кирова, 43, VIN - идентификационный номер транспортного средства X9FDXXEEBDBD58811 (подтверждается ответом на запрос №23259930 от 23.09.2019).

Также, согласно данным, имеющимся в налоговом органе в периоде проведения
выездной налоговой проверки АО «Нарзан» реализовало (произвело отчуждение)
следующее имущество:

- иные строения, помещения и сооружения (насосная с сооружениями), дата снятия с учета в налоговом органе 09.06.2018, расположенное по адресу 357700, Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул Пойма Реки Березовки, кадастровый номер объекта 26:34:000000:3242;

- иные строения, помещения и сооружения (служебное здание), дата снятия с учета в налоговом органе 14.06.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, р-н. Предгорный, ст-ца. Ессентукская,ул. Гагарина,78, кадастровый номер объекта 26:29:110104:364;

- иные строения, помещения и сооружения (помещение производственной лаборатории), дата снятия с учета в налоговом органе 02.07.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, р-н. Предгорный, участок Березовский Кисловодского месторождения кадастровый номер объекта 26:29:180112:5;

- иные строения, помещения и сооружения (здание насосной станции 7-РЭ), дата снятия с учета в налоговом органе 02.07.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, р-н. Предгорный, участок Березовский Кисловодского месторождения, кадастровый номер объекта 26:29:180112:9;

- иные строения, помещения и сооружения (Вспомогательное здание), дата снятия с учета в налоговом органе 02.07.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, р-н. Предгорный, участок Березовский Кисловодского месторождения, кадастровый номер объекта 26:29:180112:4;

- иные строения, помещения и сооружения (здание насосной станции 7-БЭ), дата снятия с учета в налоговом органе 02.07.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, р-н. Предгорный, участок Березовский Кисловодского месторождения, кадастровый номер объекта 26:29:180112:6;

- иные строения, помещения и сооружения (вспомогательное здание), дата снятия с учета в налоговом органе 23.08.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, р-н. Предгорный Бекешевская ст-ца, Бакинская ул, 1, Этока с, 372 км. 320 м. федеральной автодороги Кавказ тер,1, кадастровый номер объекта 26:29:180112:8;

- иные строения, помещения и сооружения (подводящий газопровод высокого давления к служебному зданию с установкой ГРПШ-32/6 с РДНК-32/6), дата снятия с учета в налоговом органе 22.06.201, расположенное по адресу Россия, Карачаево-Черкесская республика, Малокарачаевский р-н, Элькуш с, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:388;

- иные строения, помещения и сооружения (вспомогательное здание апартаментного типа для отдыха), дата снятия с учета в налоговом органе 22.06.2018, расположенное по адресу Россия, Карачаево-Черкесская республика, Малокарачаевский р-н, Элькуш, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:386;

- иные строения, помещения и сооружения (подводящий газопровод высокого давления к ГРПШ-32 и низкого давления от ГРПШ-32 к котельной производственной лаборатории), дата снятия с учета в налоговом органе 22.06.2018, расположенное по адресу Россия, КарачаевоЧеркесская Респ, с. Учкекен, ул Ауш, 302, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:365;

- иные строения, помещения и сооружения (вспомогательное здание для обслуживающего персонала) дата снятия с учета в налоговом органе 22.06.2018, расположенное по адресу Россия, Карачаево-Черкесская республика, Малокарачаевский р-н, ,Элькуш с, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:387;

- иные строения, помещения и сооружения, дата снятия с учета в налоговом органе 22.06.2018, расположенное по адресу Россия, Карачаево-Черкесская республика, Малокарачаевский р-н, с. Элькуш, юго-запад урочище Березовая балка, примерно в 1 км от с. Элькуш, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:336;

- машино-место, гаражи, дата снятия с учета в налоговом органе 02.07.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, Кисловодск г., кадастровый номер объекта 26:29:180112:3;

- Мерседес Бенц АХОR 1840LS (дата снятия с учета в налоговом органе 08.05.2018), адрес регистрации транспортного средства Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск , ул. Кирова, 43, VIN – идентификационный номер транспортного средства Z9M9440325G753026;

