ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357601, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. 8(87934) 6-09-16, факс: 8(87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А61-192/2020
17 сентября 2020 года
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года,
полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при участии в судебном заседании представителя ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО1 (доверенность от 26.03.2020); представителя Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания – при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апостоловой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 25.06.2020 по делу № А61-192/2020,
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - РСТ, региональная служба) о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2020 по делу № 84-19.8.1/2019 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 25.06.2020 заявленные требования удовлетворены частично.
Судом первой инстанции постановление № 84-19.8.1/2019 от 22.01.2020 о наложении на учреждение административного штрафа по части 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ изменено в части меры административного наказания, суд первой инстанции снизил размер административного штрафа до 50 000 рублей, в остальной части в удовлетворении заявлениясудом первой инстанции отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях учреждения состава вмененного правонарушения; отсутствием процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела; отсутствием оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ; а также наличием оснований для снижения административного штрафа ниже низшего предела.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает о том, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного заявителем правонарушения; не учтено отсутствие негативных последствий; указывает об отсутствии намерений скрыть информацию, ранее к административной ответственности за подобные правонарушения не привлекалось, необходимую информацию раскрыло на сайте; указывает об отсутствии доказательств причинения экономического ущерба интересам государства, что является основанием для признания правонарушения малозначительным; указывает о том, что применение в данном случае меры административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 0000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины привлеченного к административной ответственности.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель региональной службы в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса, в соответствии с подпунктом 53 пункта 2.2 положения о Региональной службе по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - Служба), утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2016 № 24, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее по тексту - Постановление № 570), проведен осмотра сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система» Федеральный орган регулирования -региональные органы регулирования - субъекты регулирования (далее - ЕИАС).
12.12.2019 региональной службой составлен акт проверки (т. 2 л. д. 30-34).
12.12.2019 региональной службой составлена служебная записка (т. 2 л.д. 29).
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) от 12.12.2019 и служебной записке от 12.12.2019 ФГБУ ЦЖКУ МО РФ по состоянию на 12.12.2019 не раскрыта информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 4.8 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 2.12 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения на 2019 год в соответствии с формой 3.10 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 1.9 Приказа.
12.12.2019 вынесено уведомление № 1499 в соответствии с которым законному представителю учреждения, надлежаще оформленными полномочиями предложено явиться 20 декабря 2019 года в 11 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении и дачи пояснений по факту выявленного административного правонарушения (т. 2 л.д. 37-38).
Данное уведомление направлено в адрес учреждения заказным письмом с уведомлением и вручено ему 17.12.2019, что подтверждается уведомлением о вручении (т.2 л.д. 34).
20.12.2019 составлен региональной службой составлен протокол об административном правонарушении №137-19.8.1/2019 (т.2 л.д. 41-46).
Настоящий протокол составлен в отсутствие представителя учреждения, извещенного надлежащим образом.
В соответствии с настоящим протоколом в действиях учреждения усматриваются признаки состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ.
В данном протоколе указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 30.12.2019 в 12 часов 00 минут (т.2 л.д. 46).
30.12.2019 вынесено определение об отложении рассмотрения административного дела, в соответствии с которым рассмотрение дела отложено на 11 часов 30 минут 22.01.2020 (т. 2 л.д. 54).
Данное определение направлено в адрес учреждения заказным письмом с уведомлением и вручено ему 14.01.2020, что подтверждается уведомлением вручении (т. 2 л.д. 53).
22.01.2020 региональной службой вынесено постановление по делу № 137-19.8.1/2019 о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении (т.2 л.д. 55-60).
Настоящее постановление вынесено в присутствии представителей учреждения ФИО2, действующей по доверенности от №3 от 21.01.2020 и ФИО3, действующей по доверенности № 4 от 01.01.2020 (т. 2 л.д. 55).
В соответствии с настоящим постановлением учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т.2 л.д. 60-61).
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 АПК РФ, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением об оспаривании данного постановления.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок раскрытия субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса сведений (информации) о своей деятельности с целью защиты интересов потребителей.
Объективная сторона состоит в предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий.
Субъектам административного правонарушения в рассматриваемом случае является учреждение.
Субъективная сторона характеризуется умыслом, виной.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования», подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Постановление № 6) регулируемыми организациями информация раскрывается путём размещения в Федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система» с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия) утвержденных Приказом ФАС России от 13.09.2018 №1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования региональные органы регулирования - субъекты регулирования».