- Форд Мондео, дата снятия с учета в налоговом органе 24.01.2019, адрес регистрации транспортного средства Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кирова, 43, VIN – идентификационный номер транспортного средства X9FDXXEEBDBD58811;

- земельные объекты (участки) дата снятия с учета в налоговом органе 09.06.2018, расположенное по адресу Россия, Ставропольский край, г. Кисловодск, ул. Кирова, кадастровый номер земельного участка 26:34:060303:1;

- земельные объекты (участки) (дата снятия с учета в налоговом органе 14.06.2018), расположенные по адресу Россия, Ставропольский край, Предгорный р-н, п. Нежинский, гск Нежинский, ущелье «Березовские нарзаны», кадастровый номер земельного участка 26:29:180101:2;

- земельные объекты (участки) (дата снятия с учета в налоговом органе 02.07.2018), расположенные по адресу 357375, Россия, Ставропольский край, Предгорный р-н, п Нежинский, снт. Нежинское, кадастровый номер земельного участка 26:29:180112:1;

- земельные объекты (участки) (дата снятия с учета в налоговом органе 11.07.2018), расположенные по адресу 369152, Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский р-н, с. Архыз, ул Алиева, 20/1, кадастровый номер земельного участка 09:06:0050103:133;

- земельные объекты (участки) (дата снятия с учета в налоговом органе 22.06.2018), расположенные по адресу 369380, Россия, Карачаево-Черкесская республика, Малокарачаевский р-н, с. Элькуш, ул Березовая балка, 1, ур, кадастровый номер земельного участка 09:08:0020106:11.

Таким образом, АО «Нарзан» за период проведения проверки реализовало 13 объектов недвижимого имущества из 40 находящихся в собственности объектов недвижимости (33,0% - третья часть объектов имущества, находящихся в собственности), 5 земельных участков из 26 имеющихся участков (19,0 % - пятая часть имеющихся объектов земельных участков).

Также, согласно данными сети Интернет («Контур-Фокус») указанные объекты недвижимости в решении № 3 о принятии обеспечительных мер от 06.09.2019 в виде запрета на отчуждение имущества объекты недвижимости отчуждены в адрес Бородавкина В.П., который является акционером Общества и аффилированным лицом по отношению к АО «Нарзан».

Доказательств, опровергающих доводы налогового органа о выбытии данного имущества, не было представлено АО «Нарзан».

Судом первой инстанции правомерно указанно, что заявителем могут быть приняты меры по отчуждению имущества, поскольку собственник вправе в любой момент распоряжаться своим имуществом в результате совершения тех или иных сделок. При этом совершение сделок собственником не требует совершения пред­договорных действий, носящих длительный характер и не предполагает публичного уведомления о соответствующем намерении к отчуждению. Обеспечительная мера принимается налоговым органом в целях предупреждения затруднительности (невозможности) решения налогового органа и (или) причинения вреда бюджету, то есть принятие обеспечительной меры может обуславливаться не только фактически совершаемыми, но и предполагаемыми действиями налогоплательщика по отношению к своему имуществу, включая денежные средства. Значение имеет степень вероятности совершения таких действий налогоплательщиком, которая в данном случае высока.

Довод АО «Нарзан» о стабильном росте благосостояния предприятия и отсутствии предпосылок в результате отмены мер причинить вреда бюджету отклоняется судом апелляционной инстанции со следующими основаниями.

Решение инспекции от 06.09.2019 № 3 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа вынесено в целях, предусмотренных пунктом 10 статьи Налогового кодекса РФ, а именно, в целях обеспечения возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговым органом при вынесении решения 06.09.2019 № 3 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа учтены такие обстоятельства, как значительное доначисление суммы налога, пени, штрафа, отсутствие у общества переплаты по налогу, которая могла бы быть зачтена в счет исполнения налоговой обязанности в полном объеме, а также те обстоятельства, что обществом не предпринято никаких мер к погашению начисленных к уплате решением № 2 сумм налогов, и, как ранее указано, наличие значительного объема отчуждаемого имущества.

Следовательно, данные действия налогоплательщика и значительность налоговых доначислений позволяют полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнения решения, которым инспекция установила применение налогоплательщиком схемы, направленной на незаконную минимизацию налоговых обязательств, и произвела значительные налоговые начисления.

Кроме того, согласно анализу расчётного счёта общества с 09.01.2020 по 01.06.2020 от ООО "Открытие Факторинг" в адрес АО «Нарзан» перечислены с 09.01.2020 по 01.06.2020 денежные средства в сумме 178,9 млн. рублей. Возврат денежных средств в адрес ООО "Открытие Факторинг" в указанном периоде отсутствует.

С назначением платежа «Оплата за Бородавкина В.П» по различным договорам гражданско-правового характера перечислено в адрес физических и юридических лиц 31.1 млн. рублей, в том числе в счёт задолженности Общества перед Бородавкиным В.П. по договорам займа 2016-2017 года. Кроме того, более 10 млн. рублей возвращено Бородавкину В.П. по договорам займа 2016,2017 года.

16.9 млн. рублей обналичено с указанием вида платежа «наличная валюта и чеки» (возврат займов сотрудникам).

Также обществу в указанный период выдано кредитов на сумму 340.5 млн. рублей из АО АКБ «ФОРА-БАНК». Перед АО АКБ «ФОРА-БАНК» погашено 260.5 млн. рублей, с назначением платежа «Выдача кредита по кредитному договору N25/11/19/1-кл Акционерное общество "Нарзан" от 27/02/2020», а также «Погашение суммы ссудной задолженности по кредитному договору N25/11/19/1-кл Акционерное общество "Нарзан" от 25/11/2019».

Представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что у общества растёт кредиторская задолженность, производится оплата за Бородавкина В.П. в адрес его контрагентов; осуществляется возврат займов Бородавкину В.П. по договорам 2016-2017 года), происходит обналичивание денежных средств.

Согласно бухгалтерской отчетности общества за 2019 год стоимость основных средств в сравнении с 2017-2018 годом продолжает снижаться: 2017 г. - 860874000 руб., 2018 г. - 791007000 руб., 2019 г. - 759813000 руб. Следовательно, в 2019 году сумма основных средств снизилась на 101 061 000 руб.

Финансовые вложения АО «Нарзан» уменьшились на сумму 250 000 000 руб., так, за 2017 г. сумма финансовых вложений составляла 251 263 000 руб., на 2018 г. - 1263000 руб., на 2019 г. - 1263000 руб.

По состоянию на 2019 год сумма заёмных средств АО «Нарзан» в сравнении с 2017-2018 г.г. увеличилась и составляет 478 930 000 рублей, так за 2018 г. сумма заёмных средств составляет - 380 077 000 руб., за 2017 г. - 166 358 000 руб., следовательно, заёмные средства увеличились на сумму 312 572 000 руб.

Отчёт о финансовых результатах Общества свидетельствует о снижении в 2019 года суммы выручки по сравнении с 2018 годом на 117 129 000 руб. ( 2018 г. -1 012 628 000 руб., 2019 г. - 895 499 000 руб.).

Показатель себестоимости продаж также за 2019 год ниже на 70 111 000 руб. (2018г. - 503 663 000, 2019 г. - 433 552 000 руб.). Показатель коммерческих доходов АО «Нарзан» увеличился на 4 440 000 руб. (2018 г. - 184 013 000 руб., 2019 г. - 188 453 000 руб.). Прочие расходы общества в 2019 году также выросли на 89 277 000 руб. (2018 г. - 63 306 000 руб., 2019 г.-152 583 000 руб.)

Прибыль от продаж общества снизилась в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 43 713 000 руб. (2018 г. - 144 115 000 руб., 2019 г. - 100 402 000 руб.). Также за 2019 год валовая прибыль Общества снизилась на 46 748 000 руб. в сравнении с показателями 2018 года (2018 г. - 508 965 000 руб., 2019 г. - 461 947 000 руб.).