Согласно подпункту 3 пункта 15 Постановления № 570, регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 25 Постановления № 570, информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, содержит: а) форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии по результатам рассмотрения указанной заявки решения и уведомлении о принятом решении, основания аннулирования заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения, отказа в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; д) регламент подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению (технологическому присоединению) к системе теплоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети «Интернет» и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 28 Постановления № 570 информация, указанная в пункте 25 Постановления № 570, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 14 Постановления № 6 регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 24 Постановления № 6 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения, содержит: а) форму заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, и указание на запрет требовать представления документов и сведений или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии решения и информировании о принятом по результатам рассмотрения указанной заявки решении (возврат документов, прилагаемых к заявке о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, либо направление подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения), основания для отказа в принятии к рассмотрению документов, прилагаемых к заявлению о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, в подписании договора о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения; д) регламент подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению к централизованной системе холодного водоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети «Интернет» и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 27 Постановления № 6 информация, указанная в пункте 24 данного постановления, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Согласно пункту «з» пункта 35 Постановления № 6 регулируемой организацией подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 45 Постановления № 6 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения, содержит: а) форму заявки о подключении к централизованной системе водоотведения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой о подключении к централизованной системе водоотведения, и указание на запрет требовать представления документов и сведений или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о подключении к централизованной системе водоотведения (в том числе в форме электронного документа), принятии решения и информировании о принятом по результатам рассмотрения указанной заявки решении (возврат документов, прилагаемых к заявке о подключении к централизованной системе водоотведения, либо направление подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе водоотведения), основания для отказа в принятии к рассмотрению документов, прилагаемых к заявке о подключении к централизованной системе водоотведения, в подписании договора о подключении к централизованной системе водоотведения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; д) регламент подключения к централизованной системе водоотведения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения к централизованной системе водоотведения, сведения о размере платы за услуги по подключению к централизованной системе водоотведения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении к централизованной системе водоотведения.
Согласно пункту 48 Постановления № 6 информация, указанная в пункте 45 Постановления № 6, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 56 Постановления № 6 регулируемыми организациями подлежит раскрытию информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 66 Постановления № 6 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения, содержит: а) форму заявки о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, и указание на запрет требовать представления документов и сведений или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения; в) реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения (в том числе в форме электронного документа), принятии решения и информировании о принятом по результатам рассмотрения указанной заявки решении (уведомление о необходимости представления недостающих документов и сведений либо направление подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения), основания для отказа заявителю в подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, отказа в заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения, увеличения срока направления подписанного проекта договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; г) телефоны, адреса и график работы службы, ответственной за прием и обработку заявок о заключении договора о подключении к централизованной системе горячего водоснабжения; д) регламент подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, утверждаемый регулируемой организацией, включающий сроки, состав и последовательность действий при осуществлении подключения к централизованной системе горячего водоснабжения, сведения о размере платы за услуги по подключению к централизованной системе горячего водоснабжения, информацию о месте нахождения и графике работы, справочных телефонах, адресе официального сайта регулируемой организации в сети "Интернет" и блок-схему, отражающую графическое изображение последовательности действий, осуществляемых при подключении к централизованной системе горячего водоснабжения.
Согласно подпункту 69 Постановления № 6 информация, указанная в пункте 66 Постановления № 6, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
Как следует из пояснений учреждения (том 2 л.д.47-48) шаблон OPEN.INFO.PRICE «Показатели, подлежащие раскрытию (цены и тарифы)» размещен учреждением в установленные законодательством сроки в Федеральной государственной информационной системе ЕИАС и на сайте учреждения, что подтверждается квитанциями о принятии отчетов. Письмо о размещении шаблонов направлялось в адрес РСТ 29.12.2018 с электронной почты otr2@uvo.zhky.ru. В шаблонах OPEN.INFO.PRICE вкладка с информацией о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе отображается только при условии выбора «Да» в графе «Организация осуществляет подключение к централизованной системе» в «Титульном листе». Согласно разъяснениям поддержки пользователей ФГИС ЕИАС параметр «Нет» на «Титульном листе» вводится для тех организаций, которые не осуществляют подключение к системе. То есть, если организация технически не осуществляет процедуру подключения, следует выбирать параметр «нет». Уставом учреждения вид деятельности «Подключение к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, горячего водоснабжения» - не предусмотрен, в связи с чем, учреждение не имеет возможности оказывать данные услуги. Для возможности подключения потребителя собственными силами на сайте www.zhky.ru в разделе «Раскрытие информации» размещен порядок выдачи технических условий на присоединение к сетям и образец заявления о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение к инженерным сетям).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт совершения учреждением правонарушения подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Правонарушение выразилось в том, что учреждение, в нарушение Стандартов раскрытия информации, не раскрыло информацию, доступ к которой должен быть обеспечен неопределенному кругу лиц независимо от цели ее получения, по осуществляемым регулируемым видам деятельности за 2019 год с нарушением установленных сроков: не раскрыта информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 4.8 Приказа ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18 «Об утверждении форм размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в федеральной государственной информационной системе «ЕАИС» (далее - Приказ №1288/18), о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе холодного водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 2.12 Приказа, о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения на 2019 год в соответствии с формой 3.10 Приказа, ), о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе горячего водоснабжения на 2019 год в соответствии с формой 1.9 Приказа.