Показатель чистой прибыли за 2019 г. ниже на 11 720 000 руб. по сравнению с аналогичным отчетным периодом (2018 г. - 62 195 000 руб., 2019 г. -50 475 000 руб.).

Совокупный финансовый результат АО «Нарзан» за 2019 год ниже на 11 720 000 руб. (2018 г. - 62 195 000 руб., 2019 г. - 50 475 000 руб.).

Денежные потоки от текущих операций общества за 2018 год - 983 253 000 руб., за 2019 год - 775 853 000 руб., следовательно, указанный показатель ниже на 207 400 000 руб.

Сальдо денежных потоков от текущих операций в бухгалтерской отчетности Общества за 2019 год отражено с отрицательным показателем -77 497 000 руб. по сравнению с 2018 годом 66 364 000 руб.

Денежные потоки от финансовых операций в 2019 году АО «Нарзан» уменьшились на 72 251 000 руб. ( 2018 г. - 571 294 000 руб., 2019 г. - 499 043 000 руб.).

Платежи Общества (связанные с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов и т.д.) снизились в 2019 г. на 230 678 000 руб. (2018 г. - 638 464 000 руб., 2019 г. -407 786 000 руб.).

Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода (2019 г.) АО «Нарзан» составило 4 034 ООО руб., что ниже показателя 2018 года на 5 230 ООО руб. (2018 г. - 9 264 000 руб.).

В соответствии с налоговой декларацией Общества по налогу на прибыль организаций за 2019 год «Доходы от реализации» составляют - 1 019 160 359 руб., «Налоговая база» - 10 602 349 руб., «Сумма исчисленного налога на прибыль» - 1 060 235 руб.

Согласно аналогичным показателям налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2018 год АО «Нарзан» «Доходы от реализации» составляют - 1 032 457 575 руб., «Налоговая база» - 15 308 191 руб., «Сумма исчисленного налога на прибыль» - 1 530 820 руб.

Следовательно, доходы от финансово-хозяйственной деятельности АО «Нарзан» в 2019 году снизились на 13 297 216 руб., прибыли Общества также уменьшилась на 4 705 842 руб. В этой связи, показатели финансово-хозяйственной деятельности АО «Нарзан» значительно снизились в сравнении с предыдущим отчётным периодом.

Довод АО «Нарзан» о том, что принятие инспекцией решения № 3 о принятии обеспечительных мер ограничивает его права по распоряжению имуществом, не может, признан обоснованным, по следующим основаниям.

Норма, закрепленная в п.п. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ, не ограничивает права налогоплательщика по распоряжению принадлежащим ему имуществом, так как предусматривает возможность его реализации, но с согласия налогового органа.

Решение о принятии обеспечительных мер не нарушает прав организации, а является гарантом исполнения решения инспекции о взыскании доначисленных налогов, пени и штрафа. Решение инспекции не ущемляет интересы налогоплательщика, поскольку запрет на отчуждение спорного недвижимого имущества не имеет каких-либо негативных последствий для хозяйственной деятельности АО «Нарзан».

Принятая мера не влечет изъятия из оборота организации денежных средств и не препятствует владению и пользованию по своему усмотрению имуществом в текущей производственной деятельности.

Следовательно, принятие решения № 3 о принятии обеспечительных мер от 06.09.2019 в виде запрета на отчуждение имущества направлено на сохранение существующего состояния отношений и на обеспечение исполнимости решения от 06.09.2019 № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно материалам, представленным в дело АО «Нарзан» подал обращение от 28.10.2019 г. № 009388 о получении согласия налогового органа на отчуждение (передачу в залог) Банку имущества, включенного в решение № 3 от 06.09.2019 г. о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа.

Налоговым органом правомерно было отказано АО «Нарзан» в получении согласия на отчуждение (передачу в залог) Банку (ПАО ВТБ) имущества, поскольку между                              АО «Нарзан» и Банку (ПАО ВТБ) было заключено кредитное соглашение № 2 от 25.09.2019 к Кредитному соглашению № КС-ЦС-709000/2016/00134 от 26.10.2016 г., то есть данное соглашение было принято позже вынесенного решения инспекции о принятии обеспечительных мер от 06.09.2019 г.

Кроме того, отмена обеспечительных мер позволила бы налогоплательщику отклониться от выполнения налоговых обязательств, а также затруднить или сделать невозможным в дальнейшем решения № 3 от 06.09.2019 г.

Также, АО «Нарзан» не было представлено доказательства того, что из-за вынесения решения № 3 от 06.09.2019 г. общество не сможет выполнить свои финансовые обязательства перед бюджетом, контрагентами и работниками.

Согласно пояснениям представителя инспекции, следует что решением Управления от 03.03.2020 года № 08-19/005738 решение Инспекции от 06.09.2019 года № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учётом решения от 26.11.2019 года о внесении изменений в решение № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.09.2019 года, а также решения от 24.12.2019 года о внесении изменений в решении № 2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.09.2019 отменено в части начисления штрафных санкций в сумме 5 099 847, 50 рублей.

Таким образом, суд первой инстанции, верно установил, что действия инспекции, выразившиеся в вынесении решения № 3 о принятии обеспечительных мер от 06.09.2019 в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества
налогоплательщика без согласия налогового орган, являются правомерными.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы, в части того, что в представленных налоговым органом выписках ЕГРП указаны объекты не принадлежащие и нереализованные обществом.

Так ошибочное указание налоговым органом сведений об отчуждении АО «Нарзан» объектов недвижимого имущества (кадастровый номер объекта 26:29:180112:8, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:365, кадастровый номер объекта 09:08:0020106:336), а также что транспортное средство МЕРСЕДЕС БЕНЦ AXOR 1840LS снято с учета в налоговом органе 08.05.2018, а право собственности общества было прекращено 22.04.2015, а так же транспортное средство ФОРД МОНДЕО снято с учета в налоговом органе 24.01.2019, а фактически было передано 28.12.2018 структурному подразделению Общества в Московское региональное представительство АО «Нарзан», само по себе не может служить основанием для принятия обеспечительных мер по результатам проведенной выездной налоговой проверки, при этом в материалах дела нашло свое подтверждение то обстоятельство, что АО «Нарзан» реализовало (произвело отчуждение) недвижимого имущества и транспортных средств (всего 20 объектов) в периоде проведения выездной налоговой проверки (с 07.12.2017 по 04.10.2018) и до момента вынесения решения по проверке (06.09.2019), что безусловно свидетельствует об избранном обществом способе обращения с имуществом при котором вызовет затруднение выполнения решения налогового органа вынесенного по результатам выездной налоговой проверки.

 В связи с указанным способом обращения с имуществом общества, так же подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что реализация налогоплательщиком части принадлежащего ему имущества является его правом и не может быть сама по себе расценена как угроза возможности исполнения решения налогового органа.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы, в части того, что для Общества повлечет существенные финансовые потери отказ Банка от выполнения принятых на себя обязательств по реструктуризации долга без отчуждения (передачи в залог) в пользу Банка имущества, подвергнутого обеспечительным мерам налогового органа, что так же может вызвать социальную напряженность как на самом предприятии, так и в регионе пребывания (деятельности) АО «Нарзан» в связи с возникшими в указанном случае задержками по выплате работниками заработной платы и иным платежам. Данными действиями общество совершает предпочтительные действия в отношении одного из кредиторов, в данном случае банка, ожидающего получить в залог имущество, подвергнутое обеспечительным мерам налогового органа.

Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права, нарушений норм материального и процессуального права, являющимися в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решением суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 11.06.2020 по делу                                   № А63-21440/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный  срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                              Д.А. Белов

Судьи                                                                                             Л.В. Афанасьева                                                                                                                            М.У. Семенов