Суд первой инстанции правильно указал, что согласно сведениям, размещенным на сайте portal.eias.ru, учреждение вышеуказанную информацию по состоянию на 12.12.2019 не раскрыло в установленные Стандартами сроки, что подтверждается скриншотами с ресурса portal.eias.ru в сети Интернет, протоколом от 20.12.2019.
Учреждение не представило во время составления протокола об административном правонарушении документы, опровергающие факт выявленного правонарушения.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства принятия учреждением всех зависящих от него мер по не допущению выявленного правонарушения, в материалах настоящего и административного дел отсутствуют.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения учреждением указанной обязанности, не установлено.
Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что предприятие, в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы не могло своевременно исполнить возложенные на него обязанности по своевременному раскрытию информации, заявителем в материалы дела не предоставлено. Предприятие является субъектом предпринимательской деятельности и свою деятельность должно осуществлять со всей заботливостью и осмотрительностью. Суд считает, что предприятие не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для освобождения учреждения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Административный штраф назначен в пределах санкции вмененной статьи.
Суд первой инстанции, проверяя соразмерность назначенного административного наказания, пришел к правильному выводу о том, что назначенное юридическому лицу административного наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей подлежит изменения, по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, мера назначения должна избираться с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Одним из принципов привлечения лица к ответственности является правовой при индивидуализации наказания.
При рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо оценить все стороны нарушения, наступившие последствия, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ - при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Основными критериями при рассмотрении указанного вопроса согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ являются характер совершенного административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, при решении вопроса о наличии оснований для снижения размера штрафа ниже минимального размера надлежит учитывать ряд обстоятельств, в том числе характер административного правонарушения, степень и форму вины нарушителя, наступившие последствия; реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Все указанные обстоятельства должны быть оценены в совокупности.
Суд первой инстанции правильно установил, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей не отвечает вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, а также дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, носит неоправданно карательный характер, направлено на экономическое подавление субъекта.
В данном случае, рассмотрев в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, его последствия и степень вины учреждения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о снижении размера административного наказания ниже низшего предела.
Апелляционный суд находит верным вывод суда первой инстанции о том, что снижение размера административного штрафа до 50 000 руб. будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, так как сам факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела пришел к выводу о наличии оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначении штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Назначенное учреждению административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного заявителем правонарушения; не учтено отсутствие негативных последствий; указывает об отсутствии намерений скрыть информацию, ранее к административной ответственности за подобные правонарушения не привлекалось, необходимую информацию раскрыло на сайте; указывает об отсутствии доказательств причинения экономического ущерба интересам государства, что является основанием для признания правонарушения малозначительным; указывает о том, что применение в данном случае меры административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 0000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины привлеченного к административной ответственности-отклоняются.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая характер совершенного правонарушения, апелляционный суд учитывает, что деяние учреждения образуют состав административного правонарушения формально.
Оценивая личность правонарушителя, апелляционный суд учитывает, что учреждение, являясь профессиональным участником рынка, имеющим квалифицированных специалистов, имело возможность для соблюдения стандартов раскрытия информации естественных монополий и организаций коммунального комплекса, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административное правонарушение, совершенное учреждением, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области государственного регулирования тарифов.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своей публично-правовой обязанности по своевременному и в полном объеме раскрытию информации в соответствии со стандартами.
Отсутствие последствий допущенного нарушения само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.
Доказательства исключительности применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, что необходимо для квалификации правонарушения как малозначительного, в материалах дела отсутствуют.
Апелляционный суд учитывает, что учреждение постановлением региональной службы от 14.06.2019 по делу № 84-19.8.1/2019 было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ; решением суда первой инстанции от 01.01.2019 по делу № А63-2988/2019 постановление региональной службы признано законным и обоснованным; апелляционной и кассационной инстанциями решение суда первой инстанции от 01.01.2019 оставлено в силе.
Оценив характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, размер вреда и тяжесть наступивших последствий апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Довод учреждения о том, что его действия не носят умышленного и преднамеренного характера, поэтому не могут быть квалифицированы как административное правонарушение подлежат отклонению, поскольку материалами дела подтверждается факт совершения административного правонарушения.
Доказательств принятия всех мер к недопущению нарушения учреждением не представлено.
Довод о том, что применение в данном случае меры административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 0000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины привлеченного к административной ответственности-отклоняется, поскольку избранная судом мера ответственности (штраф в размере 50 000 руб.) отвечает требованиям статей 3.5, 4.1 и 4.2 КоАП РФ, согласуется с принципами разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины учреждения в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, учел характер содеянного, личность виновного отсутствие смягчающих обстоятельств и определения административного наказания в пределах установленной санкции, в связи с чем, отсутствуют основания для признания решения суда первой инстанции незаконным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 25.06.2020 по делу № А61-192/2020.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия – Алания от 25.06.2020 по делу № А61-192/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Л.В. Афанасьева
Судьи Д.А. Белов
Н.В. Макарова